Программы

Программы


Скачать 176.52 Kb.
НазваниеПрограммы
ТипУрок
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Урок
Министерство образования и науки

Донецкой Народной Республики

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Торезский центр профессионально-технического образования»


Методическая разработка урока по теме:

«Техническое обслуживание аккумуляторной батареи»

ПРОФЕССИЯ: «СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН »
МогилевичВ.М., специалист высшей категории, старший преподаватель

c:\users\admin\documents\открытый урок материалы\1.png

Торез-2016
ПЛАН УРОКА
Тема программы: Техническое обслуживание электрооборудования.

Тема урока: «Техническое обслуживание аккумуляторной батареи».
Учебная цель: обобщить и систематизировать знания студентов по теме

«аккумуляторная батарея»; раскрыть узловые вопросы темы урока; усовершенствовать умение применять знания при выполнении творческих упражнений; умение работать самостоятельно с информацией.

Развивающая цель: Развивать познавательную активность студентов, самостоятельность и техническое мышление; формировать у студентов творческую компетентность.

Воспитательная цель: Воспитывать чувство уверенности, взаимопонимания, умение слушать друг друга и оценивать; воспитывать ответственность, инициативность и любовь к предмету.

Тип урока: комбинированный урок.
Материально-техническое обеспечение урока: натуральные образцы аккумуляторных батарей, ареометр, стеклянная трубка, фотографии, карточки-задания, компьютер, DVD диск, плакаты.

ХОД УРОКА:

І. Организационный момент.

а) доклад командира группы.

б) психологический настрой студентов.

Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Необычен тем, что присутствуют гости. Преподаватель приветствует студентов, гостей, создает благоприятный микроклимат на уроке, проверяет готовность студентов к уроку.
ІІ. Мотивация учебной деятельности, сообщение темы и цели урока.

Сегодня урок по теме «Техническое обслуживание аккумуляторной батареи». Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадях. Преподаватель последовательно переходит на постановку цели урока. Цель урока обобщить и систематизировать ваши знания по устройству АКБ, охране труда при работе с АКБ,  а также познакомиться с основными диагностическими операциями по обслуживанию АКБ в домашних условиях.

Преподаватель предлагает посмотреть студентам кадр из советского фильма 1966года, «Берегись автомобиля», где один из героев фильма, утверждает, что его транспортное средство не может ехать по причине???? Преподаватель спрашивает у студентов, какая причина неисправности ТС. (Ответ: АКБ) Показ этого кадра, еще раз убеждает студентов, что АКБ - важный и значимый узел в конструкции автомобиля.

ІІІ. Обобщение и систематизация знаний и умений.
1.Воспроизведение опорных знаний. Повторение и анализ основных фактов, связанных с устройством и охраной труда АКБ.
Прежде чем перейти к изучению новой темы, нам необходимо убедится, что вы четко изучили вопросы предыдущего материала по теме устройство АКБ.

Проведем его в виде игры двух бригад. Группа делится на две бригады, назначается бригадир, который координирует работу бригады.

На столе у ​​каждой бригады конверт с вопросами по теме устройство аккумуляторной батареи. Вопросы составлены таким образом, что ответ на них – одна из составляющих словесного портрета АКБ на доске.

Помогать преподавателю оценивать данную работу бригад будут два эксперта, путем разбирания словесной АКБ.
ИНСТРУКЦИЯ

для бригад и эксперта
- Степень вовлечения каждого игрока;

- Уровень сплоченности, умение работать совместно;

- Умение работать в ограниченном промежутке времени;

- Команда-соперник внимательно выслушивает ответы, если надо дополняет.

Анализ работы по данному упражнению проводит эксперт.
Вопросы на повторение материала для первой бригады

1.Предназначена для питания электрической энергией (током) потребителей, при неработающем двигателе или при работе на малой частоте вращения коленчатого вала ( Ответ: Аккумуляторная батарея)

2.Они предупреждают короткое замыкание и свободно пропускают ток. Материал, мипор, мипласт ( Ответ: Сепаратор)

3.Для чего служат концевые конусные выводы? Назовите их (Ответ: вывод (+), вывод (-), для подсоединения клемм)

4.Что имеет на дне каждая ячейка аккумуляторного бака? (Ответ: ребра).

5.Вспомните из уроков материаловедения свойства сурьмы и поясните, почему именно она входит в состав для изготовления….??? (Ответ: пластина, она увеличивает стойкость решетки против коррозии, повышает ее твердость и улучшает текучесть сплава при отливке решеток)

6.Назовите отличительную особенность положительной пластины

( Ответ: она имеет темно –коричневый цвет)

7.Назовите раствор, заливаемый в аккумуляторную батарею, объясните. Каким качеством он должен обладать согласно ГОСТ?( Ответ: электролит- это особый сорт технической серной кислоты и дистиллированной воды.)

8. Преимущества гелевых аккумуляторных батарей

(Ответ: Главная положительная сторона применения аккумуляторных батарей с гелем внутри – их увеличенный рабочий ресурс.

Такой электролит не выкипает, работа пластин в «оголенном» режиме полностью исключена, они не осыпаются, а благодаря желеобразной консистенции невозможны и внутренние замыкания.

Разумеется, все перечисленные факты в два-три раза увеличивают срок работы гелевых АКБ.

Вторым «плюсом» является стабильно высокий уровень заряда, поддерживающийся независимо от уровня силовой нагрузки на блок.

Вопросы на повторение материала для второй бригады

1.Состоит из нескольких одинаковых по устройству аккумуляторов, соединённых  последовательно (Ответ: аккумуляторная батарея)

2. Он предупреждают короткое замыкание пластин и свободно пропускают через себя электролит. (Ответ: сепаратор)

3. Один из них толще в основании (Ответ: вывод +)

4. Какую функцию выполняют ребра бака (Ответ: на них устанавливаются пластины)

5.Отрицательные пластины соединены полюсным штырем со знаком «—». Положительная пластина расположена между отрицательными, поэтому отрицательных пластин…….?(Ответ: их на одну больше, чем положительных).

6.Наличие сурьмы в решетках этих пластин приводит в процессе эксплуатации батареи к переносу части сурьмы на поверхность активной массы других пластин, а далее в электролит. О каких пластинах идет речь? (Ответ: положительная пластина.)

7. Банка снабжена крышкой, в которой предусмотрены отверстия для заполнения банки…. Чем? (Ответ: электролитом.)

8. Недостатки гелевых аккумуляторных батарей.

( Ответ: Во-первых, это высокая цена. Увеличенная продолжительность «жизни» оценивается почти в два раза дороже.

Не каждый любитель готов заплатить высокую стоимость гелевых АКБ, предпочитая дважды купить дешевый кислотный аккумулятор. Порой такая комбинация в плане затрат оказывается более выгодной.

Во-вторых, отсутствие возможности обслуживания. Единственное, на что способен влиять автолюбитель, - это подзарядка. Все остальные компоненты возможность ротации полностью исключают.

В-третьих, определенные трудности у водителей могут возникнуть и во время пополнения уровня заряда.

Да, гелевой АКБ не страшны ни разрядки в «ноль», ни перезаряженный уровень, однако для восстановления ее энергии потребуется специальное зарядное устройство малого тока.)

Далее преподаватель переходит к оценке знаний студентами вопросов охраны труда при пользовании и обслуживании АКБ.

Представим ситуацию, вы устраиваетесь на работу в аккумуляторный цех, вам необходимо пройти инженера по охране труда. Эксперты предлагают бригадам ответить на вопрос: Что бы это значило? ( плакаты с изображениями по ОТ).
Варианты возможных ответов на плакаты по охране труда:
1.Бутыли с серной кислотой следует переносить вдвоем на специальных носилках, имеющих отверстие, в которое бутыль должен входить вместе с корзиной на 2/3 своей высоты, или на специальной тележке. Пролитую на пол или стеллажи кислоту (или электролит) немедленно удаляют сухими опилками.

2. Вблизи помещения аккумуляторной должны быть установлены водопроводный кран и раковина, а при отсутствии водопровода — умывальник. Здесь же должны находиться полотенце, мыло, 5— 10%-ный раствор питьевой соды (одна чайная ложка соды на стакан воды) для промывания рук и 2—3%-ный раствор соды для промывания глаз от случайно попавшего на кожу и лицо электролита.

3. Твердый едкий калий или натрий надо брать только щипцами или пинцетом. Для дробления кусков необходимо использовать совки и мешковину.

4. На руки во избежание ожога необходимо надевать резиновые перчатки, а для защиты одежды и обуви — грубошерстный защитный костюм, галоши и резиновый фартук. При обращении с серной кислотой, приготовлении электролита и заливке аккумуляторных батарей необходимо обязательно надевать кислотостойкий костюм, защитные очки, резиновые перчатки, резиновые сапоги и фартук из кислотостойкого материала.

5. Курить в аккумуляторном помещении категорически запрещено. При осмотре аккумуляторных батарей во время обслуживания запрещается пользоваться открытым огнем (спичками, свечами и т. п.) во избежание взрыва гремучего газа, скопившегося внутри аккумуляторов. Выделяющаяся при заряде батареи смесь водорода с кислородом ВЗРЫВООПАСНА. Поэтому КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ курить вблизи батареи, пользоваться открытым огнём, допускать образование искры, в том числе замыкать полюсные выводы аккумулятора.

6.Для переливания кислоты из бутылей пользоваться специальным насосом или опрокидывателем;

7.Категорически запрещается проверять состояние батарей коротким замыканием "на искру". Для этого существуют специальные приборы - ареометр и нагрузочная вилка.

Преподаватель предлагает экспертам подвести итоги работы по данному этапу урока, благодарит за работу и предлагает занять места в бригадах.

ІІІ.2. . Всякая теория ценна для практики.

Применение системных знаний для объяснения новых фактов и решения задач.

Преподаватель:

Оценивать дальнейшую работу бригад будут бригадиры, отметку о работе членов бригады выставят в оценочных листах.

Преподаватель:

Аккумулятор автомобиля, как и любое другое техническое устройство, нуждается в периодическом обслуживании. Многие сегодня относятся к автомобильному аккумулятору, как к расходному материалу. Его обслуживанием не занимаются, эксплуатируют 2─3 года и покупают новый. Но ведь автомобильная аккумуляторная батарея может служить значительно дольше. При периодическом обслуживании срок эксплуатации составляет 5─6 лет, а в некоторых случаях и дольше. Поэтому, если у вас нет лишних денег, давайте разберёмся, как нужно проводить обслуживание аккумулятора автомобиля, и с какой периодичностью. Чтобы правильно выполнять обслуживание аккумулятора автомобиля, нужно вспомнить какие факторы влияют на срок его эксплуатации. Тогда будет понятно, на что нужно обращать внимание в первую очередь. 

Известно, что на срок службы аккумулятора автомобиля влияет?

    • 1. Степень заряженности

    • 2. Температура эксплуатации

    • 3. Состояние бортовой сети автомобиля

    • 4. Процессы коррозии

    • 5. Сульфатация


1.Объясните, как вы понимаете «степень заряженности влияет на срок службы аккумулятора».

Вариант ответа: Если автомобильная аккумуляторная батарея часто находится в разряженном состоянии, то это сильно сокращает срок её службы. В идеале аккумулятор должен постоянно находиться в заряженном состоянии. То есть, при запуске двигателя он отдаёт часть заряда, а при дальнейшей зарядке от генератора во время поездки восполняет эти потери. Но современный автомобиль с большим количеством потребителей тока просто не успевает восполнять потери заряда. Поэтому возникает необходимость в периодической зарядке от сетевого зарядного устройства. Если батарея постоянно будет в разряженном состоянии, то срок службы аккумулятора автомобиля значительно сократиться.

2.Объясните, как вы понимаете «температура эксплуатации влияет на срок службы аккумулятора».

Вариант ответа: Температура, при которой эксплуатируется аккумуляторная батарея, также является фактором, оказывающим влияние на срок её службы. От температуры во многом зависит пусковая мощность автомобильного аккумулятора.

Как известно, свою заявленную ёмкость полностью заряженный аккумулятор выдаёт при 15─20 градусах Цельсия. При снижении температуры на один градус ёмкость АКБ уменьшается на 1 А-ч.

Если автомобиль находится на морозе с разряженным аккумулятором, то электролит в батарее может просто замёрзнуть. Часто это заканчивается выходом АКБ из строя. В жаркое время года проблемы могут быть связаны с испарением воды из электролита. Если уровень электролита сильно упадёт и оголятся пластины, то эксплуатация в таком режиме сильно сокращает время жизни АКБ. Поэтому требуется периодическая диагностика аккумулятора автомобиля и его обслуживание.

3.Объясните, как вы понимаете «состояние бортовой сети автомобиля влияет на срок службы аккумулятора».

Вариант ответа: Это важный момент, поскольку от исправности автомобильной электросети сильно зависит состояние аккумуляторной батареи. Особенно важно иметь исправный генератор и регулятор напряжения. Если эти узлы не работают должным образом, то даже при регулярном обслуживании аккумулятора автомобиля, он будет изнашиваться раньше времени.

Если в бортовой сети на АКБ будет подаваться слишком высокое напряжение, то это будет приводить к его перезарядке и постоянному «кипению». В результате будет большой расход воды и падение уровня электролита. Кроме того, от излишней зарядки будет идти преждевременное разрушение электродов.

Если напряжение в сети будет меньше нормы, то аккумуляторная батарея будет постоянно находиться в разряженном состоянии. Так, что неисправная бортовая сеть авто значительно сокращает срок службы аккумуляторной батареи.

4.Объясните, как вы понимаете «процессы коррозии влияют на срок службы аккумулятора».

Вариант ответа: Коррозийные процессы также сокращают время эксплуатации аккумулятора автомобиля. Производители борются с этим явлением при помощи различных легирующих добавок. Коррозия является естественным процессом в любых аккумуляторах. Автомобилистам здесь можно посоветовать использовать качественный электролит и дистиллированную воду при обслуживании аккумулятора. Если эти расходные материалы будут низкого качества, то вы рискуете только усугубить коррозийные явления. Здесь можно рекомендовать покупать дистиллированную воду в аптеке, а не в автомагазинах. Там вы рискуете напороться на простую воду из-под крана.

5. Объясните, как вы понимаете «сульфатация влияет на срок службы аккумулятора»

Вариант ответа: Сульфатация – оседание сульфата свинца на пластинах аккумулятора, что приводит к снижению ёмкости АКБ. Процесс сульфатации, как и коррозии является естественным при использовании и хранении АКБ. Но при правильном и регулярном обслуживании аккумулятора автомобиля можно заметно снизить интенсивность сульфатация.



Преподаватель: Оказывается, ребята мы с вами подошли к выводу, о том, что обслуживание автомобильного аккумулятора можно разделить на диагностику и сервисные операции. Диагностику автомобильного аккумулятора нужно проводить самостоятельно. В этом случае вы будете в курсе текущего состояния аккумуляторной батареи.

О том, какие операции вы можете проводить самостоятельно, вы нам представите.
Ребята в качестве домашнего задания, каждая бригада должна была подготовить самостоятельно материал по новой теме урока «Техническое обслуживание АКБ» (это презентации, устное или практическое пояснение сути нашей задачи).
Главная цель данного задания:

а) умение работать самостоятельно;

б) соблюдение принципа творческой компетенции;

в) интеллектуальные возможности при подготовке и монтаже видео материала.
Бригада №1- ваше домашнее задание

 1операция. Проверка напряжения аккумулятора


Вариант ответа: Здесь все просто и для замера напряжения потребуется только мультиметр или вольтметр. Аккумуляторную батарею можно снять с автомобиля или просто отсоединить клеммы. Мультиметр переводится в режим замера напряжения, щупы накидываются на выводы АКБ (красный на плюс, чёрный на минус).

Значение напряжения на заряженной батарее должно быть в интервале 12,6─12,9 вольта. Если оно упало ниже 12 вольт, то нужно ставить АКБ на зарядку. Эксплуатировать её в таком состоянии категорически не рекомендуется. Это значительно увеличивает сульфатацию и сокращает срок службы. ВИДЕО №1

2.операция. Проверка напряжения в бортовой сети


Вариант ответа: Здесь измерения также проводятся мультиметром на выводах аккумулятора, но батарея установлена на авто и двигатель запущен. При этом включите обогрев заднего стекла, печку и магнитолу для имитации реальных условий эксплуатации. Значение напряжения должно находиться в интервале 13─14,4 вольта.

Если напряжение будет меньше, то АКБ просто не будет заряжаться, а если больше, то будет большой расход воды. При несоответствии напряжения указанным границам следует обратиться к автоэлектрику для проверки работы генератора, регулятора напряжения и прочих компонентов электросети авто.

3.операция. Проверка уровня электролита


Вариант ответа: Диагностика автомобильного аккумулятора включает в себя проверку уровня электролита, которую вы можете делать, не снимая АКБ с автомобиля. Для этого нужно отвернуть пробки в банках аккумуляторной батареи или снять всю крышку, если она цельная. Для измерения используйте стеклянную трубочку. Если такой не имеется, то можно использовать корпус простой шариковой ручки.

Трубочку опускаете в банку до соприкосновения с пластинами, закрываете пальцем один конец и поднимаете.
Высота электролита, оставшегося в трубочке должна быть 10─15 миллиметров. И такую проверку провести в каждой банке. Если под рукой нет трубочки, может просто визуально проконтролировать уровень электролита, чтобы он с запасом покрывал пластины. При осмотре

подсвечивайте себе фонариком.

Ни в коем случае не используйте зажигалку для подсветки. При зарядке в аккумуляторе накапливается водород. При попадании в его смесь с кислородом искры будет взрыв аккумулятора автомобиля. Помните об этом и соблюдайте меры безопасности.

В необслуживаемых автомобильных аккумуляторах уровень электролита можно проконтролировать по меткам на корпусе: min и max. Он должен находиться между ними. Хотя в большинстве случаев для этого типа аккумуляторов такая проверка не требуется. Демонстрация опыта
Бригада №2 Ваша презентация

4.операция Визуальный контроль


Визуально осматривайте аккумулятор на предмет повреждений. Кроме того, АКБ нужно поддерживать в чистоте. Стирайте с корпуса следы масла, электролита, грязи. Рекомендуется протирать аккумулятор раствором пищевой соды (1 чайная ложка на стакан воды). Сода нейтрализует электролит. Если аккумулятор будет грязный и в подтёках электролита, то на поверхности всегда будет присутствовать токопроводящая плёнка. Из-за этого будет усиливаться саморазряд батареи. Клеммы советуем покрывать антикоррозионными гелями или спреями. Они имеются в любом автомагазине и стоят недорого. Проще поддерживать АКБ в чистоте и рабочем состоянии, чем потом выполнять ремонт аккумулятора автомобиля.

5.операция Проверка и корректировка плотности электролита в АКБ


Проверять плотность электролита следует после проведения полной зарядки аккумулятора. Для АКБ, эксплуатируемых в средней полосе, значение плотности электролита заряженной батареи должно быть 1,27─1,29 гр./см3 Для контроля плотности вам потребуется ареометр, а для её корректировки – дистиллированная вода или электролит.

В случае испарения воды и повышения плотности нужно просто долить дистиллированной воды до уровня. Если плотность ниже положенной, то задача сложнее, в этом случае нужно отбирать электролит низкой плотности и заливать вместо него новый плотностью 1,28 гр./см3.

(Показывают опыт)


6.операция Тест аккумулятора нагрузочной вилкой


Нагрузочная вилка позволяет достоверно оценить состояние аккумулятора. Этот прибор имитирует нагрузку на аккумулятор, создаваемую при запуске двигателя автомобиля. Поэтому такую проверку полезно проводить при обслуживании аккумулятора своими руками. ВИДЕО №2

ІV. Закрепление новых знаний.

Студентам предлагается ответить на следующие вопросы:

1.Знания, каких предметов необходимы при изучении нового материала? (физика, химия, материаловедение, охрана труда)

2.Для того чтобы избежать явления коррозия, что необходимо соблюдать? (использовать качественный электролит и дистиллированную воду)

3. В случае испарения воды и повышения плотности, что необходимо сделать? (долить дистиллированной воды)
V. Рефлексия.

Слово бригадирам для подведения итогов работы бригад.

Бригадиры высказываются о содержании урока. Кто, по вашему мнению лучше работал в вашей бригаде? Бригадиры сдают оценочные листы преподавателю.
VІ. Оценка.

Оценки за урок. Спасибо за урок и поддержку!
VІІ . Домашнее задание:

Творческое задание: подготовить информационные бюллетени по теме «Техническое обслуживание электрооборудования автомобиля».


План урока разработала специалист высшей категории, старший преподаватель Могилевич В.М.

Оценочный лист бригада №1
Бригадир:_______________________


№ п/п

Фамилия, имя

студента

Оценка повторение материала

Оценка новый материал













1

Морозов Д













2

Буторин Д













3

Александров Д













4

Гребениченко В













5

Кущев В













6

Ткаченко А













7

Степаненко М













8

Власов И













9

Онищенко Д













10

Соболев А


















































Оценочный лист бригада №2
Бригадир:_______________________


№ п/п

Фамилия, имя

студента

Оценка повторение материала

Оценка новый материал













1

Панькин С













2

Милейко Д













3

Бармаков Н













4

Шмырко В













5

Шмырко И













6

Григоров В













7

Григоров Н













8

Ермолов А













9

Фелендюк Е













10

Щербаков В



















































Похожие:

Программы iconСтруктура программы Паспорт Программы 3 Пояснительная записка 5 Цели...
«Региональный открытый социальный техникум», Льговский филиал техникума, родители студентов

Программы iconПояснительная записка Цели и задачи реализации «Программы» Принципы...
Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми старшего дошкольного возраста с тнр

Программы iconЦели и задачи реализации Программы Принципы и подходы формирования...
М.; мозаика-синтез,2014,-368с/ и ряда дополнительных программ, методик и технологий, рекомендуемых авторами примерной основной образовательной...

Программы iconПояснительная записка 1 Нормативно-правовое обеспечение программы...
Цели и задачи программы

Программы iconПояснительная записка цели и задачи реализации Программы; -принципы...
Программы характеристики, в т ч характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Программы iconЦели и задачи реализации Программы 4 1 Принципы и подходы к формированию Программы. 5
Целевые ориентиры части Программы, формируемой участниками образовательных отношений

Программы iconЦели и задачи реализации Программы. 3 3 Принципы и подходы к формированию Программы. 3
Планируемые результаты освоения Программы. Оценивание качества образовательной деятельности

Программы iconСодержание программы I. Паспорт Полное наименование программы Основания...
Характеристика педагогического коллектива, повышение профессиональной квалификации

Программы iconМетодические и иные документы, разработанные в Учреждении для обеспечения...
Дополнительные профессиональные программы (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки)

Программы iconРасписание занятий 15. Тематический план Программы Содержание Программы...
Особенности Программы и категория воспитанников, для которых предназначена Программа

Программы iconПояснительная записка 3 1 Цели и задачи реализации рабочей программы...
Организационный раздел 37 Материально-техническое обеспечение рабочей программы 37

Программы iconНазвание, автор и год издания учебной программы
Примерной программы начального общего образования (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х ч. – М.: Просвещение,...

Программы iconПрограмма по предмету «Русский язык» составлена в соответствии с...
Лавровой и программы по русскому языку М. Л. Каленчук, Н. А. Чураковой, О. В. Малаховской, Т. А. Байковой, Н. М. Лавровой «Программы...

Программы iconПояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации программы 5 1...
Значимые для разработки программы характеристики, в том числе особенностей развития детей

Программы iconЦели и задачи Программы Принципы и подходы Программы Характеристики...
Проектирование воспитательно-образовательного процесса

Программы iconЦели и задачи Программы 6 1 Принципы и подходы к формированию Программы 7
...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск