Скачать 1.12 Mb.
|
Санкт-Петербургский государственный университет НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ РЕЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ ИСТОРИИ СПБГЭТУ «ЛЭТИ» Выпускная квалификационная работа по направлению 072300 "Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия" Основная образовательная программа Визуальные технологии в музее Исполнитель Бельдинова Наталья Игоревна Научный руководитель Доктор культурологии, профессор Дриккер Александр Самойлович Рецензент Кандидат технических наук, директор Мемориального музея А.С. Попова Золотинкина Лариса Игоревна . Санкт-Петербург 2017 Содержание Введение………………………………………………………………………….3 Глава I. Специфика университетского музея……………………………....10
Глава II. Создание научной концепции экспозиции музея истории ЛЭТИ……………………………………………………………………………..29
Глава III. Перспективы развития музея на основе научной концепции экспозиции………………………………………………………………………64
Заключение……………………………………………………………………...78 Список литературы…………………………………………………………….82 Приложение……………………………………………………………………102 Введение Музей в современном мире ищет пути и направления развития, совершенствования своей деятельности. Музей-храм, существовавший ни одно столетие, приобретает черты демократического музея, однако продолжает соблюдать традиции и сохраняет наследие. Стремительно развивающаяся культура и воздействие информационной среды дает импульс для некоторых изменений в деятельности музея. Университетский музей является наиболее ярким примером синтеза двух граней: музей-храм и демократический музей. С одной стороны, консервативность музейной институции, приверженность традициям и первоочередная роль сохранения, образования стоят на первом месте для музея. Однако актуальная культура, которая часто трактуется как визуальная, перенасыщенная визуальными сообщениями и информацией, требует от музея соответствия времени и ритму общественной и культурной жизни. Кроме того, университетский музей работает со студенческой аудиторией - ярчайшим представителем современной культуры. Поэтому задача следования традициям и в то же время необходимость разносторонней интерпретации в музее, реализации творческих проектов требует создания уникальной среды, воплощающей и музей-храм, и демократический музей. Обширная группа университетских музеев является наиболее чувствительной к изменениям общества, так как имеет дело с молодежной аудиторией. Богатейшее наследие этих музеев берет начало несколько столетий назад, и на протяжении этого долгого времени университетские коллекции непосредственно вовлекаются в учебный процесс. Тем не менее, в современных условиях университетские музеи становятся собирателями не только коллекций, но и традиций, истории живой жизни, стремительно изменяющейся среды и меморий. Они же призваны стать для студенческой аудитории местом интеллектуального, культурного обогащения. Для сторонних посетителей формируют образ университета, знакомят с научными достижениями. Однако университетским музеям необходимо решать широчайший спектр проблем: как создавать актуальные проекты, не нарушая устоев академической среды; как взаимодействовать с музейным миром; как выстраивать экспозицию современными средствами; каким образом работать с аудиторией. На конкретном примере – музее истории Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина) можно выявить перечисленные выше проблемы и попытаться найти методы их решения. Музей истории технического университета заключает в себе характерные черты сразу нескольких групп музеев: исторических, научно-технических, мемориальных. При этом присутствует и необходимость включения музея в образовательный процесс. Перед музеем стоит сложная задача совмещения этих особенностей. На протяжении тридцати лет с момента создания музей не менялся и сейчас не отвечает на запросы времени, требуется сформулировать свежую концепцию развития музея. Конкретная насущная цель – научная концепция реэкспозиции. Модернизация музея должна быть ориентирована на основную целевую аудиторию – студенчество, на совершенствование экспозиционно-выставочной деятельности, на выбор перспективных направлений комплектования фондов. Выбор темы настоящей магистерской диссертации продиктован практической необходимостью разработки теоретической базы для создания полноценного проекта по реэкспозиции музея истории Электротехнического университета. Целью магистерской диссертации является создание научной концепции реэкспозиции. Для достижения поставленной цели обозначены следующие задачи:
Теоретико-методологическую основу исследования составили теория проектной культуры, теории музейной педагогики (А. Лихтварк, А.М. Разгон, Б. А. Столяров, М.Ю. Юхневич), теория музейной экспозиции (М.Т. Майстровская, А.Ю. Волькович, А.В. Лебедев, Т.П. Поляков), коммуникационный подход (К. Леви-Стросс, М.С. Каган, К. Черри, Р. Якобсон, Д. Камерон), исследования в области основ образовательной деятельности музеев (М.Б. Гнедовский, В.Ю. Дукельский), теория диалога культур М. М. Бахтина, В. С. Библера. В исследовании использовались следующие методы: сравнительный анализ (сравнение музея истории ЛЭТИ с университетскими и научно-техническими музеями), исторический метод (обзор истории, эволюции и динамики изменений университетских музеев, изучение истории музея ЛЭТИ), метод аксиологический, имеющий целью формирование современной системы ценностей в пространстве музея. Работа посвящена научной концепции – базовому документу, обосновывающему дальнейшие преобразования в музее. Заинтересованность в изучении сферы музейного проектирования и экспозиционно-выставочной деятельности определяется реальными потребностями практической деятельности автора в музее истории ЛЭТИ. Объектом исследования является экспозиционно-выставочная деятельность, предметом исследования – научная концепция экспозиции. Магистерская диссертация основывается на изучении музееведческой литературы, трудов и статей специалистов в сфере музейного дела, междисциплинарных наук. Используемую литературу можно отнести к нескольким типам источников. Во-первых, литература по истории и формированию университетских музеев, основные авторы: А.В. Таран, А. Степынина, С.Д. Ворошин, М.И. Бурлыкина, Л. Литвина, М.В. Ромашова, С.В. Муравская, Л.З. Боголепова, сборники статей Ассоциации вузовских музеев, статьи из журналов по музейному делу о современных тенденциях в вузовских музеях. Во-вторых, источники по музейному делу, сборники научных трудов, статьи и монографии по музейному проектированию (А.В. Лебедев, Т.П. Поляков, О.Н. Ган, Н. Никишин и др.), работы и авторефераты диссертаций по экспозиционно-выставочной деятельности, специфике экспозиционной работы (М.Т. Майстровская, А.И. Михайловская, А.Ю. Волькович и т.д.). В-третьих, примеры научных концепций и методические рекомендации по их созданию. И, наконец, документы и статьи по истории музея ЛЭТИ, а также литература по становлению и развитию Электротехнического университета. Широкий спектр источников позволяет освещать затронутую тему с различных позиций. Магистерская диссертации состоит из введения, основной части из трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. В первой главе «Специфика университетского музея» раскрывается история создания и существования зарубежных и отечественных музеев при университетах. Исторический экскурс нужен для понимания специфики университетского музея, его актуальных целей и задач, имея в виду, что университетские музеи создавались как учебные центры, на базе их коллекций выстраивался образовательный процесс. Также описываются цели, различные типы университетских музеев от отдельных узкоспециализированных коллекций до музеев истории высших учебных заведений. В главе раскрываются основные проблемы и особенности данной группы музеев. Вторая часть главы посвящена истории создания музея ЛЭТИ. В последнем параграфе дается характеристика ситуации в музее на сегодняшний день, затрагиваются насущные проблемы в представлении материала, недостатки в художественном оформлении, «пробелы» в экспозиционной, просветительской и образовательной деятельности. В параграфе формулируются проблемы, которые необходимо акцентировать и решить при разработке научной концепции экспозиции. Вторя глава «Создание научной концепции экспозиции музея истории ЛЭТИ» отражает пункты научной концепции реэкспозиции музея, в ней формулируется теоретическое обоснование будущей концепции. В первом параграфе «Обоснование научной концепции» обозначены примеры концепций, раскрывается содержание этого термина, уточняются ключевые позиции для экспозиции музея истории ЛЭТИ. В следующем параграфе рассматриваются примеры университетских, научно-технических музеев, формы работы, художественные решения, экспозиционные методы, подходы к интерпретации музейных предметов. Подобный анализ позволяет выделить перспективные идеи и приемы для использования в музее истории ЛЭТИ. Далее описываются основные категории посетителей музея (студенты, профессорско-преподавательский состав, выпускники, школьники), рассматриваются особенности восприятия разных групп посетителей. Кроме основной целевой аудитории важно обратить внимание на другие группы посетителей, если речь идет не только об узко образовательной и учебой направленности музея. В параграфе «Метод построения экспозиции и рекомендации к художественному проектированию» описываются два подхода к работе над художественным оформлением: работа собственных музейных работников и приглашенных художников и совместный проект музея и организаций, занимающихся музейным проектированием. Также анализируется теоретические аспекты построения экспозиции, что помогает определить модель будущей экспозиции, формулируются конкретные рекомендации по цвету, свету, стилю экспозиции. В параграфе «Предметная база будущей экспозиции» оценивается потенциал музейного собрания, направления комплектования и образовательные возможности экспозиции. Последний параграф «Информационные технологии на экспозиции» посвящен конкретным примерам и целям использования IT, дополнительным возможностям по раскрытию музейного материала. В третьей главе рассматриваются актуальные направления развития музея: новые подходы к интерпретации музейных предметов; взаимодействие с социокультурными институтами, музеями, интенсификация контактов с факультетами, студентами, преподавательским составом; популяризация музейного собрания разными способами. Каждое из направлений связывается с конкретной практикой музея ЛЭТИ. Результаты анализа и исследования – основа для формирования перспективных проектов для развития музея ЛЭТИ. По теме магистерской диссертации готовится к публикации статья «Место и роль музеев истории высших учебных заведений в группе университетских музеев (на примере музея истории СПбГЭТУ «ЛЭТИ»)», статья «Проблемы в интерпретации музейных предметов и перспективы развития музея истории СПбГЭТУ «ЛЭТИ» по результатам X научно-практической конференции «История техники и музейное дело» (г. Москва, 2016 г.), статья «Возможности и интерактивный потенциал музейной экспозиции на примере музея истории ЛЭТИ» в сборнике докладов студентов, аспирантов и молодых ученых университета СПбГЭТУ «ЛЭТИ» (2017 г.). Результаты исследования в ходе работы над магистерской диссертацией были представлены в виде доклада на молодежной секции международной научно-практической конференции «Музейная экспозиция во времени и пространстве культуры» (14-16 апреля 2016 г.), доклада на тему «Цели и перспективы модернизации музея истории СПбГЭТУ «ЛЭТИ» на 70-йнаучно-техническойконференциипрофессорско-преподавательского состава университета (1 февраля 2017 г.), доклада на тему «Проблемы в интерпретации музейных предметов и перспективы развития музея истории СПбГЭТУ «ЛЭТИ» на X научно-практической конференции «История техники и музейное дело» (г. Москва, 6-8 декабря, 2016 г.). Выносимые на защиту положения:
Исследователь предполагает следующую гипотезу: университетский музей истории ЛЭТИ должен комплексно соединять черты и исторического, и научно-технического, и мемориального музея. Такой подход повысит образовательный потенциал экспозиции, позволит продемонстрировать актуальное развитие науки и техники, проследить историческую хронологию, обозначить ценностные ориентиры для студенческой аудитории на примере меморируемых личностей. Глава I. Специфика университетского музея Университетские музеи явились одними из первых музеев, именно в университетах была заложена идея накопления научных знаний для дальнейшего образования. Широта и богатство университетских коллекций, уникальных исторических сведений, в некоторых случаях замкнутость, элитарность музейных собраний, высокий образовательный потенциал, слабая связь с внешней аудиторией – все это составляет суть такого феномена как современный «университетский музей».
Университетские музеи на протяжении нескольких веков выполняют функцию научного, учебного и просветительского центра. В зависимости от состава и полноты коллекций музеи данной группы подразделяют на естественнонаучные, технические и гуманитарные. История формирования отечественных музеев высших учебных заведений исследована в трудах М.И. Бурлыкиной, С.Д. Ворошина, А.В. Тарана, Л.П. Литвиной и др. Еще в Древней Греции и Древнем Риме при учебных заведениях – академиях, возникали коллекции музейного типа. В европейском мире, начиная с XVII века, формировались университетские коллекции первых ботанических садов (Падуя, 1545; Пиза, 1590; Лейден, 1599)1. Образцы растений активно использовались в образовательных целях. В этот же период открываются анатомические театры, также выполнявшие функцию наглядного обучения студентов с помощью экспонирования анатомических и зоологических образцов, восковых моделей и т.д. Одним из самых первых общедоступных университетских музеев считается музей Оксфордского университета, основанный Элиасом Эшмолом в 1683 году2. В собрание музея вошли коллекции старинных монет, редкие книги, современные фонды хранят Западноевропейскую живопись, искусство Востока, антиквариат и нумизматику. Музей Эшмола считался первым примером музея-лаборатории, где начали систематизироваться коллекции, что послужило образцом для многих коллекций европейских университетов3. Отдельные коллекции, служившие наглядным пособием по учебным дисциплинам, имели большое значение для образовательной и исследовательской деятельности. Главным стимулом для создания университетских музеев служила необходимость в обучающих материалах – коллекциях, которые использовались в целом ряде научных дисциплин. Для европейских собраний характерно значительное число экспонатов и богатейших коллекций, которые стали достоянием мировой культуры. На протяжении XVIII-XIX вв. возникает ряд университетских музеев, таких как Музей Седжвика при Кембриджском университете в 1727 году со старейшей геологической коллекцией и музей Фицуильяма в 1816 году, в составе которого египетская, греческая, римская коллекции, прикладное искусство, керамика и оружие. В 1771 году в университете Павии становится доступна коллекция материалов по физике ученого Алекссандро Вольта. При университете Глазго в 1807 году был открыт Хантеровский музей, один из старейших публичных музеев Шотландии, где собрана коллекция Уильяма Хантера, включающая медицинские экспонаты, редкие книги, медали, нумизматику. Кроме того, Хантеровская картинная галерея богата живописными произведениями известнейших мастеров: Рембрандта ван Рейна, Пабло Пикассо, Огюста Родена. В1809 году при Сорбонском университете был открыт минералогический музей с богатой коллекцией, насчитывающей 25 000 единиц хранения. Один из крупнейших университетских музеев Великобритании, основанный в 1888 году, - Манчестерский музей – хранит коллекции по археологии, антропологии и естествознанию. Начало отечественным коллекциям было положено Петром I в 1696 году при создании Кунсткамеры, которая не только положила начало музейному делу, но и стала первым университетским музеем страны. В 1724 году, в год основания первого в России университета, Кунсткамера вошла в академическую структуру, что дало толчок для проведения научных исследований при университете. Наиболее распространенными и востребованными в XIX веке являлись естественнонаучные коллекции, одной из жемчужин которых стал музей, основанный в 1773 году, который сейчас называется музей Санкт-Петербургского горного университета. На рубеже XIX-XX веков с развитием научно-технического прогресса популярность приобретают технические музеи, призванные продемонстрировать новшества инженерной и технической мысли и стать образцом для дальнейших достижений. В этот же период с расцветом культуры дается толчок для развития исторических, художественных, мемориальных коллекций. К примеру, Музей изящных искусств Московского университета, в стенах которого хранились скульптура, живопись, архитектурные модели, египетская коллекция, библиотека по искусству, выполнял функцию учебного и просветительского учреждения. И.В. Цветаев отмечал, что «музей будет не только учебно-вспомогательным учреждением Московского университета, но и учреждением публичным, открытым всем и каждому»4. Этот пример иллюстрирует то, как из отдельных университетских коллекций формировались самостоятельные музеи. В конце XIX века интенсивно развиваются науки гуманитарного цикла (история, археология, этнография, история искусства). Включение этих дисциплин в учебные университетские программы стимулировало возникновение новой группы профильных музеев. Постепенно возрастала сеть исторических университетских музеев, в XX веке эта группа составляла половину из числа всех музеев вузов. Возникали историко-научные, мемориальные (Музей Д.И. Менделеева в Санкт-Петербургском университете, музей М. И. Глинки и А. Г. Рубинштейна в Санкт-Петербургской консерватории), археологические, этнографические, музеи истории университетов, время создания которых пришлось на 1980-е гг5. Интересно проследить динамику изменений в деятельности университетских музеев XX века. Анализируя историю формирования и деятельности университетских музеев в начале XX века, исследователь М.И. Бурлыкина отмечает ряд особенностей, которые подчеркивают неоценимую значимость вузовских музеев. Сравнительный анализ музеев прошлого и настоящего поможет выявить те изменения, которые происходят с музеями университетов в наше время. В начале ХХ в. в основе построения большинства университетских музеев соблюдался принцип деления коллекций на основную (научную), учебную (классную), показную (экспозиционную)6. Это разделение отражало виды деятельности вузовских музеев: научную, учебную, просветительскую. Комплектование фондов происходило главным образом через официальные приобретения за счет государственной казны: к этому времени сложилась продуманная система финансирования вузовских музеев, которая не препятствовала, а, напротив, поддерживала их рост и эффективное развитие. Правительство относило вузовские музеи к числу серьезных объектов, финансируя различные проекты и выделяя на них специальные средства. Огромную роль в развитии музейного дела играли научные общества, созданные как при учебных заведениях, так и непосредственно при музеях, которые одной из своих задач считали выявление, сбор и обработку музейных материалов. Эти коллекции поступали в прекрасном состоянии и полностью систематизированные. Большое внимание уделялось работе со студентами. Коллекции обеспечивали наглядность в обучении. Музеи способствовали не только профессиональной подготовке, но и эстетическому воспитанию молодежи. Студенты привлекались для проведения экскурсий различным категориям посетителей, где им прививались навыки общения с аудиторией. Основы научно-исследовательской работы студенты также получали в музеях: они выезжали в геологические, биологические, археологические и другие научные экспедиции для сбора материалов, которые обрабатывали, систематизировали, изучали. Ряд музеев привлекал студентов для составления каталогов коллекций, создания экспозиций. Отмечены случаи формирования силами студентов специальных выставок и музеев. На базе музеев занимались научно-исследовательской деятельностью не только «свои» ученые и специалисты, но также и из других учреждений России и зарубежных стран. Для комфортного и эффективного изучения музейных материалов в недрах музеев предусматривались специальные рабочие кабинки, где ученые могли спокойно работать. Практически в каждом музее имелась профильная библиотека с небольшим читальным залом, которая также использовалась в учебно-научном процессе7. В настоящее время именно музеи истории университетов привлекают внимание и претерпевают существенные изменения, часто эта группа музеев воспринимается как символ и хранитель культуры университета, средство для создания бренда и рекламы ВУЗа, как способ «поликультурного воспитания молодежи». Если в XIX веке доступ для публики был скорее системным, а не случайным, публиковались специальные правила для посетителей, то сейчас общедоступность позволяет привлекать разные группы людей, однако целевой аудиторией остаются студенты, сотрудники ВУЗа. Современный этап комплектования фондов университетских музеев проанализирован в статье Л.З. Боголеповой, исследователь также дает определение данной группы музеев. «Вузовский музей истории как хранитель историко-культурного наследия высшей школы и традиций приобретает в условиях современности новый статус – становится научно-культурным центром для формирующейся студенческой культуры, культуры научно-педагогической интеллигенции нового поколения. Музей приобретает статус социального института сохранения, презентации и трансляции исторического, культурного и природного наследия»8. Таким образом, основные составляющие вузовского музея – сохранение, популяризация, изучение, ориентация на студенчество и профессорско-преподавательский состав – несомненно, влияют на все формы деятельности музея. В настоящее время роль университетских музеев возрастает, подтверждением служит внимание общественности и музейных институций. В 2000-е годы возникли Комитет университетских музеев и коллекций(UMAC) Международного совета музеев(ICOM), Евразийская ассоциация университетских музеев стран СНГ, региональные и городские ассоциации вузовских музеев. Для координации работы музеев создана ассоциация вузовских музеев России в 2009 г9. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г. современному обществу требуются не только предприимчивые люди, но и специалисты, способные понимать ценность общечеловеческого достояния культуры10. В рамках этого направления университетские музеи рассматриваются как центры воспитания и включения молодежи в культурную среду региона. Несмотря на возрастание внимания к группе университетских музеев, они сталкиваются с рядом трудностей и проблем, от решения которых зависит их дальнейшее существование и совершенствование.
Создание научной концепции экспозиции невозможно без понимания места, роли и определения выбранной группы музеев. Университетские музеи изначально предусматривали серьезный учебный потенциал коллекций, и со временем стали важными просветительскими и научными центрами. Профильная группа университетских музеев обширна, включает музеи разных областей знания, поэтому определение вузовского музея зависит от многих факторов: тематики собрания, места в структуре высшего учебного заведения, специализации ВУЗа. Нельзя не согласиться с определением, данным в концепции развития музея Северного Арктического федерального университета им. М.В. Ломоносова, которое гласит, что «музей университета – подразделение вуза, собирающее, хранящее и экспонирующее для просмотра материалы по истории и деятельности университета, расположенные по определенной системе с целью их сохранения, наглядного изучения, а также распространения знаний не только среди студентов и работников университета, но и сторонних посетителей»11. Данное определение подчеркивает все важные составляющие университетского музея: место в структуре ВУЗа, сохранение, изучение, популяризация, характеристика целевой аудитории, однако в определении не упоминается непосредственное включение в образовательный процесс и формирование бренда и имиджа университета, а эта характеристика сегодня весьма актуальна для университетского музея. Так как при университетах создаются музеи с узкой специализацией на той или иной области знаний, то определение из Российской музейной энциклопедии четко описывает эту группу. Университетские музеи представлены как «группа специализированных учебных музеев различного профиля, которые создаются для повышения эффективности учебного процесса, одновременно являются научно-исследовательскими подразделениями, базой для научных исследований учащихся»12. Таковыми являются технические, минералогические, зоологические музеи при университетах и т.д. Определяя специфику вузовского музея, доктор исторических наук, профессор А.И. Мартынов подчеркивает его чрезвычайную открытость в доступе к опыту и знаниям ученых; ни одна другая группа музейных работников не может похвастать такой прочной системой – «исследование – образование – популяризация», и ни одна другая группа музеев не обслуживает интересы таких разнообразных слоев общества и так тесно не связана с учащимися школ, студентами, аспирантами, учеными, как вузовский музей. Ученый раскрывает в своих трудах специфику музея археологии и зоологии в Кемеровском государственном университете, на его примере иллюстрирует ряд особенностей вузовского музея в учебном процессе. Образовательный потенциал университетских музеев активно влияет на передачу культурно-исторического опыта, закрепление социокультурных ценностей.13. Деятельность университетских музеев неразрывно связана с рядом задач и проблем, которые им приходится решать. Среди самых острых можно выделить вопросы самобытности музеев при университетах, постановка целей и задач, нехватка персонала и финансирования. На эти проблемы обратили внимание зарубежные специалисты, такие как Алан Уорхерст в статье «The Triple Crisis in University Museums»14, Питер Станбери в статьях«University Museums and Collections», «Adding value to university collections»15, Питер Тиррелл в статье «The university museum as a social enterprise»16, Ник Мерриман «The current state of Higher Education Museums, Galleries, and Collections in the UK»17и др. Выяснение проблем университетских музеев подвигло музейное сообщество (например, в Великобритании) менять ситуацию. Проводились региональные исследования университетских музеев Великобритании, Ассоциация музеев опубликовала доклад о «взаимоотношениях»университетов и их коллекций. В разных странах были составлены списки университетских музеев, что способствовало формулированию более четкой политики и улучшению управления музеев. Внимание к музеям было привлечено через определение политики по управлению музеями совместно с Советом университета, как это произошло в университете Маккуори в Сиднее18. Возможность обсуждать наболевшие проблемы с руководством университета, через информационные бюллетени оповещать управленческие комитеты о преобразованиях музея помогла взаимодействию и развитию музеев. Актуальным вопросом для зарубежных музеев университетов выступает и дефицит рабочих ставок и низкая заработная плата, проблемы поиска персонала или выделение новых ставок, совмещения хранительских функций сотрудников с университетскими. В университете Маккуори были предприняты следующие меры: введена должность сотрудника по вопросам образования и популяризации деятельности университета, приглашен аспирант на неполный рабочий день. Чаще всего проблемы университетских музеев связаны с незаинтересованностью высшего руководства университетов музейной деятельностью, что в свою очередь не способствует четкой постановке целей и задач музеев. Исследования и сбор данных определяют план и задачи музеев, а это облегчает и поиск необходимого финансирования. Университетские музеи выделяет среди других музеев целый ряд особенностей. Во-первых, музеи данного профиля непосредственно связаны с коллективом ученых, образовательной и исследовательской средой; во-вторых, ни одна другая группа не контактирует со студенческой и аспирантской аудиторией так тесно, как университетские музеи, что вызывает как интерес, так и сложности. И, в-третьих, университетские музеи консервативны, так как должны сохранять традиции, но при этом, находясь в самой гуще учебного и ученого мира, должны идти в ногу со временем, создавать уникальные и познавательные проекты для студенчества и широкой публики. Собрания музеев играют важную роль в преподавании специальных областей знаний. Например, изучение искусства подкрепляется походами в университетскую галерею, произведения искусства и скульптура, выставленные на территории университетов, оказывают влияние на студентов и сотрудников в течение всех лет обучения, формируют образ университета, обеспечивают получение дополнительных знаний. Взаимодействие сотрудников, учащихся с музейными специалистами помогает не только в работе университетских музеев, но и укрепляет общее понимание роли музеев в сохранении наследия. Еще одной проблемой является изолированность музейного персонала университетов от коллег из других музеев, недостаток поддержки и обмена опытом. «От музеев ждут осуществления популяризаторских программ своих учебных заведений, однако они не должны давать поводов для споров и привлекать излишнее внимание СМИ, создавать неудобства в работе ученым и консервативно настроенным руководителям университетов»19. Таким образом, затрагивая проблемы и особенности университетских музеев, прежде всего, важно понять, как они позиционируют себя. С одной стороны, университетские музеи характеризуются общими направлениями деятельности (особенно, если речь идет о музее истории), с другой – существует понимание университетского музея как узкоспециализированной обучающей экспозиции – образовательной площадки. Широкий спектр университетских музеев, представленных как музеи профильных наук, музеи истории университетов, мемориальные и т.д. создают сложность в формулировке единого определения университетского музея. Другой особенностью является то, что университетские музеи уникальны по степени погружения в исследовательскую, научную сферу, где устанавливается тесная связь с сотрудниками университета. В этом есть как положительные, так и отрицательные моменты. Богатый научный материал и плодотворное сотрудничество с академической средой открывает перед музеем уникальные возможности по представлению истории науки. Но высокая степень консервативности не позволяет музею развиваться в адекватном времени стиле и ритме. Нехватка персонала и финансов препятствует динамичному развитию университетских музеев. Недостаток квалифицированных музейных специалистов и возможностей для профессионального роста тормозят создание интересных проектов в стенах музея. И, наконец, многое зависит от места музея в структуре ВУЗа, заинтересованности руководства в его развитии, внимания общественности и музейного мира. Теперь эти особенности и проблемы университетского музея рассмотрим применительно к музею истории Электротехнического университета. Выдающаяся история высшего учебного заведения требует соответствующего представления в музейном пространстве.
Музей истории ЛЭТИ открылся в 1986 году, однако идея его создания витала в воздухе еще с начала XX века. Необходимость формирования коллекции приборов и дальнейшего ее сохранения была высказана директором института П.Д. Войнаровским. Богатый материал по истории института собран в книгах «Двадцатипятилетие ЭТИ», «50 лет ЛЭТИ», «75 лет ЛЭТИ», «ЛЭТИ за 50 лет Советской власти», «История Ленинградского Электротехнического института имени В.И. Ульянова (Ленина)» 1986 г., в коллекции фотографий, документов из личных архивов преподавателей. В 1948 году была открыта выставка, посвященная 50-летию ЛЭТИ, но экспонаты не сохранились из-за нехватки помещений для их размещения. Наглядный материал о выставке можно найти в альбоме, где представлены фотографии стендов. Очень ценно увидеть, каков был потенциал для создания музея, на выставке демонстрировались целые направления развития науки и техники, сопровождаемые значительным рядом приборов(к сожалению, на данный момент нет подобной возможности показать эволюцию техники по всем направлениям). В 1960-е гг. вновь встал вопрос о создании музея, в 1965 году была опубликована заметка в институтской газете «Электрик»: «Создадим музей истории ЛЭТИ». А в 1970 году профессор Н.Н. Разумовский обратился к ректору А.А. Вавилову с инициативой создания исторического архива ЛЭТИ, что в дальнейшем послужило бы основой для музейной экспозиции. В результате объединения усилий Совета по истории ЛЭТИ, профессоров, выпускников, студентов началась работа по организации музея20. План создания и развития музея в 1980-е годы Создание музейной экспозиции – трудоемкий процесс, в котором принимают участие специалисты разных областей. Посетитель в конечном результате воспринимает лишь «вершину айсберга» всей экспозиционной деятельности. Как целенаправленная, научно-обоснованная демонстрация музейных предметов, связанных единством содержания, экспозиция представляет многослойную систему. Посетители разных уровней подготовки и степени ориентированности в теме могут отыскать интересующую их информацию и расширить свои знания. Создание экспозиции началось с анализа имеющихся материалов, составления плана комплектования и тематико-экспозиционного плана, как таковой научной концепции с описанием всех пунктов и этапов не было предусмотрено. План по устройству музея истории ЛЭТИ был разработан в 1983 году методистом музея истории города Александровой Натальей Витальевной. Прежде всего, ей был описан план комплектования фондов, «сбор предметов будет осуществляться для создания экспозиции музея института исторического профиля»21. Однако идеологическая трактовка предполагала выделение в дореволюционном периоде «влияния ленинских идей на развитие революционного движения»22. Среди музейных предметов значительный объем составили ксерокопии, фотокопии документов по истории института и революционного движения. Фонды музея истории ЛЭТИ пополнялись предметами из архива фотофонодокументов, Государственного исторического архива, фондов Государственного музея истории Ленинграда, архива ЛЭТИ. В плане по комплектованию были выделены два направления деятельности: составление иконографической (предметной) картотеки выявленных материалов, которая будет использована при составлении тематического и тематико-экспозиционного планов, для наведения справок о дополнительных возможных источниках по комплектованию фондов. Многие вещи принадлежали профессорско-преподавательскому составу, например, диплом Американского института инженеров-электриков (АЕЕЕ), присланный в 1924 году профессору А.А. Смурову, готовальня и фотографии профессора И.Г. Фреймана, академическая мантия и шапочка доктора «Honoriscause», принадлежавшая А.А. Вавилову23. В научно-техническом музее важное место занимают приборы, музей истории ЛЭТИ не исключение: среди сегодняшних музейных предметов – разработки кафедр, опытные образцы, учебные макеты, кроме того, для музея специально создавали макеты лабораторий, макет бункера адмирала В.Ф. Трибуца, макет Волховской ГЭС. Архитектурно-художественное проектирование В пояснительной записке к проекту интерьера музея, составленной коллективом художников Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной (В.Я. Бугаев, И.В. Алексеев, Е.Н. Винокуров, И.Г. Шкретова) акцентирован принцип историзма, положенный в основу, экспозиция строится в хронологической последовательности (при движении зрителя по часовой стрелке). Архитектурно-художественное решение заключалось в перепланировке пространства бывшей студенческой аудитории под музей (См. Приложение 1). «Композиционно-компоновочные решения экспозиции приняты исходя из обеспечения максимально возможной цельности помещения с учетом его индивидуальных особенностей – расположение входной двери, окон, наличие ниш, неудачных пропорций по длине, ширине и высоте. Для улучшения пропорций помещения в плане у правой торцевой стены предусмотрено расположение стендов, образующих ниши симметрично имеющимся нишам у противоположной стены»24. В нишах предусматривалось разместить экспозицию, отражающую ключевые моменты в истории и развитии института. Для улучшения пропорций по высоте и обеспечения требований к расположению экспозиции по высоте не более 2,5 м, предполагалось устройство ажурного подвесного потолка, предназначенного для подвески светильников. Подвесная структура должна была символизировать индустриальный характер учебного заведения, вклад ученых и выпускников в создание электротехнических энергосистем. По проекту в центре зала должен быть устроен универсально-разборный стенд на подиуме из тех же элементов, что и подвесной потолок, предназначенный для меняющейся экспозиции современного периода. Общая экспозиционная площадь была увеличена до 145 м². Подвесной потолок, центральный и настенные стенды представляют собой пространственный или плоскостные стержневые структуры сборно-разборной конструкции, монтирующиеся из единых элементов – стержней и монтажных шаров из анодированного алюминия. Данный вид конструкции имел художественный замысел как символ строения атомной кристаллической решетки. По проекту искусственное освещение подразделялось на общее и местное. Однако идеи по освещению экспозиции не были воплощены до конца. Рассмотрев тридцатилетнюю историю музея, следует перейти к рассказу о современных реалиях, в которых существует музей.
На сегодняшний день в фондах музеях насчитывается около 10 000 единиц хранения основного фонда, в их числе документы, фотографии, приборы, макеты, мемориальные вещи. Музей истории Электротехнического университета представляет интерес как образец музейного проектирования, результат работы по кардинальной перепланировке пространства под музей. Сама экспозиция – памятник музейному делу 1980-х гг. Спустя тридцать лет можно многое почерпнуть из наследия прошлого, выделить недостатки и достоинства построения экспозиционного пространства. Экспозиция, дошедшая до наших дней, построена по иллюстративному методу, содержит тематические разделы: «Открытие Технического училища Почтово-Телеграфного ведомства», «ЛЭТИ в 1930-е годы», «ЛЭТИ в годы Великой Отечественной войны». Университетский музей предполагает и наличие актуальной информации об учебном заведении и студенческой жизни. В его стенах посетители должны не только знакомиться с техническими достижениями прошлого, но и ощутить живое биение технического пульса настоящего. Однако история Электротехнического института в музее заканчивается на 1980-х. гг. Отсутствует актуальная информация о дальнейшем развитии университета, студенческой жизни. В научно-техническом музее подлинные приборы являются важнейшими источниками знания. Создание научно обоснованных экспозиционных комплексов, включающих документы, фотографии, приборы, мемориальные вещи, представит в музейном пространстве профессоров и ученых, разработки и достижения кафедр. В исследованиях по научно-техническим музеям отмечена уникальная особенность музеев данного профиля – показ техники25. Экспонирование техники связано с необходимостью демонстрации ее в действии, показа и разъяснения ее устройства, принципов работы. Так, например, в музее демонстрируется арифмометр ВК-1, предшественник калькулятора, произведенный в 1970-е гг., он иллюстрирует эволюцию развития счетно-решающей техники. Для современной студенческой аудитории подобное «ручное» выполнение математических расчетов, руководствуясь видеоматериалом с инструкцией, станет интересным и познавательным опытом. В 2016 году Электротехническому университету исполнилось 130 лет, музею истории – 30 лет. Перед музеем стоит задача модернизации экспозиции, обоснованная рядом причин. Для осуществления разных направлений музейной деятельности необходима разработка проекта, включающего постановку целей и задач музея, его дальнейшего развития, разработку научной концепции экспозиции. Работа над экспозицией связана с индивидуальными особенностями музея истории ЛЭТИ, эффективное отображение которых следует связать с характерными чертами, методами, используемыми в исторических, научно-технических и мемориальных музеях. В связи со спецификой времени организации музея, его целей и задач, ориентированных на демонстрацию «влияния ленинских идей на развитие революционного движения», исторический материал представлен недостаточно полно и объективно. Некоторые темы отсутствуют, например, участие ЭТИ в Первой мировой войне, личность императора Александра III. Экспозиционные стенды сложны для восприятия из-за большого количества текста. Научно-техническую сторону предполагается усилить более активным включением приборов, макетов в экспозиционный ряд, дополнением материала о музейных предметах с помощью аудиовизуальных средств. Например, показать подлинные исторические видеоматериалы о крейсере Киров, макет которого находится на экспозиции, проиллюстрировать этапы становления университета с помощью персоналий: ректоров, ведущих профессоров, выпускников. Особую роль предполагается отвести фигуре ректора (дополнительные возможности дает здесь наличие мемориальных вещей). Деятельность музея подкрепляется Положением о Музее истории СПбГЭТУ, утвержденным ректором В.М. Кутузовым в 2011 году. В Положении записано, что музей истории ЛЭТИ является подразделением основного структурного подразделения университета – музейного комплекса СПбГЭТУ (учрежден приказом ректора №146 от 13.02. 1998 г) – с подчинением проректору26. Музей истории включает в себя:
В Положении о музее истории указано: «Музей является научно-исследовательским и научно-просветительским подразделением университета, собирающим, сохраняющим и изучающим вещественные, письменные и изобразительные памятники истории, связанные со становлением и развитием ЭТИ – ЛЭТИ – СПбГЭТУ, с жизнью и деятельностью его ученых – профессоров и преподавателей, основателей научных школ, вклада ученых вуза в развитие науки и промышленности России»27. Данное определение нуждается в неком дополнении относительно представления истории студенчества СПбГЭТУ на всех этапах, формирования и закрепления образа университета, образовательной роли музея. Образовательный потенциал экспозиции раскрыт далеко не полностью, однако в Положении отводится роль практических занятий в музее по курсу «История науки и техники», полноценные лекции и семинарские занятия в музее не проводятся. «Музей осуществляет комплекс работ по компьютеризации музейной деятельности с внедрением средств мультимедиа для повышения эффективности научно-исследовательской и научно-просветительской работы, а также с целью обмена информацией через международную телекоммуникационную сеть Интернет». Данное направление уже развивается в музее при создании контента и программы для информационного киоска и запуске интерактивных экспонатов (например, прослушивание исторических аудиозаписей с помощью радиоприемника «Фестиваль» и трубки телефона фирмы «Эриксон» заказывается с меню киоска). В пункте 3.3. Положения, посвященном формированию имиджа университета, отмечается необходимость подготовки материалов по истории университета и биографических материалов об ученых, преподавателях и выдающихся личностях, связанных с ЭТИ, ЛЭТИ, ЭТУ. Однако этих мероприятий недостаточно для эффективного продвижения имиджа университета. Для решения глобальной задачи по реэкспозиции музея истории ЛЭТИ на протяжении длительного периода предпринимался ряд подготовительных мер, как в музее, так и в самом университете при участии его сотрудников. Сотрудники музейного комплекса выступали с докладами, проходили заседания исторической комиссии ученого совета СПбГЭТУ «ЛЭТИ», где также затрагивались вопросы по преобразованию музея. Подводя итоги анализа истории и деятельности университетских музеев, а также конкретного примера – музея истории ЛЭТИ, важно отметить основные принципы, на которых будет строиться научная концепция реэкспозиции. Университетские музеи обладают большим образовательным потенциалом, являются важными участниками просветительской деятельности университета, сохраняют традиции и закрепляют имидж учебного заведения. Наличие разных определений университетского музея свидетельствует о необходимости разработки уникальной научной концепции, опирающейся именно на специфику конкретного музея Электротехнического университета. Эта специфика и будет раскрыта в следующей главе. |
О мерах пожарной безопасности в спбгэту «лэти» (импб 2015) Правительства РФ от 25. 04. 2012 №390 и устанавливает нормы поведения людей и содержания территорий, зданий, сооружений, помещений... |
Выпускная квалификационная работа по направлению 080500 «Бизнес-информатика» Внедрение электронного документооборота и тестирования соответствующего функционала 4 |
||
Технологии в деятельности социальных организаций выпускная квалификационная... Теоретические аспекты и правовые основы pr-деятельности в социальной работе 6 |
Итоги научная деятельность Научная работа в вузе ведется по 51 научному направлению. В 2014/2015 гг научные исследования проводились в приоритетных областях... |
||
Деятельность социального работника по урегулированию семейных конфликтов... Эмпирическое исследование на тему: «Роль и функции специалиста по социальной работе по урегулированию семейных конфликтов» |
Учебно-методическое обеспечение государственного экзамена выпускная... Фгос впо по направлению 151000 «Технологические машины и оборудование» профилю «Машины и аппараты пищевых производств» |
||
Бюллетень новых поступлений за декабрь 2015 Комплект] : учеб пособие / [Н. В. Блажко [и др.]; Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет им. В. И. Ульянова... |
Выпускная квалификационная работа по направлению «Экономика» Важность внедрения в России формата xbrl неоспорима – это необходимое условие для успешного взаимодействия на мировом финансовом... |
||
Выпускная квалификационная работа по направлению «Экономика» повышение... Эффективность менеджмента и факторы влияния на эффективность менеджмента предприятий 4 |
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки... Понятие мотивации и социально – экономическая сущность понятия нематериальной мотивации персонала |
||
Пояснительная записка выпускная квалификационная работа бакалавра |
Выпускная квалификационная работа Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования |
||
Выпускная квалификационная работа Объясняются ли инвестиции нефтяных компаний стремлением к повышению эффективности? 27 |
Выпускная квалификационная работа Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования |
||
Выпускная квалификационная работа Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования |
Выпускная квалификационная работа Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования |
Поиск |