Содержание
Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Цели и задачи реализации Программы………………………………..3
Принципы и подходы к формированию Программы………………3-5
Значимые характеристики, в том числе особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста…………………………………….5-8
1.2. Планируемые результаты освоения Программы в соответствии с целевыми ориентирами……………………………………………………...9-12
Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в 5 образовательных областях……………………………………………………………………...13-65
2.2. Описание вариативных форм, способов и методов средств реализации Программы……………………………………………………..65-89
2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей………………………………….89-126
2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик..................................................................................127-131
2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы…131-135
2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников…………………………………………………135-141
2.7. Проектирование воспитательно-образовательного процесса в группах с учетом возраста и индивидуальных особенностей воспитанников……………………………………………………………142-148
2.8. Формируемая часть Программы……………………………….148-156
Организационный раздел
3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы………………………………………………………………...157-159
3.2. Обеспеченность методическими материалами……………...159-170
3.3. Режим дня……………………………………………………… 170-177
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий …………………………………………………………...177-180
3.5. Особенности организации предметно-развивающей среды...181-187
IV. Краткая презентация программы
Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Ведущая цель образовательной программы МБДОУ детского сада № 3 г. Вяземского для групп общеразвивающей направленности (далее Программа) – создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности.
Ведущая цель Программы решается в соответствии с миссией образовательного учреждения – создание обновленной модели дошкольного образовательного учреждения, направленной на обеспечение доступного качественного и полноценного воспитания и развития детей в соответствии с современными требованиями и запросами потребителей услуг.
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования, ориентируясь на достижение структуры целей и задач:
Цели
|
Задачи
|
Сохранение и укрепление физического и психического здоровье детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни.
|
обеспечивать охрану здоровья;
способствовать физическому развитию;
способствовать физиологическому развитию.
|
Способствование своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка
|
способствовать становлению деятельности;
пособствовать становлению сознания;
акладывать основы личности.
|
Обеспечение каждому ребенку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства
|
оздавать атмосферу эмоционального комфорта;
создавать условия для творческого самовыражения.
|
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательный стандартом дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155) и с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (научный руководитель Е.В. Соловьева), «Радуга».
При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы: Конституция Российской Федерации, Конвенция ООН о правах ребенка, ФГОС ДОО, Устав ДОО, СаН ПИН, Федеральный закон «Об образовании» РФ № 273.
Срок освоения Программы составляет 5 лет (с 1 сентября 2015 года по 30 апреля 2020 года). Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
В соответствии с ФГОСДО Программа реализует принципы формирования образовательного пространства и реализации образовательной деятельности, связанные с переносом их из задач дошкольного образования:
- формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечивать вариативность и разнообразие содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможность формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Им соответствуют культурологический и антропологический, личностно-ориентированный, средовой и деятельностный, компетентностный подходы к организации развивающего взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
Программа основана на следующих принципах, структурирующих Программу, и позволяет реализовать поставленные цели и задачи:
принцип развивающего образования предполагает, что образовательное содержание предъявляется ребенку с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения тех или иных действий, с учетом его интересов, склонностей и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога в зоне ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, т.е. реализации как явных, так и скрытых возможностей ребенка;
принцип позитивной социализации ребенка предполагает освоение им в процессе сотрудничества с обучающим взрослым и сверстниками культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми;
принцип возрастной адекватности образования предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования на основе законов возраста. Важно использовать все специфические детские деятельности, опираясь на особенности возраста и психологический анализ задач развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. При этом необходимо следовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности
принцип личностно-ориентированного взаимодействия с детьми находится в центре образования детей дошкольного возраста. В Программе заложено отношение к ребенку как к качественно отличному от взрослого, но равноценному партнеру: ребенок как личность равноценен взрослому, хотя и обладает специфически детскими возрастными и индивидуальными особенностями. В соответствии с этим воспитатели предоставляют детям право выбора и учитывают их интересы и потребности. Рассматривая детей как равноценных партнеров, воспитатель уважает в каждом из них право на индивидуальную точку зрения, самостоятельный выбор. Поэтому, общаясь с детьми, он предоставляет им не универсальный образец для подражания, а определенное поле выбора, т.е. диапазон одинаково принятых в культуре форм поведения, и каждый ребенок находит свой собственный, адекватный его индивидуальным особенностям стиль поведения. Тем самым, усвоение культурных норм не противоречит развитию у детей творческой и активной индивидуальности. Активность ребенка выходит далеко за пределы усвоения взрослого опыта и рассматривается как накопление личного опыта в процессе самостоятельного исследования и преобразования окружающего его мира;
принцип индивидуализации образования в дошкольном возрасте предполагает:
постоянное наблюдение, сбор данных о ребенке, анализ его деятельности и создание индивидуальных программ развития;
помощь и поддержку ребенка в сложной ситуации;
предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность.
1.1.3. Значимые характеристики, в том числе особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
Основные участники реализации Программы: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги. Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса образовательных услуг выступают, в первую очередь, родители воспитанников как гаранты реализации прав ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение.
Сведения о родителях
Критерии сравнения
|
Параметры
|
Количество
|
Особенности семьи
|
Полные
|
77
|
Одинокие
|
20
|
Многодетные
|
17
|
Опекуны
|
1
|
Образование
|
Высшее
|
53
|
Средне специальное
|
55
|
Среднетехническое
|
32
|
Среднее
|
20
|
Неполное среднее
|
7
|
Социальный состав
|
Рабочие
|
78
|
Служащие
|
67
|
Безработные
|
21
|
Предприниматели
|
8
|
Студенты
|
-
|
Сведения о педагогическом коллективе
Характеристика кадрового состава
|
Кол-во человек
|
По образованию
|
Высшее педагогическое
|
8
|
Среднее педагогическое
|
7
|
По стажу
|
До 5 лет
|
3
|
От 5 до 10 лет
|
3
|
От 10 до 15 лет
|
3
|
Свыше 15 лет
|
6
|
По результатам аттестации
|
Высшая квалификационная категория
|
1
|
Первая квалификационная категория
|
3
|
Вторая квалификационная категория
|
4
|
Соответствие занимаемой должности
|
3
|
Не аттестованы
|
4
|
Сведения о воспитанниках
Возрастная категория
|
Направленность групп
|
Количество
|
групп
|
детей
|
От 2 до 3 лет
|
Общеразвивающая
|
1
|
19
|
От 3 до 4 лет
|
Общеразвивающая
|
1
|
21
|
От 4 до 5 лет
|
Общеразвивающая
|
1
|
23
|
От 5 до 6 лет
|
Общеразвивающая
|
1
|
22
|
От 6 до 8 лет
|
Общеразвивающая
|
1
|
22
|
Всего групп – 5, Детей - 107
|
Характеристика особенностей детей
Детский сад посещают дети от двух до семи (восьми) лет, каждая возрастная категория имеет свои возрастные особенности.
Третий год жизни - лучшее время для формирования хороших привычек любого рода. К их числу относятся навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки.
Освоение мира предметов связано у детей с формированием начальной орудийной деятельности. Ребенок учится правильно пользоваться ложкой, он самостоятельно пьет из чашки. В ходе формирования навыков самообслуживания малыш осваивает расческу, учится правильно намыливать руки и вытирать их полотенцем. Дети с удовольствием повторяют за взрослыми действия с различными орудиями и инструментами. В игре ребенок воспроизводит игровые действия, используя для этого разнообразные предметы-заместители. Собственные манипуляции с предметами и подражание действиям взрослых приводит к тому, что у детей возникают мысленные представления, как о предмете, так и о действиях с ним.
В младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Активно формируется костно-мышечная система, в силу чего недопустимо длительное пребывание детей в неудобных позах, сильные мышечные напряжения, поскольку это может спровоцировать дефекты осанки, плоскостопие, деформацию суставов.
Происходит дальнейшее расширение круга общения ребенка с миром взрослых людей и детей. Взрослый воспринимается как образец, ребенок берет с него пример, хочет быть во всем похожим на него. В результате возникает противоречие между желаниями ребенка и его возможностями. Разрешение этого противоречия происходит в игре, прежде всего в сюжетно-ролевой, где ребенок начинает осваивать систему человеческих отношений, учиться ориентироваться в смыслах человеческой деятельности.
Возникает и развивается новая форма общения со взрослым – общение на познавательные темы, которое первоначально вплетено в совместную познавательную деятельность. На основе совместной деятельности, в первую очередь игры, формируется детское общество. На пятом году жизни ребенок постепенно начинает осознавать свое положение среди сверстников.
Возраст от трех до пяти уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребенок овладевает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи.
Познавательное развитие в младшем дошкольном возрасте продолжается по следующим основным направлениям: расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающем мире, содержательно обогащаются его представления и знания о мире. При активном взаимодействии и экспериментировании, дети начинают познавать новые свойства природных объектов и отдельных явлений: это позволяет им каждый день делать удивительные «открытия». К пяти годам начинает формироваться произвольность – в игре, рисовании, конструировании и др. (деятельность по замыслу).
В младшем дошкольном возрасте развиваются начала эстетического отношения к миру (к природе, окружающей предметной среде, людям). Ребенка отличает целостность и эмоциональность восприятия образов искусства, попытки понять их содержание.
В старшем дошкольном возрасте (5-8 лет) на фоне общего физического развития совершенствуется нервная система ребенка: улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов. Однако дети все еще быстро устают, «истощаются», при перегрузках возникает охранительное торможение. Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков; им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, но их сила и выносливость пока еще невелики.
Кроме сюжетно-ролевых, у детей интенсивно развиваются и другие формы игр – режиссерские, игры-фантазии, игры с правилами.
После пяти лет резко возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками. В игре и других видах совместной деятельности дети осуществляют обмен информацией, планирование, разделение и координацию функций. Постепенно складывается достаточно сплоченное детское сообщество. Существенно увеличиваются интенсивность и широта круга общения.
В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалоговой речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и складывается новая форма речи – диалог.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления (часть – целое, причинность, пространство, время, предмет – система предметов и т.д.).
Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе – животным, растениям, камням, различным природным явлениям и др. У детей появляется и особый интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов. Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становиться более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но в какой-то мере создавать ее. Слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия. При восприятии изобразительного искусства детям данного возраста доступны не только наивные образы фольклора, но и произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети передают характерные признаки предмета: форму, пропорции, цвет; замысел становиться более устойчивым.
Старших дошкольников отличает эмоционально яркая реакция на музыку. Проявляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия, значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки.
|