Скачать 71.45 Kb.
|
Развитие творческого мышления младших школьников при изучении программы создания и обработки графики Гурьянова Дарья Максимовна Студентка 5 курса Специальность 050202 Информатика ГБОУ СПО Нижегородский педагогический колледж им. К.Д. Ушинского Научный руководитель: Друмова Наталья Дмитриевна, e-mail: kis_mif85@mail.ru В современном информационном обществе, претерпевающем серьезные изменения во всех его сферах, востребуется самостоятельная творческая личность, обладающая системными знаниями и способная применять эти знания в практической деятельности. Решение глобальных проблем современности и разработка высоких информационных технологий возможны при наличие определенного стиля мышления, выводящего человека на осознание новых связей между объектами и обеспечивающего создание нового в духовной или материальной сфере. Такое мышление, направленное на создание чего-либо нового (идеального или материального), значимого для личности и общества, является творческим. Личность, обладающая развитым творческим мышлением, может не только обеспечить себе достойное место в обществе, но и способствовать прогрессу общества. В связи с этим к образованию предъявляются высокие требования в части формирования творческой активности учащихся, которая откроет выпускникам учебных заведений возможность порождать новые способы и виды деятельности, входить в новые для них профессиональные сферы и в случае необходимости переориентировать направленность своего труда. Это означает, что в основе преподавания должна лежать не просто трансляция информации, а «обучение мышлению». Формирование и развитие творческого мышления человека может осуществляться не столько под влиянием условий воспитания и повседневной жизни, сколько в процессе целенаправленных занятий с помощью активных методов обучения. Исследования российских ученых (И.Г. Кревский, Н.М. Макарова, Д.Ш. Матрос, Е.С. Полат, И.В. Роберт, Ю.М. Розенфарб, Ю.А. Самоненко, И.Г. Семакин, А.Ю. Уваров, Л.Б. Югова и др.), направленные на изучение возможностей использования ИКТ в образовании, выявляют их высокий потенциал в развитии творческого мышления школьников. Известно, что на уроках информатики в младшей школе учащиеся с особым интересом относятся к созданию графических изображений (рисунков, схем) компьютерными средствами. Одной из популярных программ по созданию графических изображений и их обработки является программа GIMP, относящиеся к классу свободно распространяемых программ создания и обработки растровой графики. Изучение этой программы открывает большие потенциальные возможности для развития у школьников не только компьютерной грамотности, а также творческого мышления, усиливая интерес к изучаемому предмету. Цель исследования: выявить возможности программы GIMP, направленные на развитие творческого мышления школьников. Объект исследования: творческое мышление школьников на уроках информатики. Предмет исследования: процесс обучения школьников информатике. В качестве гипотезы мы выдвинули предположение о том, что, если на уроках информатики в начальной школе при изучении основ компьютерной графики применять грамотно-организованный комплекс упражнений, то это будет способствовать формированию их творческого мышления. В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования: 1. Выявить содержание понятий «творчество» и «творческое мышление»; 2. Выделить психолого – педагогические условия формирования творческого мышления младших школьников; 3. Выделить основные функции графического редактора GIMP; 4. Спроектировать уроки, направленные на формирование творческого мышления учащихся на уроках информатики. Согласно определению, взятого из Большого Энциклопедического Словаря, творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность». В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта - как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового. Развитие мышления детей посредством выполнения упражнений на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. Основной целью курса информатики в школе является необходимость сформировать у растущего человека умения самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютера. В учебниках по информационным технологиям излагается в основном информационный материал, в них очень мало заданий творческого характера. Встает вопрос о том, как же воспитать активную, творчески мыслящую личность, способную воплощать свои творческие идеи современными методами и способами? Компьютерная графика стала одним из ведущих направлений в современной информатике. В том или ином виде она непременно отражена и в школьной информатике. В рамках педагогической практики мы выдвинули предложение о встраивании нескольких внеклассных занятий по изучению компьютерной графики в среде GIMP в 4 классе. Перед нами стояла задача спроектировать систему занятий таким образом, чтобы уроки были направлены, главным образом, не на получении младшими школьниками информационной компоненты знания о программе GIMP и ее возможностях, а на развитие их творческого мышления. Для этого необходимо было учесть ряд факторов, которые определяют условия создания на уроке благоприятной обстановки, способствующей погружению детей в творческий процесс. В художестве акт творчества – это созидание чего-то нового, особенного, воплощение идей, принадлежащих реальности или фантастике. Одним из составных, органических элементов учебного процесса, способствующих развитию творческого потенциала школьников, является самостоятельная работа. Только при этом условии у обучающихся вырабатываются устойчивые умения в выполнении практических заданий, наращиваются темпы их выполнения, а в последствии умения мыслить креативно, предлагать собственные идеи решения. Таким образом, самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у обучающихся интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Обучающиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе обучающихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению. На первых порах у обучающихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (например, выполнить задание по инструкции). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы, сопровождаемый четкими объяснениями. Самостоятельная работа, выполненная обучающимися после показа приемов работы учителем, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и творческого мышления обучающихся. Мы классифицировали все виды работ по созданию графических изображений на следующие группы: обучающие, тренировочные, творческие. В текстах обучающих работ дается подробный алгоритм с указанием не только необходимых для решения данной задачи операций, но и каким образом эту операцию можно выполнить. Эти работы носят репродуктивный характер и не требуют от ученика творчества или особых умственных способностей. Например, одним из интересных, на наш взгляд, заданий является рисование картинок из одинаковых геометрических фигур, это не только развивает в школьниках творческое начало, но и способствует развитию мышления. Самым первым этапом выполнения такого задания является воспроизведение рисунка по образцу с заданным алгоритмом выполнения. При выполнении тренировочной работы можно предложить учащимся инструкцию по созданию своего рисунка, или доработать уже созданные рисунки. Творческие задания не содержат алгоритма выполнения или подсказки. Более того, для успешного решения поставленной задачи ученику может потребоваться дополнительная литература, умение анализировать и систематизировать данные. Таким образом, задания этого плана могут представлять собой небольшие индивидуальные проекты по указанной или самостоятельно выбранной тематике, выполнение которых несомненно будет сопровождаться развитием творческого потенциала учащихся. Эксперимент проводился в рамках педагогической практики в МОУ СОШ №80 г. Нижнего Новгорода в 4А классе, с 4.04.14 по 27.04.14. Для реализации опыта была выбрана одна подгруппа из 10 человек 4 класса. Было проведено 10 внеклассных занятий. В начале эксперимента была проведена диагностика уровня уже существующего творческого мышления младших школьников, при помощи методики С.Медника. Результаты диагностики определили два индекса. Индекс оригинальности как среднее арифметическое оригинальностей всех ответов. Индекс уникальности равен количеству всех уникальных (не имеющих аналогов в типовом перечне) ответов. Для проверки сформулированной гипотезы исследования, была разработана и проведена серия уроков по освоению школьниками основных инструментов рисования в редакторе GIMP. Объектами для рисования послужили хорошо известные мультипликационные персонажи, домашние животные, окружающие предметы. В качестве самостоятельных заданий разработаны задания обучающего, тренировочного и творческого характера. На уроках применялась как индивидуальная, так и групповая работа. Итоговым заданием послужило создание своего собственного мультипликационного героя. Результаты деятельности учащихся, представленные в виде готовых рисунков, были, по нашему мнению и мнению педагога информатики, достаточно высоки. В ходе работы ребята активно консультировались, советовались, проявляли интерес к получению знаний, новой информации. Сформулированная нами гипотеза подтвердилась, т.е. педагогически грамотное проектирование внеклассных занятий по созданию изображений в графическом редакторе GIMP будет способствовать развитию творческого мышления младших школьников. |
Методические рекомендации по формированию икт компетентности младших... В начальной школе в рамках основной образовательной программы формируется икт грамотность младших школьников |
Принятно Актуальность данной программы в том, что она направлена на расширение культурно-эстетического кругозора, развитие художественного... |
||
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса соответствует... Изобразительное искусство, направленное на развитие эмоционально0образного, художественного типа мышления, совместно с предметами... |
Развитие мелкой моторики у младших школьников с ограниченными возможностями... Развитие мелкой моторики у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья как условие развития речи. Магнитогорск: моу... |
||
Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы? Методика Э. Ф. Замбацявичене «Исследования словесно-логического мышления младших школьников» |
… глава Психолого-педагогические аспекты проблемы повышения качества математической подготовки младших школьников посредством формирования... |
||
Образовательная программа детский классический балет «арабеск» Актуальность данной программы в том, что она направлена на расширение культурно-эстетического кругозора, развитие художественного... |
Сборник методических указаний для студентов по выполнению практических работ При изучении дисциплины важно не знание на память, а понимание. Главное в подготовке специалиста – развитие мышления, что не связано... |
||
Методические рекомендации для участников стажировочной площадки по... «Эмоционально-сенсорное развитие младших школьников как фактор повышения эффективности их учебной деятельности в рамках реализации... |
С русским языком обучения Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие... |
||
Развитие умений и навыков моделирования и динамического подхода при... Развитие умений и навыков моделирования и динамического подхода при изучении математики как средство повышения качества |
Программа по физике 9 класс Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,... |
||
Развитие ууд младших школьников на уроках русского языка Усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий. В учебниках... |
Методическое пособие для родителей младших школьников Автор: Л. В. Краковная Игры на развитие высших психических процессов, необходимых для успешной учебы |
||
Реферат по теме: «развитие творческих способностей младшего школьника» Характеристика творческих способностей младших школьников |
Диагностика познавательных универсальных учебных действий Методика... Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра для диагностики умственного развития младших школьников. В... |
Поиск |