Санкт-Петербургский Государственный Университет
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ
выпускная квалификационная работа
по направлению 040400 «Социальная работа»
уровень - магистратура
Работу выполнила студентка
2 курса дневного отделения
Литуновская Анастасия Сергеевна
Научный руководитель:к.психол.н.,
доцент Полуэктова Нина Михайловна
Санкт-Петербург
2017
СОДЕРЖАНИЕ
|
Введение
|
3
|
Глава 1.
|
Семейный конфликт как объект деятельности специалиста по социальной работе
|
7
|
1.1.
|
Семья как объект социальной работы, причины семейных конфликтов
|
7
|
1.2.
|
Последствия семейных конфликтов для ребенка и семейной системы
|
16
|
1.3.
|
Технологии социальной работы по разрешению семейных конфликтов
|
22
|
Глава 2.
|
Эмпирическое исследование на тему: «Роль и функции специалиста по социальной работе по урегулированию семейных конфликтов»
|
35
|
2.1.
|
Программа исследования
|
35
|
2.2.
|
Анализ полученных результатов
|
41
|
|
Заключение
|
61
|
|
Список литературы
|
66
|
|
Приложение
|
71
|
Введение
На сегодняшний день многие исследователи утверждают, что происходит кризис семьи – одного из главных социальных институтов, который является системой первичной социализации ребенка и одним из «кирпичиков» общества, его ячейкой, из которых оно состоит. Благополучие семьи, ее социальная активность оказывает сильное влияние на гармоничное развитие ребенка, поэтому изучение проблем семьи выходит на первый план. Государство берет на себя ответственность за решение проблем семей и их поддержку через реализацию семейной социальной политики, в рамках которой создаются программы помощи семьям с детьми и разрабатывается законодательная база. Так, в Санкт-Петербурге была создана Концепция семейной политики в Санкт-Петербурге на 2012-2022 годы, целью которой является «достижение благополучия семьей как условия благополучия каждого человека и общества в целом на основе поддержки семейных ценностей и семейного образа жизни, укрепления внутренних и внешних ресурсов семьи, ее способности успешно выполнять свои основные функции…»1. Данная концепция предлагает модель благополучия семьи, которая предполагает наличие таких внутренних ресурсов, как равноправие в семье, положительный семейный климат, экономическая самодостаточность, включенность в систему социальных отношений на всех уровнях, а также умение разрешать конфликты и другие.
Одним из каналов реализации семейной социальной политики является деятельность системы социальных организаций и учреждений, которые оказывают услуги семьям. Специалисты работают с семьями, которые подходят под одно из оснований для получения помощи, прописанных в Федеральном законе от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Одним из таких оснований является «наличие внутрисемейного конфликта» с лицами с различными проблемами. Чаще всего семейные конфликты регистрируются в семьях, члены которых относятся к категориям населения, традиционно являющихся клиентами института социальной работы. Однако выделение внутрисемейных конфликтов как основания для обращения в социальные службы предполагает, что такой помощью могут воспользоваться любые семьи, где по разнообразным причинам присутствуют семейные конфликты. Иначе говоря, семейные конфликты становятся объектом работы специалистов по социальной работе. С учетом того, что деятельность социального работника может носить профилактический характер, то в фокусе его внимания может оказаться и так называемое скрытое семейное неблагополучие. Скрытое семейное неблагополучие можно рассматривать как один из главных факторов дисгармоничного развития ребенка. Поэтому социальная работа, например, с детьми и подростками, имеющими признаки дезадаптации, у которых в семье имеются конфликты, также может регулироваться данным законом. Часто сигналом о каких-либо нарушениях в семье служат склонное к аддиктивному поведение ребенка. При обнаружении подобных аспектов можно выявить более глубокие семейные проблемы, что будет свидетельствовать о наличии неблагополучия в семье.
Ярким доказательством необходимости социальной работы с семейным конфликтом является статистика разводов. Развод – одно из самых нежелательных и негативных последствий конфликта в семье.
-
Год
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
Количество браков, ед
|
1213598
|
1225501
|
1225985
|
1161068
|
Количество разводов, ед
|
644101
|
667971
|
693730
|
611646
|
Таблица 1. Браки и разводы в РФ2.
Как видно из таблицы 1, количество разводов стабильно велико, это пугающая тенденция, которая вызывает тревогу за будущее российской семьи – почти каждый второй брак заканчивается разводом. Причины разводов весьма разнообразны, но всегда в их основе лежит конфликт, с которым семья не смогла справиться самостоятельно. Неизвестно, какое количество разводов можно было бы предотвратить, если бы семья обратилась за помощью к специалистам – психологу или специалисту по социальной работе. Социальная работа с семьями, которые характеризуются наличием внутреннего конфликта, представляется весьма актуальной, так как она направлена на предупреждение и разрешение конфликтов, улучшение психологического климата в семье, что также является профилактикой разводов.
Цель исследования: выявить функции и особенности деятельности специалиста по социальной работе в урегулировании семейных конфликтов.
Задачи исследования:
Охарактеризовать семью как объект социальной работы, проанализировать причины семейных конфликтов.
Описать последствия семейных конфликтов для ребенка и семейной системы в целом.
Описать возможности специалиста по социальной работе в рамках реализации технологий работы с семьей как с социальной системой в разрешении семейных конфликтов.
Выявить роль и специфику деятельности специалиста по социальной работе по урегулированию семейных конфликтов.
Определить значимость семейных конфликтов в молодежной среде на примере студентов высших учебных заведений и подростков.
Объект исследования: семьи с детьми.
Предмет исследования: семейные конфликты и деятельность специалиста по социальной работе по их урегулированию.
Гипотеза исследования: специалист по социальной работе, осуществляя системный подход к семье, имеет свои специфические функции в урегулировании семейных конфликтов отличные от соответствующих функций других специалистов.
Новизна исследования заключается в выделении роли и специфических функций специалистов по социальной работе в урегулировании семейных конфликтов, а также проблем, затрудняющих реализацию ими этих функций.
Методы и выборка.
Анализ существующих практик социальной работы с семьей.
Экспертное интервью специалистов для выявления методов работы с семейными конфликтами.
Полуструктурированное интервью родителей, у которых есть дети подросткового возраста, которое поможет определить способы решения конфликтов, применяемых самими членами семей, охарактеризовать роль специалиста по социальной работе в оказании помощи при решении проблем семейных конфликтов.
Анкетирование молодежи (подростков и студентов высших учебных заведений) с целью выявления их отношения к семейным конфликтам.
Выборка экспертного интервью составила 44 специалиста, среди которых были специалисты по социальной работе, психологи социальной работы, специалисты по социальной работе с молодежью, занимающиеся урегулированием конфликтов в молодежной среде, в том числе, семейных конфликтов. Выборка родителей составила 14 человек из разных семей, в составе которых присутствуют дети подросткового возраста. Выборка подростков составила 36 человек в возрасте 12-17 лет. Выборка студентов высших учебных заведений составила 102 человека в возрасте от 17 до 30 и больше лет. Последние две группы являются представителями единой сети контактов. Тип выборки – случайная.
База исследования: СПб ГБУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям Калининского района», СПб ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям Кировского района», СПб ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Красносельского района», СПб ГБУ СРЦ «Малоохтинский Дом Трудолюбия», Благотворительный фонд «Центр социальной адаптации свт. Василия Великого», СПб ГБУ Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодёжи «КОНТАКТ», социальная сеть «Вконтакте».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 60 наименований и 6 приложений. Работа содержит 2 таблицы и 6 рисунков. Объем работы - 85 страниц (включая приложения); 70 страниц (без приложений).
Глава 1. Семейный конфликт как объект деятельности специалиста по социальной работе
Семья как объект социальной работы, причины семейных конфликтов
Семья – основа государства, первый социальный институт, куда попадает ребенок – будущий гражданин страны. Вся его дальнейшая жизнь, его цели, установки и деятельность зависит от благополучия семьи. При нарушении выполнения функций семьи происходит деформация личности ребенка, которая часто приводят к негативным последствиям не только для семьи, но и для общества. Для семьи это проблемы во внутренних и внешних взаимосвязях и взаимодействиях, конфликты, социальная дезадаптация ребенка. Последствия для общества, которые являются внешними проявлениями неблагополучия семьи, это правонарушения и преступления, совершаемые ребенком. Социальная работа как деятельность, имеющая в качестве конечной цели благополучие всех членов общества, помогает такие проявления дисфункции семьи предотвратить или обнаружить, чтобы в дальнейшем устранить их.
На сегодняшний день многие исследователи по-разному определяют понятие «семья». По мнению Кравченко А.И., семья - «это сообщество, основанное на браке супругов и их холостых детей (собственных и усыновленных), связанных духовно, общностью быта и взаимной моральной ответственностью»3. Ожегов С. И. определяет семью как группу живущих вместе родственников. При этом семья, люди, живущие вместе, их хозяйство, а также квартира, являются домом. Домашним считается все, что относится к дому, семье и частному. В Словаре ключевых социологических терминов семье дается следующее определение: «это группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности»4.
Главными семейными функциями считаются репродуктивная и социализирующая, поэтому во всех определениях делается упор на наличие детей в семье. Семья, в первую очередь, направлена на рождение ребенка или детей и на его социализацию. Она является первой «школой» социальных ролей, проводит первичную социальную адаптацию. Один из главных факторов правильного и гармоничного развития ребенка – это благополучная семья. Если в семье ребенка присутствует дисгармония физического или психического плана (один родитель, нарушение эмоционального контакта с членами семьи и пр.), то высока вероятность того, что ребенок будет не в полной мере социально адаптирован. В таком случае семья может обратиться в учреждение, предоставляющее социальную помощь семьям с детьми.
Можно выделить несколько типов семей, с которыми непосредственно работают социальные службы и специалисты по социальной работе. К ним относят:
Неполные (монородительские) – семья состоит из одного родителя и ребенка (нескольких детей);
Семьи с приемными детьми/опекаемыми детьми/детьми на попечительстве;
Многодетные семьи – семьи, в которых трое и более детей;
Малообеспеченные семьи – семьи с доходом ниже прожиточного минимума;
Семьи, в составе которых присутствует человек с ограниченными возможностями (ребенок/родитель);
Семьи, в составе которых присутствует безработный.
Устьянцева А. Д. предлагает свою классификацию семей - клиентов института социальной работы. Сообразно принципу адресности, она выделяет такие типы семей: самостоятельные семьи, которые успешно решают возникающие проблемы; семьи, с затруднением справляющиеся с трудными ситуациями; семьи, которые не могут совладать с проблемами без помощи со стороны5.
На сегодняшний день в Санкт-Петербурге существует разветвленная система государственной помощи и поддержки семей с детьми. В эту систему входят учреждения, которые оказывают отдельные виды услуг семьям и специализированные социальные учреждения для помощи семье и детям.
К специализированным учреждениям относятся: 68 государственных учреждений различных видов, осуществляющих социальное обслуживание семей и детей: 11 городских учреждений, подведомственных Комитету по социальной политике; 57 районных учреждений, подведомственных районным администрациям, среди которых: 3 комплексных центра социального обслуживания населения, включающих отделения по работе с семьей и детьми, 7 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 16 центров социальной помощи семье и детям, 16 центров социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, 15 центров для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Данная система опирается на законодательную базу, в которую входят нормативно-правовые акты государственного и местного уровней. К государственным законодательным актам относятся:
«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015);
Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 3.07.2016) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 3.07.2016) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и другие.
На местном уровне нормативно-правовая база социальной работы с семьей и детьми представлена следующими актами:
Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 (ред. от 30.06.2016) «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» (принят ЗС СПб 09.11.2011);
Закон Санкт-Петербурга от 26.12.2014 № 717-135 (ред. от 15.06.2016) «О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 24.12.2014) и другие.
Существует еще одна классификация семей, обращающихся в учреждения социального обслуживания: благополучные, неблагополучные и семьи группы риска.
Чаще всего благополучной семью называют при успешной реализации всех ее функций: репродуктивной, воспитательной, социализирующей, экономической, сексуальной, функции удовлетворения потребностей человека в эмоциональном, духовном общении, любви и поддержке. Исследователи дают более углубленные определения благополучной семье. Так, Цинченко Г. М. отмечает несколько характеристик такой семьи: выполнение всех функций, в составе должны быть родители и дети, наличие психоэмоциональных и межличностных связей.
Мачурина Т. Н. дает свое определение благополучной семье – это «полная семья, имеющая определённый культурный и материальный достаток, обладающая неким социальным положением (статусом); это семья, в которой отсутствует физическое насилие и систематические конфликты; для подобной семьи характерны высокая социальная активность и гармоничный эмоциональный фон»6.
Благополучные семьи также могут попадать в фокус внимания специалиста по социальной работе, однако, как правило, это кратковременное взаимодействие после обращения самой семьи, например, за помощью в оформлении необходимых документов. В основном, клиентами социальных служб становятся семьи, относящиеся к категории неблагополучных.
Неблагополучные семьи – самый частый объект социальной работы по сравнению с двумя другими категориями. Исследователи также чаще обращают внимание на проблематику этих семей и занимаются их изучением, дают собственные определения. Так, О.Н. Истратова семейное неблагополучие определяет так: «самостоятельный социально-психологический феномен, представляющий комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению»7. Губанихина Е.В. характеризует данную категорию семей наличием нарушений во внутрисемейных отношениях, несоблюдением морально-этических норм семьи и общества, непедагогичное отношение к детям. По мнению Ганишиной И.С., неблагополучная семья – это семья с нарушением или отсутствием выполнения основных функций, этим самым нанося вред ребенку и способствуя появлению у него девиантного поведения. Свое определение дает Цинченко Г.М.: неблагополучная семья это такая семья, где нет блага для ребенка.
В благополучных семьях возможно наличие скрытого неблагополучия. В таком случае при внешне нормальном функционировании внутри семьи наблюдаются нарушения какой-либо сферы отношений или деятельности. По мнению Ишембитовой З.Г., одним из примеров скрытого неблагополучия является непринятие ребенка родителями. Ребенок в такой ситуации чувствует себя лишним, ненужным, ему не уделяется достаточное количество внимания со стороны родителей, тогда как со стороны он может выглядеть благополучно – быть хорошо одетым, иметь дорогую технику и прочее.
Семьи со скрытым неблагополучием относятся к категории группы риска. Как правило, к категории семей группы риска относятся семьи, которые еще нельзя назвать неблагополучными, однако к этому есть предпосылки. Такими предпосылками или группой предпосылок могут быть крайние проявления стиля воспитания: гипо- и гиперопека; излишне директивное воспитание – удовлетворение малейших желаний и потакание во всем; эмоциональное отвержение ребенка, его «непринятость» родителями; завышенные требования к ребенку; частные конфликты и скандалы, необязательно тематически связанные с ребенком. Сюда же относится совместная жизнь супругов из-за ребенка, когда он является единственным связующим звеном между ними.
У семей со скрытым неблагополучием могут наблюдаться факторы, которые свойственны так называемым неблагополучным семьям: насилие в семье (физическое, психическое, сексуальное), алкоголизм, наркомания, правонарушения, прививание детям асоциальных ценностей, психические отклонения и заболевания. Все это может присутствовать и в благополучной семье, нося скрытый характер, но последствия так же разрушительны, а подчас даже более глубоки, чем в тех случаях, когда семья была признана нуждающейся в помощи и находилась под наблюдением специалистов по социальной работе.
Цинченко Г.М., говоря о семье группы риска, считает ее главной особенностью «наличие в семье нарушения взаимоотношений, затрудняющего нормальное психическое развитие членов семьи8». Сюда же она относит «характеристики осложненного поведения членов семьи, которые порождают трудности адаптации в обществе, создавая социальный риск».
Одной из причин неблагополучия семей были названы конфликты. Миллер О.В. характеризует семейный конфликт как «столкновение противоположных потребностей, интересов, мнений или взглядов супругов и других членов семейного взаимодействия»9. Изначально конфликты можно разделить на две категории: те, которые стали причиной неблагополучия и те, которые стали его последствием. В обоих случаях конфликты так же влияют на развитие ребенка и его социализацию.
Сысенко В.А. приводит свою классификацию семей с внутренними конфликтами. Это конфликтные, кризисные, невротические, проблемные семьи. Конфликтные семьи характеризуются наличием одной или нескольких областей, в которых происходит регулярное столкновение интересов членов семьи, порождающее сильные отрицательные эмоции. У кризисных семей противостояние интересов и потребностей носит более затяжной характер и относится к самым важным для семьи сферам, такие семьи находятся в процессе распада или уже близки к этому. Термин «невротическая семья» носит больше медицинский характер, так как такая семья характеризуется наличием невроза у одного или нескольких членов семьи, который сильно влияет на внутрисемейные отношения. Семья становится проблемной, если она оказалась в трудной жизненной ситуации, повлекшей за собой нарушение стабильности отношений, например, тюремное заключение члена семьи, продолжительная болезнь.
У семейных конфликтов существуют свои функции. Родионова Е.А. составила таблицу, где разделила их на позитивные и негативные.
Позитивные функции
|
Негативные функции
|
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами
|
Большие эмоциональные затраты на участие в конфликте
|
Получение новой информации об оппоненте
|
Снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в семье
|
Сплочение семьи
|
Представление о побежденных членах семьи как о врагах
|
Стимулирование к изменениям и развитию семейных отношений
|
Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия
|
Снятие синдромы покорности у подчиненных
|
После завершения конфликта – уменьшение степени сотрудничества между членами семьи
|
Диагностика возможностей оппонентов
|
Усложненное восстановление семейных отношений («шлейф конфликта»)
|
Таблица 2. Функции семейных конфликтов10.
Все конфликты, возникающие в семье, могут исполнять какие-либо функции и сочетать их. Как правило, превалируют негативные функции, вследствие этого позитивные зачастую уходят в тень или же вовсе не претворяются в жизнь.
Существует несколько типологий семейных конфликтов. Самая широкая из них включает в себя два типа – конструктивный конфликт и деструктивный конфликт. Конструктивный конфликт имеет как результат взаимоприемлимое решение и чувство своей разрешенности. Деструктивный конфликт, как правило, оставляет после себя психоэмоциональное напряжение, неудовлетворенность исходом столкновения. Именно деструктивные семейные конфликты приводят к негативным последствиям как для личности ребенка, так и для всей семьи.
Целуйко В.П. разделяет семейные конфликты по основанию опасности для семейных отношений на 3 типа:
неопасные – как правило, их причиной становятся усталость и раздражительность, зачастую не имеет далеко идущих последствий и быстро заканчивается;
опасные – более глубокий конфликт, предъявление претензий и попытка изменить члена семьи, его привычки, мировоззрение, жизненные ценности;
особо опасные – как итог происходит развод.
В. А. Сысенко выделяет следующие виды конфликтов.
Конфликты на почве неуважения и пренебрежения к чужому «Я», ущемление чувства достоинства, обиды, несправедливая критика, оскорбления.
Конфликты, завязанные на сексуальной неудовлетворенности супругов.
Конфликты на базе дефицита ласки, внимания, юмора и подарков.
Конфликты, порождаемые наличием аддикций.
Конфликты на почве несовпадения взглядов супругов на ведение семейного бюджета, недовольство вкладом в него и тратами.
Конфликты из-за неудовлетворения потребности в питании, одежде и других предметах первой необходимости.
Конфликты, связанные с распределением обязанностей в семье, отсутствием или нехваткой взаимопомощи в ведении хозяйства и воспитании ребенка.
Конфликты из-за разницы в увлечениях, хобби, способах проведения досуга.
Итак, данный автор рассматривает конфликты как следствие неудовлетворения разнообразных потребностей супругов. По его мнению, в каждой семье необходимо достижение определенного уровня удовлетворения потребностей, иначе, как правило, накапливается напряжение и отрицательные эмоции. Изначально супружеский конфликт с большой долей вероятности может превратиться в детско-родительский, так как родители могут вымещать весь накопленный и сдержанный по отношению к супругу негатив на ребенка.
Куфтяк Е. В. изучает проблему семейных конфликтов с точки зрения стресса. Любая семья на протяжении всего своего жизненного пути постоянно сталкивается с различного рода проблемами и явлениями как негативного, так и позитивного порядка, каждое из них становится стрессом. Такой стресс, даже если он вызван положительным событием, например, рождением ребенка, можем стать причиной конфликта при условии, что один из супругов не знает, как вести себя или же попросту не готов к изменениям в привычном укладе жизни.
В своих исследованиях А.И. Кочетов отмечает семь основных причин семейных конфликтов:
«нарушение этики супружеских отношений (измена, ревность);
биологическая несовместимость;
неправильные взаимоотношения супругов (одного из них) с окружающими их людьми – родственниками, знакомыми, сослуживцами и т.д.;
несовместимость интересов и потребностей;
различие педагогических позиций по отношению к ребенку;
наличие личностных недостатков или отрицательных качеств у одного, а подчас и у обоих супругов;
отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми»11.
В качестве последней типологии приведем классификацию причин Кричевского Р.Л., он разбил их по группам:
Трудовой процесс, обязанности в семье
Психологические особенности человеческих взаимоотношений, то есть их симпатии и антипатии, культурные, этнические различия людей, действия родителей плохой психологической коммуникацией
Личностное своеобразие членов семьи (бестактность, агрессивность).
Многие исследователи получили свои результаты при проведении различных опросов и анкетирований по теме причин семейных конфликтов. Так, если рассматривать развод как последствие семейного конфликта, следовательно, приравнять его причины к причинам конфликта, Вилижинская К.А., Пойманова Ю.М., Ермолаева Е.В. в результате своих научных изысканий отмечают следующее распределение причин: «несходство характеров и разные взгляды — 33,4%; измену — 8%; наличие другой семьи — 7%; неготовность к семейной жизни — 6,5%»12.
Необходимо отдельно классифицировать причины детско-родительских конфликтов. Они могут носить иметь те же основания, что и супружеские конфликты: денежный вопрос, личностные особенности, несовпадение взглядов на способы проведения досуга. Также к ним относятся некоторые особенности подросткового возраста, так как именно в этот период чаще всего происходят конфликты между ребенком и родителями. Взросление ребенка сопровождается изменениями в физическом и психическом состоянии. Конфликтное поведение и вспышки агрессии, провоцируемые гормональными скачками, трансформации тела, которые часто не устраивают подростков, стремление к независимости и самоутверждению, попытки самоидентификации и поиска себя, своего места – все это может стать причиной недопонимания между родителями и ребенком. При правильном, понимающем поведении родителей данный период может пройти достаточно безболезненно и тогда после выхода из подросткового возраста ребенок станет гармоничной, развитой личностью. К сожалению, на сегодняшний день семей, которые успешно и с минимальным количеством конфликтов переживают подростковый возраст ребенка, не так много, об этом говорит большое количество исследований, посвященных этой теме. Поэтому таким семьям зачастую необходима помощь со стороны, которую может оказать, в числе других специалистов, специалист по социальной работе.
Итак, семья является классическим объектом социальной помощи. Формулировка Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» предполагает помощь любой семье, которая обратится за ней. При этом семья, как правило, относится к одной из трех категорий – благополучные, семьи группы риска и неблагополучные, и все они могут иметь в своей внутрисемейной жизни разнообразные конфликты, оказывающие влияние на социальное и психологическое развитие ребенка. Различные по типологии и основаниям, конфликты в любом случае оказывают свое воздействие на ребенка. Важным моментом является то, что конфликт внутри семьи может быть между супругами. В таком случае им надлежит обратиться к психологу или другому специалисту, в зависимости от причин и сферы конфликта. Однако при возникновении опасности супружеского конфликта или его последствий для ребенка семье необходимо начать взаимодействовать с социальными службами и специалистами по социальной работе. Социальная работа с семьями, имеющими внутренний конфликт, представляется важной в контексте ее благополучия и успешного функционирования, а также гармоничного развития и правильного воспитания ребенка.
|