Содержание
Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Цели и задачи реализации Программы……………………………..... 3
Принципы и подходы к формированию Программы………………3-5
Значимые характеристики, в том числе особенностей развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………….5-7
2. Планируемые результаты освоения Программы в соответствии с целевыми ориентирами……………………………………………………...7-10
Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в 5 образовательных областях……………………………………………………………………...11-36
2.2. Описание вариативных форм, способов и методов средств реализации Программы……………………………………………………..36-47
2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей…………………………………...47-65
2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик......................................................................................66-70
2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы…....70-71
2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников……………………………………………………71-78
2.7.Проектирование воспитательно-образовательного процесса в группах с учетом возраста и индивидуальных особенностей воспитанников………………………………………………………………78-82
2.8. Формируемая часть Программы………………………………….82-85
Организационный раздел
3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы…………………………………………………………………...86-88
3.2. Обеспеченность методическими материалами………………...88-91
3.3.Режим дня……………………………………………………………91-94
3.4.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий………………………………………………………………...94-97
3.5.Особенности организации предметно-развивающей среды…..98-100
IV. Краткая презентация
Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Ведущая цель образовательной программы МБДОУ детского сада № 3 г. Вяземского для групп общеразвивающей направленности (далее Программа) – создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Ведущая цель Программы решается в соответствии с миссией образовательного учреждения – создание обновленной модели дошкольного образовательного учреждения, направленной на обеспечение доступного качественного и полноценного воспитания и развития детей в соответствии с современными требованиями и запросами потребителей услуг.
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования, ориентируясь на достижение структуры целей и задач:
Цели
|
Задачи
|
Сохранение и укрепление физического и психического здоровье детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни.
|
обеспечивать охрану здоровья;
способствовать физическому развитию;
способствовать физиологическому развитию.
|
Способствование своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка
|
способствовать становлению деятельности;
пособствовать становлению сознания;
акладывать основы личности.
|
Обеспечение каждому ребенку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства
|
оздавать атмосферу эмоционального комфорта;
создавать условия для творческого самовыражения.
|
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательный стандартом дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155) и с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (научный руководитель Е.В. Соловьева), «Радуга».
При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы: Конституция Российской Федерации, Конвенция ООН о правах ребенка, ФГОС ДОО, Устав ДОО, СаН ПИН, Федеральный закон «Об образовании» РФ № 273.
Срок освоения Программы составляет 2 года (с 1 сентября 2015 года по 30 апреля 2017 года). Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
В соответствии с ФГОСДО Программа реализует принципы формирования образовательного пространства и реализации образовательной деятельности, связанные с переносом их из задач дошкольного образования:
- формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечивать вариативность и разнообразие содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможность формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Им соответствуют культурологический и антропологический, личностно-ориентированный, средовой и деятельностный, компетентностный подходы к организации развивающего взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
Программа основана на следующих принципах, структурирующих Программу, и позволяет реализовать поставленные цели и задачи:
принцип развивающего образования предполагает, что образовательное содержание предъявляется ребенку с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения тех или иных действий, с учетом его интересов, склонностей и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога в зоне ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, т.е. реализации как явных, так и скрытых возможностей ребенка;
принцип позитивной социализации ребенка предполагает освоение им в процессе сотрудничества с обучающим взрослым и сверстниками культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми;
принцип возрастной адекватности образования предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования на основе законов возраста. Важно использовать все специфические детские деятельности, опираясь на особенности возраста и психологический анализ задач развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. При этом необходимо следовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности
принцип личностно-ориентированного взаимодействия с детьми находится в центре образования детей дошкольного возраста. В Программе заложено отношение к ребенку как к качественно отличному от взрослого, но равноценному партнеру: ребенок как личность равноценен взрослому, хотя и обладает специфически детскими возрастными и индивидуальными особенностями. В соответствии с этим воспитатели предоставляют детям право выбора и учитывают их интересы и потребности. Рассматривая детей как равноценных партнеров, воспитатель уважает в каждом из них право на индивидуальную точку зрения, самостоятельный выбор. Поэтому, общаясь с детьми, он предоставляет им не универсальный образец для подражания, а определенное поле выбора, т.е. диапазон одинаково принятых в культуре форм поведения, и каждый ребенок находит свой собственный, адекватный его индивидуальным особенностям стиль поведения. Тем самым, усвоение культурных норм не противоречит развитию у детей творческой и активной индивидуальности. Активность ребенка выходит далеко за пределы усвоения взрослого опыта и рассматривается как накопление личного опыта в процессе самостоятельного исследования и преобразования окружающего его мира;
принцип индивидуализации образования в дошкольном возрасте предполагает:
постоянное наблюдение, сбор данных о ребенке, анализ его деятельности и создание индивидуальных программ развития;
помощь и поддержку ребенка в сложной ситуации;
предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность.
1.3. Значимые характеристики, в том числе особенностей развития детей старшего дошкольного возраста
Основные участники реализации Программы: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги. Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса образовательных услуг выступают, в первую очередь, родители воспитанников как гаранты реализации прав ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение.
Сведения о родителях
Критерии сравнения
|
Параметры
|
Количество
|
Особенности семьи
|
Полные
|
10
|
Одинокие
|
2
|
Многодетные
|
2
|
Образование
|
Высшее
|
2
|
Средне специальное
|
7
|
Среднее
|
11
|
Неполное среднее
|
2
|
Социальный состав
|
Рабочие
|
11
|
Служащие
|
3
|
Безработные
|
8
|
Сведения о педагогическом коллективе
Характеристика кадрового состава
|
Кол-во человек
|
По образованию
|
Высшее педагогическое
|
1
|
Среднее педагогическое
|
1
|
По стажу
|
До 5 лет
|
1
|
Свыше 15 лет
|
1
|
По результатам аттестации
|
Высшая квалификационная категория
|
|
Первая квалификационная категория
|
1
|
Не аттестованы
|
1
|
Сведения о воспитанниках
Возрастная категория
|
Направленность группы
|
Количество
|
детей
|
мальчиков
|
девочек
|
От 5 до 6 лет
|
Компенсирующая
|
8
|
8
|
-
|
От 6 до 8 лет
|
4
|
3
|
1
|
Всего - Детей – 12, Мальчиков - 11, Девочек - 1
|
В старшем дошкольном возрасте (5-8 лет) на фоне общего физического развития совершенствуется нервная система ребенка: улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов. Однако дети все еще быстро устают, «истощаются», при перегрузках возникает охранительное торможение. Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков; им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, но их сила и выносливость пока еще невелики.
Кроме сюжетно-ролевых, у детей интенсивно развиваются и другие формы игр – режиссерские, игры-фантазии, игры с правилами.
После пяти лет резко возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками. В игре и других видах совместной деятельности дети осуществляют обмен информацией, планирование, разделение и координацию функций. Постепенно складывается достаточно сплоченное детское сообщество. Существенно увеличиваются интенсивность и широта круга общения.
В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалоговой речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и складывается новая форма речи – диалог.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления (часть – целое, причинность, пространство, время, предмет – система предметов и т.д.).
Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе – животным, растениям, камням, различным природным явлениям и др. У детей появляется и особый интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов. Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становиться более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но в какой-то мере создавать ее. Слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия. При восприятии изобразительного искусства детям данного возраста доступны не только наивные образы фольклора, но и произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети передают характерные признаки предмета: форму, пропорции, цвет; замысел становиться более устойчивым.
Старших дошкольников отличает эмоционально яркая реакция на музыку. Проявляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия, значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки.
|