Дошкольный уровень
Содержание.
-
Целевой раздел программы.
Пояснительная записка.
1.1.1. Цели, задачи реализации программы 4-го года жизни.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.
1.1.3. Характеристика особенности развития детей 4-го года жизни.
Планируемый результат освоения программы детьми 4-го года жизни.
II. Содержательный раздел.
2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка.
2.1.1. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».
2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие».
2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие».
2.1.4. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».
2.1.5. Образовательная область «Физическое развитие».
2.2. Коррекционная работа логопеда.
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов культурных практик.
2.4. Описание основных форм совместной деятельности взрослых и детей.
2.4.1.Сюжетно – ролевая игра.
2.4.2.Игротека.
2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы.
2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьей воспитанников.
III. Организационный.
3.1. Материально – техническое обеспечение.
3.2. Обеспечение методическим материалом и средствами обучения и воспитания.
3.3. Распорядок / режим дня.
3.4. Традиционные события и праздники, мероприятия.
3.5. Особенности организации развивающей предметно – развивающей среды.
3.6. Учебный план работы группы.
3.7. Нормативные документы.
IV. Дополнительный.
Целевой раздел программы.
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных, индивидуальных особенностей, в том числе достижения детьми дошкольного возраста, уровня развития, необходимого для успешного освоения образовательных программ начального, общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Рабочая программа – учебно-методическая документация, обеспечивающая реализацию основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС, определяющая основные характеристики и организационно-педагогические условия организации образовательного процесса для получения детьми младшего дошкольного возраста дошкольного образования.
РП определяет содержание и организацию образовательной деятельности. Обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей. РП формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
РП направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
РП включает в себя:
- обязательную часть, разработанную с учётом работы учреждения по Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой - 60%. - примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, разработка которой осуществлена в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Программа определяет обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от 2 до 7 лет.
- часть РП, формируемую участниками образовательного процесса (вариативную часть) - 40%,
Основанием для разработки рабочей программы служат:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".
Устав БМК ДОУ детского сада № 21
1.1.1ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Цель программы:
- формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических
и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление
здоровья детей дошкольного возраста.
Задачи обязательной части образовательной программы:
- обеспечить условия для нравственного воспитания;
- закреплять навыки организационного поведения в детском саду, дома, на улице;
- учить детей общаться со знакомыми взрослыми, сверстниками;
- знакомить с ближайшим окружением (дом, улица, магазин, поликлиника и т.д.);
- развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении, на участке детского сада, в
ближайшей местности;
- поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, сравнивать, группировать;
- расширять представления детей о растениях и животных;
- развивать художественное восприятие;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость;
- обогащать сенсорный опыт путем выделения формы предметов;
- дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни;
- создать условия для развития игровой деятельности детей.
Задачи формирующей части образовательной программы:
- Формирование начал культуры здорового образа жизни на основе национально-культурных традиций
1.1.2. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ.
Принципы обязательной части:
В основе Программы лежат следующие основные принципы:
1) полноценное проживание ребенком раннего дошкольного детства; обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
6) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
7) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
8) учет этнокультурной ситуации развития детей;
9) Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса
Принципы формируемой части образовательной программы:
принцип природосообразности предполагает учет индивидуальных физических и психических особенностей ребенка, его самодеятельность (направленность на развитие творческой активности), задачи образования реализуются в определенных природных, климатических, географических условиях, оказывающих существенное влияние на организацию и результативность воспитания и обучения ребенка;
принцип культуросообразности предусматривает необходимость учета культурно-исторического опыта, традиций, социально-культурных отношений и практик, непосредственным образом встраиваемых в образовательный процесс;
принцип вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития;
принцип индивидуализации опирается на то, что позиция ребенка, входящего в мир и осваивающего его как новое для себя пространство, изначально творческая. Ребенок, наблюдая за взрослым, подражая ему, учится у него, но при этом выбирает то, чему ему хочется подражать и учиться. Таким образом, ребенок не является «прямым наследником» (то есть продолжателем чьей-то деятельности, преемником образцов, которые нужно сохранять и целостно воспроизводить), а творцом, то есть тем, кто может сам что-то создать. Освобождаясь от подражания, творец не свободен от познания, созидания, самовыражения, самостоятельной деятельности.
В программе учитываются:
1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
2) возможности освоения ребенком Программы.
1.1.3.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
В разработке Р.П. учитывается характеристика возрастных особенностей развития детей 4-го года жизни, данная авторами примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы».
Индивидуальная характеристика детей 4-го года жизни.
В младшей группе (возраст от 3 до 4 лет) 22 детей: 11-девочек, 11- мальчиков.
Относительно здоровых детей: 22, детей с патологиями: нет.
В первой группе здоровья – 10 ребенка;
Во второй группе здоровья – 12 детей.
Наиболее распространенными группой заболевание является: ОРВИ
У детей младшей группы нервно-психическое развитие соответствует возрастным показателям.
Дети владеют основными жизненно- важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами), сидят на корточках, спрыгивают с нижней ступеньки.
У них наблюдается устойчивое положительное эмоциональное состояние. Дети уже спокойно играют рядом с другими детьми, но моменты общей игры кратковременны. Для них характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Проявления агрессии бывают редко, проявляется эмоциональный механизм сопереживания, сочувствия, радости. Все дети называют себя по имени, употребляют местоимение «я» и дают себе первичную самооценку – «я хороший», «я сам»…..
В области физического развития:
Владеют соответствующими возрасту основными движениями.
Проявляют желание играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями.
Самостоятельно или при небольшой помощи взрослого выполняют доступные возрасту гигиенические процедуры, владеют доступными возрасту навыками самообслуживания.
Имеют первичные представления о себе как о человеке, знает названия основных частей тела, их функций.
Умеют самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.
Проявляют навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).
При небольшой помощи взрослого пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
Умеют самостоятельно есть.
Умеют ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей.
Могут прыгать на двух ногах на мете, с продвижением вперед и т.д.
Умеют брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч.
Умеют ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу.
В области речевого развития:
Могут поделиться информацией («Ворону видел»).
Пожаловаться на неудобство (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает).
Сопровождают речью игровые и бытовые действия.
Слушают небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
Слушают доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы.
При повторном чтении проговаривают слова, небольшие фразы.
Рассматривают иллюстрации в знакомых книжках с помощью педагога.
В области социально – коммуникативного развития:
Могут играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника.
Эмоционально откликаются на игру, предложенную взрослым, подражают его действиям, принимает
игровую задачу.
Самостоятельно выполняют игровые действия с предметами, осуществляют перенос действий с объекта на объект.
Используют в игре замещение недостающего предмета.
Обращаются в диалоге с воспитателем.
В самостоятельной игре сопровождают речью свои действия.
Следят за действиями героев кукольного театра.
Имеют первичные представления о себе: знают свое имя, свой пол, имена членов своей семьи.
Выполняют простейшие трудовые действия (с помощью педагогов).
Наблюдают за трудовыми процессами воспитателя в уголке природы.
Способные управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающие элементарные общепринятые нормы и правила поведения»
Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.
Имеют первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице (не бегать, не кричать, выполнять просьбы взрослого) и соблюдает их.
Соблюдают правила элементарной вежливости. самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «Здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе.
Проявляют отрицательное отношение к грубости, жадности.
Соблюдают элементарные правила поведения в детском саду.
Соблюдают элементарные правила взаимодействия с растениями и животными Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.
В области познавательного развития:
Различают один и много предметов.
Различают большие и маленькие предметы, называет их размер.
Узнают шар и куб.
Формирование целостной картины мира. Различает и называют предметы ближайшего окружения.
Называют имена некоторых членов своей семьи и воспитателей.
Узнают и называют некоторых домашних и диких животных, их детенышей.
Различают некоторые овощи, фрукты (1-2 вида).
Различают некоторые деревья ближайшего окружения (1-2 вида).
Имеют элементарные представления о природных сезонных явлениях.
Проявляют интерес к окружающему миру природы, участвует в сезонных наблюдениях.
В области художественно – эстетического развития:
Узнает знакомые мелодии.
Различает звуки по высоте (в пределах сексты-септимы).
Могут петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми - начинать и заканчивать пение.
выполняют движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.
Умеют выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движения парами по кругу, кружение по одному и в парах.
Могут выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).
Умеют играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
|