Методические рекомендации по организации и внедрению Системы 112 на базе единых дежурно-диспетчерских служб

Методические рекомендации по организации и внедрению Системы 112 на базе единых дежурно-диспетчерских служб


Скачать 0.84 Mb.
Название Методические рекомендации по организации и внедрению Системы 112 на базе единых дежурно-диспетчерских служб
страница 1/6
Тип Методические рекомендации
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации и внедрению Системы – 112

на базе единых дежурно-диспетчерских служб

2012

Оглавление

Введение. 3

1. Основные положения по формированию и организации ЕДДС-112 муниципальных образований в субъектах РФ.. 6

2. Предложения к решению основных вопросов создания Систем-112. 10

3. Вопросы автоматизации ЕДДС-112. 18

4. Рекомендуемый состав пилотного участка АС ОСОДУ муниципального образования 19

5. Рекомендации по составу и содержанию работ, выполняемых в ходе создания пилотного участка АС ОСОДУ муниципального образования. 20

6. Проект постановления «О создании муниципальной системы вызова оперативных служб через единый номер экстренной помощи «112». 23

7. Проект «Положения об объединенной системе оперативно-диспетчерского управления муниципального образования» (Приложение №1 к постановлению) 25

8. Проект «Положения о единой дежурно-диспетчерской службе «112» муниципального образования» (Приложение № 2 к постановлению) 30

9. Состав дежурно-диспетчерских служб (ДДС), входящих в ОСОДУ (Приложение № 3 к постановлению) 39

10. Состав сил и средств, привлекаемых к работам по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (Приложение № 4 к постановлению) 40

11. Схема взаимодействия служб муниципального образования при реагировании на происшествия и чрезвычайные ситуации, выполнении аварийно-восстановительных работ (Приложение № 5 к постановлению) 41

12. Образец соглашения о взаимодействии и информационном обмене ЕДДС-112 с ведомственной ДДС муниципального образования. 45

13. Режимы функционирования персонала ДДС в рамках ЕДДС-112. 50



Введение

Методические рекомендации по внедрению и организации функционирования системы вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» (система – 112) разработаны Федеральным государственным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» (Федеральный центр науки и высоких технологий) во исполнение приказа МЧС России от 9.04.2009г. № 224.

Цель разработки: совершенствование нормативно-правовой и информационной базы создания и обеспечение функционирования единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) в составе объединенных систем оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ) муниципальных образований субъектов РФ с учетом внедрения единого федерального телефонного номера «112» вызова соответствующих служб для оказания необходимой помощи при возникновении происшествий.

В настоящих методических рекомендациях представлены материалы, в которых систематизированы и обобщены данные об организации работ в низовых звеньях РСЧС. «Методические рекомендации…» призваны способствовать созданию и внедрению в стране системы обеспечения вызовов экстренных служб по номеру «112» а также обеспечению эффективного функционирования ОСОДУ и ЕДДС-112 в муниципальных образованиях субъектов РФ с использованием единого телефонного номера «112».

Данные рекомендации предназначены для применения в работах по формированию и оснащению служб экстренного реагирования в муниципальных образованиях субъектов РФ. Указанные рекомендации выпускаются впервые и подлежат последующей корректировке по результатам отработки организационно-технических вопросов внедрения единого федерального телефонного номера «112» на пилотных образцах, создаваемых в субъектах РФ. Скорее всего экономический эффект и высокая отдача от деятельности подобных служб могут быть получены в муниципальных образованиях тех субъектов РФ, в которых применяются принятые на вооружение в МЧС типовые технические, программные и информационные обеспечения, а также реализуется типовая организационная технология функционирования муниципальных систем безопасности.

Предлагаемые проекты регламентов нормативно-правовых документов экстренных оперативных служб на вызовы по единому номеру «112» определяют:

основные положения по созданию единых дежурно-диспетчерских служб «112» муниципальных образований;

порядок взаимодействия экстренных оперативных служб при реагировании на вызовы по единому номеру «112»;

порядок взаимодействия ЕДДС с Центром управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации в рамках объединенной системой оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ) субъекта Российской Федерации;

режимы функционирования персонала ДДС;

порядок приема, обработки, регистрации персоналом ДДС вызовов и сообщений от населения о поступающих происшествиях[*];

порядок действий персонала ДДС и объем передаваемой информации при проведении оповещения населения в случае возникновения или угрозы чрезвычайной ситуации**;

порядок действий персонала ДДС после начала, в ходе и по окончании мероприятий по экстренному реагированию на принятое сообщение о происшествии;

состав, вид и объем информации, необходимые для оказания справочно-консультативной помощи населению и организациям по вопросам реагирования на чрезвычайные происшествия.

Проекты документов предназначены для использования при создании в муниципальных образованиях дежурно-диспетчерских служб на базе единого телефонного номера «112». Создание таких служб обусловлено следующими основными причинами:

организационной и технической разрозненностью существующих городских (районных) дежурно-диспетчерских служб, недостаточной оперативностью реагирования на происшествия и чрезвычайные ситуации;

относительной сложностью порядка обращения граждан и организаций за помощью и передачи ими сообщений о происшествиях и чрезвычайных ситуациях, связанной с выбором необходимой организации;

недостаточной централизацией совместных действий муниципальных сил и средств, что снижает оперативность реагирования на происшествия и чрезвычайные ситуации;

отсутствием своевременного оповещения и информирования о чрезвычайных ситуациях и происшествиях всех заинтересованных служб;

отсутствием объективной статистики работы аварийных служб города;

технической разрозненностью сетей связи и передачи данных служб экстренного реагирования.

В настоящее время Россия является полноправным членом Европейской организации администраций связи и почты, которой было рекомендовано администрациями связи всех Европейских государств использовать единый код доступа к «Службе спасения» - «112».

В связи с этим Минкомсвязи совместно с МЧС России разработана Концепция создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе ЕДДС муниципальных образований. Указанная Концепция одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа № 1240-р. Одновременно этим же распоряжением утверждён план мероприятий по реализации одобренной Концепции, которым предусматривается поэтапный ввод единого на всей территории России телефона «112».

При создании ЕДДС задачи между участниками распределяются следующим образом:

местные органы власти – решение и согласование организационных вопросов между различными службами; организация взаимодействия между ними, вопросы финансирования; участие в подготовке необходимых нормативно-правовых документов и др.;

местные органы управления ГОЧС – оборудование центра управления, согласование действий различных служб, организация подготовки кадров и др.;

службы экстренного реагирования (милиция, скорая медицинская помощь, пожарные и др.) – подготовка кадров, организация работы непосредственно в рамках ЕДДС и др.;

телефонные компании – модернизация оборудования и телефонных сетей, создание категорированных сетей связи и др., что предусмотрено приказом Мининформсвязи России от 7 ноября 2006 года № 142 «Об утверждении и введении в действие Российской системы и плана нумерации» в части исключения из плана нумерации сетей местной телефонной связи телефонных номеров с первой цифрой равно «1» и перехода на использование номеров типа «1UV(х1(х2)» для доступа к экстренным оперативным службам.

При разработке проектов документов использован опыт создания в России ЕДДС и аналогичных систем в ведущих зарубежных странах.

  1.  Основные положения по формированию и организации ЕДДС-112 муниципальных образований в субъектах РФ

1.1.  Единый телефонный номер «112» для вызова в России экстренных служб определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 894 «Об утверждении Перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб». В утвержденный этим постановлением перечень включены четыре ранее действовавших на местных территориальных уровнях экстренные оперативные службы (пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи, аварийной газовой службы), а также две вновь внедряемые службы («Антитеррор» и «Служба реагирования в чрезвычайных ситуациях»). Опыт формирования и применения последних двух служб еще только начал нарабатываться и поэтому не имеет достаточно зрелой нормативной базы.

Все службы, за исключением «Службы реагирования в ЧС», предназначены для обращения населения и организаций. Для этого они имеют свои специальные телефонные номера, как правило, одинаковые для всех местностей страны. «Служба реагирования в ЧС» не может ориентироваться на население и организации соответствующего территориального уровня для приема информации о ЧС и их угрозах. Это объясняется тем, что квалификация происшествий на предмет ЧС и установление в конкретных местностях режима ЧС есть прерогатива органов территориальной власти. Кроме того, предусмотрены еще два органа, ответственные за реагирование на ЧС. Согласно Положению о РСЧС (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794) для организации реагирования на ЧС на каждом административно-территориальном уровне предписано (п. п. 6 - 11) создавать комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа (КЧСиПБ) и органа повседневного управления РСЧС. Последний на уровне муниципального образования создаётся и именуется как единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС), а на региональном уровне как центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС).

В результате на местных территориальных уровнях, по крайней мере при возникновении ЧС или их угроз, должны действовать три-четыре органа реагирования на ЧС: «Служба реагирования в чрезвычайных ситуациях» (СРЧС), региональный (межмуниципальный) ЦУКС, КЧСиПБ (муниципального или межмуниципального уровня) и ЕДДС. Возникает необходимость в определении и в однозначном разграничении их обязанностей, полномочий и сфер ответственности. Вполне очевидно, что в реагировании на ЧС последовательно задействуются два ресурса: ресурс дежурных сил постоянной готовности и мобилизационные возможности соответствующей территориальной администрации. Первым ресурсом располагают ЦУКС и ЕДДС, а последним КЧСиПБ. Остается нормативно неизвестным, чем и какими силами управляет СРЧС.

Согласно вышеназванному постановлению Правительства РФ (от 31 декабря 2004 г. № 894) система обеспечения вызовов экстренных служб по номеру «112» должна быть реализована в 2008 году. Решение поставленной задачи невозможно без проведения комплекса системно-технических и организационных мероприятий по модернизации сетей связи в целях обеспечения приема от населения вызовов всех существующих и создаваемых экстренных оперативных служб для оказания необходимой помощи при любых происшествиях, в том числе и чрезвычайных, как наиболее опасных и ущербных.

Из шести служб, включенных в Перечень экстренных оперативных служб, только одна ориентирована на чрезвычайные ситуации, а остальные пять служб предназначены для реагирования на происшествия соответствующего профиля, что определяет их специализацию. Вместе с тем указанные службы в случаях обнаружения в принятой информации признаков ЧС должны быть обязаны проинформировать «Службу реагирования в ЧС». С другой стороны внедрение единого телефонного номера 112 вызова экстренной помощи требует создания единой службы приема этих вызовов. Здесь возникает вопрос о возможных действиях этой службы после принятия вызовов:

- простая переадресация вызовов на происшествия в действующие службы по назначению;

- анализ вызовов на предмет наличия признаков ЧС и информирование службы реагирования на ЧС для организации сбора объективной информации о происшествии с признаками ЧС;

- принятие мер по поступившим вызовам на происшествия.

Отсюда вытекает целесообразность совмещения единой службы приема вызовов со «Службой реагирования в ЧС». Такое решение позволит специалистам (диспетчерам) этой службы полностью контролировать информационный поток по телефонному номеру 112 на предмет выявления в нем сообщений подпадающих под категорию ЧС.

Образованная в результате указанного совмещения служба должна входить в состав местной системы общественной безопасности и носить централизованный характер, т. е. быть ядром этой системы. Подобную службу рекомендуется строить на базе служб реагирования в чрезвычайных ситуациях, т. е. единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) муниципальных образований, которые наиболее готовы к решению новых задач. Одновременно следует принять во внимание, что сложившийся в конкретной местности поток происшествий и вызванное ими число обращений физических и юридических лиц к службам экстренного реагирования, практически не изменится с введением в данной местности единой службы общественной безопасности (Системы-112).

С началом функционирования единой службы произойдет перераспределение указанного потока с ведомственных служб на единую службу «112». Увеличение нагрузки на централизованную (единую) службу за счет уменьшения трафика (нагрузки) в ведомственных службах может быть вызвано повышением эффективности и качества комплексного реагирования единой службы на поступающие обращения. Простое переадресование принятых обращений по принадлежности в ведомственные службы экстренного реагирования увеличивает среднее время реагирования, что не способствует росту привлекательности (популярности) единого телефонного номера.

Повышение качества обслуживания возможно за счет улучшения организации взаимодействия дежурных служб и их сил в результате их централизации, а также рациональной концентрации объединенных ресурсов. Поэтому внедрение единого номера 112 непременно должно сопровождаться совместной работой в муниципальном звене служб экстренного реагирования по выработке и реализации мер по улучшению их взаимодействия.

В ходе дальнейшего снижения нагрузки на ведомственных диспетчеров может ожидаться смещение акцентов в работе ведомственных служб в сторону повышения внимания на надзор, выявление и устранение причин возникающих угроз и происшествий и, как следствие, должно привести к снижению статистики (потока) происшествий. Кроме того, появление единого для конкретной территории телефонного номера, становящегося территориальным в отличие от ведомственных номеров, порождает дополнительный поток вызовов, связанных с любыми местными происшествиями, главным образом бытового и коммунального свойства. В этом случае на формируемую в данной местности службу «112» ложатся задачи: определить необходимость экстренного реагирования и, если выявляется такая необходимость, то принять соответствующие меры и определить относится ли происшествие, о котором поступило сообщение, к чрезвычайной ситуации или к ее угрозе.. В результате, главный отличительный признак в развертывании местных систем-112 - это переход от разрозненного и автономного функционирования, когда взаимодействие осуществляется по принципу каждый с каждым, к централизованному управлению местными силами. Вторым обязательным условием построения местных систем-112 является их включение в вертикаль реагирования на ЧС в качестве важнейшего низового звена РСЧС.

1.2.  Единый федеральный телефонный номер «112» предназначен для обращения организаций и граждан России (независимо от места их нахождения), в случаях, когда им требуется срочная и неотложная помощь. Каждое такое обращение по телефонному номеру 112 поступает в специально создаваемые местные Системы-112 для принятия необходимых мер и экстренной реакции по существу обращения.

В части реагирования на происшествия, относящихся к категории ЧС местная Система-112 (точнее служба) должна функционировать в составе РСЧС. Остальные виды происшествий являются предметом забот и внимания местных служб и разрешаются силами местного уровня. Поэтому именно с местного уровня необходимо начинать реализацию требований оперативности реагирования на чрезвычайные ситуации. Оперативность заключается в своевременном наращивании усилий в зоне ЧС до необходимого объема и базируется на подготовленное и предусмотренное соответствующими планами эшелонирование и нормы реагирования. В сущности Систему-112 Российской Федерации можно рассматривать как совокупность систем местного уровня, управляемых региональными ЦУКС. Указанные системы предназначены для обслуживания вызовов по любым происшествиям, происходящим на территории подведомственной этой системе. Т. е. в зоне ответственности системы, как правило, совпадающей с административными границами внутренних территорий страны.

В рамках административной реформы всё больше прав и ответственности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах передается органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.

В частности, Федеральным Законом от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ часть задач МЧС России в области обеспечения пожарной безопасности передана противопожарным службам субъектов РФ и муниципальных образований. Возможно, что аналогичный подход в случае его практического успеха может быть унифицирован и распространен на службы 02, 03, 04 и т. п. С учетом этого необходимо заранее в муниципальных программах предусмотреть развитие (эволюцию форм) централизованного обеспечения вызовов по номеру 112. Например:

·  параллельная и совместная деятельность взаимодействующих ДДС при централизующей роли ЕДДС-112 (начальный этап);

·  передача ведомственными ДДС части своих полномочий в ЕДДС, (последующие этапы). Начало создания непосредственно подчиненных ЕДДС-112 комплексных групп немедленного реагирования, в составе которых объединяются специалисты, чья совместная работа наиболее востребована на конкретной территории;

·  объединенная служба, в состав которой входят операторы и диспетчеры по профилю соответствующих ДДС (ведомств). Одновременно обеспечивается постепенный перевод функционирования объединенной службы на централизованное управление всеми имеющимися в муниципальном образовании дежурными силами постоянной готовности (заключительный этап). Именно на данном этапе образуется большинство предпосылок для использования ЕДДС в интересах поддержки управления системами жизнедеятельности территории, как дополнительное предназначение ЕДДС.

1.3.  Необходимость создания на местном уровне единой службы экстренного реагирования на происшествия, включая ЧС, вызвана и диктуется, прежде всего, двумя факторами:

упрощение порядка обращения граждан и организаций за помощью и передачи ими сообщений о происшествиях, в числе которых могут быть и ЧС. Упрощение достигается введением единого номера, что избавляет абонентов от выбора нужных для оказания помощи служб (или службы) и поиска телефонных номеров для их вызова;

повышение результативности экстренного реагирования благодаря централизованной организации совместных действий муниципальных сил и средств в рамках единой муниципальной системы общественной безопасности при возникновении происшествий, угроз или чрезвычайных и ситуаций.

Анализ указанных факторов показывает, что при построении и совершенствовании системы экстренного реагирования на происшествия и, безусловно, на ЧС необходимо обеспечить: минимизацию времени реагирования за счет наращивания и развития системы связи и транспортных коммуникаций в районе, а также за счет улучшения оснащения, увеличения количества и рационального размещения местных сил постоянной готовности. При этом необходимо помнить, что непроизводительные потери времени, связанные с обслуживанием вызовов, снижаются на основе комплексной автоматизации процессов приёма, хранения, обработки и передачи полученной информации.

  2.  Предложения к решению основных вопросов создания Систем-112

2.1.  Любой вызов по единому телефонному номеру «112» должен поступать через местную сеть связи в единую диспетчерскую по месту нахождения абонента. В качестве таких диспетчерских Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005г. №335) определены единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС), относящиеся согласно указанному Положению к органам повседневного управления муниципальных образований. Системы «112» рекомендуется создавать на базе ЕДДС, функционирующих в составе ОСОДУ муниципальных образований. Таким образом, указанная Система «112» в части ЧС должна функционировать в составе РСЧС, в качестве её нижнего звена, и одновременно в части реагирования на происшествия, угрожающие жизнедеятельности, здоровью и мате5риальным ценностям, быть муниципальной ОСОДУ. Т. е. системой общественной безопасности.. Следовательно ОСОДУ и Система-112 представляют одну и ту же систему и в сущности являются синонимами. Можно считать, что ОСОДУ является начальной стадией Системы-112. Поэтому такая Единая дежурно-диспетчерская служба, являющаяся ядром этой системы и организатором взаимодействия всех входящих в неё (систему) ДДС в дальнейшем после перехода на единый телефонный номер «112» должна именоваться как ЕДДС-112.

Не вызывает сомнений, что соблюдение норм реагирования и требуемой эффективности в муниципальных образованиях достигается при условии автоматизации ОСОДУ охватывая входящие в её состав пункт управления ЕДДС-112 и взаимодействующие с ним пункты управления ведомственных служб экстренного реагирования ДДС, а также ДДС объектов жизнеобеспечения.

Для вызова соответствующих служб по единому телефонному номеру «112» (в том числе с использованием средств мобильной связи) и обеспечения эффективного реагирования на происшествие (например, дорожно-транспортное происшествие - ДТП) необходимо создать систему оперативной связи, позволяющую в любом случае без промедления передать экстренный вызов в ЕДДС-112, в зоне ответственности*) которой произошло происшествие.

Обязательным условием для организации оперативного реагирования экстренных служб на происшествия и чрезвычайные ситуации является информация о месте происшествия и объективные данные об обстановке в зоне происшествия. Выполнению первого условия должна способствовать реализация решений, согласно которым сообщения источников автоматически сопровождаются информацией о месте нахождения позвонившего. Для этого необходимо обеспечить использование технических возможностей действующей сети (в том числе мобильной связи) по определению местоположения источника речевого сигнала, либо специально предусматриваемого в мобильном телефоне источника формализованного SMS-сообщения. Для выполнения второго условия необходима разведка зоны происшествия, которая осуществляется спасательными силами, первыми прибывшими в эту зону.

2.2.  Формирование ЕДДС-112 должно начинаться с выбора и установления зоны ответственности этой ЕДДС. В связи с этим все происшествия в данной территориальной зоне, включая чрезвычайные, являются предметом внимания и забот сформированной ЕДДС. Указанная зона может включать в себя несколько муниципальных образований. Поэтому определение её границ входит в компетенцию субъекта. Методика выбора зон ответственности отрабатывается на пилотных проектах и используется на последующих этапах внедрения и совершенствования Систем-112.

Выделение зоны ответственности ЕДДС-112, выходящей за границы территории муниципального образования приведет к необходимости разрешения ряда проблем, связанных со следующими факторами.

Несовпадение зон ответственности ЕДДС с зонами действующих служб 01, 02, 03, 04 и т. д.

Снижение заинтересованности и ответственности местной администрации в формировании и оснащении своих сил.

Одна ЕДДС для нескольких муниципальных образований потребует:

создание межмуниципальных сил;

использование муниципальных сил в межмуниципальных интересах;

долевое участие муниципальных образований в создании межмуниципальных сил безопасности;

необходимость организации взаимодействия нескольких муниципальных КЧСиПБ или необходимость создания межмуниципальной КЧСиПБ.

Учитывая, что зона ответственности ЕДДС может охватывать несколько зон ответственности 01, несколько зон 02, несколько зон 03, и т. д. необходимо обязать руководство дежурных сил постоянной готовности этих зон принимать к исполнению исходящие от ЕДДС задачи, связанные с экстренным реагированием на возникающие опасности.

2.3.  Предварительная проработка и анализ вопросов создания Системы-112 показали, что предпочтительней всего начинать формирование ЕДДС-112 и соответственно Системы-112 с наиболее крупных муниципальных образований (городских округах и муниципальных районах). При этом необходимо предусматривать и поощрять передачу им задач по обслуживанию ближайших городских и сельских поселений по соответствующим договорам (соглашениям). При этом, данным ЕДДС-112 ставятся задачи по обслуживанию ближайших городских и сельских поселений (по соответствующим соглашениям).

2.4.  Для организации и внедрения в субъекте РФ Систем-112 необходимо подготовить и издать постановление администрации субъекта РФ об организации и внедрении Систем-112 на административной территории субъекта РФ. Этим постановлением определяются общее число Систем-112 в субъекте и их зоны ответственности, порядок формирования и финансирования указанных систем, а также программа работ по их дальнейшему развитию и автоматизации.

Если зона ответственности совпадает с административными границами муниципального образования, то ЕДДС-112 и подведомственная этой службе ОСОДУ (система-112) должны создаваться постановлениями администраций соответствующих муниципальных образований.

2.5.  Для формирования и постановки ЕДДС - 112 на дежурство в муниципальном образовании необходимо подготовить и ввести в действие следующие документы:

·  постановление администрации муниципального образования;

·  положение о ЕДДС-112 муниципального образования;

·  двусторонние соглашения об обмене информацией между ЕДДС-112 и действующими в муниципальном образовании ведомственными дежурно-диспетчерскими службами (ДДС);

·  дополнения и изменения в действующие инструкции ДДС (в части их взаимодействия с ЕДДС);

·  положение об ОСОДУ муниципального образования;

·  планы действий ЕДДС-112 при угрозе или возникновении ЧС;

·  другие документы, определяющие особенности функционирования ЕДДС-112 на конкретных территориях.

2.6.  ЕДДС должны формироваться с соблюдением следующих принципов:

Каждая ЕДДС-112 должна взаимодействовать со всеми другими ведомственными ДДС на территории муниципального образования в рамках ОСОДУ (Системы-112) на основе утверждённых регламентов взаимодействия и соглашений об обмене информацией.

На ЕДДС-112 должны также замыкаться дежурные службы поисково-спасательных подразделений, пункты связи пожарных отрядов и частей, а также диспетчерские службы потенциально-опасных объектов, объектов жизнеобеспечения населения и мест массового скопления людей, находящихся на подотчётной территории.

2.7.  Основу организационного построения Системы-112 должны составлять муниципальные дежурно-диспетчерские службы (ДДС) экстренного реагирования, в том числе:

-  ЕДДС-112, организующая взаимодействие всех служб экстренного реагирования на происшествия в Системе-112. Выполняет функции службы пожарной охраны и ведущей службы реагирования на чрезвычайные ситуации;

-  дежурная часть органа внутренних дел;

-  диспетчерская станции скорой медицинской помощи;

-  аварийная служба жилищно-коммунального хозяйства;

-  аварийная газовая служба;

-  дежурная служба «Антитеррор»

2.8.  ЕДДС-112 в составе Системы-112 должна решать следующие основные задачи:

приём по единому общеевропейскому телефонному номеру экстренной помощи «112» сообщений о происшествиях от населения и организаций, их анализ и передача по принадлежности во взаимодействующие дежурно-диспетчерские службы (ДДС);

определение масштабов происходящих событий по данным, полученным от аварийно-спасательных сил, действующих в зоне происшествия. В случае, если происшествие соответствует критериям ЧС, то оповещается руководство администрации муниципального образования и производятся действия по плану ЧС.

определение требуемого расчета сил и средств для оперативного реагирования на принятые сообщения о происшествиях, об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации. Постановка задач силам ведомственных ДДС и организация их взаимодействия в зоне происшедшего события;

оповещение администрации, населения и организаций об угрозах или возникновении крупномасштабных происшествий;

прием от взаимодействующих ДДС информации о принятых мерах по поступившему сообщению и контроль выполнения ими задач;

оказание справочно-консультативной помощи населению и организациям по вопросам безопасности жизнедеятельности. Предоставление соответствующих справок и информации населению и организациям о происшедшем событии.

2.9.  Типовые образцы основных документов необходимых для развертывания и функционирования ЕДДС-112 приведены в разделах 6-11.

В комплект организационно-распорядительных документов по организации ЕДДС-112 входят также документы на выделение помещений для работы персонала ЕДДС-112 и документы на их оснащение необходимыми средствами для решения поставленных задач. Оснащение выделенных помещений, предназначаемых для пунктов управления ЕДДС-112, рекомендуется производить унифицированными комплексами средств, принятыми в МЧС России на снабжение, по заявкам административных органов соответствующих территорий.

Для обеспечения эффективного функционирования ЕДДС-112 представляется целесообразным заблаговременно определить перечень взаимодействующих ДДС (включая ПОО и КВО) и подлежащих включению в Систему-112, провести уточнение группировки сил и средств постоянной готовности по муниципальному образованию в целом, определить и согласовать основные мероприятия экстренного реагирования, организация выполнения которых возлагается на ЕДДС-112.

2.10.  В настоящее время во всех субъектах РФ организуются мероприятия по переходу на единый общеевропейский телефонный номер «112» с одновременным созданием ЕДДС-112. Это, однако, не отменяет существующей до появления в муниципальных образованиях ЕДДС-112 возможности передачи населением сообщений о происшествиях по телефонам «01», «02», «03», «04» и другим номерам.

Вполне очевидно, что внедрение единого телефонного номера должно сопровождаться улучшением обслуживания населения. В противном случае службы 01, 02, 03, и 04 сохранят свой прежний трафик, а служба 112 замкнет на себя несвойственный для ранее действующих служб поток бытовых происшествий, например по проблемам ЖКХ. В результате в повестку дня ставится задача: найти и реализовать такую технологию обслуживания, благодаря которой служба 112 качественно превзойдет ранее действующие службы. Естественно решение этой задачи лежит в области целесообразной организации взаимодействия ведомственных сил. Необходимую организацию такого взаимодействия следует определить практически из анализа результатов функционирования пилотных систем-112 (начального этапа их создания). Отсюда следует методическая рекомендация для начального этапа: создание пробных вариантов систем-112 с целью поиска и отработки удачной организации совместной деятельности спасательных сил. То есть создание и совершенствование системы должно производиться поэтапно по мере её практической обкатки, принятия и распространения в территориальных образованиях успешного опыта и закрепления его в утвержденных методических рекомендациях МЧС России. Необходимо начинать с создания ЕДДС-112 сокращенного состава, а затем с накоплением опыта планомерно наращивать её. Это позволит экономически целесообразно (рационально) финансировать Проблему-112.

2.11.  После опытной эксплуатации и автономного функционирования Системы-112 должны включаться в состав АИУС РСЧС в специально установленном министерством порядке, что должно предоставить территориальной администрации (в частности муниципальному образованию) своевременную помощь, эшелонированную по административно-территориальным уровням, в том числе с использованием страховых фондов и резервов регионального и более высоких уровней

В дальнейшем с появлением материальных возможностей зоны ответственности ЕДДС-112 могут быть сокращены одновременно с формированием новых ЕДДС и реорганизации ранее созданных служб. Это целесообразно учитывать при выборе организационных и технических решений при формировании и техническом обеспечении вновь формируемых ЕДДС.

2.12.  Одним из основных требований к построению Систем-112 должно быть техническое оснащение диспетчерских центров местных Систем-112. Данное оснащение должно быть унифицированным и типизировано. Специализацию применяемых средств, вызванную местными укладами жизни и общей численностью населения в зоне обслуживания указанной Системы, целесообразно производить наращиванием и настройкой оборудования с минимизацией доли специфических средств. Для этого необходимо разработать и принять к строгой реализации типовые комплектации диспетчерских центров. Одновременно должен быть определен типовой штат для формирования диспетчерских центров, а также порядок подготовки персонала и его аттестации.

2.13.  В целом для обеспечения создания территориальных Систем-112 необходимо определить:

-  места расположения диспетчерских центров «112» (ЕДДС-112), выделение и подготовка помещений для них. Назначение (определение) зоны ответственности;

-  перечень и требования к содержанию организационно-распорядительных документов, необходимых для создания Системы-112;

-  перечень документации по обеспечению функционирования Системы-112;

-  перечень (план) работ, выполняемых в ходе создания Системы-112;

-  объемы и порядок финансирования работ по созданию Системы-112, а также порядок финансирования служебной деятельности ЕДДС;

-  штатный состав ЕДДС (включая численность диспетчерского персонала) порядок подготовки и комплектования штатов;

-  организацию аттестования персонала и порядок интегрирования в состав РСЧС;

-  перечень служб, с которыми ЕДДС взаимодействует и требования по организации указанного взаимодействия;

-  состав непосредственно подчиненных ЕДДС сил и средств;

-  состав оперативно подчиненных ведомственных сил

-  перечень потенциально опасных и критически важных объектов, находящихся в зоне ответственности ЕДДС и под её контролем;

-  задачи, стоящие перед ЕДДС, область компетенции и организационной технологии функционирования;

-  табель оснащения;

-  порядок и сроки технического оснащения;

-  нормативы деятельности служб Системы-112;

-  нормативы деятельности ЕДДС, а также нормативы экстренного реагирования и оповещения;

-  порядок постановки Систем-112 в штатную эксплуатацию (отдельно в автономном режиме и в составе АИУС РСЧС).

2.14.  Одной из задач при создании информационной системы является маршрутизация сообщений, передаваемых по номеру «112». Под маршрутизацией сигнала, передаваемого по номеру «112», понимается установление порядка доведения вызова от источника до ЕДДС-112, в зоне ответственности которой находится источник. Поэтому после определения зоны ответственности ЕДДС-112 необходимо заключить контракт (соглашение) с местным оператором связи для производства соответствующих работ по выполнению указанного условия (требования).

2.15.  Модель функционирования ЕДДС-112 должна базироваться на специально создаваемые в муниципальных образованиях комплексные системы оценки обстановки и реагирования на чрезвычайные ситуации.

Модель функционирования и задачи должностных лиц ЕДДС-112 должны разрабатываться с учетом следующих положений:

ЕДДС-112 в зависимости от обстановки на подведомственной территории могут находиться в двух состояниях функционирования:

–  деятельность при отсутствии ЧС и угрозы их возникновения на подведомственной территории. В этом случае органы управления и силы Системы-112 находятся в состоянии повседневной деятельности и обеспечивают реагирование на сложившийся в зоне ответственности поток маломасштабных происшествий;

–  деятельность при угрозах или фактах ЧС.

В период перехода из первого состояния во второе основную роль выполняют ЕДДС-112. Указанные ЕДДС, являясь одним из источников первичной информации о возникновении ЧС или их угроз, организуют и осуществляют экстренное реагирование дежурными силами на возникшую ситуацию и обеспечивают производство первоочередных (неотложных) работ, а также первичную оценку масштабов выявленного события и зоны бедствия.

Поэтому в модели функционирования ЕДДС-112 должны реализовываться два вида управления: повседневное управление и оперативное управление. Последнее состоит из экстренного реагирования при обнаружении угроз или фактов ЧС.

2.16.  Перечень основных мероприятий, проводимых органами управления РСЧС в различных видах управления, должен соответствовать перечню, изложенному в Положении о РСЧС (пункт 28).

При разработке модели функционирования ЕДДС-112 необходимо учитывать, что ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством КЧСиПБ соответствующего уровня.

2.17.  Полномочия ЕДДС-112 по деятельности, связанной с угрозой или фактом конкретной ЧС, прекращаются с началом работы муниципальной Комиссии по этой чрезвычайной ситуации, т. к. пунктом 30 Положения о РСЧС предусмотрено:

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методические рекомендации по организации и внедрению Системы 112 на базе единых дежурно-диспетчерских служб icon Учебно-методическое пособие руководителям единых дежурно-диспетчерских...
Руководителям единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Ставропольского края по организации и внедрению системы-112...
Методические рекомендации по организации и внедрению Системы 112 на базе единых дежурно-диспетчерских служб icon Программа повышения квалификации подготовка персонала дежурно-диспетчерских...
Программа предназначена для подготовки персонала дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных и аварийных служб (далее ддс),...
Методические рекомендации по организации и внедрению Системы 112 на базе единых дежурно-диспетчерских служб icon Техническое задание Выполнение работ по дооснащению единых дежурно-диспетчерских...
Выполнение работ по дооснащению единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Нижегородской области и ведомственных...
Методические рекомендации по организации и внедрению Системы 112 на базе единых дежурно-диспетчерских служб icon Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый...
Проект локальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения в 6-ти километровой зоне и работников Филиала...
Методические рекомендации по организации и внедрению Системы 112 на базе единых дежурно-диспетчерских служб icon Технический проект Система обеспечения вызова экстренных оперативных...
Начальник государственного казенного учреждения «протовопожарная и аварийно-спасательная служба Ставропольского края»
Методические рекомендации по организации и внедрению Системы 112 на базе единых дежурно-диспетчерских служб icon Техническое задание
«112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Краснодарского края переданной конечному пользователю...
Методические рекомендации по организации и внедрению Системы 112 на базе единых дежурно-диспетчерских служб icon Пояснительная записка утверждаю начальник государственного казенного...
Филиала ОАО «РусГидро»-«Саяно-Шушенская гэс имени П. С. Непорожнего» Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб через...
Методические рекомендации по организации и внедрению Системы 112 на базе единых дежурно-диспетчерских служб icon Техническое задание на выполнение работ по теме: Создание, включая...
Создание, включая проектирование автоматизированных центров контроля и надзора на транспорте (на базе существующих дежурно-диспетчерских...
Методические рекомендации по организации и внедрению Системы 112 на базе единых дежурно-диспетчерских служб icon Методические рекомендации разработаны на основе опыта создания единых...
Лактюшиным О. В. и майором Ефремовым В. Ю. под руководством заместителя начальника Уральского регионального центра мчс россии (по...
Методические рекомендации по организации и внедрению Системы 112 на базе единых дежурно-диспетчерских служб icon Республика Бурятия Администрация муниципального образования «Город...
В целях приведение нормативной базы в соответствие предъявляемым требованиям по организации деятельности единых дежурно-диспетчерских...
Методические рекомендации по организации и внедрению Системы 112 на базе единых дежурно-диспетчерских служб icon Администрация города Волгодонска постановление
Единой дежурно-диспетчерской службы города Волгодонска, координации действий дежурных и дежурно-диспетчерских служб, оперативного...
Методические рекомендации по организации и внедрению Системы 112 на базе единых дежурно-диспетчерских служб icon Положение о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования I. Общие положения
Настоящее Положение определяет основные задачи, функции и полномочия единой дежурно-диспетчерской службы (далее еддс) муниципального...
Методические рекомендации по организации и внедрению Системы 112 на базе единых дежурно-диспетчерских служб icon Положение о единой дежурно-диспетчерской службе городского округа Первоуральск
Настоящее Положение определяет основные задачи, функции и полномочия единой дежурно-диспетчерской службы городского округа Первоуральск...
Методические рекомендации по организации и внедрению Системы 112 на базе единых дежурно-диспетчерских служб icon Администрация города Каменск-Шахтинский постановление
Перечень дежурно-диспетчерских служб организаций (объектов), взаимодействующих с единой дежурно-диспетчерской службой города согласно...
Методические рекомендации по организации и внедрению Системы 112 на базе единых дежурно-диспетчерских служб icon Положение о Единой дежурно-диспетчерской службе Теньгушевского муниципального...
Настоящее Положение определяет основные задачи, функции и полномочия Единой дежурно-диспетчерской службы Теньгушевского муниципального...
Методические рекомендации по организации и внедрению Системы 112 на базе единых дежурно-диспетчерских служб icon Положение о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования Московской области
Настоящее Положение определяет основные задачи, функции и полномочия единой дежурно-диспетчерской службы (далее еддс) муниципального...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск