Скачать 0.76 Mb.
|
Оглавление 1.Целевой раздел Программы: 1. 1.Пояснительная записка: Цели и задачи Программы. Принципы и подходы в организации образовательного процесса. Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей группы. 1.2.Целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы. 1.3.Система оценки достижения планируемых результатов 2. Содержательный раздел Программы: 2.1. Содержание рабочей программы учителя-логопеда. Подготовительный этап. Основной этап. Развитие общих речевых навыков. Развитие фонетических компонентов речи Активизация и формирование словаря 2.2.Формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников. 3. Организационный раздел Программы 3.1. Режим пребывания воспитанников в группе. 3.2. Структура реализации коррекционно - развивающей работы 3.2.1. Коррекционно - развивающая работа 3.2.2. Коррекционно - развивающая работа, осуществляемая в режимных моментах 3.2.3. Самостоятельная деятельность детей 3.2.4. Формы коррекционно - развивающей работы 3.2.5. Реализуемые образовательные технологии 3.2.6. Максимально-допустимая образовательная нагрузка воспитанников группы 3.2.7. Режим ежедневной двигательной активности 3.2.8. Культурно-досуговая деятельность, перечень развлечений и праздников 3.3. Условия реализации рабочей программы 3.3.1. Организация предметно-развивающей среды 3.3.2. Учебно-методические средства обучения 3.3.3. Материально-техническое (информационное, методическое) оснащение образовательного процесса. 3.3.4. Специальные педагогические условия 3.3.5. Индивидуальный образовательный маршрут.
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы (далее - Рабочая программа, программа) в группе № 4 (для детей с тяжелыми нарушениями речи) разработана на основе адаптированной общеобразовательной программы Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 29 комбинированного вида Выборгского района Санкт- Петербурга, утверждена Педагогическим Советом Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 29 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга (далее ДОУ). Рабочая программа разработана на период 2014-2015 учебного года (с 01.09.2014 по 30.06.2015 года). При разработке программы учитывался контингент детей группы: Дети с Тяжелыми нарушениями речи. Общим недоразвитием речи (далее – ОНР)- 16 воспитанников, из них: с Общим недоразвитием речи III уровня речевого развития–10воспитанников; с Общим недоразвитием речи II уровня речевого развития – 6 воспитанников. Рабочая программа обеспечивает коррекционно-развивающее обучение в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Цели и задачи Программы Основной целью представленной Рабочей программы является квалифицированная коррекция недостатков в речевом и психическом развитии. в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОСДО). Задачи Рабочей программы: - коррекция речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи (с нормальным слухом и интеллектом) в том числе овладение грамматически правильной и лексически богатой речью, - построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей старшего дошкольного возраста с ОНР; - всестороннее гармоничное развитие детей с ОНР; - обеспечение овладения детьми диалогической и монологической формами речи; - совершенствование фонетико-фонематической системы родного языка. Данная Рабочая программа учитывает требования к коррекции всех сторон речевого развития дошкольников с ОНР. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными и физиологическими нормами. Принципы и подходы к формированию рабочей программы: Рабочая программа основана на следующих принципах и подходах:
В логопедической группе коррекционно-развивающее направление работы является приоритетным, так как его цель – преодоление тех речевых проблем, которые имеются у детей. Рабочая программа рассчитана детей с ОНР II, III уровней речевого развития. Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей группы: Дети с общим недоразвитием речи малоактивны, инициативы общении они обычно не проявляют. - у дошкольников с общим недоразвитием речи имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребностной сферы; - имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений; - преобладающая форма общения у детей старшего дошкольного возраста ситуативно-деловая, что характерно для нормально развивающихся детей двух – четырехлетнего возраста. Речевая коммуникация старших дошкольников с общим недоразвитием речи были выявлены особенности: в структуре групп действуют те же закономерности, что и в коллективе нормально говорящих детей, то есть уровень благоприятности взаимоотношений достаточно высок, число «предпочитаемых» и «принятых» детей значительно превышает число «непринятых» и «изолированных». Между тем дети затрудняются дать ответ о мотивах своего выбора товарища. Очень часто они ориентируются не на собственное личностное отношение к партнеру по игре, а на выбор и оценку его педагогом. У детей с общим недоразвитием речи невысокий уровень развития игровой деятельности: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность. Они часто не умеют договориться между собой, объяснить свою точку зрения, не понимают мотивов поведения партнера и не могут согласовывать ролевое взаимодействие. Для большинства таких детей характерна крайняя возбудимость, в связи, с чем игры, не контролируемые воспитателем, обретают порой весьма неорганизованные формы. Часто дети вообще не могут занять себя каким-либо делом, что говорит о недостаточной сформированности у них навыков совместной деятельности. Если дети выполняют общую работу по поручению взрослого, то каждый ребенок стремится сделать все по-своему, не ориентируясь на партнера, не сотрудничая с ним. Это говорит о слабой ориентации дошкольника с недоразвитием речи на сверстников в ходе совместной деятельности, о низком уровне сформированности их коммуникативных умений, навыков сотрудничества. Предпочитаемым видом для детей с общим недоразвитием речи является общение со взрослым на фоне игровой деятельности. Однако у небольшой части детей явно преобладает внеситуативно-познавательная форма общения. Они с интересом откликаются на предложение педагога, взрослого почитать книги, достаточно внимательно слушаю несложные занимательные тексты, но по окончании чтения книги организовать с ними беседу достаточно трудно: как правило, дети почти не задают вопросов по содержанию прочитанного, не могут сами пересказать услышанное в силу несформированности репродуцирующей фазы монологической речи. Даже при наличии интереса к общению со взрослым ребенок в процессе беседы часто перескакивает с одной темы на другую, познавательный интерес у него кратковременен, и беседа не может длиться более 5-7 минут.У многих детей с недоразвитием речи не сформирована культура общения: они фамильярны со взрослыми, у них отсутствует чувство дистанции, интонации часто крикливы, резки, они назойливы в своих требованиях. Значительная часть детей с общим недоразвитием речи стараются отгородиться от взрослых. Эти дети замыкаются в себе, очень редко обращаются к старшим, стесняются и избегают контактов с ними. Многим детям с нарушениями речи свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению. У них наблюдается низкая работоспособность. Такие дети недостаточно критично оценивают свои возможности, чаще переоценивая их Таким образом, комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с общим недоразвитием речи препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции этих детей в коллективе сверстников. Расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах детей с нарушениями речи не только снижают и ухудшают работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и социальной дезадаптации. Целевые ориентиры К концу учебного года при успешном овладении Рабочей программой дети могут научиться: Общие речевые навыки. Звукопроизношение. Работа над слоговой структурой слова. - интонационной выразительности речи,способности изменять голос по силе, высоте и тембру. - закрепить навык правильного голосоведения, говоритьпостоянно в спокойном темпе, правильно брать дыхание. - усовершенствовать четкость дикции. -эмоциональной отзывчивости на увиденное и услышанное в повседневной жизни. - правильно употреблять трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом. Развитие грамматического строя речи - образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе; - согласовать прилагательные с существительными образовать и использовать в речи притяжательные прилагательные; - использовать в речи все простые предлоги; - согласовывать числительные два и пять с существительными; - образовать и употреблять глаголы в единственном и множественном числе; - согласовать слова в предложении в роде, числе, падеже по всем лексическим темам; - использовать в речи предлоги: на, с, в, из, по, над, под, а так же перед, за, около, возле; - использовать в речи существительные с суффиксами: -онок, -ёнок, -aт, -ят по теме «Дикие и домашние животные»; - образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные; - образовывать (по образцу) однокоренные слова. Развитие связной речи - уметь высказывать собственные реплики, являющиеся основой познавательного общения; - овладевать навыками связной речи при составлении рассказов-описаний, загадок-описаний, рассказов по серии из 2—3 картинок и по картинке, в творческих пересказах; - уметь понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом. Языковой анализ и синтез. Фонематические представления - иметь представление о гласных и согласных звуках и их признаках; о глухости — звонкости, твердости — мягкости согласных; - уметь подбирать слова на заданный звук и слова с этим звуком в определенной позиции в слове (начало, конец, середина слова); - иметь навыки слогового анализа слов и анализа предложений без предлогов. Развитие мелкой моторики - застегивать и расстегивать пуговицы на своей одежде; - показывать по просьбе взрослого и называть все пальцы на обеих руках; - выполнять игровые упражнения с пальцами с речевым сопровождением; - проводить непрерывную плавную линию пальцем и карандашом между двумя ломаными линиями, повторяя изгиб; - проводить волнистые линии по контуру, не отрывая карандаша от бумаги; - обводить пальцем и карандашом по контуру простые нарисованные предметы, следить за тем, чтобы линия была плавной; штриховать простые предметы сверху вниз. Развитие психических процессов - соотносить действия, изображенные на картинке, с реальными действиями; изображать действия по картинкам; - складывать разрезные предметные картинки из 4-6 различных частей; - выделять основные свойства знакомых предметов, отвлекаясь от второстепенных свойств; - передавать форму предмета после зрительного восприятия ; - производить сравнение предметов по форме и величине способом зрительного соотнесения; - выбирать заданные объекты с дифференциацией соотношений высокий-ниже-низкий; - опознавать предмет по словесному описанию его признаков и качеств; - узнавать бытовые шумы(по аудиозаписи), шумы природы; - находить заданное слово в предложенной фразе; - дифференцировать слова, близкие по слоговой структуре и звучанию; - воспринимать целостные сюжеты (ситуацию), изображенные на картинках, с опорой на свой реальный опыт, устанавливая причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями. - выполнять упражнения на исключение «четвертой лишней» картинки. - выкладывать новые буквы из палочек, «рисовать» в воздухе. - находить новые буквы среди наложенных друг на друга изображений букв. - упражнять детей в узнавании пройденных букв с недостающими элементами, наложенных друг на друга букв, в нахождении правильно написанных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв. - разгадывать ребусы и кроссворды. Обогащение лексического строя речи В процессе обогащения словаря и уточнения смыслового значения слов — названий свойств, действий фиксировать внимание на их полноценном слуховом восприятии и правильном воспроизведении. Использовать разнообразные приемы (инструкции, указания, беседы), способствующие обогащению и активизации словаря. -иметь представление об осени как времени года, о существенных признаках сезона: похолодании, сокращении светового дня, холодных затяжных осадках. - различать деревья по листьям, плодам, семенам, стволам. - иметь представление о многолетних и однолетних растениях. -иметь представления об овощах и фруктах, о сборе урожая, о заготовке овощей и фруктов на зиму. - иметь представления о грибах и ягодах. - иметь представления об окружающих предметах и их назначении (об одежде, обуви, посуде); их существенных признаках, материалах, из которых они сделаны. - иметь представления о зиме, о состоянии погоды зимой, о явлениях зимней природы, о повадках зимующих птиц, их поведении в разную погоду. -иметь представления о зимовке диких и домашних животных, установить связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона. -иметь представления об уходе за комнатными растениями весной. О том, что весной происходит оживание и бурный рост комнатных растений. - иметь представления о характерных признаках весны: увеличении светового дня, таянии снега, ледоходе и его причинах, росте травы, набухании почек и распускании листьев, появлении насекомых, возвращении птиц. - иметь представления о жизни растений весной. - иметь представления об аквариумных рыбах, - иметь представления о транспорте, о пассажирском и грузовом. - представления о пресноводных рыбах, их образе жизни, повадках, размножении. - иметь представления о родном городе, его истории, его достопримечательностях. - иметь представления о труде взрослых на полях, в садах, огородах весной - иметь представления о космосе, об освоении космоса людьми. Показать роль техники в весенних сельскохозяйственных работах. - иметь представления о космосе, об освоении космоса людьми. -иметь представления о правилах дорожного движения. - иметь представления о жизни насекомых весной, о вредных и полезных насекомых. |
Основной образовательной программы мбдоу «Детский сад №7 комбинированного... Пояснительная записка: цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к формированию Программы, характеристики особенностей... |
Целевой раздел образовательной программы. Пояснительная записка.... Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности в средней группе |
||
Целевой раздел образовательной программы. Пояснительная записка.... Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка |
Целевой раздел программы. Пояснительная записка. 1 Цели, задачи реализации... Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка |
||
Пояснительная записка 2 Цели и задачи коррекционной программы 3 Принципы... Планируемые результаты освоения слабовидящими дошкольниками коррекционной программы |
Пояснительная записка 2 Цели и задачи Программы 3 Принципы и подходы... Основной образовательной программой гбдоу детского сада №51 Невского района г. Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год», «Программы... |
||
Содержание программы: Целевой раздел Пояснительная записка Характеристики... Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей во второй младшей группе |
Цели и задачи Программы Принципы и подходы Программы Характеристики... Проектирование воспитательно-образовательного процесса |
||
Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации программы 5 1... Значимые для разработки программы характеристики, в том числе особенностей развития детей |
Пояснительная записка Цель и задачи программы Принципы и подходы... Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста |
||
Цели и задачи рабочей программы Принципы построения рабочей программы... Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста |
Пояснительная записка цели и задачи реализации Программы Принципы... Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей |
||
Пояснительная записка 3 Цели и задачи реализации Программы 4 Принципы... Значимые для разработки программы характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного... |
Пояснительная записка 1 Нормативно-правовое обеспечение программы... Цели и задачи программы |
||
Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы... Планируемые результаты освоения Программы в соответствии с целевыми ориентирами |
Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы... Планируемые результаты освоения Программы в соответствии с целевыми ориентирами |
Поиск |