Содержание №п/п
|
Наименование разделов
|
Стр.
|
1.
|
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
|
2
|
1.1.
|
Пояснительная записка
|
2
|
1.2.
|
Инновационная деятельность
в дошкольном образовательном учреждении
|
3
|
1.3
|
Цели и задачи программы
|
5
|
1.4
|
Условиям реализации программы
|
6
|
2.
|
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
|
7
|
2.1
|
Методические рекомендации по реализации программы
|
7
|
2.2
|
Ожидаемые результаты реализации программы
|
11
|
3.
|
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
|
12
|
3.1
|
План мероприятий психолого-педагогического сопровождения развития инновационного потенциала педагогического коллектива
|
12
|
3.2
|
Развернутое содержание тренинговой программы
|
15
|
4.
|
Список используемой литературы
|
63
|
5.
|
Приложение 1 Организация инновационной деятельности педагогов (Семинар-тренинг для педагогов)
|
64
|
|
Приложение 2
Комплект анкет для педагогов
Диагностика готовности педагогического коллектива к инновациям
|
77
|
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
Современная образовательная политика в сфере образования отличается стандартизацией на всех его ступенях, начиная со ступени дошкольного образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет первый уровень образования – дошкольное образование. А это требует от педагогов дошкольных образовательных учреждений включения в инновационную деятельность, обеспечивающую отбор содержания образования детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО, реализацию современных технологий, отражающих системно-деятельностный подход к образованию.
Актуальность
В связи с введением ФГОС актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Единственно возможный путь — инновационная деятельность детского сада в целом и каждого педагога в частности.
В последнее десятилетие для развития дошкольного образования характерны инновационные процессы. Профессор кафедры педагогики начального и дошкольного образования ГОУ ВО МО "Государственного гуманитарно-технологического университета А. А. Майер отмечает, что основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования являются поиск и освоение инноваций, способствующих проявлению качественных изменений в деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Вопросы осуществления инноваций в дошкольном образовании освещены в работах B.C. Лазарева, Н.Д. Малахова, A.M. Моисеева, М.М. Поташника и др. По мнению М. В. Кларина, педагогическая инновация представляет целенаправленное изменение, вносящее в образовательное пространство (среду) стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.
В.А. Сластениным, И.Ф. Исаевым, А.И. Мищенко, Е.Н. Шияновым инновация рассматривается как процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.п.). Инновация характеризует поиск, внедрение в образовательный процесс и творческое переосмысление идеальных методик и программ.
Таким образом, инновационный процесс – это комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.
Инновационная деятельность
в дошкольном образовательном учреждении
Цель использования инноваций — создать личностно-ориентированную образовательную среду в ДОУ, позволяющую формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов.
Задачи:
воспитывать социально–личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески;
развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности;
научить детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышения уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании:
требования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к качеству образования на всех его уровнях, ФГОС ДО в части требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения (кадровое обеспечение);
необходимость ведения активного поиска путей решения существующих в дошкольном образовании актуальных проблем, связанных с введением ФГОС ДО;
стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению образовательных услуг, сделать их более разнообразными и, тем самым, сохранить конкурентоспособность каждого ДОУ;
научные исследования;
социокультурная среда — потребность дошкольных образовательных учреждений в новых педагогических системах;
творческая вариативность педагогов;
заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в развитии детей.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
• здоровьесберегающие технологии;
• технологии проектной деятельности
• технология исследовательской деятельности
• информационно-коммуникационные технологии;
• личностно-ориентированные технологии;
• технология портфолио дошкольника и воспитателя
• игровая технология и др.
Развитие современного общества предъявляет новые требования к организации образовательного процесса, ключевой фигурой которого является педагог, компетентный, способный к самообразованию и совершенствованию своего профессионального и педагогического мастерства. Реализация ФГОС невозможна без внедрения инноваций, новых технологий и методов работы в образовательный процесс подготовки современного специалиста. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогического работника.
Для успешной реализации ФГОС СПО каждый педагог должен постоянно обновлять свои знания, совершенствовать навыки и умения, чтобы иметь возможность, с одной стороны передать их своим обучающимся, а с другой - поделиться своими наработками, инновационными «педагогическими секретами» с коллегами.
Каждый педагог – творец технологии. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Актуальным остаётся вопрос готовности самого педагога к инновационной деятельности. Существует множество факторов, негативно влияющих на саморазвитие и профессиональный рост педагога.
Все это делает особо важным участие педагога-психолога в проведении психопрофилактики и психопросвещения в образовательном процессе. Поэтому задача педагога-психолога - помочь педагогам осмыслить свою внутреннюю позицию, признать наличие проблем, обозначенных ФГОС ДО, как новые целевые ориентиры и принципы, понять их причины, избавиться от чувства тревожности, осознать свои силы и возможности личностного профессионального роста.
Также необходима эмоционально – психологическая поддержка, формирование мотивации - как основного стержня к саморазвитию педагога, его стремления к достижению новых вершин в педагогике, личной жизни.
Нормативно-правовые основания для разработки программы
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО); Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 792-р об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образование» на 2013-2020 годы; Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, (утв. Правительством РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р) и направлена на развития инновационного потенциала педагогического коллектива в условиях введения и реализации ФГОС.
Положив в основу данные законы, мы разработали этапы, алгоритм и схему организации психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности педагогов ДОУ.
1.3 Цели и задачи программы
Цель программы: Развитие инновационного потенциала коллектива на основе анализа готовности педагогов к инновациям.
Задачи программы:
1. Раскрытие сущности инновационной деятельности педагогических работников на основе анализа научной психолого-педагогической литературы и практики.
2. Проведение диагностики готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности.
2. Создание программы развития инновационного потенциала коллектива.
3.Формирование инновационного мышления и инновационного опыта педагогов.
4. Повышение мотивации педагогов на участие в освоении нового передового педагогического опыта и медиатехнологий.
Целевая аудитория: педагоги, администрация МАДОУ
Программа разработана в рамках реализации основного годового направления по психопрофилактике и психопросвещению образовательного процесса.
1.4 Условиям реализации программы:
В процессе реализации программы необходимо соблюдение определенных условий:
Психолого-педагогическое обеспечение.
Содержание деятельности в МАДОУ:
Обеспечение психолого-педагогических условий:
формирование благоприятного психологического микроклимата в коллективе;
соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
использование современных педагогических технологий, в том числе ИКТ для оптимизации образовательного процесса.
Обеспечение здоровьесберегающих условий:
сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов;
профилактика умственных и психологических перегрузок;
профилактика профессионального выгорания;
соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм.
Программно-методическое обеспечение.
Использование в процессе деятельности
диагностического инструментария (комплект анкет для педагогов):
анкета «Готовность к осуществлению инновационной деятельности»,
анкета «Факторы, негативно влияющие на саморазвитие педагога»,
анкета «Восприимчивость педагогов к новому»,
анкета «Информационная готовность педагогического коллектива»,
анкета «Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств»,
анкета «Антиинновационные барьеры педагогов, препятствующие освоению инноваций»).
Изучение удовлетворённости педагогов своей профессией и работой.
коррекционно - развивающих программ:
Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. «Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители)»; В.А. Кан-Калика «Тренинг профессионально-педагогического общения», М.Кипниса «Тренинг коммуникации»; Мартынец Л.А. «К вершинам мастерства» Программа педагогического образования педагогов.
научно-методической базы: наличие методических рекомендаций, пособий, справочной, энциклопедической, научно – методической литературы, содержание которых способствует развитию самообразования, развитию познавательного и творческого потенциала каждого педагога.
Кадровое обеспечение
Осуществление коррекционной работы специалистом педагогом-психологом
Материально - техническое обеспечение
Помещение для поведения тренинговой программы, семинаров; кабинет педагога-психолога для проведения консультативной работы, наличие специализированных методических материалов, дидактических пособий, диагностический инструментарий; достаточная среда: интерактивная доска, сенсорная комната, песочная студия для снятия психоэмоционального напряжения, профилактики стрессов в педагогической деятельности в рамках тренинговой программы по профилактике профессионального выгорания.
Информационное обеспечение
Состоит в размещении необходимых информационно-просветительских материалов на информационном стенде для педагогов, сайте детского сада и других информационных носителях.
2. Содержательный раздел
Методические рекомендации по реализации программы
Работа по развитию инновационного потенциала педагогического коллектива реализуется поэтапно в течение 2017-2018 у. г.
Под инновационным потенциалом педагогического коллектива в науке понимается «его способность к саморазвитию и реализации в сфере образования инновационных идей, проектов и технологий».
Инновационный потенциал педагогического коллектива – это совокупность социокультурных и творческих характеристик личности, которые выражаются в готовности совершенствовать педагогическую деятельность. Наличие инновационного потенциала связано со способностью продуцировать (создавать) новые идеи, а главное моделировать их в практической деятельности.
С целью развития инновационной деятельности, были определены этапы и план действий по развитию инновационного потенциала педагогического коллектива МАДОУ МО г. Нягань д/с № 6 «Рябинка» Для определения уровня творческого потенциала педагогов были разработаны критерии и показатели определения инновационного потенциала педагогического коллектива.
Результатами его реализации в практике учреждения являются:
на подготовительном этапе – мотивационная готовность педагогов к освоению новшеств;
на организационно – прогностическом этапе - теоретическая готовность
на практическом этапе – практическая готовность;
на контрольно-оценочном этапе – достижение согласования между желаемым и реальным уровнем ИППК.
С целью формирования у педагогов установки на инновационную деятельность и развитие их творческого потенциала нами была проведена соответствующая работа.
Этапы подготовки и внедрения программы
I. Подготовительный этап по развитию инновационного потенциала педагогического коллектива (сентябрь-октябрь 2017-2018 уч. год)
Целью этого этапа является обеспечение мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.
Деятельность на данном этапе предполагает:
Анализ диагностического инструментария определения готовности педагогов к инновационной деятельности (Приложение 2);
Диагностика готовности педагогического коллектива к инновациям.
Выявление причин низкой готовности педагогов к инновациям;
Выявление потребностей в инновациях, определение их типа;
Прогнозирование возможных отклонений от цели, нежелательных препятствий и последствий;
Формирование проблем и противоречий, нуждающихся в ликвидации с помощью определенных мер.
Создание мотивации на достижение успеха, на самоактуализацию.
Результаты исследования показали, что 45% педагогов склонны к инновационной деятельности, однако не хотят максимально развивать свою индивидуальность, не стремятся к самоактуализации.
37% педагогов хотят знать свои личностные качества и готовы к инновациям.
Такие педагоги воспринимают перемены своей деятельности положительно, способны к разрушению неадекватных стереотипов и формированию новых инновационных установок. Это значит, что педагоги стремятся к личностному и профессиональному росту, испытывают потребность к новому знанию, проверке на практике полученных знаний о новшествах в рамках своей профессии, в новизне, обновлении, смене обстановки, потребности в контактах с новыми и интересными людьми.
10% педагогов хотят, но не могут по определённым объективным и субъективным причинам расширить границы своей индивидуальности, изменить ценностные ориентации, преодолеть внутренние барьеры и поэтому не могут достичь максимальных результатов в самоактуализации своей личности.
Для выявления уровня инновационных барьеров использовалось анкетирование «Антиинновационные барьеры педагогов, препятствующие освоению инноваций».
На основании полученных результатов высокий уровень инновационных барьеров присущ всего 18 % педагогов, со средним уровнем инновационных барьеров оказалось 45 % педагогов и с низким уровнем – 37 % педагогов. Чем меньше инновационных барьеров у педагогов, тем выше уровень ИППК (инновационный потенциал педагогического коллектива).
Результаты исследований показали, что 37% педагогов имеют выраженную потребность в развитии. Они воспринимают новшества первыми, постоянно ими интересуются, смело их внедряют и могут идти на риск. У 10 % педагогов потребность в саморазвитии слабо выражена. И у 53 % педагогов потребность в саморазвитии блокирована.
Для выявления факторов, негативно влияющих на саморазвитие педагога использовалось анкетирование «Факторы, негативно влияющие на саморазвитие педагога».
Из факторов, которые блокируют саморазвитие, педагогами были отмечены состояние здоровья, нехватка времени, большая педагогическая нагрузка, ограниченные ресурсы, тяжёлые жизненные обстоятельства.
Диагностика уровня готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности позволила разработать программу психолого-педагогического сопровождения развития инновационного потенциала педагогов.
После завершения диагностического этапа был проведен второй организационно – прогностический этап по развитию инновационного потенциала педагогического коллектива.
II. Организационно – прогностический этап (ноябрь-декабрь 2017-2018 уч. год)
Целью этого этапа является усиление мотивационной готовности, обеспечение теоретической готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.
Деятельность на данном этапе предполагает:
Постановка цели, определение задач.
Поиск психолого-педагогических идей.
Создание программы психолого-педагогического сопровождения развития инновационного потенциала педагогов.
Прогнозирование ожидаемых положительных результатов.
III. Практический этап (январь-апрель 2017-2018 уч. год)
Целью обеспечение практической готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.
Деятельность на данном этапе предполагает:
Проведение семинара-тренинга на тему «Организация инновационной деятельности педагогов» (Приложение 1).
Проведение комплексной тренинговой программы, направленной на актуализацию личностного потенциала, смену ценностных ориентаций, освоение инновационных методик, техник, приемов в сфере профессии, профилактику стрессов в педагогической деятельности.
Индивидуальные и групповые консультации.
Разработка методических рекомендаций для педагогов по организации собственной инновационной деятельности, оценке её результатов.
Обобщение опыта своей работы в виде публикаций.
IV. Контрольно-оценочный этап, который будет осуществлён в мае –декабре 2018 уч. года
Целью этого этапа является выявление рассогласования между желаемым и реальным уровнями инновационного потенциала педагогического коллектива.
Деятельность на данном этапе предполагает:
Диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива.
Оценка в системе показателей:
восприимчивость педагогов к новому;
подготовленность к освоению новшеств;
степень творческой активности.
Установление причин рассогласования между желаемыми и реальными уровнями инновационных потенциалов.
Обобщение позитивного опыта осуществления программных мероприятий.
Составление программы деятельности педагогического коллектива по дальнейшему развитию инновационного потенциала.
Внедрение новых идей в педагогическом коллективе.
Таким образом, исходя из задач образовательного учреждения по этому направлению проведение работы включает три основных блока:
1. Выявление проблемы (наблюдения, диагностика, анализ данных).
2. Практические занятия – тренинги, семинары, консультации.
3. Обратная связь. Рефлексия.
Условиями реализации инновационной деятельности
в образовательном учреждении являются:
готовность всех субъектов инновационного процесса к инновационной деятельности;
соответствие содержательной стороны инновационного процесса реальным условиям образовательного учреждения;
эффективная деятельность руководителей по управлению инновационной деятельностью;
осуществление преобразований на безупречной правовой основе;
обоснованный подход к выбору инноваций;
наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе.
Ожидаемые результаты реализации программы:
1. Создание системы развития инновационного потенциала педагогического коллектива.
2. Рост профессионализма и готовности к инновациям педагогов.
3. Достижение высокого уровня инновационной деятельности педагогического коллектива.
Заключение
Эффективность деятельности педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала будет достигнута, если:
- конструировать ее как динамический процесс, характеризующийся преемственностью его этапов в соответствии с содержанием, формами и методами работы, нацеленными на развитие инновационного потенциала педагогического коллектива;
- последовательно развивать восприимчивость педагогов к новшествам; обеспечивать их подготовленность к освоению новшеств;
- повышать уровень новаторства и творческой активности педагогов в коллективе;
- обеспечивать психолого-педагогические и организационно-педагогические условия развития инновационного потенциала педагогического коллектива.
Преодолеть антиинновационные барьеры легче при использовании в работе с педагогами интерактивных методов обучения. Именно в интерактивном обучении, в ходе дискуссий, диспутов, проектной деятельности, тренинга, деловых и ролевых игр создаются реальные условия для того, чтобы обучающиеся могли максимально предъявить свой собственный опыт, свою позицию, аргументировать те и или иные решения, сопоставить их с другими точками зрения, именно в интерактивном обучении атмосфера взаимного уважения, личной психологической безопасности при высокой внутренней ответственности и на фоне групповой поддержки позволяет взрослому человеку максимально использовать свои ресурсы, одновременно вовлекая интеллектуальные ресурсы других членов группы в свой образовательный опыт.
3. Организационный раздел
3.1 План мероприятий психолого-педагогического сопровождения
развития инновационного потенциала педагогического коллектива
№
|
Мероприятия
|
Цель
|
Вид работы, форма проведения
|
Сроки
|
Ответственные
|
1.
|
Диагностика готовности педагогического коллектива к инновациям.
|
Обеспечение мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению новшеств. Анализ результатов анкетирования (выводы и предложения)
|
Психодиагностика,
индивидуальное анкетирование
|
Сентябрь -октябрь 2017г
|
Педагог-психолог
|
2.
|
«Организация инновационной деятельности педагогов»
|
Развитие эмоционально-волевой готовности педагогов к инновациям.
|
Психопрофилактика, Семинар-тренинг
|
Декабрь
2018г
|
Педагог-психолог
|
3.
|
«Познай свою природу - и ты познаешь истину»
|
Духовное и творческое саморазкрытие, развитие самоанализа, умения строить отношения с окружающими. Дальнейшее развитие, совершенствование личностных и творческих способностей педагогов, деловые качества, а также о способах обретения внутренней гармонии.
|
Психокоррекция, тренинг
|
Январь 2018г
|
Педагог-психолог
|
4.
|
«Развитие креативных способностей педагогов»
|
Развитие креативных способностей педагогов современного дошкольного учреждения.
|
Психокоррекция, тренинг
|
Январь 2018г
|
Педагог-психолог
|
5.
|
«Шаг к успеху»
|
Определение профессиональных и личностных качеств, характеризующих креативного воспитателя современного дошколь-ного учреждения.
|
Психокоррекция, тренинг
|
Февраль
2018 г
|
Педагог-психолог
|
6.
|
«Успешный человек успешен во всём»
|
Способствовать осознанию участниками тренинга необходимости самосовершенствования и стремления к личностному и профессиональному росту, как условия жизненного благополучия.
|
Психокоррекция, тренинг
|
Февраль
2018 г
|
Педагог-психолог
|
7.
|
«Профилактика конфликтов в образовательной среде»
|
Ознакомление со структурой конфликта в образовательной среде. Определение причин и путей преодоления. Создание положительного микроклимата в коллективе.
|
Психокоррекция, тренинг
|
Март 2018 г
|
Педагог-психолог
|
8.
|
«Снятие эмоционального напряжения» (здоровье сберегающие технологии)
|
Снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога. Актуализация личностного потенциала участников для самосовершенствования, саморазвития;
формирование уверенности в себе, в своих способностях.
|
Психокоррекция, тренинг
|
Март 2018 г
|
Педагог-психолог
|
9.
|
«Как помочь педагогу сохранить своё здоровье и преодолеть стресс»
|
Формирование осознания понятия здоровья; выяснение факторов, положительно и отрицательно влияют на состояние здоровья, определение ценность здоровья для личности.
|
Психокоррекция, тренинг
|
Апрель 2018 г
|
Педагог-психолог
|
10
|
«Составляющие эффективной деятельности педагога в ДОУ».
|
Выяснение факторов профессионального роста, анализ взаимосвязи личностных и профессиональных качеств и их влияния на выполнение профессиональных обязанностей, обмен опытом между членами коллектива, молодыми и опытными специалистами, совершенствование педагогического мастерства и психологической компетентности педагогов.
|
Психокоррекция, тренинг
|
Апрель 2018 г
|
Педагог-психолог
|
11
|
«Как развивать инновационный потенциал в себе»
|
Формирование комплекса тем по самообразованию, которые способствуют овладению методами творческого мышления и воображения, саморегуляции психической деятельности и обобщения опыта работы с детьми и родителями, коллегами
|
Консультативная работа, групповые и индивидуальные консультации
|
Апрель 2018 г
|
Педагог-психолог
|
12
|
Диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива.
|
Оценка восприимчивости педагогов к новому,
подготовленности к освоению новшеств,
степени творческой активности.
Установление причин рассогласования между желаемыми и реальными уровнями инновационных потенциалов.
|
Психодиагностика,
индивидуальное анкетирование
|
Май
2018 г
|
Педагог-психолог
|
13
|
«Наш коллектив – это сила»
|
Оценка уровня развития педагогического коллектива ДОУ: способность педагогического коллектива ставить актуальные и реальные цели, вытекающие из социальных задач образования, способность строить и гибко изменять структуру взаимодействий, обеспечивающих достижение поставленных целей с учётом индивидуальных особенностей членов коллектива с максимально возможной эффективностью
|
Психопрофилактика,
Педагогическая гостиная
|
Октябрь
2018 г
|
Творческая группа
|
14
|
«Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования»
|
Анализ показателей совершенствования профессионального уровня педагогического коллектива ДОУ и прогнозирование дальнейшего его развития.
Повышение качества образования в условиях детского сада.
|
Психопрофилактика, Семинар-практикум
|
Декабрь 2018г
|
Методист по УВМР, старший воспитатель, педагог-психолог
|
Развернутое содержание тренинговой программы
Структура тренинговых занятий:
Тренинговая программа рассчитана на 8 встреч.
Каждое занятие построено по определенной схеме и условно делится на три части: вводную, основную и заключительную.
Целью вводной части является снятие напряжения, формирование благоприятного эмоционального фона для проведения дальнейшей работы.
В ходе основной части реализуется главная цель программы – оптимизация эмоционального самочувствия и самооценки педагогов, повышение их профессионального самосознания, формирование инновационного поведения.
В заключительной части подводятся итоги занятия.
Цели тренинга могут меняться, но обычно включают следующие аспекты:
развитие самопознания за счет снижения барьеров психологической защиты;
понимание условий, затрудняющих или облегчающих проявление инновационного поведения;
постижение межличностных отношений в группе, например, совершенствование коммуникативных умений для более эффективного взаимодействия с другими;
овладение конкретными инновационными умениями, приемами, техниками в профессиональной деятельности.
В содержании тренинговой программы планируется изучение следующих тем:
1. «Познай свою природу – и ты познаешь истину»
2. «Развитие креативных способностей педагогов»
3. «Шаг к успеху»
4. «Успешный человек успешен во всём»
5. «Профилактика конфликтов в образовательной среде»,
6. «Снятие эмоционального напряжения» (здоровье сберегающие технологии) 7. «Как помочь педагогу сохранить своё здоровье и преодолеть стресс»
8. «Составляющие эффективной деятельности педагога в ДОУ».
По нашему мнению наибольший коррекционный эффект даст не просто социально-психологический тренинг, а тренинг личностного роста, который покажет педагогу, что инновационное поведение – не приспособление, а максимальное развитие своей индивидуальности, самоактуализация.
Такая форма позволяет:
- педагогу активно включиться в творческую работу над собой;
- получить необходимую психологическую информацию;
- почувствовать эмоциональное состояние не только свое, но и других педагогов;
- получить возможность обмена педагогическим опытом;
- создает условия для взаимопонимания, создает климат доверия;
- в результате педагоги получат возможность реально увидеть себя со стороны и отрефлексировать собственную систему убеждений и представлений, что является необходимой предпосылкой готовности к осуществлению инновационной деятельности.
Ожидаемый результат проведения тренинговой программы:
информированность о инновационных методиках, техниках, приемах в сфере профессии;
повышение профессиональной компетентности в вопросах развития инновационного мышления и инновационного опыта педагогов.
высокий уровень усвоения научно-теоретического и методического материала, успешное решение практических ситуаций.
формирование прочных знаний личностных особенностей, которые помогут определить профессиональный стиль в работе.
активизация творчества педагогических работников.
владение практическими знаниями о техниках саморегуляции и самопомощи при стрессе;
формирование представлений и практических умений эффективного снятия напряжения и усталости;
развитие рефлексивного подхода педагогического работника к себе и собственной деятельности, готовности к изменениям.
Развитые умения гибко переходить от выполнения профессиональной роли к проявлению самого себя в естественной манере.
Механизмы отслеживания результатов: анкетирование, опрос, наблюдение, тестирование.
Режим работы: второй и четвёртый четверг месяца с 13.30-15.00 ч.
Тренинговое занятие № 1
|