Скачать 2.35 Mb.
|
Министерство Российской Федерации по атомной энергии Отраслевой отчет по безопасности за 2001 год Москва, 2002 УДК 504.064:621.039.7+614.876+621.039.58 Отраслевой отчет по безопасности за 2001 год подготовлен Департаментом безопасности и чрезвычайных ситуаций Минатома России (руководитель — к.т.н. Агапов А.М.) под общей редакцией Первого заместителя Министра по атомной энергии Российской Федерации, члена-корреспондента РАН Солонина М.И. В подготовке материалов отчета участвовали руководители и ведущие специалисты: Департамента безопасности и чрезвычайных ситуаций; Департамента ядерного топливного цикла; Департамента по атомной энергетике; Департамента атомной науки и техники; Департамента нормативно-правового обеспечения и регулирования форм собственности; Департамента защиты информации, ядерных материалов и объектов; Управления экологии и снятия с эксплуатации ядерных объектов; Управления по взаимодействию с органами государственной власти и информационной политике; Ситуационно-кризисного центра Минатома России; Концерна «Росэнергоатом»; ОАО «ТВЭЛ»; ФГУП ВНИИХТ; ГНЦ НИИАР; ФГУП «ПО “Маяк”»; ГУП «АТЦ Минатома России»; ИТУЦР НИКИМТ; ИБРАЭ РАН; ГНЦ «Институт биофизики» МЗ РФ; Отраслевой отчет по безопасности за 2001 год / Под ред. М.И.Солонина — М.: Издательство «Комтехпринт», 2002 г., 110 с. ISBN 5-89107-039-1 Отраслевой отчет по безопасности за 2001 год подготовлен во исполнение решения Коллегии Министерства Российской Федерации по атомной энергии от 24 июля 2002 г. В отчете охарактеризованы основные способы обеспечения ядерной, радиационной и промышленной безопасности, освещены вопросы управления безопасностью, дана оценка состояния безопасности по таким важнейшим направлениям, как: безопасность основных производств, объектов и технологий; безопасность персонала предприятий отрасли; экологическая безопасность; готовность к чрезвычайным ситуациям. ISBN 5-89107-039-1 Минатом России, 2002 «Комтехпринт», 2002 (оформление) Оглавление Предисловие 5 Введение 7 1. Общие сведения об отрасли 9 1.1. Минатом и использование атомной энергии в России 9 1.2. Промышленная, ядерная и радиационная безопасность основных производств и технологий 12 1.3. Воздействие основных производств и технологий на здоровье персонала и населения 16 1.4. Воздействие предприятий отрасли на природную среду 21 1.5. Государственные гарантии обеспечения безопасности 23 2. Управление безопасностью в отрасли 26 2.1. Функции Минатома России в области обеспечения безопасности 26 2.2. Структура управления безопасностью в отрасли 28 2.3. Итоги работ по обеспечению безопасности и готовности к ЧС в 2001 г. 34 2.3.1. Практические мероприятия по поддержанию и повышению безопасности 34 2.3.2. Контрольная, надзорная и регулирующая деятельность 36 2.3.3. Научно-исследовательские работы по анализу безопасности 38 2.3.4. Координация и сопровождение ФЦП «Ядерная и радиационная безопасность России» 39 2.3.5. Нормативно-правовая деятельность 40 2.3.6. Управление силами и средствами и обеспечение готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях 41 2.3.7. Развитие Ситуационно-кризисного центра Минатома России 42 2.3.8. Подготовка и аттестация кадров 43 3. Состояние безопасности в 2001 году 44 3.1. Безопасность основных производств 44 3.1.1. Атомная энергетика 44 3.1.2. Ядерный топливный цикл 47 3.1.3. Научно-исследовательские организации 51 3.1.4. Ядерный оружейный комплекс 53 3.1.5. Снятие ядерно- и радиационно опасных объектов с эксплуатации и обращение с ОЯТ и РАО 54 3.1.6. Перевозки ядерно-опасных делящихся материалов, радиоактивных веществ и изотопной продукции 61 3.1.7. Физическая защита ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов 63 3.1.8. Надзор и контроль за безопасностью основных производств 65 3.2. Безопасность персонала 67 3.2.1. Охрана труда 67 3.2.2. Состояние радиационной безопасности. 70 3.2.3. Хроническая профессиональная заболеваемость 71 3.2.4. Медико-санитарное обеспечение безопасности персонала 72 3.3. Экологическая безопасность 73 3.3.1. Воздействие на окружающую природную среду 74 3.3.1.1. Выбросы и сбросы радионуклидов 74 3.3.1.2. Выбросы и сбросы химических загрязняющих веществ 77 3.3.2. Состояние природной среды в районах расположения проблемных предприятий отрасли 79 3.3.3. Наблюдение и контроль за состоянием природной среды 87 3.3.4. Результаты оценок рисков для здоровья населения 88 3.4. Готовность к ЧС 89 3.4.1. Состояние сил и средств для ликвидации последствий ЧС 89 3.4.2. Состояние систем мониторинга безопасности 94 3.4.3. Проверка готовности в ходе учений и тренировок 95 Заключение 97 Список использованных сокращений 102 Список литературы 109 Предисловие Атомная энергетика может и должна внести важный вклад в обеспечение устойчивого развития России и всего мира за счет своих базовых свойств — высокой экологичности энергопроизводства и возможности организации практически неисчерпаемого замкнутого топливного цикла. В настоящее время под эгидой МАГАТЭ осуществляется международный проект по инновационным реакторам и топливному циклу. Этот проект является одним из практических шагов в реализации инициативы Президента Российской Федерации В.В.Путина, выдвинутой на Саммите тысячелетия, по энергетическому обеспечению устойчивого развития человечества, кардинальному решению проблем нераспространения ядерного оружия и экологическому оздоровлению планеты. Атомной энергетикой России в последние годы обеспечено 50% прироста производства электроэнергии. Для этих же лет характерна выраженная тенденция улучшения показателей безопасности при эксплуатации объектов атомной энергетики и промышленности. Правительством РФ одобрена «Стратегия развития ядерной энергетики России в первой половине XXI века», которой предусмотрен опережающий рост выработки электроэнергии на АЭС. Объективные данные о высоком уровне безопасности современных ядерных технологий находятся в серьезном противоречии со сложившимися в широких кругах общественности представлениями об их значительной радиационной опасности. В этой связи необходимо признать, что обязательным условием реализации планов развития отрасли является не только безусловное обеспечение безопасности во всех областях использования атомной энергии, но и эффективная работа с общественностью. Решающая роль в обеспечении безопасности при использовании атомной энергии возложена на Министерство Российской Федерации по атомной энергии. Согласно Положению о Минатоме России обеспечение ядерной, радиационной, технической, пожарной безопасности и взрывобезопасности предприятий и организаций ядерного комплекса отнесено к приоритетным задачам министерства. Безопасность производств, охрана труда персонала и экологическая безопасность обеспечиваются постоянной и планомерной работой руководителей и специалистов всех уровней по четырем направлениям: научно-техническое и проектно-конструкторское обеспечение безопасности; мониторинг и управление безопасностью; культура безопасности; контроль и надзор за состоянием безопасности. Важным компонентом обеспечения ядерной и радиационной безопасности является государственное регулирование, которое осуществляется Госатомнадзором России. Состояние безопасности на предприятиях отрасли характеризуется комплексом показателей, отражающих уровень ядерной, радиационной и промышленной безопасности, условия и охрану труда работников, а также безопасность населения и окружающей среды и готовность к ликвидации чрезвычайных ситуаций на предприятиях отрасли, регулируемых более чем 20 федеральными законами. В этой связи департаментами и отраслевыми отделами и предприятиями ежегодно готовятся отчеты и доклады по отдельным аспектам безопасности. По итогам рассмотрения Коллегией Министерства вопроса «О состоянии безопасности на предприятиях отрасли и задачах по её повышению» принято решение о подготовке ежегодного Отраслевого отчета по безопасности. Настоящий отчет подготовлен впервые. Он призван объективно представить состояние безопасности и пути её повышения в отрасли. Отчет предназначен для специалистов, работающих в области обеспечения безопасности, а также для тех, кто желает непредвзято познакомиться с реальным состоянием обеспечения безопасности на предприятиях Минатома России. Министр по атомной энергии Российской Федерации А.Ю.Румянцев Введение Отраслевой отчет по безопасности за 2001 год подготовлен во исполнение решения Коллегии Министерства Российской Федерации по атомной энергии от 24 июля 2002 г. (приказ № 421 от 04.09.02 г.). В первом — вводном разделе отчета, представлены общие сведения о Минатоме России, на который возложено решение таких важных государственных задач, как исполнение функций федерального органа управления в области использования атомной энергии и федерального органа государственного управления одной из наиболее высокотехнологичных отраслей промышленности России, включающей атомную энергетику и ядерный оружейный комплекс. В нем, в частности, кратко охарактеризованы основные способы обеспечения ядерной, радиационной и промышленной безопасности, присущие именно Минатому России. Для объективного восприятия сути проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности в этом разделе приведены:
В завершении раздела рассмотрена современная система государственных гарантий безопасности при использовании атомной энергии. Второй раздел отчета посвящен вопросам управления безопасностью. В нем кратко изложены функции Минатома России в области обеспечения безопасности и описана структура управления безопасностью в отрасли. Важной особенностью реализованной структуры является её готовность к действиям в случае чрезвычайной ситуации. Краткий перечень выполненных в 2001 году работ по основным направлениям деятельности в обеспечение безопасности завершает второй раздел отчета. Третий раздел посвящен оценке состояния безопасности по четырем важнейшим направлениям:
При оценке содержания данного раздела принципиально важно учитывать, что в целом благополучные эксплуатационные показатели безопасности основных производств, использующих ядерные технологии, не делают проблему обеспечения безопасности исчерпанной. Как и в других современных высокотехнологичных производствах (химическая промышленность, авиационный транспорт, космонавтика и т.д.) чрезвычайно маловероятные события могут приводить к авариям с тяжелыми последствиями. В этой связи чрезвычайную актуальность приобретает решение задач, связанных с предотвращением в атомной энергетике и промышленности аварий с тяжелыми последствиями. На это направлено и решение Коллегии Минатома России от 24.07.2002 г. по вопросу обеспечения безопасности предприятий отрасли, которое предусматривает реализацию не только конкретных практических мероприятий по обеспечению безопасности, но продолжение интенсивных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в этой области. Изложение решений Коллегии Минатома России завершает отраслевой отчет. 1. Общие сведения об отрасли 1.1. Минатом и использование атомной энергии в России История Минатома России неразрывно связана с созданием ядерного оружия. Уже в 1949 году предприятиями и организациями отрасли были обеспечены условия для успешного испытания атомной бомбы. В период 1950–1960-х годов Минсредмаш СССР стал одной из ведущих отраслей промышленности СССР. К началу 70-х годов Министерство обеспечивало высокие темпы разработок и производства в области ядерного оружия и ядерных энергетических установок для военно-морского флота, принимало непосредственное участие в мирном использовании атомной энергии. В течение всего периода гонки вооружений приоритет отдавался именно производству оборонной продукции. Необходимость обеспечения баланса ядерных вооружений со странами НАТО, кратчайшие сроки создания технологий и производств ядерного оружейного комплекса привели к накоплению значительных объемов радиоактивных отходов, существенная часть которых размещалась в условиях, не соответствующих современным требованиям экологической безопасности. Завершение гонки вооружений и начало процесса сокращения ядерного арсенала обострили проблемы безопасности: при резком сокращении финансирования было, безусловно, необходимо обеспечить безопасность остановленных промышленных реакторов и иных производств, предназначенных для наработки материалов оружейного качества, обеспечить конверсию крупных предприятий, обеспечить безопасный вывод из эксплуатации иных объектов использования атомной энергии. Проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности в России существенно осложнялись большим количеством выведенных из состава военно-морского флота атомных подводных лодок и объектами инфраструктуры ВМФ со значительными объемами накопленных РАО и ОЯТ. На протяжении многих лет вопросы обеспечения безопасности, в том числе и экологической, не рассматривались как приоритетные задачи. Так, в начальный период развития атомной промышленности были приняты и реализованы технические решения о сбросе радиоактивных отходов ПО «Маяк» в р.Теча на Южном Урале. Эти сбросы представляли опасность для населения и обусловили комплекс радиоэкологических проблем, окончательно не преодоленных до настоящего времени. Тогда же были приняты решения по скорейшему вводу производственных мощностей на ГХК в Красноярском крае, следствием чего явилось поступление радиоактивных веществ в р. Енисей. Несмотря на мировой приоритет нашей страны в использовании атомной энергии в мирных целях, закрепленный пуском в 1954 году первой в мире АЭС в г. Обнинске (Калужская обл.), первые крупные блоки АЭС в СССР были построены только в 60-х годах, а интенсивная программа развития атомной энергетики была разработана и начала выполняться в 70-х годах. Следует признать, что при реализации программы развития атомной энергетики в СССР был допущен ряд значительных организационных просчетов. В качестве одного из них необходимо отметить вывод атомной энергетики из подчинения Минсредмашу и передача АЭС в состав Минэнерго СССР, что повлекло безусловное снижение уровня обеспечения безопасности и стало одной из причин аварии на Чернобыльской АЭС. Авария на ЧАЭС инициировала изменения в структуре управления использованием атомной энергии в СССР. К моменту распада СССР все предприятия отрасли, входящие в состав атомно-энергетического комплекса страны, функционировали в рамках Министерства атомной энергетики и промышленности СССР. Министерство Российской Федерации по атомной энергии (Минатом России) образовано 29 января 1992 года Указом Президента РФ № 61 на базе Министерства атомной энергетики и промышленности СССР. На министерство были возложены следующие задачи:
Действующее Положение о Министерстве утверждено постановлением Правительства РФ № 392 от 5 апреля 1997 года. Министерство является федеральным органом исполнительной власти, который проводит государственную политику в области разработки, производства и утилизации ядерных зарядов и боеприпасов, объектов атомной энергетики, осуществляет государственное управление использованием атомной энергии, а также координирует в установленных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства, случаях деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Функции федерального органа управления использованием атомной энергии определены Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» (№ 170-фз от 21 ноября 1995 года). Важнейшими приоритетами деятельности Минатома России являются развитие безопасной и эффективной атомной энергетики, поддержание необходимого потенциала ядерного оружейного комплекса в условиях сокращения ядерных вооружений, запрещения ядерных испытаний и возрастающих требований к экологической безопасности производств. С позиций обеспечения безопасности в отрасли следует выделить такие крупные проблемы, как обеспечение безопасности: |
Отчет 2001 Обращение Председателя Правления ОАО "Газпром" От имени Правления ОАО "Газпром" представляю вашему вниманию очередной, седьмой выпуск отчета компании по охране окружающей среды... |
Донецкой Народной Республики 03. 09. 2015 №012. 1/33 министерство... Данная Инструкция определяет порядок заполнения формы отраслевой статистической отчетности №31 «Отчет о медицинской помощи детям... |
||
Донецкой Народной Республики 03. 09. 2015 №012. 1/330 министерство... Данная Инструкция определяет порядок заполнения формы отраслевой статистической отчетности №20 «Отчет учреждения здравоохранения... |
Правила безопасности в коксохимическом производстве пб 11-543-03 России от 20. 02. 2001 №9, не нуждающихся в регистрации в Минюсте России, письмо Минюста России от 13. 06. 2001 №07/5740-ак, а также... |
||
Отчет по реализации Плана мероприятий по обеспечению комплексной... «О мерах, направленных на обеспечение комплексной безопасности и охраны труда муниципальных образовательных организаций, подведомственных... |
Памятка по проведению инструктажа неэлектротехнического персонала... «Межотраслевых правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок (пот р м-016-2001)», «Инструкции по... |
||
Памятка по проведению инструктажа неэлектротехнического персонала... «Межотраслевых правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок (пот р м 016 2001)», «Инструкции по... |
Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при... Минтруда РФ от 5 января 2001 г. N 3 и приказом Минэнерго РФ от 27 декабря 2000 г. N 163 |
||
Гост р 51709-2001 Гост р 51709-2001. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки (с Изменением n... |
«Отчет об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса» Методологические пояснения по заполнению отраслевой формы отчетности 6-апк (квартальная) |
||
Отчет открытого акционерного общества «Управляющая компания №1» о... Фз от 21. 12. 2001 года путем преобразования муниципального унитарного предприятия «Производственный ремонтно-эксплуатационный трест... |
Г. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности... А. Отраслевой стандарт сро. Машины и оборудование грузоподъемные. Общие технические требования к составлению технологических карт... |
||
Отчёт о работе тсж за 2012 год Отчёт главного инженера Скд, в соответствии с финансово-хозяйственным планом заключен договор с специализированной организацией ООО коралл Вита, для комплексного... |
ОтчеТ об исполнении Программы социально-экономического развития Удмуртской... Удмуртская Республика уверенно идет по пути динамичного социально-экономического развития, чему в немалой степени способствовала... |
||
Краткий отчет о научно-практической деятельности фгуп научно-технический... Фцп) («Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 2013 годы)» и «Обеспечение ядерной... |
Отчет о работе то смс №4, подросткового клуба и Совета ветеранов... Руководители сервисных служб, управлений, обслуживающих компаний города 11 человек |
Поиск |