Содержание
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи реализации Программы
1.2. Принципы и подходы формирования Программы
1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
2.Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
2.3. Профессиональная коррекция нарушений развития детей
3.Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы
3.2. Методические материалы и средства обучения и воспитания
3.3. Распорядок и режим дня
3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды
4.Презентация программы
Целевой раздел
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная образовательная программа (далее - Программа) разработана рабочей группой педагогов Государственного бюджетного образовательного учреждения детского сада №24 комбинированного вида Курортного района Санкт-Петербурга (далее – ДОУ №24) и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет (до окончания образовательных отношений) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Настоящая основная образовательная программа дошкольного образования разработана учреждением в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (пилотный вариант) /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой- 3-е изд.,испр. и доп.- М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014,-368с/ и ряда дополнительных программ, методик и технологий, рекомендуемых авторами примерной основной образовательной программы «От рождения до школы», позволяющих выполнять Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования:
«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, Н.Н. Авдеева;
«Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет» Лыкова И. А.;
«Здоровье» В.Г. Алямовская.
Основная образовательная программа ДОУ № 24 разработана в соответствии с:
международно-правовыми актами:
Конвенции о защите прав человека и основных свобод 04.11.1950 (с изм. и доп.);
Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);
Декларацией прав ребенка (провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959);
законами РФ:
Конституцией РФ от 12.12.1993 (с изм. и доп.);
Семейным Кодексом РФ от 08.12.1995 № 223 ФЗ (с изм. и доп.);
Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм. и доп.);
Федеральным законом Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ».
документами Министерства образования и науки Российской Федерации:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 12 мая 2014 г., № 32220, вступил в силу 27 мая 2014 г.).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 января 2014 г. № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования».
Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
документами Федеральных служб:
Постановление Главного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 25 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17 июня 2003 г.).
региональными документами:
Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 № 461-83 «Об образовании», вступивший в силу 01.09.2013,01.01.2014.
Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская Школа 2020».
локальными актами ГБДОУ:
Основная образовательная программа дошкольного образования является нормативно-управленческим документом организации и характеризует специфику:
содержания образования,
особенности организации образовательного процесса,
характер оказываемых образовательных услуг.
Программа предусматривает возможность корректировки ее разделов за счет гибкости
содержания.
При разработке Программы учитывались:
личностная и деятельностная направленность дошкольного образования;
необходимость практической направленности образовательного процесса;
интегративный подход к отбору и организации содержания образования.
Общеобразовательная Программа ориентирована на учет:
интересов и потребностей потребителей образовательных услуг (воспитанников) и заказчиков образовательных услуг (родителей воспитанников, их законных представителей);
сложившихся в практике детского сада культурно-образовательных традиций.
Срок реализации Программы 4 года.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
1.1. Цели и задачи реализации Программы
Уникальность дошкольного возраста в том, что каждый человек, с помощью взрослых: педагогов и родителей проходит непростой путь от первоначального становления личности до формирования основ самосознания и индивидуализации, а также процесс социализации – индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традициям и ценностям. Эти цели реализуются в процессе разнообразия видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, познавательно- исследовательской, музыкальной, чтения и пр.)
Цели Программы: создание благоприятных условий каждому ребенку в детском саду для полноценного проживания дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности.
Программа создает возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активной практики в разных видах деятельности, творческой самореализации.
Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
В соответствии с изложенной миссией и для достижения целей педагогический коллектив детского сада определил задачи Программы:
Забота о здоровье - проектирование здоровье сберегающего пространства.
Создание атмосферы доброжелательности и гуманности, творческая организация образовательного процесса.
Опора на разнообразие видов детской деятельности.
Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
Максимальное информирование и включенность в процесс семьи для достижения единства подходов к воспитанию и образованию детей, оказание консультативной и методической помощи семье.
Осуществление необходимой квалифицированной коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе речевого.
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа разработана в соответствии с основными принципами и ценностями личностно-ориентированного образования, которые позволяют эффективно реализовать поставленные цели и задачи.
Программа отражает следующие принципы и подходы:
Принцип развивающего образования:
Ориентация на зону ближайшего развития ребенка; на развитие ключевых компетенций дошкольника.
Организация разнообразного детского опыта и детских открытий; специальный отбор взрослым развивающих объектов для самостоятельной детской деятельности.
Насыщение детской жизни новыми яркими впечатлениями, «неясными» знаниями, образами, представлениями, которые намечают дальнейшие горизонты развития.
Создание оптимальных условий для проявления активности ребенка в разных видах детской деятельности.
Ориентация в образовательном содержании на актуальные интересы ребенка, склонности и способности.
Принцип личностно-ориентированного взаимодействия:
Признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
Признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
Уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Принцип систематичности, последовательности и постепенности образования:
Связь всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп.
Содержание образования и требования к его усвоению отвечают основным дидактическим правилам: идти от легкого к более трудному, от известного к неизвестному.
Систематичность требует, чтобы дети овладевали знаниями, умениями и навыками в определенном порядке, постепенно и последовательно.
Последовательность предполагает усвоение нового материала с опорой на имеющиеся знания детей, и подается частями, во взаимосвязи с ранее, изученным.
Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы.
Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
Научный принцип:
Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
Единство целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
Принцип интеграции образовательных областей (физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Принцип позитивной социализации ребенка:
Формирование ценностного отношения к обществу и государству;
Формирование уважительного отношения к людям, партнерских отношений;
Формирование бережного отношения к природе и окружающей среде;
Формирование положительного отношения к искусству;
Создание мотивации на здоровый образ жизни;
Формирование значимого отношения к собственному «Я».
Принцип индивидуализации образования:
Учет возрастно-половых особенностей;
Учет социокультурной среды;
Учет психофизиологических особенностей;
Учет склонностей и интересов;
Учет физических возможностей.
Принцип интеграции содержания дошкольного образования отражается во взаимосвязи и взаимодействии образовательных областей, видов совместной деятельности и элементов образовательного пространства. Это приводит к переходу количества в качество.
1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы.
Тип: дошкольное образовательное учреждение.
Вид: детский сад комбинированного вида.
Статус: дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида, вторая категория (по аккредитации).
Лицензия на образовательную деятельность: серия 78 №002526, регистрационный № 1293 от 27 июля 2012г. Выдана бессрочно. Распоряжение Комитета по образованию от 05.11.2013 № 2584-р
|