Методические рекомендации
для участников стажировочной площадки
по теме
«Эмоционально-сенсорное развитие младших школьников как фактор повышения эффективности их учебной деятельности в рамках реализации ФГОС»
Самара, 2013
Содержание
Введение. 3
Тема 1. Создание сенсорно-эмоционального стимула. 5
1.1. Методические указания. 5
1.2. Задания для самостоятельной работы. 5
Задание 1. 5
Задание 2. 7
Задание 3. 8
Тема 2. Упражнения для работы с эмоционально-сенсорной сферой в младшем школьном возрасте. 9
2.1. Методические указания. 9
2.2. Задания для самостоятельной работы. 9
Задание 1. 9
Задание 2. 10
Тема 3. Использование сенсорной доски в урочной и внеурочной деятельности. 11
3.1. Методические указания. 11
3.2. Задания для самостоятельной работы. 11
Задание 1. 11
Задание 2. 11
Тема 4. Использование сенсорно-эмоциональных стимулов в урочной и внеурочной деятельности. 14
4.1. Методические указания. 14
4.2. Задания для самостоятельной работы. 14
Задание 1. 14
Задание 2. 14
Задание 3. 15
Заключение. 16
Список рекомендованной литературы. 17
Введение.
Работа в рамках стажировочной площадки имеет своей целью повышение профессиональной компетентности педагогических кадров в применении методики эмоционально-сенсорного развития в младшем школьном возрасте для более успешной реализации образовательного компонента ФГОС. Данная цель предусматривает реализацию следующих задач:
освоение педагогами структуры и содержания процесса реализации образовательного компонента ФГОС с опорой на специфику учебного заведения и механизмы сенсорно-эмоционального развития ребенка младшего школьного возраста;
формирование у педагогов целостной картины применения эмоционально-сенсорного развития ребенка в младшем школьном возрасте для улучшения интеллектуально-творческого и социально-психологического потенциала личности ребенка в ситуации образования и воспитания;
освоения педагогами применения сенсорно-эмоционального стимулирования во время учебного процесса и внеурочной деятельности для достижения планируемых образовательных результатов ФГОС.
Стажировка по данной тематике будет полезна учителям начальных классов, педагогам-организаторам общеобразовательных учреждений, педагогам-психологам. После окончания стажировки слушатели должны
знать:
последовательность и содержание действий, обеспечивающих высокую эффективность внедрения образовательного компонента ФГОС;
механизм влияния сенсорно-эмоционального стимулирования на процесс воспитания и образования ребенка младшего школьного возраста.
уметь:
составлять программы воспитания и обучения и программы внеурочной деятельности с использованием элементов сенсорно-эмоционального стимулирования учащихся младшего школьного возраста, в соответствие с требованиями ФГОС;
анализировать содержание программ воспитания и обучения, программ внеурочной деятельности, воспитательных технологий с использованием элементов сенсорно-эмоционального стимулирования учащихся младшего школьного возраста, а также условий их реализации, на соответствие требованиям ФГОС;
владеть навыками:
проектной деятельности для разработки программ воспитания и обучения, программ внеурочной деятельности, соответствующей нормативной модели, определяемой ФГОС, с использованием методик сенсорно-эмоционального стимулирования.
Во время работы в рамках стажировочной площадки активно используются вспомогательные материалы, которые расположены в мультимедийной и текстовой форме на DVD-диске. Данный диск содержит методический и наглядный материал, который был получен на базе МБОУ СОШ №47 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Ваничкина И.Д. г. о. Самара в результате проведённого там эксперимента по теме ««Сенсорно-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста как фактор их успешности в обучении».
На диске содержатся некоторые методические материалы по организации сенсорной среды воздействия, отбору и оценке отдельных сенсорных стимулов (в частности, сенсорной доски), а также показаны примеры интеграции сенсорно-эмоционального воздействия в учебный процесс. Используя данный диск, можно просмотреть наглядный материал по заявленной тематике, который сосредоточен на странице с видео- и фотоматериалом, ознакомиться с общими принципиальными основами сенсорно-эмоционального воздействия, подбору и созданию сенсорных элементов, методик оценки эффективности сенсорно-эмоционального воздействия, а также основами использования данного воздействия для здоровьесбережения учащегося начальной школы, решения воспитательных и образовательных задач, стоящих перед учителем начальной школы в ситуации обучения и воспитания, развития познавательных процессов ребёнка младшего школьного возраста.
Для получения данного диска необходимо обратиться к руководителям стажировочной площадки.
Сама работа ведется дистанционно, а также с помощью практических и иных занятий, которые служат для закрепления и проверки полученных теоретических знаний по тематике. Необходимо четко понимать, что обучение не может обойтись без самостоятельной работы участника стажировочной площадки, которая заключается в выполнении самостоятельных заданий, а также в подготовке к семинарам, практическим занятиям, круглым столам и иным формам работы со слушателями. Необходимо четко следовать графику сдачи практических заданий и графику посещения занятий для успешного завершения обучения.
Все необходимые рекомендации по выполнению заданий, а также сами задания содержаться в темах данного методического пособия.
Тема 1. Создание сенсорно-эмоционального стимула.
1.1. Методические указания.
При выполнении заданий темы следует помнить о том, что они носят в большей степени общетеоретический характер и рассчитаны на ознакомление слушателей с теоретическими основами сенсорно-эмоционального воздействия и специфическими особенностями младшего школьного возраста. Материал темы носит общетеоретический характер и рассчитан в большей степени на самостоятельное изучение и сдачу в виде выполненного практического задания. При выполнении предусмотрена помощь в виде консультаций, разнообразных форм дистанционного взаимодействия, возможного посещения уроков. Практические занятия по данной тематике являются необязательными для посещения и представляют из себя консультации по запросу стажирующихся.
1.2. Задания для самостоятельной работы.
Задание 1.
Внимательно прочитайте отрывок из работы Г.М. Андреевой, посвященной сенсорно-эмоциональной сфере младшего школьника.
«Мы воспринимаем наш мир и выражаем наши чувства при помощи сенсорных каналов - своеобразных средств для получения и передачи информации. К сенсорным каналам относятся зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и различного рода ощущения. У разных людей эти каналы развиты по-разному, обычно какой-то один канал развит сильнее, чем остальные. Говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. На самом деле это для кого как. Есть люди, которые предпочитают как раз услышать, а не увидеть. Такие люди, например, могут значительно лучше воспринимать радиопередачи, чем различные зрелищные мероприятия. Для них предпочтительнее выслушать объяснения. Обычно они сами очень много говорят. Другому человеку очень важно все ощутить, почувствовать на собственном опыте. Для такого человека, например, может быть очень важна атмосфера помещения, где Он находится, его "дух", при этом он может не замечать внешнего беспорядка или, к примеру, не очень красивых обоев на стенах. А еще кому-то как раз очень важна "картинка", которую он видит перед глазами, - и о мире, и о людях он судит, прежде всего, по их внешнему виду. Такому человеку очень легко представить себе мысленно ту или иную картину, образ.
Все это означает, что каждый из нас в большей степени настроен на восприятие определенного вида волн, сигналов, существующих в окружающем пространстве: либо аудиальных - звуковых, либо визуальных - зрительных, либо кинестетических, связанных с разного рода ощущениями. Ведь каждый объект окружающего мира излучает все три вида этих волн, и лишь от наших личных особенностей зависит, какие волны мы воспринимаем лучше.
В идеале у человека должны одинаково хорошо работать все сенсорные каналы; глаза - видеть, уши - слышать, тело - чувствовать. Восприятие всех органов чувств должно быть достаточно острым и ярким. Но на деле так обычно не бывает. Как правило, один или два канала восприятия у человека оказываются притуплены. Это создает очень большие сложности в общении. Например, если у вас развит аудиальный канал и не развит визуальный, вас может раздражать слишком громкая речь вашего собеседника, но вы можете не замечать, что его раздражает ваша слишком яркая кофточка. Вы можете с удивлением заметить, что ваш собеседник услышал в ваших словах совсем не то, что вы хотели сказать, и что он в свою очередь, основываясь на вашей внешности, составил о вас мнение, совершенно не соответствующее тому, чем вы являетесь на самом деле. Или ваш партнер ждет от вас каких-то слов, в которых вы выразите ваше отношение к нему, а вам кажется, что вы и так все уже выразили улыбкой и взглядом. Но он-то не понял этого зрительного сигнала - ему нужен сигнал аудиальный, слуховой! Вот так и получается, что люди буквально не слышат, не понимают друг друга, потому что говорят на "разных" языках, хотя пользуются вроде бы одним.
Далеко не все знают, что чувствительность и острота восприятия всех трех сенсорных каналов (и даже сверхчувствительность, которой, как многие думают, обладают лишь экстрасенсы) вполне поддается тренировке, и развить ее у себя может каждый человек.
Занимаясь по определённой системе, вы сможете в равной степени хорошо воспринимать и звуковые, и зрительные, и кинестетические волны. По мере развития вашего тела вы сможете ощущать даже, как "поет" тело другого человека и какую цветовую гамму волн оно излучает. Вы узнаете, что у каждого человека своя "мелодия", свои оттенки цвета! При дальнейшей тренировке так развивается кинестетический канал, что вы сможете на расстоянии чувствовать ритмы и вибрации людей и предметов, излучаемые ими волны, несущие информацию об этих людях или предметах. При развитости всех основных сенсорных каналов у вас не будет проблем с взаимопониманием с другими людьми - вы сможете говорить на всех "языках", очень хорошо понимая и аудиалов, и визуалов, и кинестетиков.
Другая функция сенсорно-эмоционального уровня - способность проявлять чувства и эмоции, т.е. этот уровень отвечает за сферу эмоциональности. Нарушения в сфере эмоциональности чаще всего очень сильно бросаются в глаза. Об этих нарушениях свидетельствует либо внешняя "бесчувственность" человека, либо, напротив, склонность к очень бурному, резкому выражению эмоций. Очень часто два этих качества парадоксальным образом соединяются в одном человеке: то он кажется бесчувственным, то вдруг разражается либо истерикой, либо бурной вспышкой чувств. Но встречаются и перекосы в ту или иную сторону: все мы встречали и бесчувственных, холодных людей и чрезмерно горячих, взрывных. И с теми и с другими окружающие ощущают себя обычно достаточно дискомфортно. Такого рода нарушения, крайности являются признаком неправильного функционирования сенсорно-эмоционального уровня.
Наши эмоции - это тоже волновые процессы. Каждый человек излучает целую гамму волн - эмоций. Постоянный, ровный эмоциональный фон, спокойное и открытое выражение эмоций, без холодности, но и без излишних взрывов - признак здоровья и гармонии. А когда в море наших эмоций то полный штиль, то разрушительная буря, а середины не бывает - это признак нарушения в сфере эмоциональности.
Причина таких нарушений - все в тех же зажимах и блоках. Страх выражения эмоций, идущий из детства, может привести к тому, что человек подсознательно подавляет свои эмоции, загоняет их внутрь, но время от времени они все же прорываются - и от долгого сдерживания проявляются совершенно неадекватно, чересчур бурно. Запрет на проявление чувств, полученный в детстве от родителей и учителей (ведь тихие, послушные, слегка "заторможенные" дети так удобны, что взрослые, добиваясь этого удобства для себя, часто не думают, что таким образом калечат ребенка, запрещая ему проявлять чувства), может сказаться на человеке и по-иному: человек вообще "замораживает" все свои чувства, не дает себе права чувствовать становится холодным. Если в детстве его ругали и наказывали за проявления чувств (за слезы или, напротив, за громкий смех), подсознание могло запомнить, что проявления чувств ведут к боли от наказания и осуждения родителей. Человек потом всю жизнь подсознательно избегает чувств, из-за страха испытать связанную с ними боль.
Слитные, волновые движения специальных упражнений позволяют снять эти блоки и зажимы, снять детские запреты на чувства и их проявление, отрегулировать эмоциональность - прийти к слитности и волнообразности, открытости, естественности и вместе с тем плавности и мягкой силы в выражении эмоций.»
После прочтения отрывка ответьте на следующие вопросы для самоконтроля:
Какую функцию выполняют сенсорные каналы восприятия информации.
Что такое сенсорно-эмоциональный уровень и зачем он нужен.
Что вызывает нарушения в сенсорно-эмоциональном развитии и восприятии.
Что такое сенсорно-эмоциональный стимул?
Задание 2.
Необходимо внимательно ознакомиться с тем материалом, представленным на диске, который касается создания сенсорного материала и сенсорных стимулов (материал находится в разделе «Методические материалы»). Особое внимание при рассмотрении данного материала нужно уделить характеристикам материала, из которого изготавливаются сенсорные стимулы, а также приемам повышения мотивации детей по работе с сенсорным материалом.
Формой отчета по данному заданию служит эскиз сенсорного стимула (игрушки, какого-либо предмета и т.п.). Эскиз должен включат в себя теоретическую часть и собственно чертеж сенсорного стимула. Теоретическая часть состоит из описания:
Целей и задач, которые призван решать данный сенсорный стимул.
Способов и специфики применения стимула (для каких возрастов, во время урочных или внеурочных занятий, какое требуется дополнительное материальное обеспечение и т.п.).
Ожидаемых результатов применения стимула, которые должны быть выражены в четких, поддающихся измерению единицах (изменения в эмоциональной сфере ребенка, формирование мотивации, применение в рамках здоровьесбергающих технологий и т.п.).
Чертеж (схема) должен включать в себя изображение стимула, возможно какие-то иные технологические вопросы его изготовления (выкройка, размеры и т.п.). Главная задача при создании чертежа – добиться его максимальной понятности и максимально легкого воспроизведения стимула при необходимости. Очень желательным является наличие реально сделанного по данным чертежам стимула.
После создания сенсорного стимула (стимульного материала) необходимо приступить к организации сенсорной среды, то есть организовать совокупность стимулов, переводя сенсорное воздействие на качественно иной уровень. Классическим вариантом организации сенсорной среды является сенсорная доска или коврик. Создание сенсорный доски (коврика) необходимо производить по тому же алгоритму, что и формирование сенсорного стимула.
Задание 3.
Перед выполнением задания необходимо внимательно ознакомиться с тем материалом, представленным на диске, который касается методик оценки результатов сенсорно-эмоционального воздействия (материал находится в разделе «Методические материалы – Применение методик анализа и оценки результатов»). Используя представленные методики желательно оценить воздействие созданного стимула на эмоционально-личностную сферу ребенка. Для этого нужно предварительно оказать с помощью стимула кое-то воздействие на ребенка, например, включив стимул в уочную, внеурочную или игровую деятельность ребенка. После проведенного исследования необходимо ответить на следующие вопросы:
Насколько сильным оказалось воздействие специально организованного сенсорного стимула?
Какие особенности сенсорного стимула, на ваш взгляд, привели к этому воздействию?
Какие недостатки сенсорного стимула существуют (выявляются при организации необходимой для исследования среды)?
Насколько валидным является проведенное исследование.
Тема 2. Упражнения для работы с эмоционально-сенсорной сферой в младшем школьном возрасте.
2.1. Методические указания.
При выполнении заданий темы следует помнить о том, что они носят как прикладной, так и теоретический характер и рассчитаны на овладение слушателями навыками подбора и сенсорно-эмоциональных стимулов для младшего школьного возраста. Материал темы предусматривает высокий уровень самостоятельности слушателя в вопросе практического создания стимула и рассчитан в большей степени на предъявление в итоге конкретного материального стимула, оформленного, как правило, в виде игрушки. При выполнении предусмотрена помощь в виде консультаций, разнообразных форм дистанционного взаимодействия, возможного посещения уроков. Практические занятия по данной тематике являются необязательными для посещения и представляют из себя консультации по запросу стажирующихся.
2.2. Задания для самостоятельной работы.
Задание 1.
Необходимо ознакомиться с примером упражнения по развитию сенсорно-эмоциональной сферы младшего школьника и оценить возможность его использования в учебном процессе и внеурочной деятельности. Это упражнение является подготовительным перед серьезным сенсорно-эмоциональным воздействием и может применятся как общеразвивающее упражнение для эмоционально-сенсорной сферы.
Упражнение:
«Для выполнения этого упражнения встаньте в свободную позу, мышцы должны быть немного расслаблены. Сначала разучим движение одной рукой.
Согните руку впереди себя и представьте, что на ней стоит чашечка. Эту чашечку надо удержать на ладони, чтобы во время выполнения упражнения она не упала. Начинаем выполнять движение рукой по восьмерке к себе мизинцем вперед. Проведя руку около туловища, спереди назад, начинаем поднимать ее вверх, в сторону. Рука должна подняться к голове, ладонь постоянно "смотрит" вверх. Далее, делая круг над головой, опускаем руку вниз до исходного положения. То же самое сделаем для левой руки. После того как вы освоили эти движения по очереди, сделайте движения двумя руками одновременно. А потом попеременно правой и левой, но руки работают в противофазе, не переставая.
Сначала это, возможно, будет сложно, но через определенное количество тренировок, вы поймете, что выполнение этого упражнения не доставляет большого труда. Это упражнение можно выполнять и в обратном порядке. Теперь большой палец будет двигаться первым и движение начинается со спины.»
После анализа практического упражнения необходимо рассмотреть возможность его применения в учебно-воспитательном процессе. Желательно включить данное упражнение в физкультминутку, разминку, какие-то действия для релаксации ребенка. Необходимо проанализировать какие проблемы и особенности выявились при включении данного упражнения в учебно-воспитательную деятельность педагога.
Задание 2.
Для задания потребуется диск, содержащий мультимедийные материалы по эксперименту, касающегося эмоционально-сенсорного развития младшего школьника.
Откройте диск, содержащий методические материалы по сенсорно-эмоциональной работе в младшем школьном возрасте. Кликните по кнопке «Методические материалы» в открывшемся разделе внимательно ознакомьтесь с рекомендациями по подбору и созданию сенсорного материала. Для ознакомления можно воспользоваться как текстовым материалом, так и материалом в виде презентации.
Создайте на основе изученного любое упражнение, использующее сенсорный стимул, подходящий для работы с детьми младшего школьного возраста в условиях отечественной системы обучения. Желательно, если этот стимул будет сделан и практически использован в работе самостоятельно. Проект должен включать в себя ответы на следующие вопросы:
Необходимые материалы и навыки для проведения упражнения.
Область использования упражнения (урочная, внеурочная деятельность и т.п.).
Ожидаемый эффект от выполнения упражнения (стабилизация эмоционально-личностной сферы, улучшение психического здоровья ребенка, повышение уровня познавательных процессов и т.п.).
Основные рекомендации по использованию упражнения для педагога (в каких видах деятельности ребенка, возрастах, специфические особенности использования и т.п.).
Желательно оформить проект в письменной форме и включить в него фото и видеоматериалы выполнения упражнения.
Тема 3. Использование сенсорной доски в урочной и внеурочной деятельности.
3.1. Методические указания.
При выполнении заданий третий темы следует помнить о том, что они носят прикладной характер и рассчитаны на овладение слушателями навыками работы по использованию сенсорной доски, как наиболее дешевого и удобного метода внедрения сенсорных стимулов в учебный процесс. Материал темы предусматривает высокий уровень самостоятельности слушателя в процессе оформления необходимых для работы в рамках ФГОС технологических карт урока. При выполнении предусмотрена помощь в виде консультаций, разнообразных форм дистанционного взаимодействия, возможного посещения уроков. Практические занятия по данной тематике являются необязательными для посещения и представляют из себя консультации по запросу стажирующихся.
3.2. Задания для самостоятельной работы.
Задание 1.
Необходимо внимательно просмотреть видеозапись упражнений на знакомство с сенсорной доской (запись располагается на диске в разделе «Методические материалы», подраздел «Методические рекомендации по использованию эмоционально-сенсорного воздействия во время урока»). После просмотра провести анализ увиденного материала, основываясь на следующих вопросах:
Какова структура и расположение сенсорных стимулов на доске?
Каким образом можно изменить расположение сенсорных стимулов на доске?
Какую цель имели показанные упражнения?
Какие сенсорные стимулы в них использовались и почему?
Каких результатов можно добиться, используя эти упражнения в урочной и внеурочной деятельности?
Задание 2.
Ниже приведен список упражнений для сенсорной доски.
1 блок. Знакомство с сенсорной доской.
Упражнения направлены на ознакомление детей с доской, создание образных представлений, помогающих дальнейшей работе. Упражнения применяются для адаптации детей к ситуации работы с доской, как правило, на самом первом этапе работы.
Упражнение «Заплети косичку».
Ребенку дается инструкция: «Жил-был ветерок и любил он все заплетать. И на этой доске заплел он косичку. Покажи где. А где еще можно заплести косичку на доске?». Сначала ребенок внимательно осматривает доску и указывает на необходимый для заплетания косички элемент доски (связки шнуров). Для подсказки одна из связок шнуров уже заплетена в косичку. Далее говорится: «Ветерок дул-дул и заплёл косичку. Что заплел ветерок? Но вот беда – расплелись другие косички. Помоги ветерку заплести их снова». Ребенок ищет и заплетает связки шнуров. Если встречаются какие-то затруднения с поиском или плетением – возможна помощь со стороны учителя.
Упражнение «Давай побегаем!»
Ребенку дается инструкция: «Устали наши пальчики сидеть. Хочется им побегать. А где можно здесь побегать? По дорожке! Покажи где здесь дорожка?» Ребенок показывает где находится дорожка и имитирует бег по ней с помощью пальцев левой и правой руки попеременно. В имитации обязательно участвуют все пальцы.
Говорится: «А где ещё бегали наши пальчики? По травке! Покажи где здесь травка?». Ребенок показывает травку (аппликаторы Кузнецова) и поочередно пальчиками их перебирает, перескакивая с одного аппликатора на другой.
2 блок. Сенсорно-эмоциональная релаксация в учебном процессе.
Упражнения направлены на поддержание позитивного эмоционального состояния детей на уроке, способствуют их включаемости в учебный процесс, помогают поддерживать дисциплину на уроке и высокий уровень активности познавательных процессов.
Упражнение «Экскурсия по волшебному лесу».
Дается инструкция: «Смотри, перед тобой волшебный лес, давай по нему погуляем вместе с Солнышком? Возьми Солнышко (правый верхний угол доски, в центре нашитого изображения солнца находится мяч для массажа) и пошли вместе с ним гулять!». Для перемещения необходимо не отрывая ладони от мяча катить его по доске, пока не будет достигнут очередной объект экскурсии. Если такое упражнение встречает большое затруднение со стороны ребенка, то можно заменить мяч резиной игрушкой (ёжиком) и просто вести его по доске. Порядок движения: солнышко (можно покататься по лучикам, поздороваться солнышком и т.п.); облака (пройди между облаками, обойди облако и т.п.); колокольчики (вызови дождик, позвони в колокольчик); озеро (обойди озеро, побегай между камешками и т.п.); дорожка (попрыгай по дорожке, покатайся по травке и т.п.); дерево (помоги дереву расти, погладив его ствол и крону); шнуры (покачай солнышко или ёжика на качелях, для чего нужно завязать его шнуром и покачать, обязательно придерживая); кармашек (наше солнышко устало, хочет домой, найди его дом и отведи солнышко домой).
3 блок. Использование сенсорной доски в учебном процессе.
Сенсорная доска может быть использована в учебном процессе для следующих целей:
1. Разминка познавательных процессов. Главная задача – подготовка и развитие познавательных процессов ребенка к учебному процессу.
Упражнение «Найди общее»
Ребенок из представленных на доске предметов ищет одинаковые. предполагается использование и развитие такой мыслительный операции как обобщение. Возможно обобщение по форме (например, облака, озеро, крона дерева – овальные), цвету (например, лягушки и травка – зеленые) и прочим признакам на усмотрение учителя.
Упражнение «Где кто прячется»
Направлено на развитие памяти и внимания ребенка. На пространстве доски размещается несколько мелких предметов. Можно использовать вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры, которые могут крепиться скотчем. ребенок должен найти все геометрические фигуры или все фигуры одного цвета и т.д.
2. Развитие учебный компетенций ребенка. Главная задача – помощь в учебной деятельности с помощью активизации сенсорно-эмоциональной сферы.
Упражнение «Колокольчики»
Помогает освоить устный счет. Основа воздействия – совершение учебного действия, которое оказывается подкреплено сенсорным впечатлением. Суть задания – позвонить в колокольчик, который называет учитель. Например, позвони к третий слева колокольчик, а теперь отсчитай от него вправо два колокольчика и позвони в следующий, отсчитай назад 4 колокольчика и позвони в пятый и т.д. Упражнение может начинаться с легкой разминки, когда уточняются более легкие вопросы, например, общее количество колокольчиков.
Упражнение «Реши задачу»
Для работы используется закрепленный на дереве (справа внизу) набор цифр. Необходимо набрать и решить математический пример, предлагаемый учителем. Цифры и математические знаки кладутся отдельно, рядом с доской, для того чтобы ребенок мог видеть их все.
Попытайтесь продумать использование этих упражнений для работы в рамках урочной или внеурочной деятельности.
Тема 4. Использование сенсорно-эмоциональных стимулов в урочной и внеурочной деятельности.
4.1. Методические указания.
При выполнении заданий третий темы следует помнить о том, что они носят прикладной характер и рассчитаны на овладение слушателями навыками включения сенсорно-эмоциональных признаков в ситуацию обучения и воспитания в условиях внедрения ФГОС. Материал темы предусматривает высокий уровень самостоятельности слушателя в процессе оформления необходимых для работы в рамках ФГОС технологических карт урока. При выполнении предусмотрена помощь в виде консультаций, разнообразных форм дистанционного взаимодействия, возможного посещения уроков. Практические занятия по данной тематике являются необязательными для посещения и представляют из себя консультации по запросу стажирующихся.
4.2. Задания для самостоятельной работы.
Задание 1.
До того как приступить к выполнению самостоятельного задания необходимо внимательно изучить раздел диска, посвященный работе с применением сенсорно-эмоциональных стимулов в области здоровьесбережения ребенка, развития его познавательных процессов, улучшения эффективности учебной деятельности на уроке. Весь необходимый материал содержится в разделе «Методические материалы».
После ознакомления необходимо, используя наработанные в результате выполнения по теме 1 и 2 материалы, сформировать отрывок технологической карты урока или внеурочного занятия. В качестве примера можно использовать фрагмент технологической карты, которая расположена на диске. В крайнем случае, если задание кажется слишком затруднительным, допускается оформить отрывок технологической карты на собственное усмотрение. Но, необходимо помнить, что технологическая карта должна в обязательном порядке включать в себя: перечисление УУД, цель, задачи, основные методики и формы работы по достижению цели, а также необходимые материальные ресурсы для работы по технологической карте.
Задание 2.
Необходимо внимательно просмотреть любую, на выбор, видеозапись урока с использованием элементов сенсорно-эмоционального воздействия (записи располагаются на диске в разделе «Методические материалы», подраздел «Методические рекомендации по использованию эмоционально-сенсорного воздействия во время урока»). После просмотра, желательно в письменной форме, нужно представить анализ урока. Анализ должен включать в себя ответы на следующие вопросы:
Какие приемы и методы сенсорно-эмоциональной работы использовались на уроке и с какой целью?
К каким результатам привело использование этих методов?
Как отнеслись ученики к появлению этих методов? Принимали ли они активное участие в работе? Почему?
Нужно ли было сокращать учебный материал с целью внедрения в урочный процесс методов сенсорно-эмоционального воздействия?
С какими трудностями может столкнуться учитель при внедрении этих методов у себя на уроке?
Возможны ли какие-либо улучшения просмотренных методик работы?
Задание 3.
Необходимо провести оценку изменения эмоционального состояния детей в зависимости от изменения сенсорных стимулов окружающей среды. Для этого необходимо воспользоваться представленной на диске методикой эмоционально-цветовой аналогии (материал находится в разделе «Методические материалы – Применение методик анализа и оценки результатов – Возникновение и наличие позитивных эмоциональных состояний в зависимости от сенсорных стимулов окружающей среды – Методика 1»). Для этого рекомендуется исследовать до и после внедрения эмоционально-сенсорного воздействия эмоциональное состояние ребенка. Мониторинг желательно проводить в виде дневника настроения, который показывает лонгитюдное (в течение примерно одного месяца) комплексное изменение эмоциональной сферы ребенка.
Полученный дневник настроения (можно не одного ребенка, а целого класса) необходимо представить для анализа во время занятия.
Заключение.
Однозначно можно признать огромное влияние ситуации восприятия сенсорных сигналов на эмоциональную сферу именно в дошкольном и младшем школьном возрасте. При этом, нарушения в сфере эмоциональности чаще всего закладываются именно в младшем школьном возрасте, возрасте приспособления к новым школьным ощущениям, стимулам и сенсорным сигналам. Постоянный, ровный эмоциональный фон, спокойное и открытое выражение эмоций, без холодности, но и без излишних взрывов - признак здоровья и гармонии. А когда в море эмоций то полный штиль, то разрушительная буря, а середины не бывает - это признак нарушения в сфере эмоциональности. Нарушения подобного рода иногда просто критически сказываются на процессе обучения и воспитания ребенка.
Между тем, в ситуации школьного обучения младших школьников сенсорный момент учитывается в основном при работе с мелкой моторикой руки. Причем, где-то отдельно в стороне от сенсорного момента стоит развитие эмоциональной сферы младшего школьника. Практика обучения показывает, что пора уже задумываться о ситуации сенсорного восприятия вообще, исходя из всех органов чувств, тесно её связывать с эмоциональным развитием ребенка, что позволит в конечном итоге создать благоприятную среду для ребенка, повысить, в том числе, результативность обучения в младшем школьном возрасте.
В результате работы в этом направлении планируется создать программу сенсорно-эмоционального развития детей младшего школьного возраста, которая позволит повысить уровень успешности в образовании и органично включить работу по сенсорно-эмоциональному развитию в учебный процесс образовательного учреждения.
Список рекомендованной литературы.
Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Екатеринбург, 1995.
Андреева Н.Г. Энергия преображения: изменяем жизнь, совершенствуя тело. Сенсорно-эмоциональный уровень. – М., 2006.
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1964.
Бютнер К. Жить с агрессивными детьми – М., 1991.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
Мухина В.С. Возрастная психология. - 4-е изд., - М., 1999.
Переслени Л. И., Мастюкова Е. М., Чупров Л. Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников (учебно-методическое пособие). - Абакан: АГПИ, 1990. - 68 с.
Переслени Л. И., Чупров Л. Ф. О процессах регуляции познавательной деятельности во взаимосвязи с уровнем интеллектуального развития младших школьников // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. - Выпуск II.- Серия 2.- Психология. Педагогика. - Абакан, 1997.- С. 7-9.
Психическое развитие младших школьников. /под ред. В.В. Давыдова. – М., 1990.
Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.
Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. – М., 1970.
|