Формирование языковой личности: социально-философский аспект


Скачать 2.35 Mb.
Название Формирование языковой личности: социально-философский аспект
страница 1/11
Тип Автореферат
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи


САХАРОВА АННА ВЛАДИМИРОВНА

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ


Специальность: 09.00.11 – социальная философия


Диссертация на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Научный руководитель,

доктор политических наук, профессор

Воронов Юрий Михайлович

ИВАНОВО –2017
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ КАТЕГОРИЯ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ………………………………………………………………………...26

1.1 Категориальный анализ концепта «языковая личность»…………………26

1.2. Модели языковой личности:

от лингвистики к социальной философии……………………………………..35

1.3 Человек как носитель языка: опыт концептуализации в современном социально-гуманитарном знании………………………………………………48

Выводы к главе I………………………………………………………………70
ГЛАВА II. ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ В ПРОСТРАНСТВЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ………………72

2.1 Социально-онтологические основания становления

языковой личности………………………………………………………………72

2.2 Языковая личность как субъект социальной коммуникации ……………97

2.3 Особенности формирования ценностной сферы языковой личности в процессе социализации………………………………………………………..122

Выводы к главе II…………………………………………………………....151
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….153
БИБЛИОГРФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………157
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

В современном обществе коммуникативные процессы являются значимыми факторами социальных изменений. Все более заметной становится роль языка, стимулирующего, программирующего происходящее в социуме. Разнообразные способы языкового освоения действительности опосредуют и организуют социальные взаимодействия на всех уровнях их осуществления. Интерес к языку как неотъемлемому условию протекания социальных процессов традиционен для социально-гуманитарного знания второй половины XX – начала XXI вв. Однако бурное развитие коммуникативной реальности, специфическими чертами которой являются диалогичность, перерастающая в полифоничность, мультикультурность, сдвиг коммуникативных кодов в сторону невербальных, дискретность и мозаичность Интернет-пространства, существенно преображает социальную коммуникацию, порождает новый круг проблем и, соответственно, задает иные исследовательские ракурсы.

Следствием подобных перемен в социуме стала проблематизация самого непосредственного участника социальной коммуникации – языковой личности (далее – ЯЛ). С одной стороны, наблюдается возрастание свободы выбора сценариев языкового поведения (за счет увеличения способов коммуникации и расширения коммуникативного пространства), увеличение возможностей языковой самопрезентации (например, в виртуальной реальности социальных сетей) и самореализации ЯЛ в процессе коллективного порождения коммуникативной реальности. С другой стороны, нарастание агрессивности коммуникативной среды, неопределенности исходов коммуникативных актов (например, сетевая коммуникация в Интернете изначально построена как интеракция с открытым финалом) делает статус ЯЛ неустойчивым и нередко непредсказуемым. Кроме того, наивный эгоцентризм творцов индивидуальных дискурсов, усиливаемый уже упомянутыми возросшими техническими возможностями средств массовой коммуникации, нередко вводит их в заблуждение относительно самостоятельности и независимости от социума, влияние которого на ЯЛ становится все более мощным.

Диапазон подходов к решению этой проблемы достаточно широк и включает в себя различные парадигмы: от диктатуры сознания и языка до диктатуры дискурса или перфоманса, от признания носителя языка в качестве целостного и равноправного участника социальной коммуникации до констатации его неполноты, частичности или полного исчезновения под давлением наступающей коммуникативной реальности.

Свой вклад в исследование природы языковой коммуникации на уровне взаимодействия Я как носителя языка (сознания) и Другого Я, субъекта и языкового сообщества в целом внесли представители философии сознания и языка (феноменология, аналитическая и лингвистическая философия), структурализма (К. Леви-Стросс, Р. Барт, Р. Якобсон), поструктурализма (М. Фуко, Ю. Кристева), психоанализа (Ж. Лакан). Констатируя подобное разнообразие, следует учитывать также и то обстоятельство, что все они были порождением различных объективных условий и, следовательно, концептуально фиксировали не только методологические предпочтения своих творцов, но и определенные социальные доминанты.

Современная эпоха предъявляет серьезные вызовы человеку как субъекту социально-коммуникативной реальности. Одной из наиболее актуальных проблем в этой связи является сохранение и воспроизведение форм социальности, способствующих поддержанию конструктивного коммуникативного взаимодействия между членами общества. Соответственно, особенно востребованной становится задача формирования субъекта языковой деятельности как целостной, самостоятельной, ценностно наполненной ЯЛ, способной к активному творческому освоению языка и разносторонне реализующейся в различных дискурсивных практиках.

Выход данной проблемы за рамки лингвистического поля исследований на уровень метатеории неизбежно подводит к необходимости изучения феномена ЯЛ в более широкой, социально-философской, перспективе. В рамках данного исследования специфика социально-философского подхода предполагает рассмотрение формирования ЯЛ в следующих аспектах: 1) социально-онтологическом, т.е. через поиск и выявление оснований и пределов языковой индивидуальности ЯЛ в социально-языковом пространстве; 2) праксиологическом, т.е. через анализ диалектических противоречий языковой деятельности ЯЛ, воплощенной в различных речевых практиках; 3) аксиологическом, т.е. с точки зрения закономерностей становления ценностной иерархии, определяющей целостность и устойчивость ЯЛ.

Степень научной разработанности проблемы.

Вектор исследований ЯЛ задавался в рамках лингвистики и пограничных отраслей знания (семиотика, философия языка) где складывались и отрабатывались основные научные парадигмы, концентрировавшиеся вокруг триады язык-человек-общество. Центр внимания переходил от эгоцентрически мыслящего коммуниканта, который вносит в высказывание личностное измерение (прагмалингвистика Ч. Пирса), к самому высказыванию и, соответственно, отходу на второй план личности его создателя и далее – к процессу коммуникации, диалогу, в ходе которого материализуется дискурс.

Поскольку введение концепта «языковая личность» равно как и всестороннее изучение самого этого феномена принадлежат сфере языкознания, то логично прежде всего обратиться обобщению достижений этой науки, релевантных теме диссертации. Современное поле исследований, посвященных ЯЛ, расширяется за счет комплекса лингвистических наук, каждая из которых вносит свой вклад в изучение различных аспектов рассматриваемого феномена.

Так, лингвокультурология, возникшая на стыке лингвистики, культурологи, философии, семиотики, литературоведения, психологии, сосредоточена на изучении триединства язык – культура – языковая личность (В.И. Карасик1, Ю.С. Степанов2, В.В. Красных, О.Л. Каменская, В.И. Тхорик3 и др.). Ценные теоретические и эмпирические сведения относительно разнообразия типов ЯЛ дает лингвоперсонология. В работах Е.Н. Ивановой4, Е.И. Базалук5, Н.С. Котовой6, С.В. Оленёва7 и других авторов не только предлагаются различные варианты моделей языковой личности, но и осуществляется анализ их содержательного наполнения на основе изучения конкретных ЯЛ. В сфере интересов лингвопрагматики – «живой язык в действии, во всем многообразии его функций и социально-функциональных вариантов»8. В работах И.П. Сусова, В.В. Богданова9, Н.Д. Арутюновой10, Ю.Д. Апресяна11, В.Г. Гака12 процесс речевой коммуникации рассматривается с позиций антропоцентризма и даже, как подчеркивает И.П. Сусов, эгоцентризма, то есть «не абстрактного идеального говорящего, а конкретного, реального носителя языка в процессе речевой деятельности»1.
Большое значение для решения поставленных в диссертации задач имеют труды по социолингвистике (У. Лабов2, Р.Т. Белл3, А.Д. Швейцер4, Н.Б. Мечковская5, Л.П. Крысин6), предметом которой является язык в его конкретном социальном контексте. При этом учитываются все факторы, способные влиять на использование языка, — от различных характеристик самих говорящих (их возраста, пола, уровня образования и культуры, вида профессии и т. п.) до особенностей конкретного речевого акта.

Лингвистика, став первой интеллектуальной лабораторией для исследования феномена ЯЛ, не только обозначила границы самого предмета, но и наметила перспективы его дальнейшего изучения, выявив важные точки роста его познания. Активная экспансия лингвистики в сферы смежных дисциплин стала весьма продуктивным процессом, способствующим построению интегративной концепции ЯЛ. К настоящему времени ЯЛ как трансдисциплинарное понятие номинирует явление, находящееся в фокусе внимания целого спектра научных направлений: психологии, культурологии, педагогики, социологии, философии. Поскольку массив социально-гуманитарных исследований, связанных с темой диссертации, весьма обширен, целесообразно разделить его на несколько групп в соответствии с ключевыми проблемами, решаемыми в данной работе.

Во-первых, это интерпретация самого концепта «языковая личность». Антропоцентрическая и личностно-ориентированная парадигмы развития филологии, лингвистики, философии, социологии и других наук обусловили ввод понятия «языковая личность» в научный дискурс. Классической концепцией ЯЛ в отечественной лингвистике и филологии по праву признаѐтся модель Ю.Н. Караулова1. Существуют и структурные модели ЯЛ, предложенные другими авторами (Г.И. Богин, В.И.Карасик, К.Ф. Седов)2.

Расширение сферы применения концепта ЯЛ неизбежно ведет к необходимости уточнения смысловых границ этого базового понятия и возможностей его дополнения близкими по смыслу категориями (дискурсивная личность, речевая личность, коммуникативная личность), что порождает дискуссии об их соотношении. Авторы различных версий исходят из того, что: 1) понятие языковая личность шире понятия коммуникативная личность (С. Г. Воркачев, В. В. Соколова, С. С. Галстян), 2) понятия языковая личность и коммуникативная личность не разграничиваются (В.И. Карасик); 3) понятие коммуникативная личность шире понятия языковая личность (В.П. Конецкая); 4) утрачена эвристическая значимость концепта ЯЛ и, следовательно, необходимо заменить его понятием «дискурсивная личность» как более полно учитывающим широкий диапазон факторов (ментальные, психологические, прагматические и другие) и, следовательно, различных видов компетенций, позволяющих личности функционировать в сложном социально-культурном контексте (А.Г.Баранов, Л.Н. Синельников).

В отличие от лингвистических дисциплин, в которых прослеживается тенденция к диффузии понятия ЯЛ, обусловленная переориентацией лингвистики с языка как системы на личность носителя языка, разнообразно проявляющую себя в дискурсивных практиках, в философских исследованиях (Э.Ю. Паниткова, Г.С. Шашлова)1 признается эвристический потенциал и интегративный характер этой категории.

Второй круг вопросов группируется вокруг проблемы ЯЛ как участника социальной коммуникации через призму осмысления источников и пределов субъектности носителя языка. В фокусе исследований по социальной коммуникации оказываются такие аспекты, как различные модели реализации коммуникативных практик,2 роль таких технологий, как имиджи, симулякры, «маски» в конструировании современной коммуникативной среды (Ж. Бодрийяр3, Ж. Делез4, Ж. Деррида5, Р. Барт 6), значение медиареальности как фактора, определившего фундаментальные изменения в сфере социальной коммуникации (Е.И. Кузнецова7).

Активно изучаются такие аспекты языковой коммуникации, как феномен проективности, выражающий целостность и автономность субъекта и целерационального способа мышления, когда результаты действия (социального, культурного, ментального) могут быть заранее предопределены, спрогнозированы или хотя бы предвидены (М.Ю. Гафурова)8; язык как инструмент конструирования социальной реальности (Т.Г. Данилова, М.В. Смагина1); реализация субъекта как носителя языка в условиях современной социальной коммуникации (З.С. Завьялова, Е.А. Сайкин, А.Н. Фортунатов2), двуязычия (О.А Колыхалова., Г.С. Шашлова, О.С. Хряпченкова, F. Grosjean и др.3).

Все большее внимание концентрируется вокруг анализа концептов, отражающих сложный, многогранный характер дискурсивной деятельности носителя языка (перформативность, языковая игра) Как показывается в работах А.А. Романова, Л.А. Романовой4, И.В. Четыркиной, А.В. Карабыкова5, эвристический потенциал концепта «перформативность» выходит за пределы лингвистики и приобретает междисциплинарный характер. Вопрос о перформативности социальных действий, как и вопрос о перформативной заданности общественно создаваемых символов и знаний, приобретает практический характер как руководство к реализации различных общественных практик.

Весьма плодотворным оказывается вовлечение в исследовательский процесс в качестве познавательного инструмента концепта «языковая игра». Введенный в научный оборот Л. Витгенштейном в «Философских исследованиях», в дальнейшем он получил разностороннее осмысление в различных сферах социально-гуманитарного знания: 1) в лингвистике - с точки зрения изучения механизмов лингвокреативного потенциала ЯЛ (Т.А. Гридина1, Н.Д. Арутюнова2), реализации ценностного отношения адресанта, провоцирующего оценочное восприятие адресата на основе эстетического подхода к выбору языковых средств (Качалова И.Н.3), 2) в культурологии – например, в постмодернистской идее Ж.Ф. Лиотара4 о включении читателя в процесс создания текста как сотворчества с автором, 3) в философии – в плане анализа языковых игр как повседневной коммуникативной практики и инструмента моделирования коммуникативного пространства5, с точки зрения проблемы следования правилу6.

Поскольку осмысление природы ЯЛ основывается на понимании сущности личности вообще, то в круг изучаемых теоретических источников были включены исследования, посвященные этой проблематике и включающие такие аспекты, как: 1) соотношение родовой и индивидуальной сущности человека, существования как диалектика жизненного и духовного начала (К.Л. Ерофеева)1; 2) социально-философские аспекты процессов субъективации (А.Е. Смирнов, Д.Г. Михайличенко)2; 3) язык как одна из фундаментальных констант со-бытия человека и мира (В.А. Кутырёв)3.

Третьим важным аспектом изучения ЯЛ с точки зрения ее становления и развития является проблема социальной природы языка. В лингвистике язык традиционно рассматривался через взаимосвязь с мышлением, а также соотношение языка и речевого (дискурсивного) акта. В антропоцентричной лингвистике (В. фон Гумбольдт, А.А. Потебня4) раскрывается связь «языка и духа», показывается, что сам язык не есть готовый инструмент и нечто созданное (ergon), он – деятельность (energeia) духа5. Ф.де Соссюр, вполне обоснованно различая на онтологическом уровне смысловой и операциональный аспекты языковой деятельности, высказывал идею о социальности (обобщенности) языка и психологизме (индивидуальности и единичности) речи6. В теории лингвистической относительности (Э.Сепир, Б.Л.Уорф) предпринимается попытка обосновать детерминированность действий человека характером языка. Деятельностная характеристика языка в таком контексте относится не только к самому языку, но к его носителю – субъекту языковой деятельности.

В философии различные подходы к проблеме социальности языка, хотя и не всегда в отчетливо эксплицированном виде, представлены в:

1) феноменологии, где язык в качестве одной из данностей «жизненного мира» (в терминологии А. Шюца) трактуется как способ типизирующего упорядочения индивидуального и коллективного опыта, как феномен речевой интерсубъективности, то есть повседневной феноменально структурированной коммуникации (Э. Гуссерль, А. Щюц);

2) философии диалогического направления (М.М. Бахтин, Э. Левинас, М. Бубер), осуществляющей осмысление роли языка через призму объективной заданности диалога, в процессе которого возникает понимание как результат обсуждения многозначности и прихода к общему значению слова; именно в недрах диалогизма были выработаны понятия «ответность» и «ответственность», ориентирующие на герменевтическое, контекстуальное исследование социально значимых высказываний любого уровня и масштаба;

3) теории речевых актов (представители аналитической философии Дж. Остин, Дж. Сёрль, П. Грайс, П. Стросон), где сущность речи связывается не столько с сообщением чего-либо или же пониманием между Я и Другими, сколько с раскрытием принципов взаимодействия между Я (которое предстает в разных образах «жизненных миров») и системными, прежде всего социальными, установлениями, которым подчинена жизнь человека; в теории коммуникативного действия;

4) социально-коммуникативной философии, в рамках которой осуществляется исследование связи форм сознания и его конструктивной деятельности с формами языковых коммуникаций, а также выявление всеобщего значения конституирующей способности языка (К.-О. Апель), предлагается новая трактовка диалогической коммуникации, понимаемой не просто как обмен точками зрения или идеями, а как особая форма взаимодействия – диалогическое взаимодействие, преследующее определенные цели (Ю. Хабермас).

Отдельно отметим активное изучение онтолого-гносеологической проблематики языка в отечественной философской традиции. В работах Н.И. Бересневой1, С.А. Песиной2, Е.Г. Азнабаевой3, Б.Д. Нуриева4 рассматривается такие проблемы, как соотношение языка и реальности, сущность и механизмы формирования, функционирования слова и концепта в коммуникативной деятельности, соотношение языковой реальности и языковой деятельности.

Особо следует выделить исследования по философии языка, проводимые представителями философской школы Ивановского государственного университета – основателем этого направления профессором А.Н. Портновым и его учениками и последователями. В работах А.Н. Портнова рассматривается взаимоотношения языка и сознания, дается анализ философско-методологических оснований развития этой проблемы, выявляются основные исследовательские стратегии ее изучения5. Важный теоретический материал, релевантный теме диссертации исследования, содержится в исследованиях Т.Б. Кудряшовой1, Л.Д. Петрякова2, И.В. Куликовой3, А.А. Обрезкова4.

Обширный корпус исследований, посвящен дискурсу. Следствием популярности этого понятия, активно применяемого как в теоретических трудах, так и в практической сфере (например, в политических, масс-медийных и деловых кругах), стала его полисемантичность. Им обозначаются весьма разноплановые ментальные и практические модусы социумной жизни. Осмысление дискурса как сложного коммуникативно-деятельностного феномена осуществляется на основе различных подходов: лингвистического, в рамках которого дискурс трактуется прежде всего с точки зрения соотношения с понятиями «текст» и «речь» (Э. Бенвенист, К. Леви-Стросс, М. Пешо, П. Серио, В.И. Карасик, К.Ф. Седов5), кратологического с акцентом на роль дискурса как мощного властного ресурса (М. Фуко, Т. ван Дейк6), семиотического, трактующего дискурс как знаковую систему, включающую как вербальную и невербальную подсистемы (Р. Барт, Ж. Бодрийяр),социально-конструкционистского, отождествляющего дискурс с практикой социального конструирования (Ж. Деррида, Э. Лакло, Ш. Муфф, М.А. Полищук1), социально-коммуникативного, в основе которого лежит представление о дискурсе как о диалоге, в процессе которого происходит согласование спорных притязаний на значимость с целью достижения согласия (К.-О. Апель, Ю. Хабермас, Н.А. Николаева, М.Ю. Олешков2).

Четвертый комплекс проблем связан с изучением ценностных аспектов становления личности носителя языка. Вызовы общества эпохи постмодерна с его постоянными трансформационными процессами, ситуациями риска, неопределенности делают неизменно актуальными вопросы, связанные с формированием способности индивидов к идентификации, сохранению духовной целостности личности, и, соответственно, роли лингвистических ценностей в процессе социализации. В связи с этим большое внимание уделяется проблемам аксиологии языковой деятельности. Осмысленный в рамках психолингвистики обширный языковой материал позволил выявить, в частности, тот факт, что именно ценности выполняют роль регулятора речевого поведения коммуникантов, являются одним из аспектов апперцепции говорящего в диалоге, а также являются проводниками воздействия одного коммуниканта на другого3. В основу анализа ценностной регуляции речевого поведения коммуникантов положены идеи прагматически ориентированного изучения семантики высказываний (Г.П. Грайс, Дж. Остин, Дж. Серль, П.Ф. Стросон), деятельностные теории рассмотрения языковых явлений отечественной психолингвистики (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн), идеи об интерактивном характере вербального взаимодействия и структурном характере речевого общения (Ю.Н. Караулов, А.А. Леонтьев, Е.В. Сидоров, И.П. Сусов, Е.Ф. Тарасов).

Изучение формирования ценностной сферы ЯЛ основывается на социологических, социально-философских трудах, посвященных разработке теории ценностей и концепции интериоризации ценностей. В исследованиях Н.Н. Казыдуб, Е.Ф. Серебренниковой, Р. Ладо, А.А. Поляковой, А.Ю. Огородникова1 обосновываются подходы к комплексному изучению аксиологической сферы ЯЛ. В контексте решаемых задач интерес представляет анализ эстетических (Р.О. Якобсон, С.Н Должикова)2, этических (Б. Хюбнер, В.Ю. Перов, В.В. Бабошин)3 экзистенциальных ценностей (Н.С. Мудрагей, Е.М. Полуяхтова)4 в сфере языковой коммуникации. Особое внимание уделяется таким коммуникативным ценностям, как ответственность1 доверие2, толерантность3.

Природа норм, тенденции эволюции нормы исследуется в: 1) лингвистике в зависимости от функций языка и способов их легитимации (Л.П. Крысин, Г.Г. Хазагеров4), 2) социологии с точки зрения ее вариабельности в зависимости от природы социального контроля (Ф. Перну, П. Бурдьё).

Таким образом, исследовательский интерес к ЯЛ как интегративному понятию, отражающему сложный, многосторонний феномен, весьма значителен и отчетливо выражен в различных сферах социально-гуманитарного знания. Вместе с тем, следует отметить, что отсутствуют обобщающие труды, сфокусированные на социально-философском анализе становления ЯЛ как субъекта языковой деятельности, как соавтора перманентного процесса порождения дискурса.

Объект исследования – языковая личность как сложная система, включающая в себя два базовых уровня: уровень индивида - носителя языка и уровень собственно личности, то есть субъекта социальной коммуникации в пространстве социально-языковой реальности.

Предмет исследования – процесс формирования и развития субъектности языковой личности.

Цель исследования – на основе социально-философского анализа выявить и описать механизмы формирования субъектности языковой личности в процессе освоения языка как модели социальных отношений.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач исследования:

- уточнить содержание концепта «языковая личность» в контексте социально-философского подхода к изучению феномена ЯЛ;

- выявить и проанализировать эпистемологический потенциал наиболее распространенных моделей языковой личности в современном социально-гуманитарном знании;

- выработать на основе сложившихся представлений о языковой личности и с учетом специфики социально-философского подхода модель языковой личности, отражающую наиболее значимые аспекты формирования субъектности носителя языка;

- рассмотреть основные парадигмы изучения ЯЛ, сложившиеся в современном социально-гуманитарном знании, и выявить их методологическое значение для социально-философской концептуализации механизмов формирования ЯЛ;

- эксплицировать социально-онтологические основания социально-коммуникативного взаимодействия языковой личности и языкового сообщества;

- раскрыть диалектические противоречия, определяющие формирование субъектности ЯЛ как участника социального дискурса;

- осуществить социально-философский анализ тенденций и закономерностей формирования системы ценностей ЯЛ.

Гипотеза исследования. Формирование ЯЛ как сложной многоуровневой социально-культурной системы можно рассматривать через становление и развитие субъектности носителя языка, включенного в процесс порождения дискурса в пределах определенного социально-коммуникативного пространства.

Теоретико-методологическая основа исследования. В связи с тем, что проблемное поле исследования находится в сфере пересечения лингвистического, социологического, философского и социально-философского знания, теоретико-методологический аппарат работы включает ряд теоретических принципов и подходов, концептуализированных в рамках различных социально-гуманитарным наук. К ним относятся:

- концепции ЯЛ (В.В. Виноградов, Г.И. Богин, Ю.Н. Караулова, В.И. Карасик и другие), реализующие антропоцентрическую ориентацию гуманитарного знания и предлагающие различные подходы к моделированию ЯЛ: с точки зрения иерархической многоуровневой градации, социально-культурной и психологической типизации.

- теории речевой деятельности, охватывающие широкий спектр исследований по онтологии речи: теория речевых актов (Д. Остин, Д. Сёрль), деятельностная концепция языка в отечественной психологии и психолингвистике (А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский, А. Р. Лурия и др.), теории, теории дискурса и коммуникации (М. Л. Макаров, И. А. Мальковская, В. Б. Кашкин и др.);

- концепции социального конструирования, включающие экзистенциальную диалектику человеческого «бытия-в-мире» (Ж.-П. Сартр), социальную феноменологию (А. Шюц), концепцию симулякров (Ж. Бодрийяр), дискурсный анализ (М. Фуко) и теорию структурации и социальных практик (Э. Гидденс, П. Бурдьё);

- различные варианты теории социального действия: 1) концепция социального действия как фундаментальной категории социологии (М. Вебер), интерпретируемого либо с позиций рациональности (целе-рациональное, ценностно-рациональное), либо с позиции эмоционально -художественной рецептивности (аффективное, традиционное); 2) теория коммуникативного действия как регулятора взаимоотношений между субъектами действия (Ю. Хабермас), ознаменовавшая переход от когнитивно-инструментальной к коммуникативной рациональности и выявившая особый статус языка как инструмента достижения цели; 3) теория креативноого действия (Х. Йоас), основывающаяся на идее значимости интенционального характера человеческого действия, непрерывности творческого характера действия субъекта.

Методы исследования. Выбор методов исследования определяется особенностями предмета диссертационной работы. Изучение формирования ЯЛ как сложного социокультурного феномена предполагает использование комплекса методов, обеспечивающих разносторонность социально-философского анализа этого процесса. При написании диссертации использовались: междисциплинарный подход, предполагающий рассмотрение процесса формирования ЯЛ на основе синтеза лингвистических, общефилософских, социально-философских концепций; диалектический метод, позволивший при анализе теоретического и эмпирического материала использовать принципы развития, объективности, взаимосвязи, детерминации, полярности; метод логической реконструкции, дающий возможность рассматривать участие ЯЛ в дискурсивной деятельности в социально-философском аспекте; интегративный, раскрывающий пути комплексного использования данных различных наук в формировании методик и путей социально-культурного воздействия на медиареальность, деятельностный подход, с позиций которого становление ЯЛ рассматривается как активное взаимодействие личности и языкового сообщества в коммуникативной деятельности; аксиологический подход, позволяющий проанализировать язык и коммуникацию как социальные ценности, образующие фундамент аксиологической сферы ЯЛ.

Научная новизна исследования заключается, с одной стороны, в обосновании трансдисциплинарного статуса феномена ЯЛ, а, с другой – в инкорпорации концепта «языковая личность» в теоретический уровень обществознания, что позволило осуществить социально-философский анализ процесса становления ЯЛ как субъекта социальной коммуникации. Краткое изложение научной новизны может быть конкретизировано в следующих положениях:

- предложена модель языковой личности, позволяющая выявить ключевые направления становления носителя языка как субъекта языковой деятельности и представляющая собой единство трех аспектов: социально-онтологического, праксиологического и аксиологического;

- рассмотрено формирование языковой личности как интегративного социокультурного феномена с точки зрения ее участия в дискурсивной деятельности;

- выявлены и описаны диалектические противоречия, лежащие в основе взаимодействия языковой личности и языкового сообщества и определяющие границы субъектности носителя языка;

- показана специфика дискурса как вида социальной деятельности, в которой единство социального и индивидуального реализуется через такие полярные свойства, как конвенциональность–интенциональность, инструментальность–креативность, повседневность – институциональность;

- дана социально-философская интерпретация процесса формирования системы ценностей языковой личности, основанная на анализе механизма интериоризации фундаментальных коммуникативно-лингвистических ценностей.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Языковая личность - интегративное социально-культурное явление, изучение которого предполагает использование разнообразных подходов, методов и исходных теоретических установок. Сложившееся в современном социально-гуманитарном знании представление о сложной многоуровневой структуре языковой личности должно быть дополнено исследованием динамического аспекта этого феномена, т.е. выявлением сущностных характеристик процесса становления субъектности носителя языка.

2. С точки зрения социально-философского подхода языковая личность может быть представлена как единство социально-культурной основы, включающей языковое сообщество со сформированным набором знаково-символических кодов (языком) и набором средств и способов социальной коммуникации, процесс порождения дискурса и внутреннюю систему ценностей.

3. Онтологическим основанием формирования языковой личности как субъекта дискурса является взаимодействие, реализуемое в системе индивид-сообщество через отношения носителя языка и языком как надличностной системой, оказывающей влияние на структурирование языковой личности; между языковым сообществом как воплощением коллективного языкового сознания и отдельной языковой личностью, обладающей индивидуальным языковым сознанием; между отдельными языковыми личностями как участниками диалога, протекающего в режиме реального времени «здесь и сейчас».

4. Становление языковой личности происходит в процессе участия индивида в порождении дискурса, который можно рассматривать как вид социальной деятельности, реализующийся в индивидуальных речевых актах. Диалектика социального и индивидуального в порождении дискурса конкретизируется в ряде противоречий (конвенциональность–интенциональность, инструментальность–креативность, повседневность – институциональность), которые являются источником развития языковой личности.

5. Формирование ценностной структуры языковой личности происходит в процессе языковой социализации, т.е. овладения языком как коммуникативным средством, обусловливающим взаимодействие личности и языкового сообщества. Совокупность ценностей складывается в устойчивое отношение к различным аспектам бытия, или ценностную ориентацию. В структуре личности ценностные ориентации образуют систему, которая, с одной стороны, выражает ценностные приоритеты самого человека, а, с другой – иерархию социальных ценностных ориентаций. Сформированная и относительно устойчивая система ценностных ориентаций является важным фактором, обеспечивающим целостность, самостоятельность и индивидуальную неповторимость личности. По отношению к языковой личности такую интегративную функцию выполняет ценностная иерархия, отражающая комплекс отношений носителя языка к лингвистическим и коммуникативным ценностям.

Теоретическая значимость. Предложенная в работе концепция формирования языковой личности может быть использована для построения трансдисциплинарной модели взаимодействия языковой личности и языкового сообщества. Выводы, сделанные в диссертации, открывают перспективы для дальнейшего изучения феномена языковой личности в свете таких разделов социальной философии, как философия человека, философия культуры, философия социального действия. Это связано, в первую очередь, с тем, что предметом изучения в данных разделах является человек представитель социальной группы или общности в процессе его участия в коммуникативном взаимодействии.

Практическая значимость исследования определяется возможностью применения результатов диссертации в лекционных курсах по философии языка, социальной философии, культурологии. Результаты исследования также могут быть использована для разработки учебно-методических пособий по ряду дисциплин социально-гуманитарного цикла особенно в отношении установления межпредметных связей между указанными курсами

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВО «Ивановский государственный политехнический университет». Результаты исследования докладывались на Седьмой всероссийской научно-практической конференции с международным участием (16-18 октября 2014 года Иваново, 2014); VII Международной научно-практической конференции «Теория и практика актуальных исследований» (19 августа 2014 года, Краснодар, 2014); XXIX Международной заочной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории» (Москва. 2014); VI Международной научно - практической конференции (30 — 31 мая 2014, Ижевск), научном семинаре с международным участием «Человеческая революция и синергия глобального сознания» (22 апреля 2017, Иваново).

По теме диссертации автором опубликовано 10 печатных работ общим объемом 2,5 п.л., из них 4 статьи в научных журналах, утвержденных перечнем ВАК.

Статьи, опубликованные в рецензируемых научных изданиях

1. Языковая личность и коммуникативная реальность: к вопросу об основаниях взаимного конструирования // В мире научных открытий. 2014. № 11.8.

2. Языковая личность в пространстве коммуникативной реальности: в поисках парадигмы исследования // Ученые записки Орловского государственного университета. Орёл: ОрлГУ, 2014. № 4.

3. К вопросу о формировании ценностной сферы языковой личности // В мире научных открытий. 2015. № 9.4.

4. Диалектика становления языковой личности как субъекта дискурса // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 12-1 (62).

Статьи в научных изданиях РФ

1. Лингвистическая философия А.А. Потебни: к вопросу об онтологических основаниях языковой личности / XX международная научно-техническая конференция «Информационная среда вуза». Иваново, 2013.

2. Коммуникативная рациональность и проблема формирования коммуникативной компетентности языковой личности (в соавт.) // Ученые записки факультета экономики и управления. Вып. 24. Иваново, 2013.

3. Языковая личность: репрезентация vs конструирование // Актуальные проблемы современной когнитивной науки: Материалы седьмой всероссийской научно-практической конференции с международным участием (16-18 октября 2014 года). Иваново, 2014.

4. Языковая коммуникация: от перформативности к перфомансу: // Материалы VII Международной научно-практической конференции «Теория и практика актуальных исследований» (19 августа 2014 года). Краснодар, 2014.

5. Дискурсивные практики в пространстве коммуникативной реальности: от рациональности к иррациональности // Сборник статей по материалам XXIX международной заочной научно-практической конференции. М.: Издательство «Международный центр науки и образования». 2014.

6. Конструирование коммуникативной реальности: к вопросу о роли языковой личности // Социальная онтология в структурах теоретического знания: Материалы VI Международной научно - практической конференции 30 — 31 мая 2014 года Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2014.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и содержит 180 страниц.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Формирование языковой личности: социально-философский аспект icon Социально-философский анализ
Альперович В. Д. Старость. Социально-философский анализ. Ростов-на-Дону: издательство скнц вш, 1998 104с
Формирование языковой личности: социально-философский аспект icon Неавторизованная информация в современной коммуникативной среде: речеведческий аспект
...
Формирование языковой личности: социально-философский аспект icon Батаршев А. В. «Личность делового человека»: Социально психологический аспект
Батаршев А. В. «Личность делового человека»: Социально – психологический аспект. – М.: Дело, 2003
Формирование языковой личности: социально-философский аспект icon Философский факультет Бизнес планирование Социально инвестиционная программа «Пуховый мир»
Министерство образования Российской Федерации Уральский Государственный Университет им. А. М. Горького
Формирование языковой личности: социально-философский аспект icon Рекомендации к психологическому профконсультированию школьников
Профориентацию следует понимать как «комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач, цель...
Формирование языковой личности: социально-философский аспект icon Теоретическое обоснование выбранной проблемы Организация системы...
Необходимо было в условиях современной России систематизировать патриотическое воспитание учащихся в нашей школе. И начала я работать...
Формирование языковой личности: социально-философский аспект icon Доклад заведующей мбдоу удмурт-Сарамакского детского сада"Солнышко"
Целью Учреждения является всестороннее формирование личности и развитие личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического...
Формирование языковой личности: социально-философский аспект icon Пояснительная записка в число задач современного образования входит...
В связи с этим программа игровой психотерапии «Музыка, творчество, здоровье» имеет социально – педагогическую направленность
Формирование языковой личности: социально-философский аспект icon Пояснительная записка Одним из основных институтов социального воспитания...
Законом РФ преобразованы в учреждения дополнительного образования детей. С приданием нового правового статуса этим учреждениям, возрастает...
Формирование языковой личности: социально-философский аспект icon Особенности социально-психологической адаптации
Рпп. Таким образом, в обеих группах рпп протекает на фоне дисгармоничных черт личности, о чем свидетельствуют противоречивость показателей...
Формирование языковой личности: социально-философский аспект icon Формирование орфографического навыка письма у учащихся с дизорфографией
Поэтому одной из задач комплексного исследования когнитивных и языковой функций у пятиклассников с дизорфографией было изучение качества...
Формирование языковой личности: социально-философский аспект icon С. В. Жолована Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного...
Активно идет поиск адекватных мер противодействия коррупции, и содержание школьных историко-обществоведческих курсов можно внести...
Формирование языковой личности: социально-философский аспект icon Российской федерации
Актуальные проблемы современной молодежи (социально-психологический аспект). /Материалы студенческой научно-практической конференции...
Формирование языковой личности: социально-философский аспект icon Учебно-тематическое планирование умк «Academy Stars 1» 1-й год обучения
Задачи раздела. Формирование лексико-грамматических навыков. Формирование умений в чтении. Формирование фонетических и орфографических...
Формирование языковой личности: социально-философский аспект icon Посвящена использованию функциональных возможностей видеоредакторов...
Целью урока является формирование практических навыков по использованию функциональных возможностей видеоредакторов при обработке...
Формирование языковой личности: социально-философский аспект icon Педагогические условия формирования лингвосоциокультурной компетенции...
Охватывает лингвистический, социальный и культурологический компоненты, связанные с формированием трех сторон межкультурного иноязычного...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск