Мастер –класс
«Быть классным руководителем, а что это значит?»
Цель мастер - класса: обзор педагогических технологий сотрудничества и приёмы использования их на практике.
Задачи мастер - класса: демонстрация теории работы в малых группах (методов, приемов, технологий сотрудничества
Уважаемые коллеги!
Раз уж Вы заглянули сюда, значит нас с вами объединяет не только любовь к детям, но и большая ответственность – быть классным руководителем. А что это значит?
Что значит центром быть?
И быть периферией?
Быть классным папой?
Что значит видеть душу всю
Живого существа,
С которым как учителя свела судьба?
Всегда звучит вопрос:
А кто ты для него?
Что можешь ты отдать от сердца своего?
И как помочь ростку,
Что вновь выходит в мир,
Раскрыться в доброте, и чтоб её любил?
Вопросы есть всегда.
И в этом наша суть:
Мы в поисках проводим весь свой путь.
Быть классным папой –
Почетная стезя.
Но как порой ответственна она!
И как сказал Шекспир:
«Весь мир- театр, а люди в нем актеры!
Кто плут, кто тут, а кто простак, мудрец или герой».
Изучение особенностей каждого ученика помогает найти ключик к сердцу моих воспитанников и раскрыть их как личность.
Хочу поделиться с вами своими находками.
Упражнение “Снежинка” можно предложить как детям, так и родителям .
- Сейчас мы с вами выполним упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
Сложите лист пополам.
Оторвите правый верхний уголок.
Опять сложите лист пополам.
Снова оторвите правый верхний уголок.
Продолжите, пока будет возможно. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые. Нашли? А почему? Как вы думаете? Одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая. Этот вывод - начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. Об этом я веду разговор и с детьми и с родителями, учу их быть терпимыми к недостаткам других.
Как сказала Вирджиния Сатир, американский психолог «Быть подростком очень тяжело. Наполненный энергией, одержимый возникающей потребностью к независимости, полный ожиданий будущих успехов в большой жизни, подросток проходит через тяжкие испытания в поисках собственного пути в новом для него мире»
Появление на свет, первые шаги, произнесенное «мама». А первая пятерка?
Наша память бережно хранит эти минуты счастья.
Наша работа предполагает встречу и с такими родителями, которые, к сожалению, забыли эти волшебные мгновения. И наша задача вернуть родителям это утраченное ощущение чуда.
Тогда я вспоминаю одну загадочную историю.
Гончар сидел на табуретке и уныло смотрел на осколки любимой кружки. Кому, как не ему, знать, что кружки разбиваются? И гончар, вздохнув, стал сметать осколки.
Потом он сел и задумался. Говорят, что кружки, как и всякая посуда, бьется к счастью. Но никакого счастья гончар не испытывал. С этим определенно надо было что-то делать. Через пару дней он нечаянно уснул и во сне придумал, как исправить эту большую несправедливость с битой посудой. Проснувшись, он первым делом полез на чердак и долго громыхал там всяким старым хламом, чихая от пыли. А потом спустился, держа в руках старую шкатулку со своими детскими «богатствами». Он внимательно рассмотрел находящиеся в ней предметы, нашел много всего интересного, вспомнил детство. А потом раскрутил свой гончарный круг взял глину и начал лепить. И в каждый кувшин, кружку, вазочку или горшочек он старательно упрятывал какое-то из детских сокровищ: монетку с дыркой, цветной камешек, стеклянную бусину или обкатанное морем стеклышко, перламутровую ракушку...
Люди в его деревне на самом деле больше не сильно расстраивались, разбив глиняную посудину. Ведь среди осколков всегда находилось что-нибудь интересное. А гончар всё лепил свои горшки и кружки, запекая в них не только монетки, но и грибные дожди, хорошие сны, нечаянные удачи, запах свежескошенной травы, аромат цветов…. Говорят, в особо понравившийся ему горшок он запек даже упавшую с неба звездочку. Так что если у вас разобьется любимая кружка, посмотрите внимательно в осколках и там обязательно найдется что-то хорошее. Недаром в народе говорят, что посуда бьется к счастью.
Ведущий обращается к участникам
Можно ли сказать, что гончар совершил чудо?
Ведущий
Да! Он вернул людям веру в то, что безвыходных ситуаций не бывает.
Иногда родители в воспитании своих детей заходят в тупик, им кажется, что дети не оправдывают их ожидания, эгоистичны. Чтобы восстановить утраченную гармонию в семье, необходимо родителям снова ощутить себя детьми. Давайте и мы попробуем вернуться в детство.
Я предлагаю каждому из вас стать волшебником и совершить чудо…. Гончарного круга нет. Но есть наши волшебные пальчики, которые могут превратить простой пластилин в горшочек, кружку, вазочку.
Ведущий предлагает выполнить задание
Возьмите пластилин и начинайте лепить. Но помните обязательное условие – чтобы ваше творение приобрело волшебную силу, в него надо вложить ваши самые светлые детские воспоминания: ласковые слова, которые говорила вам мама, папа или бабушка с дедушкой, самый веселый праздник, минуты счастья, радужные мечты, любимые игрушки, неожиданные подарки. …
Практическая работа
(Звучит музыка) Ведущий подходит к участникам, задавая вопросы: «А что интересное ты вложил в свое изделие? Что ты лепишь? Какие добрые мысли, чувства сделают твое изделие волшебным? А что сделает твой кувшинчик волшебным? Почему твоя кружка может осчастливить кого-нибудь? Кому бы ты хотел подарить свою вазу? и т.д.»
Какие замечательные получись сосуды, наполненные самым лучшим и сокровенным. Возьмите их с собой, поставьте дома на видное место, когда вы будете на них смотреть, вспомните и расскажите вашим детям о том, что вложили в свои поделки. Эти изделия неповторимы, уникальны, как и наши с вами дети, которые и есть однажды случившиеся чудо.
Эффективен прием “Ролевая маска” и на родительских собраниях. Представьте, что у нас собрание на тему “Как понять своего ребенка?”.
Для показа приема нам нужен помощник.
– Вы (слушатель в аудитории) примерите на себе маску ребенка.
А Вы, уважаемые коллеги, - маску родителей.
Игра - сценка “Ребенок-статуя”.
- Уважаемые родители! Говорите ли вы своему ребенку: не ходи во двор, не гуляй с друзьями, стой смирно?
Ответы слушателей в роли родителей.
- Что мы делаем с ребенком?
- Ограничиваем движение.
(лентой связываем ноги помощнику)
- Уважаемые родители! Говорите ли вы своему ребенку: положи, не трогай, не лезь руками?
- Что мы делаем?
- Связываем руки.
(лентой связываем руки)
- Говорите ли вы своим детям: не слушай музыку, не слушай советы друзей?
- Что мы делаем?
- Лишаем информации.
(лентой завязываем уши)
- Скажите, говорите ли вы детям закрой рот, молчи, не лезь в разговоры?
- Что мы делаем?
- Лишаем возможности высказаться.
(завязываем рот)
- Уважаемые родители, а говорите ли вы такое: не смотри эти фильмы, не смотри по сторонам?
- Что мы делаем?
- Лишаем ориентации.
(завязываем глаза).
В результате ребенок оказывается весь связанный, не может двигаться, говорить, слушать, ничего не видит!
- Как Вы чувствуете себя в таком положении?
Ответы слушателей в роли родителей.
В данной ситуации мы применяем прием “Ролевая маска”, для того чтобы родители прочувствовали на себе состояние ребенка, которому все запрещают.
Таким образом, прием “Ролевая маска” наиболее эффективен при решении таких отдельных, достаточно сложных воспитательных задач, оптимальное решение которых не может быть достигнуто формализованными методами. Решение подобных задач является результатом компромисса между несколькими участниками, интересы которых не идентичны, и позволяет эффективно решить или предотвратить различные проблемные ситуации в классе и в семье.
Ребенок – горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя – поддерживать «огонь» в каждом ребенке
А для этого классный руководитель должен быть
Мудрецом
|
Актёром
|
Сподвижником
|
Творцом
|
Единомышленником
|
Рационализатором
|
Мастером детской души
|