Скачать 1.26 Mb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРОТИВОПОЖАРНАЯ И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Руководителям единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Ставропольского края по организации и внедрению системы-112 на базе ЕДДС-112 муниципальных образований Ставропольского края Филиал ГКУ «ПАСС СК» - СОВИ СК г. Ставрополь - 2013 г. Оглавление
Введение. Настоящее учебно-методическое пособие (далее – пособие) содержит основные положения и рекомендации по организации и внедрению системы-112 на базе единых дежурно-диспетчерских служб (далее – ЕДДС-112*) муниципальных образований Ставропольского края. В настоящем пособии представлены материалы, в которых систематизированы и обобщены данные об организации работ в ЕДДС-112 МО. Пособие призвано способствовать созданию и внедрению в крае системы обеспечения вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (далее - система-112), а также обеспечению эффективного функционирования ЕДДС-112 МО Ставропольского края в системе-112. Пособие разработано с учетом требований федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Ставропольского края, руководящих документов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), а также других документов, регламентирующих деятельность ЕДДС-112. Учтен опыт работы МЧС России, главного управления МЧС России по Ставропольскому краю, государственного казенного учреждения «Противопожарная и аварийно-спасательная служба Ставропольского края» и других органов управления при создании и функционировании системы-112 на базе ЕДДС-112. Пособие предназначено для руководителей ЕДДС-112, а также может быть использовано в качестве методического пособия для курсов гражданской обороны (далее - ГО) и учебно-методического центра по ГОЧС. Изложенные в пособии рекомендации следует выполнять творчески, с учетом сложившейся обстановки, издаваемых директивных и нормативных документов. Пособие разработано авторским коллективом филиала ГКУ «ПАСС СК» - «Служба обработки вызовов и информации Ставропольского края» под общей редакцией начальника государственного казенного учреждения «Противопожарная и аварийно-спасательная служба Ставропольского края» Г.В. Киселева. ____________________________________________________________________ * Единая дежурно-диспетчерская служба, является ядром системы-112 и организатором взаимодействия всех входящих в неё ДДС и в дальнейшем после перехода на единый телефонный номер «112» рекомендовано именовать как ЕДДС-112. Данная аббревиатура встречается в Методических рекомендациях МЧС России по обследованию субъекта РФ в целях создания на его территории Единой дежурно-диспетчерской службы-112 (в рамках первого этапа создания ЕДДС-112) и Методических рекомендациях по внедрению и организации функционирования системы вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» (система –112), разработанных Федеральным государственным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» (Федеральный центр науки и высоких технологий) во исполнение приказа МЧС России от 9.04.2009г. № 224. 1. Система вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Российской Федерации, предназначена для обеспечения оказания экстренной помощи населению при угрозах для жизни и здоровья, для уменьшения материального ущерба при несчастных случаях, авариях, пожарах, нарушениях общественного порядка и при других происшествиях и чрезвычайных ситуациях, а также для информационного обеспечения ЕДДС-112 муниципальных образований. 1.1. Нормативно-технические документы, используемые при создании системы-112. При создании системы-112 следует руководствоваться следующими нормативными актами: 1. Федеральный закон от 6.10.03 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». 2. Федеральный закон от 7.07.03 №126-ФЗ «О связи». 3. Федеральный закон от 27.12.02 №184-ФЗ «О техническом регулировании». 4. Федеральный закон от 6.10.99 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». 5. Федеральный закон от 21.12.94 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». 6. Федеральный закон от 21.12.94 №69-ФЗ «О пожарной безопасности». 7. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». 8. Постановление Правительства РФ от 3.08.96 №924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». 9. «Положение о ЕДДС-112 муниципального образования», утверждённого Протоколом № 5 от 21.11. 11г. Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности. 10. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.11. 11 № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». 11. Постановление Правительства РФ от 5.12.05 № 725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти». 12. Постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 641-п «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS». 13. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12. 04 г. № 894 «Об утверждении Перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб». 14. Постановление Правительства РФ от 24.03. 97 г. № 334 «О порядке сбора и обмена в РФ информацией в области защиты населения и территории от ЧС природного и техногенного характера». 15. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.08 № 1240-р «Концепция создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований». 16. Указ Президента Российской Федерации от 28.12.10 № 1632 «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации». 17. Постановления Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30.12. 03 №794 (в редакции постановлении Правительства Российской Федерации от 27.05. 05 №335). 18. Нормативная правовая база субъекта РФ по созданию ЕДДС-112 и системы-112. 19. СНИП 31-05-2003. 20. САНПИН 2.2.2/2.4.1340. 21. ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 09.11.1999 № 400-СТ. 22. Методические рекомендации по обследованию субъекта РФ в целях создания на его территории Единой дежурно-диспетчерской службы – 112 (в рамках первого этапа создания ЕДДС-112 – 112) разработанными МЧС России во исполнение решения Правительства Российской Федерации (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. №11). 23. Методические рекомендации Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю по созданию ЕДДС-112 и системы-112 в муниципальных образованиях. Все нормативные и правовые документы рекомендуется использовать с учетом внесенных в них изменений и дополнений на момент обучения по данному пособию. 1.2. Анализ опыта функционирования экстренных оперативных служб в России и за рубежом. В США и Канаде действуют службы вызова экстренных оперативных служб (аналог создаваемой в РФ системы-112), вызов которых осуществляется по универсальному телефонному номеру службы «911». Эта служба обеспечивает возможность обращения жителей и организаций в местную систему общественной безопасности. Первая служба «911» была открыта в феврале 1968 г. в г. Халлевиле (США). В рамках данной службы был создан единый ЦОВ для всех местных экстренных оперативных служб, что позволило сократить время их вызова, а также организовать более качественную координацию взаимодействия разных экстренных служб. Для жителей и организаций города упростилась процедура вызова (вызовы осуществляются по единому номеру «911»), так как отпала необходимость им самим определять какие экстренные службы оповещать о чрезвычайном происшествии. Опыт, накопленный в Халлевиле, был применен при создании службы «911» в национальном, а впоследствии и в международном масштабах. В конце 1980-х годов в США появились первые усовершенствованные аппаратно-программные комплексы служб «Е911» (Enhanced 911), в которых использовалось оборудование маршрутизации вызовов и ведения компьютерной базы данных, а также обеспечивался цифровой обмен данными по сети связи. Вся обработка информации осуществлялась с использованием вычислительных средств, производилось автоматическое определение номера и местонахождение позвонившего абонента. Службы спасения европейских стран строятся практически по тем же принципам, что и в США, Канаде. Как правило, номер «112» обслуживают либо пожарная служба, либо полиция, которые принимают необходимые меры по экстренному реагированию на полученный вызов и привлекают другие службы. Решением Европейского союза от 29 июля 1991 г. №91/396/ЕЕС и Директивой от 26 февраля 1998 г. 98/10/ЕС определены основные требования к единому номеру помощи в чрезвычайных ситуациях и определен единый номер для вызова экстренных служб – «112», который стал единым обязательным номером вызова экстренных служб на всей территории Европейского союза. Таким образом, находясь в любой из европейских стран, можно в случае необходимости набрать номер «112» и получить требуемую помощь. В РФ с 30-х годов прошлого века существуют такие службы экстренного реагирования, как «01» (служба пожарной охраны), «02» (служба полиции), «03» (служба скорой медицинской помощи), «04» (аварийная служба газовой сети), которые осуществляют прием вызовов (сообщений о происшествиях) от населения и, при необходимости, организуют экстренное реагирование подчиненными силами и средствами. Служба реагирования в чрезвычайных ситуациях начала создаваться в середине 90-х годов. В 1998 году для создания единых дежурно-диспетчерских служб территориального уровня (городов и районов) был разработан пакет документов, согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. МЧС России обеспечило объединение службы пожарной охраны и службы реагирования в чрезвычайных ситуациях в рамках единой дежурно-диспетчерской службы. В системе МВД России круглосуточная регистрация вызовов (сообщений о происшествиях) возложена на дежурные части органов внутренних дел. Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации организован круглосуточный централизованный прием вызовов от населения, своевременное направление выездных бригад скорой медицинской помощи. Оперативное управление и контроль над их работой осуществляют оперативные отделы (диспетчерские) станций скорой медицинской помощи. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» образован Национальный антитеррористический комитет, председателем которого является директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ России). В ФСБ России прием сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, осуществляется в круглосуточном режиме штатными дежурными, их помощниками либо сотрудниками, назначенными на дежурство в установленном порядке. Аварийные службы газовой сети во многих населенных пунктах уже выполняют функции объединенной аварийной службы жилищно-коммунального хозяйства. Планируется, что такие службы будут созданы для реагирования на аварии в жилищно-коммунальном комплексе муниципальных образований. Анализ опыта реагирования экстренных оперативных служб на чрезвычайные ситуации, анализ итогов реализации федеральных целевых программ в сфере безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, анализ наиболее успешных инициатив органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также опыта иностранных государств и международных организаций позволяют сделать вывод о том, что наиболее эффективным решением, обеспечивающим оперативное и рациональное использование ресурсов экстренных оперативных служб, максимальное эффективное их взаимодействие при реагировании на поступающие от населения вызовы, является создание системы-112. Как показывают исследования и анализ пилотного внедрения системы-112 в Курской области, в результате ее развертывания время комплексного оперативного реагирования экстренных оперативных служб уменьшается на 15-25%, в результате чего число погибших, пострадавших и общий размер ущерба населению и территориям сокращаются примерно на 7-9%. Минимальный эффект достигается при простых ситуациях (с привлечением только одной оперативной службы), максимальный - при сложных происшествиях, когда необходимо участие нескольких оперативных служб (комплексное реагирование). |
Методические рекомендации по организации и внедрению Системы 112... Основные положения по формированию и организации еддс-112 муниципальных образований в субъектах РФ |
Технический проект Система обеспечения вызова экстренных оперативных... Начальник государственного казенного учреждения «протовопожарная и аварийно-спасательная служба Ставропольского края» |
||
Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый... Проект локальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения в 6-ти километровой зоне и работников Филиала... |
Пояснительная записка утверждаю начальник государственного казенного... Филиала ОАО «РусГидро»-«Саяно-Шушенская гэс имени П. С. Непорожнего» Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб через... |
||
Техническое задание Выполнение работ по дооснащению единых дежурно-диспетчерских... Выполнение работ по дооснащению единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Нижегородской области и ведомственных... |
Техническое задание «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Краснодарского края переданной конечному пользователю... |
||
Программа повышения квалификации подготовка персонала дежурно-диспетчерских... Программа предназначена для подготовки персонала дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных и аварийных служб (далее ддс),... |
Правительство республики алтай постановление Об утверждении Положения о единых дежурно-диспетчерских службах муниципальных образований в Республике Алтай |
||
Учебное пособие для диспетчеров еддс муниципальных Мчс россии в области го и защиты населения и территорий от чс природного и техногенного характера, а также требования к подготовке... |
Методические рекомендации разработаны на основе опыта создания единых... Лактюшиным О. В. и майором Ефремовым В. Ю. под руководством заместителя начальника Уральского регионального центра мчс россии (по... |
||
Положение о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования I. Общие положения Настоящее Положение определяет основные задачи, функции и полномочия единой дежурно-диспетчерской службы (далее еддс) муниципального... |
Положение о единой дежурно-диспетчерской службе городского округа Первоуральск Настоящее Положение определяет основные задачи, функции и полномочия единой дежурно-диспетчерской службы городского округа Первоуральск... |
||
Положение о Единой дежурно-диспетчерской службе Теньгушевского муниципального... Настоящее Положение определяет основные задачи, функции и полномочия Единой дежурно-диспетчерской службы Теньгушевского муниципального... |
Протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению... Настоящее Положение определяет основные задачи, функции и полномочия единой дежурно-диспетчерской службы (далее еддс) муниципального... |
||
Положение о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования Московской области Настоящее Положение определяет основные задачи, функции и полномочия единой дежурно-диспетчерской службы (далее еддс) муниципального... |
Правительство нижегородской области постановление от 20 марта 2012... Российской Федерации", в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года №794 "О единой... |
Поиск |