Скачать 306.14 Kb.
|
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат»
«Клеточка за клеточкой» Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию мелкой моторики и координации движении рук (для начального звена по ФГОС) Программу составила педагог-психолог Сбоева Л.А. с. Косолапово, 2016г. 1.Пояснительная записка. -Программа «Клеточка за клеточкой» составлена с учетом требований реализации ФГОС для умственно отсталых детей и психолого-возрастных особенностей учащихся школы-интерната VIII вида. Данная программа реализуется в ходе внеурочной деятельности, составлена на основе методических разработок автора Тертышная Н.В., учителя начальных классов, Республика Казахстан, Чокеевой Р.А., учителя начальных классов, Республики Татарстан, а также большую помощь в создании программы оказал сайт «Мишуткина школа» http://мишуткина-школа.рф. Проблемой изучения мелкой моторики рук детей с нарушением интеллекта занимались Н. П. Вайзман, Т. Н. Головина, Е. А. Екжанова, Э. В. Сеген, И. П. Павлов, Г. Е. Сухарева и другие. Одной из основных причин, затрудняющих формирование у детей с умственной отсталостью двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые в свою очередь отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации Деятельность педагога-психолога направлена то, чтобы помочь детям овладеть школьными навыками, развить их эмоционально- волевую и двигательную сферу, воспитать в детях самостоятельность, способность адаптироваться в социальных условиях их дальнейшей жизни. Решение этой задачи возможно при корректирующей направленности педагогического процесса и при условии осуществления специальных систематических коррекционно-развивающих занятий. Среди разнообразных приемов преодоления выявленных проблем мною особо ценятся графические диктанты. Считаю, что работа с графическими диктантами не только развивает моторику, а вносит определенный вклад в формирование у детей устойчивого внимания, трудолюбия, усидчивости улучшаются процессы саморегуляции и т.д. Цель программы: - Развитие мелкой моторики и ориентации в пространстве посредством графических диктантов Задачи - развитие графомоторных навыков, плавности, точности -развитие крупной и мелкой моторики) - пространственных представлений - развитие внимания, воображения -воспитание трудолюбия, усидчивости. -развитие навыков конструктивного взаимодействия Адресат Программа предназначена для психокорекционной работы с детьми 1 класса в условиях(специальной) коррекционной школы-интерната - Краткая характеристика учебного курса Дети, поступающие в 1 класс школы-интерната VIII вида имеют ограниченный словарный запас, слабо развитую мелкую моторику, несформированные или недостаточно сформированные пространственные представления. У них наблюдается плохая ориентация на плоскости листа, неусвоенные понятия «верх – низ», «лево – право». Это подтверждают собственные наблюдения, результаты собеседования с педагогами и диагностические обследования обучающихся. Графические диктанты для школьников хорошо помогают педагогам предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с данными графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость. Срок реализации программы : с сентября по апрель месяц 2016-17 уч.г. Основные принципы программы: Принцип единства диагностики и коррекции - определение методов коррекции с учетом диагностических данных. Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов. Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы детей Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно. Деятельностный принцип коррекции. Коррекционная работа, таким образом, строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию педагога-психолога, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребёнка. Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона. Вариативность. 2.Общая характеристика курса «Клеточка за клеточкой» -По данным исследований М.С. Певзнер нарушения моторики у умственно отсталых учащихся связано с неумением координировать работу обеих рук, сочетать их движения. Затруднения вызывают дифференциация, быстрота, плавность, включения в движение, переключение с одного движения на другое. Недоразвитие моторики проявляется, в основном в недостаточности точных и тонких движений, особенно мелких, в аритмичности и нечеткости пальчиковых движений, несовершенстве контроля и регуляции движений. Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием мелкой моторики кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве, существует прямая связь. Для успешного овладения учебными навыками, особенно навыками письма, необходимо, чтобы обучащиеся научились контролировать и регулировать свои движения и действия в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями. Обучение ориентировано на «зону ближайшего развития», которая определяется содержанием тех задач, с которыми ребенок еще не может справиться самостоятельно, но решает с помощью взрослого. Обучая ребенка чему-то новому, взрослый помогает ему решить ту самую задачу, к пониманию и овладению которой он уже готов, но самостоятельно с ней еще не справился. Эффективность образования, а следовательно, и психического развития зависит от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания задают перспективу их дальнейшего развития. Ведущей деятельностью дошкольников является игровая деятельность и смена на учебную деятельность, присущую младшим школьникам, происходит не вдруг и не сразу, то данная программа составлена с использованием игровых упражнений на основе графических диктантов. В данной программе используются разные технологии: - Игровая технология. В ходе занятия используем игровые ситуации, делая увлекательным учебный процесс, что способствует появлению активного познавательного интереса школьников. На занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Например: на каждом занятии после графического диктанта детям даётся возможность самому раскрасить фигуры животных или предмета на своё усмотрение, придумать свой фон, сюжет. Здоровьесберегающая технология, цель которой - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя, педагога психолога – это рациональная организация урока или занятия. Например: обязательно напоминаем детям и контролирую посадку за партой, в ходе занятий используются физкультминутки, а также на занятиях присутствуют ритуалы приветствия и прощания. Всё выше сказанное в данной технологии позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса. Коррекционно-развивающие технологии - это такие технологии, которые нацелены на развитие или коррекцию какой-либо психической деятельности. Данная программа создана не только развивать у детей мелкую моторику и ориентацию в пространстве, а также это игровой способ развития пространственного воображения, координации движений, усидчивости. В данной программе используются такие методы: -упражнение; приучение; - воспитывающие ситуации, - арттерапия (помощь средствами искусства). Приучение и упражнение в ходе занятий сочетаем с объяснением, беседой, инструктажем, примером, метод стимулирования используется с учетом требований индивидуально-дифференцированного подхода к личности ребенка. Форма обучения: -групповая - работа в парах - индивидуальная Режим занятия- 1 раз в неделю с сентября по апрель 2016-17 уч.г Работая с графическим диктантом, умственно- отсталый школьник расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов, что эти знания так необходимы для таких уроков как математика, русский язык, окружающий мир. 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс психологических занятий «Клеточка за клеточкой» изучается в 1 классе по одному часу в неделю (27ч. в год). Общий объём учебного времени составляет 27 часов, 1ч в неделю. Продолжительность одного занятия - 40 мин. Возраст учащихся 7-8 лет. 4. Личностные результаты освоения программы 1.Развитие адекватных представлений о собственных возможностях; 2.Овладение начальными навыками обучения; 3. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 4.Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 5. Формирование развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 6. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 7. Развитие доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей; 8.Формирование готовности к самостоятельной жизни. 5.Содержание учебного курса Учебный курс состоит из двух разделов:
В данном разделе изучается уровень развития мелкой моторики и идёт подготовительный этап, где все упражнения направлены на отработку первоначальных графических навыков. В данном разделе ребята выполняют такие задания: дорисуй палочки и точки, обводи штрихами путь бабочки, спортсмена, проведи линии по направлению строчек от линии к линии и т.д. Раздел рассчитан на 6 часов. При проведении занятий необходимо учитывать следующие моменты:
Второй раздел- основной. В данном разделе дети выполняют графический диктант, проговаривают чистоговорки или скороговорки. Завершая диктовку, детям предлагается дорисовать рисунок самостоятельно, придумав сюжет. Затем составить предложение к рисунку, рассказ, подобрать прилагательное, глагол и т.д. (это зависит от цели занятия). Кроме того, дети, выполняя задание, получают психоэмоциональную разгрузку. Часто в состоянии утомления или при общей ослабленности дети раздражительны и излишне эмоциональны. Рисование под диктовку красивой фигурки помогает им успокоиться и переключиться на более полезную деятельность Цель основной части – оказание психологической поддержки обучающимся, способствовать раскрытию и развитию потенциала детей, а также продолжается работа по направлениям первой части. В конце раздела проводится повторная диагностика. Раздел рассчитан на 21 часа. Перед каждым занятием обязательно поговорите с ребенком о том, что есть разные направления и стороны. Покажите ему, где право, где лево, где верх, где низ. Обратите внимания малыша, что у каждого человека есть правая и левая сторона. Объясните, что та рука, которой он ест, рисует и пишет – это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей наоборот, левшам надо обязательно объяснять, что есть люди, для которых рабочая рука – правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая. После этого можно открывать тетрадь и учить ребенка ориентироваться на листе бумаги. Покажите ребенку, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ. Можно объяснить, что раньше в школе были наклонные парты, поэтому верхний край тетради и назвали верхним, а нижний нижним. Объясните, что если вы говорите «вправо», то надо вести карандашом «туда» (вправо). А если говорите «влево», то надо вести карандашом «туда» (влево) и так далее. Покажите, как надо считать клеточки. Задания подобраны по принципу «от простого к сложному». Если вы начинаете заниматься с ребенком по этим графическим диктантам, выполняйте с ним задания по порядку: начинайте с самых первых простых диктантов и постепенно переходите к более сложным. Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого. Помните, что занятия для ребенка – не экзамен, а игра. Помогайте, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам. Графический диктант можно выполнять в двух вариантах: 1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку. 2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом. Обратите внимание на посадку ребенка во время выполнения диктанта, на то, как он держит карандаш. Покажите, как надо удерживать карандаш между фалангами указательного, большого и среднего пальцев. Если ребенок плохо считает, помогайте ему отсчитывать клетки в тетради. Поработайте со скороговорками и чистоговорками разными способами: 1. Пусть ребенок возьмет в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками, проговорит скороговорку или чистоговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог. 2. Пусть ребенок проговорит скороговорку (чистоговорку), перебрасывая мячик из одной руки в другую. 3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками. 4. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться. Пальчиковую гимнастику делайте вместе, чтобы ребёнок видел и повторял движения за вами. |
План работы гбоу республики Марий Эл «Национальная президентская... ... |
Устав частного образовательного учреждения «общеобразовательная школа-интернат... «Общеобразовательная школа–интернат «Вятичи» (далее по тексту «Школа-интернат») утверждена собранием учредителей (протокол №4 от... |
||
Марий Эл «Савинский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей» Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл «Савинский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей» |
Государственная казенная общеобразовательная школа-интернат «общеобразовательная... |
||
II. Организация воспитательного процесса в группе продленного дня Гпд) в краевом государственном бюджетном общеобразовательном учреждении "Минусинская общеобразовательная школа-интернат №8" (далее... |
Основная образовательная программа начального общего образования... Государственное областное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении... |
||
Отчет о самообследовании муниципальной казенной общеобразовательной школы-интерната Уставом: Муниципальная казенная общеобразовательная школа-интернат «Общеобразовательная школа-интернат основного общего образования... |
Описательный отчет по подготовке спортивного резерва в Республике... Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Республики Марий Эл «Детско-юношеская спортивно-адаптивная школа... |
||
Рабочая программа по предмету «Технология. Технологии ведения дома»... Программа: ооп ООО мбоу школа-интернат г. Белебея, программа "Технология" 5 – 8 классы, М.: «Вентана – Граф»,2014 года |
Наименование, характеристики и объем количество поставляемых товаров Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... |
||
Гкоу со «Михайловская школа-интернат» Руководитель Николаева Ирина Викторовна Целью деятельности гкоу со «Михайловская школа-интернат», согласно Устава, является создание комплекса условий, обеспечивающих коррекцию... |
Республики Марий Эл 26 июля 2004 г. №48/249 Российской Федерации», Законом Республики Марий Эл «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных... |
||
Марий Эл Государственное бюджетное профессиональное образовательное... Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Республики Марий Эл |
Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа-интернат №9» Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа-интернат №9» с. Ижма по состоянию на 01 августа 2015 года |
||
Программа дополнительного образования круглогодичной школы интеллектуального... Краевая общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования |
Программа дополнительного образования круглогодичной школы интеллектуального... Краевая общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования |
Поиск |