Структура программы
Паспорт Программы 3
Пояснительная записка 5
Цели и задачи Программы 6
Основные направления и принципы Программы 7
Участники Программы 10
Этапы реализации Программы 10
Механизм реализации Программы 11
Содержание Программы 11
Организация управления Программой и контроль за ходом её реализации 16
Мониторинг эффективности Программы 17
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы 19
Приложение 22
Паспорт программы
Наименование программы
|
Целевая программа воспитательной деятельности «Навигатор здоровья в РОСТе»
|
Заказчик программы
|
Администрация АНПОО
«Региональный открытый социальный техникум», Льговский филиал техникума, родители студентов
|
Разработчик программы
|
Заместитель директора по ВР Левшина Е. В.
|
Исполнители программы
|
Преподавательский и студенческий коллектив техникума и Льговского филиала техникума
|
Координатор реализации программы
|
Заместитель директора по ВР Левшина Е. В.
|
Цель программы
|
Сформировать у студентов культуру здоровья и потребность в здоровом образе жизни через ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих
|
Задачи программы
|
совершенствовать воспитательную среду, направленную на сохранение и укрепление здоровья студентов;
расширить взаимодействие техникума с общественными и ведомственными организациями по вопросам сохранения и укрепления здоровья;
формировать у студентов понятие культуры здоровья и ответственного отношения к мужскому и женскому здоровью как бесценному дару природы;
знакомить студентов с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью;
использовать различные диагностики для проведения мониторинга сформированности ЗОЖ у студентов, раннего выявления подростков, употребляющих ПАВ, и создания базы данных по состоянию здоровья студентов техникума и контроля медицинской комиссии;
создать систему работы по формированию у студентов навыков ведения здорового образа жизни, социально-психологической адаптации; оказание помощи в раскрытии оздоровительных возможностей личности; развитию саморегуляции организма, двигательной активности и подвижного образа жизни;
профилактика наркотической, алкогольной и компьютерной зависимостей, табакокурения;
способствовать преодолению вредных привычек средствами физической культуры и занятиями спортом
|
Сроки реализации
|
2014 год –2019 год
|
Управление и контроль реализации программы
|
Администрация АНПОО
«Региональный открытый социальный техникум», заместитель директора по ВР
|
Объемы и источники финансирования программы
|
Бюджет техникума в пределах сметы
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
|
Выпускник техникума, обладающий такими качествами личности как целеустремленность, воля, стремлением к преодолению вредных привычек, сохранением собственного здоровья, стремлением к достижению невозможного; способный относиться к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни
|
Критерии и показатели эффективности реализации программы
|
Количественно-качественный анализ проведенных мероприятий по спортивно-оздоровительному направлению. Мониторинг участия в состязаниях, конкурсах, чемпионатах спортивно-оздоровительной направленности. Количественный анализ студентов, участвующих в реализации Программы.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Здоровье молодёжи – важный показатель качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий ее развитие в будущем. Сегодня безопасность страны, политическая стабильность и экономическое благополучие находятся в тесной причинно-следственной связи с суммарным потенциалом здоровья подростков и молодёжи. По мнению большинства исследователей данной проблемы, именно в этом отношении ситуация современной России вызывает наибольшую тревогу и опасения.
Здоровье в нашем понимании, лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире. Проблема здоровья относится к категории таких проблем, о которых вроде бы все всё знают - как его сохранить и укрепить, но никто на практике эти знания не применяет.
Особой проблемой в последние годы стали социально зависимые болезни. Наряду с ухудшением соматического здоровья отмечается увеличение числа психических нарушений у молодежи. Значимость формирования ценностных ориентацией в области здоровья обусловлена необходимостью сохранения и совершенствования физического, психического и социального благополучия. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить здоровьесберегающие ориентации и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит реальный образ жизни человека.
Исходя из того, что для становления развитой личности важное значение имеет здоровый образ жизни, личная ответственность за собственное здоровье, возникла необходимость совершенствования и оптимизации системы спортивно - оздоровительного воспитания в техникуме. Одной из главных идей для данного направления является формирование у студентов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.
Образ жизни человека, отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих поколений. Физическое воспитание и физическая культура должны стать основой здравого смысла в сохранении студентами своего здоровья, их поведении и поступках. Социальное благополучие и успешность студентов невозможны без сохранения физического и психологического здоровья. Воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, а с целью оздоровления своего организма должны стать смыслом жизни каждого студента.
Чтобы воспитать у студентов положительные привычки, научить соблюдать правила гигиены необходимо, чтобы в техникуме существовали строгие правила формирования культуры здорового образа жизни и гигиены, а именно:
традиционное, хорошо организованное санитарно-гигиеническое просвещение студентов;
строгий контроль соблюдения студентами санитарно-гигиенических требований;
просвещение кураторов по данной проблеме и проведение для них обучающих семинаров по организации в студенческих коллективах содержательной воспитательной работы в данном направлении;
организация практической деятельности студентов по развитию санитарно-гигиенических умений;
сотрудничество с семьями студентов по проблеме преодоления вредных привычек, просвещение родителей;
пропаганда здорового образа жизни.
Программа может и должна помочь студентам как можно раньше увидеть проблему выбора, научиться выбирать свой путь – здоровый образ жизни, научиться отвечать за свою жизнь. Задача преподавательского коллектива подсказать возможные альтернативы, возможные последствия выбора студента. С другой стороны, преподаватели тоже должны сделать выбор образовательных технологий в профилактической работе и деятельности по здоровьесбережению.
Не менее важной проблемой является здоровье преподавателя как главный фактор повышения этой ценности в социокультурном пространстве техникума. Для реализации своей главной профессиональной цели (формирование здорового человека) преподаватель сам должен обладать достаточно высоким уровнем здоровья. Профессиональное здоровье преподавателя – способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности преподавателя во всех условиях профессиональной деятельности.
В результате спортивно - оздоровительного воспитания у студентов должны быть сформированы такие качества личности как целеустремленность, воля, стремление к преодолению вредных привычек, сохранение собственного здоровья, стремление к достижению невозможного.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью Программы является формирование у студентов культуры здоровья и потребности в здоровом образе жизни через ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
совершенствовать воспитательную среду, направленную на сохранение и укрепление здоровья студентов;
расширить взаимодействие техникума с общественными и ведомственными организациями по вопросам сохранения и укрепления здоровья;
формировать у студентов понятие культуры здоровья и ответственного отношения к здоровью к мужскому и женскому здоровью как бесценному дару природы;
знакомить студентов с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью;
использовать различные диагностики для проведения мониторинга сформированности ЗОЖ у студентов, раннего выявления подростков, употребляющих ПАВ, и создания базы данных по состоянию здоровья студентов техникума и контроля медицинской комиссии;
создать систему работы по формированию у студентов навыков ведения здорового образа жизни, социально-психологической адаптации; оказание помощи в раскрытии оздоровительных возможностей личности; развитию саморегуляции организма, двигательной активности и подвижного образа жизни;
организация профилактических медицинских осмотров для штатных сотрудников техникума;
профилактика наркотической, алкогольной и компьютерной зависимостей, табакокурения;
способствовать преодолению вредных привычек средствами физической культуры и занятиями спортом
Решение указанных задач будет осуществляться путем реализации программных мероприятий.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
Основные направления формирования навыков ЗОЖ:
1. Организация образовательного процесса.
2. Организация воспитательной работы, направленной на формирование ЗОЖ (осуществление комплексной профилактической работы);
3. Организация методической работы, направленной на формирование ЗОЖ (проведение семинаров и тренингов для студентов и преподавателей).
Данные направления реализуются через:
реабилитацию психофизической работоспособности студентов и организацию здорового образа жизни;
профилактическую работу по предупреждению инфекционных заболеваний, а также вредных привычек, употребления ПАВ;
разработку и внедрение оптимальной системы медицинского обеспечения;
решение оздоровительных задач средствами физической культуры;
повышение квалификации педагогических кадров;
оздоровительную работу, предполагающую систему эффективных психологических мероприятий, организацию двигательной активности.
Программа предусматривает создание условий для сохранения и укрепления здоровья студентов, в том числе за счет:
- реальной разгрузки содержания общего образования;
- использования эффективных методов обучения;
- повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
- организации мониторинга состояния здоровья молодежи;
- рационализации досуговой деятельности молодежи.
Программа руководствуется следующими принципами:
принцип интеграции всех сил. Органическое единство всех структурных подразделений техникума – Льговского филиала с целью обучения и воспитания студентов в условиях, обеспечивающих им физическое, психическое и духовно-нравственное здоровье;
принцип гуманизации. Усиление внимания к личности каждого студента как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими ценностями;
принцип дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, создание условий для полного проявления и развития способностей каждого студента;
принцип демократизации. Создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества обучения студентов и преподавателей, заинтересованное взаимодействие администрации и общественности в становлении и функционировании здоровьесберегающих образовательных технологий;
принцип антропологичности. Целостность человека, его психосоматическое, социокультурное, духовное и физическое единство; взаимосвязь и взаимовлияние социальной среды и личности в направлении развивающей культурно-созидательной деятельности;
принцип открытости функциональных и методических действий. Все, что делается в процессе внедрения и становления здоровьесберегающей системы образования и воспитания, должно быть понятным, логически обоснованным и информационно открытым для студентов и преподавателей, являться их осознанной деятельностью;
принцип объективной оценки конечного результата. Один из главных принципов, лежащих в основе образовательных технологий. Только при выполнении этого требования возможны продуктивный контроль и коррекция, поиск способов управления и исправления допущенных ошибок;
принцип оптимизации: выбор наилучшего варианта плана деятельности, то есть наилучшего варианта содержания средств, форм, методов внедрения и функционирования здоровьесберегающих технологий, затрат времени, усилий, степени трудности, научности, создания оптимальных условий для деятельности (учебно-материальных, санитарно-гигиенических, морально-психологических, культурно-эстетических); умелого стимулирования и регулирования действий; оперативного контроля и коррекции деятельности.
Система здоровьесбережения в техникуме включает:
1. Здоровую окружающую среду: в течение учебного времени выделение времени на питание, соблюдение режима проветривания и т. п.
2.Систематическое и квалифицированное распространение знаний о здоровье среди всех участников программы.
3.Взаимодействие техникума и социума в деле охраны здоровья.
Основными факторами здоровья являются: личная гигиена, рациональное питание, оптимальное сочетание и отдыха или режима дня; двигательная, интеллектуальная и творческая активность, отказ от вредных привычек.
Факторы риска:
1. Стрессовая педагогическая тактика
2. Интенсификация учебного процесса
3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям студентов.
4. Несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса
5. Функциональная неграмотность преподавателей в вопросах охраны и укрепления здоровья
6. Массовая безграмотность студентов в вопросах сохранения здоровья
7. Провалы в существующей системе физического воспитания
8. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе по профилактике вредных привычек, половому воспитанию и сексуальному просвещению, правильному использованию средств физического воспитания и спорта т.п.)
|