Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
«Омский промышленно-экономический колледж»
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Учебная дисциплина Техническая механика
по специальности 21.02.03. Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ.
для студентов очной формы обучения
2016
ОДОБРЕНА
Предметно-цикловой комиссией
Председатель ПЦК
_______________Н.Н. Новикова
Протокол № ___ от «___» _____ 2016г.
|
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора (УР)
_____________Т.Г. Лазакович
«__»_____________2016г.
|
Организация разработчик: БПОУ ОО ОПЭК
Разработчик:
Г.В.Трошкина преподаватель БПОУ ОО ОПЭК
Методические указания
При изучении дисциплины важно не знание на память, а понимание. Главное в подготовке специалиста – развитие мышления, что не связано с запоминанием.
Изучение дисциплины состоит, в основном в решении задач. Рассматривая задачу необходимо определить понятия, о которых идет речь в задаче. Если этого сделать сразу не удается, ответ следует искать в теоретическом материале (формулы, определения, справочный материал).
После изучения отдельных тем в соответствии с программой необходимо приступить к самостоятельному выполнению практических работ относящихся к данному теоретическому материалу из сборника. Вариант практической работы соответствует порядковому номеру студента по журналу.
При решении задач необходимо внимательно относиться к единицам измерения величин, входящих в формулу, и проверять размерность получаемого результата. Расчеты выполнять с точностью десятых, сотых долей. При этом надо применять основные правила действий с приближенными числами.
Практическое занятие выполняется в отдельной тетради с полями для замечаний преподавателя.
В оформление работы необходимо включать текст задачи, условие и выбранные по шифру (порядковый номер) данные варианта, решение задачи вместе со всеми промежуточными преобразованиями и подробным описанием хода решения.
Текст задачи и пояснения к ходу решения, формулы и числовые расчеты должны быть написаны аккуратно, без всяких вставок и произвольного сокращения слов.
За невыполнение выше указанных условий, сдача практических работ не в срок (в день проведения работы) оценка снижается.
Если практическое занятие не зачтена, то все необходимые исправления должны быть сделаны студентом в той же тетради или дополнительных листах и представлены преподавателю вместе с первоначальным решением. Студент, не выполнивший практической работы, к следующей работе не допускается.
Описание каждой работы содержит: тему, цели работы, основной теоретический материал, контрольные вопросы, задания, алгоритм выполнения типовых задач. На выполнение каждой работы отводится в среднем 120 мин.
СОДЕРЖАНИЕ
Темы практических занятий
|
стр.
|
Методические указания
|
3
|
Раздел 1 Теоретическая механика. Статика
|
|
Практическое занятие № 1.1
|
5
|
Практическое занятие № 1.2
|
7
|
Практическое занятие № 1.3
|
12
|
Практическое занятие № 1.4
|
17
|
Практическое занятие № 1.5
|
20
|
Практическое занятие № 1.6
|
23
|
Раздел 2. Сопротивление материалов.
|
|
Практическое занятие № 2.1
|
25
|
Практическое занятие № 2.1.1
|
27
|
Практическое занятие № 2.2
|
28
|
Практическое занятие № 2.3
|
33
|
Практическое занятие № 2.4
|
38
|
Практическое занятие № 2.4.1
|
40
|
Практическое занятие № 2.4.2
|
43
|
Раздел 3. Детали машин.
|
|
Практическое занятие № 3.1
|
45
|
Практическое занятие № 3.2
|
50
|
Практическое занятие № 3.3
|
51
|
Практическое занятие № 3.4
|
52
|
Практическое занятие № 3.5
|
52
|
ЛИТЕРАТУРА
|
54
|
Раздел 1 Теоретическая механика. Статика
Практическое занятие № 1.1
Тема: Определение равнодействующей силы геометрическим и аналитическим способами
Цель работы: научиться определять равнодействующую силу геометрическим и аналитическим способами
Задание:
Начертить плоскую систему сходящихся сил. Модули сил, выходящих из начала координат, и образующие с положительным направлением оси х углы α указаны в таблице 1 в соответствии с порядковым номером по журналу.
Определить равнодействующую плоской системы сходящихся сил аналитическим способом.
Определить равнодействующую плоской системы сходящихся сил геометрическим способом (построить силовой многоугольник).
Рассчитать погрешность результатов определения равнодействующей двумя способами. Результаты расчетов не должны отличаться более чем на 5%.
Письменно ответить на контрольные вопросы.
Таблица 1 - Модули сил и углы
Вариант
|
F1
|
F2
|
F3
|
F4
|
α1
|
α2
|
α3
|
α4
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
2
|
2
|
4
|
6
|
8
|
15
|
90
|
120
|
210
|
3
|
6
|
12
|
18
|
24
|
30
|
180
|
270
|
60
|
4
|
8
|
4
|
12
|
22
|
20
|
110
|
290
|
0
|
5
|
10
|
20
|
20
|
33
|
30
|
90
|
210
|
360
|
6
|
15
|
25
|
10
|
25
|
20
|
110
|
240
|
330
|
7
|
20
|
10
|
10
|
15
|
45
|
150
|
270
|
300
|
8
|
5
|
25
|
45
|
20
|
60
|
160
|
210
|
280
|
9
|
40
|
32
|
40
|
20
|
55
|
120
|
220
|
290
|
10
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
11
|
20
|
22
|
50
|
20
|
60
|
110
|
230
|
300
|
12
|
25
|
45
|
33
|
15
|
30
|
90
|
250
|
310
|
13
|
32
|
55
|
20
|
10
|
25
|
180
|
260
|
320
|
14
|
30
|
42
|
10
|
35
|
75
|
170
|
270
|
330
|
15
|
12
|
17
|
40
|
20
|
80
|
160
|
210
|
340
|
16
|
15
|
16
|
25
|
10
|
10
|
110
|
220
|
350
|
17
|
10
|
35
|
35
|
20
|
20
|
120
|
230
|
360
|
18
|
40
|
22
|
10
|
15
|
30
|
150
|
240
|
270
|
19
|
50
|
50
|
20
|
15
|
45
|
150
|
250
|
280
|
20
|
45
|
10
|
25
|
30
|
60
|
180
|
270
|
290
|
Аналитический способ
В системе сходящихся сил равнодействующая может быть найдена через проекции составляющих.
Проецируя все силы на оси Ох и Оу получим:
F∑x = F1x + F2x + F3x = ix;
F∑y = F1y + F2y + F3y = iy,
где F∑x, F∑y - проекции равнодействующей на оси координат;
Fix, Fiy - проекции векторов сил системы на оси координат.
Модуль (величину) равнодействующей можно определить по известным проекциям:
F∑ = F2∑x + F2∑y
Равнодействующая плоской системы сходящихся сил равна корню квадратному из суммы квадратов проекций этой равнодействующей на оси координат.
Направление вектора равнодействующей можно определить по величинам и знакам косинусов углов, образуемых равнодействующей с осями координат:
cos αx = ;
cos αy = .
Геометрический способ. Равнодействующая плоской системы сходящихся сил равна геометрической сумме этих сил.
Используя свойства векторной суммы сил, можно получить равнодействующую любой сходящейся системы сил, складывая последовательно силы, входящие в систему. Образуется многоугольник сил. Все векторы слагаемые направлены в одну сторону по обходу контура. Вектор равнодействующей силы соединит начало первого вектора с концом последнего и будет направлен навстречу векторам сил-слагаемых. При графическом способе определения равнодействующей векторы сил можно вычерчивать в любом порядке, результат (величина и направление равнодействующей) при этом не изменится.
Порядок построения многоугольника сил
Вычертить векторы сил заданной системы в некотором масштабе один за другим так, чтобы конец предыдущего вектора совпадал с началом последующего.
Вектор равнодействующей замыкает полученную ломанную линию; он соединяет начало первого вектора с концом последнего и направлен ему навстречу.
При изменении порядка вычерчивания векторов в многоугольнике меняется вид фигуры. На результат порядок вычерчивания не влияет.
Примечание. При вычерчивании многоугольника обращать внимание на параллельность сторон многоугольника соответствующим векторам сил.
Порядок решения задачи геометрическим способом
Выбрать масштаб построения многоугольника сил.
Вычертить многоугольник сил системы с помощью транспортира в масштабе, складывая последовательно силы входящие в систему с соблюдением углов между векторами сил.
Измерить полученный вектор равнодействующей силы и определить его величину, учитывая выбранный масштаб.
Определить угол наклона равнодействующей силы к координатным осям.
Контрольные вопросы:
Какие силы называются сходящимися?
Влияет ли порядок сложения сил на величину и направление равнодействующей?
Чему равна равнодействующая двух сил плоской системы сходящихся сил?
Можно ли менять порядок вычерчивания векторов в многоугольнике сил? Да, нет и почему?
Чем отличается равнодействующая данной системы сил от силы, уравновешивающей эту систему?
|