ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Экспертный совет по применению законодательства о рекламе
Экспертный совет по развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении
Экспертный совет по применению антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции
ПРОТОКОЛ № 36
Совместного заседания
«25» сентября 2017 года г. Москва
ПРИСУТСТВОВАЛИ:
Председатель Экспертного совета:
Кашеваров Андрей Борисович – Заместитель руководителя ФАС России;
Заместитель председателя Экспертного совета:
Карташов Николай Николаевич – Начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Члены Экспертных советов:
Члены Экспертного совета по применению законодательства о рекламе:
Абрамов Константин Валерьевич; Василенкова Ирина Ивановна; Граник Вадим Абрамович; Григорьев Дмитрий Андреевич; Грунченко Оксана Михайловна; Желнин Вадим Алексеевич; Иванова Марианна Викторовна; Кучушев Сергей Александрович; Немцева Юлия Анатольевна; Поповичев Алексей Валентинович; Серегин Дмитрий Игоревич; Слепакова Алла Витальевна; Соболев Кирилл Михайлович; Сулденко Вера Владимировна; Черняховский Вячеслав Степанович.
Члены Экспертного совета по развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении:
Голубев Владислав Вячеславович; Колесников Андрей Владимирович; Кулябина Татьяна Владимировна; Нижегородцев Тимофей Витальевич; Сулденко Вера Владимировна; Титова Лилия Викторовна; Тотахеваге Наталья Анатольевна; Шаравская Надежда Александровна.
Члены Экспертного совета по применению антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции
Серегин Дмитрий Игоревич; Павлов Олег Владимирович; Роголева Анна Сергеевна; Склярова Яна Вячеславовна.
Приглашенные:
АО «Акрихин» - Ястребова Мария Николаевна, Колбина Мария Сергеевна Манько Кирилл Сергеевич;
ООО «Рекитт Бенкизер Хэлскэр» - Бармина Ирина Владимировна, Прохорович Елена Адамовна, Пылаева Яна Егеньевна, Бондаренко Маргарита Наилевна, Казиханова Саида Аминовна, Трусова Елена Александровна, Орешин Евгений Игоревич, Шурмина Ирина Александровна;
ПАО «Отисифарма» - Анкинович Ольга Генриховна, Фомичева Светлана Валерьевна, Зайцев Дмитрий Иванович;
ООО «Берлин-Хеми/А. Менарини» - Шипков Олег Владимирович, Котельникова Марина Павловна;
ООО «Джонсон&Джонсон» - Ромадина Анастасия Александровна, Волосов Дмитрий Дмитриевич, Трусова Елена Александровна, Орешин Евгений Игоревич, Шурмина Ирина Александровна;
Представительство компании «Д-р Редди’с Лабораторис» (Индия) в г. Москва - Боева Надежда Юрьевна;
ООО «Эбботт Лэбораториз» - Владмирова Татьяна Витальевна, Тотахеваге Наталья Анатольевна;
ООО ПК «Фарм-про» - Сереброва Вероника Сергеевна;
АО «Фармстандарт» - Зайцев Дмитрий Иванович.
Обсуждается.
I. Реклама лекарственных препаратов
- оценка использования слов «быстро», «долго» (производных от них) для характеристики свойств лекарственных препаратов с точки зрения соответствия критериям достоверности и доказательности и с точки зрения наличия гарантии положительного действия и эффективности лекарственного средства;
- оценка рекламы препаратов «Фастум-гель», «Нурофен для детей», «Амиксин», «Имодиум», «ИРС 19», «Имудон», «Стрепсилс Плюс», «Быструм-гель», «Ибуклин» на наличие в рекламе гарантии положительного действия и эффективности лекарственного средства.
(Кашеваров, Нижегородцев, Василенкова, Титова, Шейкх, Степанова, Иванова, Данилова, Слепакова, Алексеева, Трусова)
1. Заслушали презентацию представителя компаний АО «Химико-Фармацевтический комбинат «АКРИХИН», ООО «Берлин-Хеми/А. Менарни», ООО «Джонсон & Джонсон», Представительство фирмы Д-р Редди’с Лабораторис (индия), ПАО «Отисифарма», ООО «Рекитт Бенкизер» Трусовой Елены, которая обобщила мнение фармацевтических компаний по поводу использования слова «быстро» в рекламе лекарственных препаратов и наличия гарантии положительного действия препаратов в связи с таким использованием.
Трусова Елена во время выступления утверждала, что в случае, когда в рекламе происходит цитирование инструкции, научной публикации или иного источника, подтвержденного объективными исследованиями, использование слова «быстро» в рекламе будет соответствовать принципам доказательной медицины и такое использование слова, по мнению Представителя компаний, будет допустимо и достоверно, а также указала на то, что слово «быстро» само по себе не может являться гарантией и необходимо смотреть на глаголы, используемые в рекламе, и делать выводы относительно наличия гарантии в рекламе не только по слову «быстро», но и исходя из оценки рекламного послания в целом. Кроме того, Представитель фармацевтических компаний полагает, что запрет на использование слова «быстро» в рекламе лекарственных средств может негативно сказаться на фармацевтической отрасли.
2. Представитель Ассоциации международных фармпроизводителей Ирина Шейкх и представитель АО «Нижфарм» Анастасия Степанова проинформировали Экспертные советы о подготовке представителями фармацевтической индустрии аналитического отчета с рекомендациями по возможности применения слова «быстро» и о желании вынести их на обсуждение в ФАС России с проведением круглого стола.
3. Заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров поддержал инициативу Ассоциации международных фармпроизводителей и указал на необходимость выработать общие стандарты использования слов «быстро» и «долго» в рекламе лекарственных препаратов, которым должны следовать сообщество фармацевтической индустрии и рекламной отрасли, но при этом не создавать впечатление о гарантии излечения.
4. Начальник Управления контроля социальной сферы и торговли Тимофей Нижегородцев обратил внимание экспертов на социальную ответственность фармацевтических компаний при рекламировании лекарственных препаратов и социальную значимость вопроса использования слова «быстро» в рекламе данных товаров, в частности указал: «что есть такие состояния, которые схожи с развитием тяжелых клинических случаев, как, например, острая боль за грудиной – частый синдром инфаркта миокарда. Человек без медицинского образования не может самостоятельно идентифицировать свое состояние и понять, достаточно ли самостоятельно принять лекарство или необходимо срочно обратиться к врачу» и указал на необходимость:
- проработать совместно с Минздравом России вопрос, в каких случаях, при каких обстоятельствах, для каких лекарственных препаратов недопустимо использование в рекламе слова «быстро»;
- провести анализ инструкций по медицинскому применению лекарственных препаратов, содержащих слово «быстро», сравнив их между собой в рамках МНН;
- проверить наличие термина «быстро» в зарегистрированных в других странах мира инструкциях препаратов, имеющих в своих инструкциях в России этот термин.
5. Генеральный директор ЗАО «КардиоКлиника» Надежда Алексеева поддержала Тимофея Нижегородцева в вопросе социальной ответственности фармацевтических компаний и проинформировала членов Экспертных советов о том, что кардиологи стали чаще получать пациентов с опозданием, и что такая тенденция связана с рекламой антацидных препаратов на телеканалах, поскольку, как указала Надежда Алексеева, люди не идут к врачу и не вызывают скорую, а начинают принимать препарат и ждать, когда подействует прорекламированное лекарство, и после не успевают приехать к врачу с инфарктом. Как отметила Надежда Алексеева, это та клиническая практика, которую необходимо учитывать.
6. По итогам обсуждения, в ходе дискуссии и последовавшего голосования, члены совместного Экспертного совета, большинством голосов:
1) поддержали инициативу Ассоциации международных фармпроизводителей о разработке для фармацевтической индустрии рекомендаций по вопросу о возможности применения слова «быстро» в рекламе лекарственных препаратов;
2) рекомендовали проработать совместно с Минздравом России вопрос, в каких случаях, при каких обстоятельствах, для каких лекарственных препаратов недопустимо использование в рекламе слова «быстро»;
3) рекомендовали провести анализ инструкций по медицинскому применению лекарственных препаратов, содержащих слово «быстро», сравнив их между собой в рамках МНН;
4) рекомендовали проверить наличие термина «быстро» в зарегистрированных в других странах мира инструкциях препаратов, имеющих в своих инструкциях в России этот термин.
5) признали отсутствие в рекламе лекарственных препаратов «Фастум-гель», «Нурофен для детей», «Амиксин», «Имодиум», «ИРС 19», «Имудон» гарантии положительного действия и эффективности лекарственного средства;
6) признали наличие в рекламе лекарственных препаратов «Стрепсилс Плюс», «Быструм-гель», «Ибуклин» гарантии положительного действия и эффективности лекарственного средства.
Сотрудники ФАС России по пунктам «5» и «6» в голосовании участия не принимали.
II. Указание на сокращение длительности лечения в результате приема лекарственного препарата в рекламе препаратов «ИРС 19» и «Имудон»
- допустимо ли указание на сокращение длительности лечения заболевания (его симптомов) в связи с применением конкретного лекарственного препарата?
- соответствует ли критериям достоверности и доказательности такое указание?
Члены Экспертных советов рекомендовали ФАС России сделать заключение по указанным вопросам непосредственно при рассмотрении дела.
III. Реклама сериала «Ольга»
(Василенкова, Грунченко, Граник, Слепакова)
Рассмотрев рекламу сериала «Ольга» с утверждением «Дождались Вашу мать», члены Экспертных советов единогласно пришли к заключению об отсутствии в данной рекламе брани, нецензурных выражений, ненормативной лексики, оскорбительных и непристойных образов, выражений.
IV. Наличие признаков смешения между упаковками батончиков «Феррогематоген» (производитель АО «Фармстандарт») и «Ferrum Гематоген» (ООО ПК «Фарм-про»)
(Кашеваров, Поповичев, Орлов, Грунченко, Рогалева, Серегин)
1. В ходе обсуждения данного вопроса экспертам были продемонстрированы образцы продуктов АО «Фармстандарт» (далее — Заявитель) и ООО ПК «Фарм-про» (далее — Общество).
Представителем АО «Фармстандарт» было указано, что за последние 10 лет объем продаж батончиков «Феррогематоген» производства Заявителя составил около 232 млн упаковок. При этом Заявителем было отмечено, что продажи батончиков производства АО «Фармстандарт» упали в тех аптечных сетях, где реализуется продукция «Ferrum Гематоген» производства ООО ПК «Фарм-про».
Кроме того, на рекламу батончиков, производства АО «Фармстандарт», было затрачено около 28 млн рублей, преимущественно на рекламу в печатных изданиях.
2. Представителями ООО ПК «Фарм-про» было указано, что наиболее важной для потребителя гематогена будет являться категория цены. Падение продаж батончиков Заявителя обусловлено тем, что цена гематогена производства АО «Фармстандарт» на 40% выше чем у продукции Общества.
Более того, по мнению Общества, если состав продуктов одинаков или схожи другие элементы, то потребитель купит более дешевый.
Представитель ООО ПК «Фарм-про» также сообщил о прекращении производства батончиков гематогена до принятия Федеральной службой по интеллектуальной собственности решения о регистрации товарных знаков Общества или же об отказе в таковой.
3. Экспертами было учтено, что обозначение «Феррогематоген» зарегистрировано в качестве товарного знака, а также приобрело различительную способность вследствие реализации батончиков Заявителя на протяжении длительного времени.
4. По итогам обсуждения в ходе голосования участники Экспертного совета большинством голосов пришли к выводу о наличии признаков нарушения в действиях ООО ПК «Фарм-про». Сотрудники ФАС России в голосовании участия не принимали.
А.Б. Кашеваров
|