Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы и подходы к формированию Программы Значимые характеристики, в том числе особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста


Скачать 3.08 Mb.
Название Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы и подходы к формированию Программы Значимые характеристики, в том числе особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
страница 1/23
Тип Пояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
c:\documents and settings\лотос\мои документы\мои результаты сканирования\2016-06-30\image0077.tif




Содержание


  1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

  1. Цели и задачи реализации Программы………………………………..3

  2. Принципы и подходы к формированию Программы………………3-5

  3. Значимые характеристики, в том числе особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста…………………………………….5-8

1.2. Планируемые результаты освоения Программы в соответствии с целевыми ориентирами……………………………………………………...9-12

  1. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в 5 образовательных областях……………………………………………………………………...13-65

2.2. Описание вариативных форм, способов и методов средств реализации Программы……………………………………………………..65-89

2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей………………………………….89-126

2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик..................................................................................127-131

2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы…131-135

2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников…………………………………………………135-141

2.7. Проектирование воспитательно-образовательного процесса в группах с учетом возраста и индивидуальных особенностей воспитанников……………………………………………………………142-148

2.8. Формируемая часть Программы……………………………….148-156

  1. Организационный раздел

3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы………………………………………………………………...157-159

3.2. Обеспеченность методическими материалами……………...159-170

3.3. Режим дня……………………………………………………… 170-177

3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий …………………………………………………………...177-180

3.5. Особенности организации предметно-развивающей среды...181-187
IV. Краткая презентация программы

  1. Целевой раздел


1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы

Ведущая цель образовательной программы МБДОУ детского сада № 3 г. Вяземского для групп общеразвивающей направленности (далее Программа) – создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности.

Ведущая цель Программы решается в соответствии с миссией образовательного учреждения – создание обновленной модели дошкольного образовательного учреждения, направленной на обеспечение доступного качественного и полноценного воспитания и развития детей в соответствии с современными требованиями и запросами потребителей услуг.

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования, ориентируясь на достижение структуры целей и задач:

Цели

Задачи

Сохранение и укрепление физического и психического здоровье детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни.

  • обеспечивать охрану здоровья;

  • способствовать физическому развитию;

  • способствовать физиологическому развитию.

Способствование своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка

  • способствовать становлению деятельности;

  • пособствовать становлению сознания;

  • акладывать основы личности.

Обеспечение каждому ребенку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства

  • оздавать атмосферу эмоционального комфорта;

  • создавать условия для творческого самовыражения.


1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательный стандартом дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155) и с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (научный руководитель Е.В. Соловьева), «Радуга».

При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы: Конституция Российской Федерации, Конвенция ООН о правах ребенка, ФГОС ДОО, Устав ДОО, СаН ПИН, Федеральный закон «Об образовании» РФ № 273.

Срок освоения Программы составляет 5 лет (с 1 сентября 2015 года по 30 апреля 2020 года). Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

В соответствии с ФГОСДО Программа реализует принципы формирования образовательного пространства и реализации образовательной деятельности, связанные с переносом их из задач дошкольного образования:

- формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

- обеспечивать вариативность и разнообразие содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможность формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

- обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Им соответствуют культурологический и антропологический, личностно-ориентированный, средовой и деятельностный, компетентностный подходы к организации развивающего взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

Программа основана на следующих принципах, структурирующих Программу, и позволяет реализовать поставленные цели и задачи:

  • принцип развивающего образования предполагает, что образовательное содержание предъявляется ребенку с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения тех или иных действий, с учетом его интересов, склонностей и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога в зоне ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, т.е. реализации как явных, так и скрытых возможностей ребенка;

  • принцип позитивной социализации ребенка предполагает освоение им в процессе сотрудничества с обучающим взрослым и сверстниками культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми;

  • принцип возрастной адекватности образования предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования на основе законов возраста. Важно использовать все специфические детские деятельности, опираясь на особенности возраста и психологический анализ задач развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. При этом необходимо следовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности

  • принцип личностно-ориентированного взаимодействия с детьми находится в центре образования детей дошкольного возраста. В Программе заложено отношение к ребенку как к качественно отличному от взрослого, но равноценному партнеру: ребенок как личность равноценен взрослому, хотя и обладает специфически детскими возрастными и индивидуальными особенностями. В соответствии с этим воспитатели предоставляют детям право выбора и учитывают их интересы и потребности. Рассматривая детей как равноценных партнеров, воспитатель уважает в каждом из них право на индивидуальную точку зрения, самостоятельный выбор. Поэтому, общаясь с детьми, он предоставляет им не универсальный образец для подражания, а определенное поле выбора, т.е. диапазон одинаково принятых в культуре форм поведения, и каждый ребенок находит свой собственный, адекватный его индивидуальным особенностям стиль поведения. Тем самым, усвоение культурных норм не противоречит развитию у детей творческой и активной индивидуальности. Активность ребенка выходит далеко за пределы усвоения взрослого опыта и рассматривается как накопление личного опыта в процессе самостоятельного исследования и преобразования окружающего его мира;

  • принцип индивидуализации образования в дошкольном возрасте предполагает:

  • постоянное наблюдение, сбор данных о ребенке, анализ его деятельности и создание индивидуальных программ развития;

  • помощь и поддержку ребенка в сложной ситуации;

  • предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность.


1.1.3. Значимые характеристики, в том числе особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Основные участники реализации Программы: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги. Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса образовательных услуг выступают, в первую очередь, родители воспитанников как гаранты реализации прав ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение.

Сведения о родителях

Критерии сравнения

Параметры

Количество

Особенности семьи

Полные

77

Одинокие

20

Многодетные

17

Опекуны

1

Образование

Высшее

53

Средне специальное

55

Среднетехническое

32

Среднее

20

Неполное среднее

7

Социальный состав

Рабочие

78

Служащие

67

Безработные

21

Предприниматели

8

Студенты

-


Сведения о педагогическом коллективе

Характеристика кадрового состава

Кол-во человек

По образованию

Высшее педагогическое

8

Среднее педагогическое

7

По стажу

До 5 лет

3

От 5 до 10 лет

3

От 10 до 15 лет

3

Свыше 15 лет

6

По результатам аттестации

Высшая квалификационная категория

1

Первая квалификационная категория

3

Вторая квалификационная категория

4

Соответствие занимаемой должности

3

Не аттестованы

4


Сведения о воспитанниках

Возрастная категория

Направленность групп

Количество

групп

детей

От 2 до 3 лет

Общеразвивающая

1

19

От 3 до 4 лет

Общеразвивающая

1

21

От 4 до 5 лет

Общеразвивающая

1

23

От 5 до 6 лет

Общеразвивающая

1

22

От 6 до 8 лет

Общеразвивающая

1

22

Всего групп – 5, Детей - 107


Характеристика особенностей детей

Детский сад посещают дети от двух до семи (восьми) лет, каждая возрастная категория имеет свои возрастные особенности.

Третий год жизни - лучшее время для формирования хороших привычек любого рода. К их числу относятся навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки.

Освоение мира предметов связано у детей с формированием начальной орудийной деятельности. Ребенок учится правильно пользоваться ложкой, он самостоятельно пьет из чашки. В ходе формирования навыков самообслуживания малыш осваивает расческу, учится правильно намыливать руки и вытирать их полотенцем. Дети с удовольствием повторяют за взрослыми действия с различными орудиями и инструментами. В игре ребенок воспроизводит игровые действия, используя для этого разнообразные предметы-заместители. Собственные манипуляции с предметами и подражание действиям взрослых приводит к тому, что у детей возникают мысленные представления, как о предмете, так и о действиях с ним.

В младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Активно формируется костно-мышечная система, в силу чего недопустимо длительное пребывание детей в неудобных позах, сильные мышечные напряжения, поскольку это может спровоцировать дефекты осанки, плоскостопие, деформацию суставов.

Происходит дальнейшее расширение круга общения ребенка с миром взрослых людей и детей. Взрослый воспринимается как образец, ребенок берет с него пример, хочет быть во всем похожим на него. В результате возникает противоречие между желаниями ребенка и его возможностями. Разрешение этого противоречия происходит в игре, прежде всего в сюжетно-ролевой, где ребенок начинает осваивать систему человеческих отношений, учиться ориентироваться в смыслах человеческой деятельности.

Возникает и развивается новая форма общения со взрослым – общение на познавательные темы, которое первоначально вплетено в совместную познавательную деятельность. На основе совместной деятельности, в первую очередь игры, формируется детское общество. На пятом году жизни ребенок постепенно начинает осознавать свое положение среди сверстников.

Возраст от трех до пяти уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребенок овладевает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи.

Познавательное развитие в младшем дошкольном возрасте продолжается по следующим основным направлениям: расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающем мире, содержательно обогащаются его представления и знания о мире. При активном взаимодействии и экспериментировании, дети начинают познавать новые свойства природных объектов и отдельных явлений: это позволяет им каждый день делать удивительные «открытия». К пяти годам начинает формироваться произвольность – в игре, рисовании, конструировании и др. (деятельность по замыслу).

В младшем дошкольном возрасте развиваются начала эстетического отношения к миру (к природе, окружающей предметной среде, людям). Ребенка отличает целостность и эмоциональность восприятия образов искусства, попытки понять их содержание.

В старшем дошкольном возрасте (5-8 лет) на фоне общего физического развития совершенствуется нервная система ребенка: улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов. Однако дети все еще быстро устают, «истощаются», при перегрузках возникает охранительное торможение. Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков; им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, но их сила и выносливость пока еще невелики.

Кроме сюжетно-ролевых, у детей интенсивно развиваются и другие формы игр – режиссерские, игры-фантазии, игры с правилами.

После пяти лет резко возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками. В игре и других видах совместной деятельности дети осуществляют обмен информацией, планирование, разделение и координацию функций. Постепенно складывается достаточно сплоченное детское сообщество. Существенно увеличиваются интенсивность и широта круга общения.

В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалоговой речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и складывается новая форма речи – диалог.

Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления (часть – целое, причинность, пространство, время, предмет – система предметов и т.д.).

Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе – животным, растениям, камням, различным природным явлениям и др. У детей появляется и особый интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов. Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становиться более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но в какой-то мере создавать ее. Слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия. При восприятии изобразительного искусства детям данного возраста доступны не только наивные образы фольклора, но и произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети передают характерные признаки предмета: форму, пропорции, цвет; замысел становиться более устойчивым.

Старших дошкольников отличает эмоционально яркая реакция на музыку. Проявляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия, значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Похожие:

Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы и подходы к формированию Программы Значимые характеристики, в том числе особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста icon Пояснительная записка 1 Цели и задачи реализации Программы 2 Принципы...
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного...
Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы и подходы к формированию Программы Значимые характеристики, в том числе особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста icon Цели и задачи реализации Программы 5 1 Принципы и подходы к формированию Программы 9
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного...
Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы и подходы к формированию Программы Значимые характеристики, в том числе особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста icon Пояснительная записка цели и задачи реализации Программы; -принципы...
Программы характеристики, в т ч характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы и подходы к формированию Программы Значимые характеристики, в том числе особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста icon Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы...
Планируемые результаты освоения Программы в соответствии с целевыми ориентирами
Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы и подходы к формированию Программы Значимые характеристики, в том числе особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста icon Цели и задачи Программы 1 Принципы и подходы к формированию Программы...
Значимые для разработки и реализации ооп до характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного...
Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы и подходы к формированию Программы Значимые характеристики, в том числе особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста icon Пояснительная записка Цель и задачи программы Принципы и подходы...
Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы и подходы к формированию Программы Значимые характеристики, в том числе особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста icon Цели и задачи реализации Программы 5 Принципы и подходы к формированию Программы 8
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного...
Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы и подходы к формированию Программы Значимые характеристики, в том числе особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста icon Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации программы 5 1...
Значимые для разработки программы характеристики, в том числе особенностей развития детей
Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы и подходы к формированию Программы Значимые характеристики, в том числе особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста icon 1 Принципы и подходы к формированию Программы 6 4
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного...
Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы и подходы к формированию Программы Значимые характеристики, в том числе особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста icon Пояснительная записка 3 Цели и задачи реализации Программы 4 Принципы...
Значимые для разработки программы характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного...
Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы и подходы к формированию Программы Значимые характеристики, в том числе особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста icon Целевой раздел образовательной программы. Пояснительная записка....
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы и подходы к формированию Программы Значимые характеристики, в том числе особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста icon Пояснительная записка цели и задачи реализации Программы Принципы...
Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей
Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы и подходы к формированию Программы Значимые характеристики, в том числе особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста icon Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи деятельности образовательного...
...
Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы и подходы к формированию Программы Значимые характеристики, в том числе особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста icon Цели и задачи реализации Программы
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного...
Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы и подходы к формированию Программы Значимые характеристики, в том числе особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста icon Цели и задачи реализации Программы
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного...
Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы и подходы к формированию Программы Значимые характеристики, в том числе особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста icon Цели и задачи реализации Программы
Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск