Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 396 «Семицветик»
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ – детский сад № 396 «Семицветик»
___________ О. Н. Мочалова
«29» августа 2014г.
|
Принято
на Педагогическом совете
протокол №1
от «29» августа 2014г
Рабочая программа по воспитанию и развитию детей 5–6 лет
на образовательный период 2014–2015 гг.
Составитель:
Воспитатель Качилова О.Н.
Воспитатель Павлючкова Т.В.
Согласовано:
на заседании Родительского комитета
МБДОУ – детский сад № 396 «Семицветик»
протокол № 1
от 29.08.2014г
Екатеринбург, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка ……………………………………………………………………………………………………………………….
|
3
|
1.1. Возрастные особенности детей 5–6 лет ………………………………………………………………………………………………..
|
5
|
2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении ………………………………………………………………..
|
11
|
2. 1. Ежедневная организация жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности ………………………………………………………………………………………………………………………………….
|
11
|
2.2. Проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями ………………………………………………………………………………………...
|
15
|
2.2.3. Организация предметно-развивающей среды ……………………………………………………………………………………
|
20
|
2.2.4. Взаимодействие с родителями …………………………………………………………………………………………………….
|
22
|
3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей …………………………………….
|
26
|
3. 1. Интеграция с другими образовательными областями ………………………………………………………………………………..
|
26
|
3. 2. Примерное комплекcно-тематическое планирование на 2013–2014 образовательный период …………………………………...
|
30
|
3. 3. Перспективное комплексно-тематическое планирование на 2013–2014 образовательный период ………………………………
|
32
|
4. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы …………………………………………..
|
135
|
5. Литература …………………………………………………………………………………………………………………………………….
|
147
|
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа старшего дошкольного возраста разрпаботана на основе Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общественных ценностей, а также способностей и компетенций.
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Закон РФ «Об образовании».
Конвенция ООН о правах ребенка.
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
Устав МБДОУ № 396.
СанПиН.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Старший дошкольный возраст очень важен в жизни ребенка. Потенциал дошколят растет и приобретает новые формы, желание познавать совпадает с интеллектуальными возможностями, что означает благоприятное время для развития и подготовки детей к школьному обучению. Учитывая положения Конвенции ООН о правах ребенка, ориентируясь на государственные стандарты и Программу воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», СанПин 2.4.12660-10, Закон РФ «Об образовании», основной целью воспитания и развития детей является обеспечение воспитания, обучения и оздоровления детей с учетом возраста и индивидуальных особенностей, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Рабочая программа направлена на охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое) развитие.
Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:
охрана жизни и здоровья детей;
создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
уважительное отношение к результатам детского творчества;
единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависит уровень общего развития, которого достигает ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка
Для достижения данных задач программа составлена по образовательным областям: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Безопасность», «Труд».
Рабочая программа по физическому воспитанию не является статичной по своему характеру. Содержание может меняться в зависимости от потребностей и возможностей воспитанников. Выбор методов и приемов определяется целями и задачами конкретного занятия, зависит от усвоения детьми программного материала, погодных условий, количества детей в группе.
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГТ к структуру основной общеобразовательной программы ДО. Рабочая программа не является статичной по своему характеру и может меняться в зависимость от количества детей, степени усвояемости детьми нового материала, желания детей. Продолжительность непосредственно образовательной деятельности не более 45 мин в первую половину дня и 20-25 минут после сна.
1.1. Возрастные особенности детей 5–6 лет
Направление развития
|
Особенности развития
|
Возрастные особенности детей дошкольного возраста
|
Физическое развитие и здоровье
|
Более совершенной становится крупная моторика. Ребенок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются отличия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков – более порывистые, у девочек – мягкие, плавные, уравновешенные), общей конфигурации тела в зависимости от пола ребенка. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Посредством целенаправленной и систематической двигательной активности укрепляются мышцы и связки. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребенком небольших по величине усилий на протяжении достаточно длительного времени). Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребенка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые дети могут обращаться со шнурками – продевать их в ботинок и завязывать бантиком.
|
Познавательно-речевое
|
Дети шестого года могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку 7-10 тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложечек разного размера. Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве. Если предложить ему простой план комнаты, то он сможет показать кроватку, на которой спит. Освоение времени все еще не совершенно. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым (отобрать несколько фигур определенной формы и цвета, отыскать на картинке изображение предметов и заштриховать их определенным образом).
Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания детьми уже могут использоваться несложные приемы и средства (в качестве «подсказки» могут выступать карточки или рисунки).
В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи и отношения. Например, прежде чем управлять машинкой с помощью пульта, ребёнок, первоначально пробуя, устанавливает связь движений машинки с манипуляциями рычагами на пульте. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, в которых связи, существенные для решения задачи, можно обнаружить без практических проб, ребёнок нередко может решать в уме.
Возраст 5–6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения – создание и воплощение замысла – начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.
На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.).
Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими название профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка. Способны к звуковому анализу простых трехзвуковых слов.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью. В описательном и повествовательном монологе способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.
Круг чтения ребенка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно «чтение с продолжением». Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается еще и автор, история создания произведения. Практика «анализа» текстов, работа с иллюстрациями способствует углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.
|
Социально-личностное
|
Ребенок 5–6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане).
В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения – формируется возможность саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т.п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т.д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями. В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего, в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем. Эти представления пока существуют как образы реальных людей или сказочных персонажей («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду как принцесса» и т.д.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, оценки и мнение товарищей становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребенка в игре («с ним интересно играть» и т.п.) или его положительными качествами («она хорошая», «он не дерется» и пр.).
В 5-6 лет у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на формирование ее отдельных сторон уже гораздо менее эффективны. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения). Дети оценивают свои поступки в соответствии с гендерной принадлежностью, прогнозируют возможные варианты разрешения различных ситуаций общения с детьми своего и противоположного пола, осознают необходимость и целесообразность выполнения правил поведения во взаимоотношениях с детьми разного пола, замечают проявления женских и мужских качеств в поведении окружающих взрослых, ориентируются на социально одобряемые образцы женских и мужских проявлений людей, литературных героев и с удовольствием принимают роли достойных мужчин и женщин в игровой, театрализованной и др. видах деятельности. При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки – на такие, как сила, способность заступиться за другого. При этом, если мальчики обладают ярко выраженными женскими качествами, то они отвергаются «мальчишеским» обществом, девочки же принимают в свою компанию таких мальчиков. В 5-6 лет дети имеют представление о внешней и внутренней красоте мужчин и женщин. Устанавливают связи между профессиями мужчин и женщин и их полом.
Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно, в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга – указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнеру свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила.
При распределении детьми ролей для игры в этом возрасте можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование своих действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает еще по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются «Сцена» и «Гримерная»). Игровые действия становятся разнообразными.
Вне игры общение детей становится менее ситуативными. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т.д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5–6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребенок становится способным встать на позицию другого). Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдаленные последствия действий и поступков собственных и других людей. Трудовая деятельность. В старшем дошкольном возрасте (5–6 и 6–7 лет) активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности (при условии сформированности всех других компонентов детского труда). Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда. В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.
|
Художественно-эстетическое
|
Музыкально-художественная деятельность. В старшем дошкольном возрасте происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей: формируются начальные представления о видах и жанрах музыки, устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности, используемыми композиторами, формулируются эстетические оценки и суждения, обосновываются музыкальные предпочтения, проявляется некоторая эстетическая избирательность. При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).
В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, темных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети в состоянии лепить из целого куска глины, моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат в несколько треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники. Создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. У них формируются обобщенные способы действий и обобщенные представления о конструируемых ими объектах.
|
Индивидуальные особенности детей старшей группы
В группе 24 ребенка, из них 8 мальчиков и 16 девочек.
Список детей старшей группы
1
|
Ананьина Полина
|
2
|
Верещак Соня
|
3
|
Гемияров Максим
|
4
|
Гимадеев Игорь
|
5
|
Густомесов Денис
|
6
|
Колебаева Ксения
|
7
|
Конева Дарья
|
8
|
Корейша Сергей
|
9
|
Лавелина Лиза
|
10
|
Лобанова Даша
|
11
|
Мельников Владислав
|
12
|
Мухина Маша
|
13
|
Полторацкая Валя
|
14
|
Романов Саша
|
15
|
Сафарова Кира
|
16
|
Сафронова Олеся
|
17
|
Тихонова Дарья
|
18
|
Убайдуллаев Исмоил
|
19
|
Фадейкин Аркадий
|
20
|
Федорина Вика
|
21
|
Хохолкова Катя
|
22
|
Шанцева Настя
|
23
|
Шилякина Мария
|
24
|
Яхина Мария
|
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
2. 1. Ежедневная организация жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных
и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая
личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению образовательной программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения образовательной программы и решения конкретных образовательных задач. Проведение занятий как основной формы организации учебной деятельности детей (учебной модели организации образовательного процесса) предусмотрено в старшем дошкольном возрасте. В плане непосредственной образовательной деятельности выделены следующие части: обязательная часть и часть, формируемая ДОУ с соблюдением принципов дифференциации и вариативности. Вариативная часть обеспечивает выполнение обязательной части общеобразовательной программы дошкольного образования и реализуется через обязательные занятия. часть ДОУ направлена на проведение занятий по дополнительному образованию. В план включены четыре направления, обеспечивающие познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей. Каждому направлению соответствуют определённые образовательные области:
познавательно-речевое направление – «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»;
социально-личностное направление – «Социализация», «Труд», «Безопасность»;
художественно-эстетическое направление – «Художественное творчество», «Музыка»;
физическое направление – «Физическая культура», «Здоровье».
Реализация плана предполагает обязательный учёт принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Режим дня в старшей группе «Непоседы»
Время
|
Режимные моменты
|
Содержание
|
7.30–8.10
|
«Мы рады видеть вас! Играем вместе!»
|
Прием детей, беседы с родителями. Индивидуальная работа с детьми, самостоятельная игровая деятельность детей.
|
8.05–8.15
|
«На зарядку, как зайчата, по утрам бегут ребята!»
|
Утренняя гимнастика
|
8.15–9.00
|
«Приятного аппетита!»
|
Подготовка к завтраку, завтрак: обучение правильно держать столовые приборы, обучение культуре еды, подготовка к образовательной деятельности
|
9.00–9.20
9.45–10.10
|
Мир познания
|
Непосредственно образовательная деятельность
|
10.10–10.20
|
«Витаминная минутка»
|
Второй завтрак
|
10.20–10.50
|
«Играем вместе»
|
Самостоятельная игровая деятельность детей
|
10.50–12.20
|
«Гулять, гулять, гулять!»
|
Подготовка к прогулке, прогулка
|
12.20–13.00
|
«Приятного аппетита!»
|
Подготовка к обеду, обед
|
13.00–15.00
|
«Это время тишины, все мы крепко спать должны»
|
Дневной сон
|
15.00–15.10
|
«Просыпаемся!»
|
Ленивая, корригирующая гимнастика
|
15.10–15.40
|
Время игр
|
Индивидуальная работа, самостоятельная игровая деятельность детей, совместная игровая деятельность педагога с детьми
|
15.40–16.00
|
«Приятного аппетита!»
|
Подготовка к полднику, полдник
|
16.00–16.25
|
Мир познания
|
Непосредственно образовательная деятельность
|
16.25–16.50
|
Время игр
|
Самостоятельная игровая деятельность детей, индивидуальна работа, чтение художественной литературы
|
16.50–18.00
|
«Ну, а вечером опять мы отправимся гулять!»
«До свидания!»
|
Подготовка к прогулке, прогулка, беседы с родителями
|
|