Краевое государственное казенное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом 23»
Анализ работы детского дома за 2014-2015 учебный год
Воспитательно-образовательный процесс в 2014-2015 учебном году в детском доме строился на основе утверждённого годового плана работы, включающий в себя конкретные задачи:
1.Создание в детском доме здоровой социально - педагогической среды, обеспечивающей:
- условия жизнедеятельности воспитанников, приближенные к домашним, семейным;
- поиск форм семейного устройства воспитанников к жизни и деятельности взрослых в детском доме;
- расширение образовательного пространства (учебного, досугового, реабилитационного, производственного) для обеспечения успешного взаимодействия воспитанников с различными социальными институтами;
- возможность получения опыта само обеспечения за счет своего труда;
- профессиональное самоопределение выпускников;
- психолого - педагогическую поддержку воспитанников;
- укрепление и сохранение психофизического здоровья воспитанников;
2. Реализация программы социального воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Путь к успеху» - дифферцированно по возрастам в соответствии с планом по основным модулям: «Человек», «Здоровье», «Окружающий мир», «Семья», «Труд», «Государство».
3. Внедрение инновационных образовательных и воспитательных технологий и принципов организации образовательного процесса в учреждении.
4. Обеспечение качества подготовки воспитанников к самостоятельной жизни.
5. Внедрение системы мониторинга готовности воспитанников к самостоятельной жизни.
6. Повышение эффективности и совершенствования системы управления образовательным процессом в учреждении.
Перед педагогическим коллективом были поставлены цель:
Создание условий для формирования социальной компетентности воспитанников при подготовке их к самостоятельной жизни.
Основные направления работы:
1. Укрепление и дальнейшее развитие материально-технической базы учреждения. Создание условий для деятельности коллектива детского дома и жизнедеятельности воспитанников,
2. Развитие педагогического коллектива: развитие творческой активности педагогов и дальнейшее развитие коллектива как единой профессиональной команды.
3. Совершенствование методической работы: повышение профессиональной компетентности педагогов и развитие их творческой активности.
4.Совершенствование работы по социальной защите воспитанников в соответствии с действующим законодательством; защита жилищных материальных имущественных и личных прав воспитанников. Дальнейшее сопровождение выпускников.
5. Совершенствование образовательно-воспитательного процесса. Организация сопровождение развития воспитанников. Дальнейшее развитие детского коллектива.
6. Организация лечебно-профилактической работы: поддержание лечебно - профилактической работы: поддержание в детском доме здоровье сберегающей среды, проведение реабилитационной, лечебно – профилактической работы.
Ожидаемый результат:
Гуманная и толерантная личность, (умеющая поддерживать) креативная, готовая жить в новом экономическом обществе в условиях глобализации, готовая создать собственную семью, детей.
1. Анализ кадрового состава.
На конец мая 2015 года в детском доме работает 56 сотрудника, из них 5 совместителя. Педагогический персонал составляет 18 человек, медперсонал- 5 человек, технический персонал- 8 человек, другие работники - 13.
О педагогическом составе можно сказать следующее:
Всего 18
Из них: воспитатели 7 человек
специалисты: 7 чел.
- социальный педагог - 4 чел., из них 3 – специалисты служб
- педагог - психолог – 3 чел.,из них 2 – специалисты служб
другие педагогические работники: 4 чел.
- инструктор по труду – 1 чел.
- инструктор по физической культуре – 2 чел
- тьютер - 1 чел.
Половой состав педагогического состава
15 женщин
3 мужчин
Возрастной состав педагогов
20-30 лет __2__ человек
30- 40 лет __7__ человек
40-50 лет __5__ человек
50-60 лет __4_ человек
> 60 лет __0__ человек
Образовательный состав педагогов
Среднее спец. образование __5__ человек
Из них среднее педагогическое __1__ человек
Высшее образование __9__ человек
Из них педагогическое __6__ человек
Получают педагогическое образование 4 человек
Стаж педагогической работы
До 1 года __4__ человек
1-3 года __3__ человек
5-10 лет __2__ человек
10-15 лет __2__ человек
15-20 лет __3__ человек
> 20 лет __4__ человек
Продолжает развиваться система работы с педагогическими кадрами: воспитателям, специалистами. Посещались курсы повышения квалификации, каждый воспитатель работал над темой по самообразованию.
В 2014- 2015 учебном году проучились на курсах – 8 чел.:
ХКИРО – 8 чел., дистанционные курсы – 1 чел.
Также в 2014 – 2015 учебном году:
Обучались на краевых семинарах – 6 чел.
Обучаютсявысших профессиональных учреждениях – 4 чел., получают педагогическое образование в ХПК - 2 чел.
Работа с педагогами направлена на:
- помощь воспитателям в планировании, организации и эффективности воспитательного процесса;
- создание условий для реализации способностей педагогов;
- обобщение педагогического опыта;
- помощь воспитателям в проведении внеурочных мероприятий.
Для обеспечения условий непрерывного совершенствования профессионального мастерства педагогов, для решения поставленных задач было проведено 4 педагогических совета, два из них тематических:«Инновационные воспитательные технологии, способствующие социализации воспитанников»,«Современные подходы к проектированию воспитательного пространства»
В апреле 2015 г. воспитатель Зуев М.А. принимал участие в краевом конкурсе «Воспитатель года».
Аттестация
На установление 1 кв. категории – заявлений не поступало;
Аттестация на соответствие занимаемой должности проведена – 2 чел.
Анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем. В будущем году необходимо сделать акцент на мотивирование педагогов в прохождении аттестации на категорию, создать банк диагностических методов для эффективной диагностики педагогического мастерства.
2. Учебно-воспитательная работа.
В детском доме на конец мая воспитываются 24 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья школьного и дошкольного возраста.
2.1. Образовательный маршрут воспитанников:
11 воспитанников обучаются в МБОУ СОШ № 1 р.п., из них:
4чел. - обучаются по общеобразовательной программе,
2 воспитанников на дому: Надя П, Жанна В.
5 чел. - по программе VII вида;
10 воспитанников обучаются в школе – интернате 8 вида, из них – 3 воспитанника на домашнем обучении (Иван И. - 8 кл., Эдуард С.- 8 кл., Влад С. – 8 кл.)
2 воспитанников обучались в МБОУ НОШ р.п. Переяславка – 1 по общеобразовательной программе, 1 - по программе VII вида;
Выпускники (9 кл.) - 6 чел.
По итогам учебного года абсолютную успеваемость имеют 23 (100%) воспитанников, качественную успеваемость на «4» и «5» имеют 4 (17,3%) воспитанника.
2.1.2. Успеваемость и посещаемость школы
Количество закончивших год на «5» - 1
Количество закончивших год без «3» - 3
Количество закончивших с двумя «3» - 1
Количество н/аттестованных без ув. причины - 0
Количество воспитанников, имеющих «2» - 0
2.1.3. Итоговая аттестация
В 2014 – 2015 учебном году 6 воспитанников – выпускников, окончивших 9 классов, из них:
3 воспитанника – по общеобразовательной программе;
2 воспитанника – по программе VII вида;
1 воспитанник – по программеVIII вида.
К сдаче государственной итоговой аттестации были допущены все, 3 из них «условно»: Вадим Б., Даша И., Галя Д. по математике, не смотря на это, сдача итоговой аттестации прошла успешно.
Результаты ГИА:
Ф.И.О.
|
Математика
|
Русский язык
|
Вадим Б.
|
3
|
3
|
Галя Д.
|
3
|
3
|
Даша И.
|
3
|
3
|
Алена П.
|
3
|
3
|
Надя П.
|
3
|
4
|
В сравнении с 2013 – 2014 учебным годом качество успеваемости ниже на 1,4 %. В 2013 – 2014 уч-ся – 6 уч-ся, окончивших учебный год без «3» (18,7%), 2014 – 2015 году – 4 уч-ся (17,3 %), что обусловлено выбытием из учреждения и передачей под опеку успешных в обучении детей.
Для улучшения успеваемости, налаживания взаимодействия со школой было сделано:
регулярное посещение школ воспитателями, администрацией, специалистами;
проводились ПМПК;
проводились советы профилактики;
регулярно отслеживалась успеваемость, посещаемость школ воспитанниками;
сопровождение воспитанников начальных классов из детского дома до школы;
в апреле проведен совместный проблемный семинар «Трудный ребенок. Проблемы реабилитации и адаптации».
Для организации самостоятельного учебного труда каждого воспитанника, оказания ему индивидуальной помощи в группах проводились самоподготовки. В ее организации и проведении столкнулись с трудностями:
- рациональный порядок выполнения домашних заданий,
- роль и место воспитателя при проведении самоподготовки;
- не качественное выполнение воспитанниками домашнего задания (не в полном объеме, не выполнение устных предметов, выполнение письменных предметов в школе);
- отказ ряда воспитанников выполнять домашние задание;
- слабый контроль со стороны воспитателя за организацией учебного процесса.
2.2. Воспитательная деятельность
Педагогический коллектив детского дома работает в постоянном поиске, обеспечивая создание и использование нового в воспитательном процессе. Именно поисковый характер деятельности педагогов позволяет воспитательную систему в детском доме активизировать целенаправленностью, управляемостью, целостностью и открытостью.
В детском доме реализуются воспитательные (образовательные) программы и программы дополнительного образования. Основной программой работы по социальной адаптации воспитанников школьного возраста является адаптированная программа «Путь к успеху», которая включает в себя следующие модули: «Человек», «Здоровье», «Окружающий мир», «Семья», «Труд», «Государство». Результатом её реализации является готовность воспитанников к самостоятельной жизни через приобретение умений и навыков взаимодействия с различной социальной средой (бытовой, коммуникативной и др.).
Программы дополнительного образования представлены несколькими направлениями:
- физкультурно-спортивное (ОФП);
- художественно-эстетическое («Хореография», «Мастерская чудес», театральная студия «Лицедеи»);
- социально-педагогическое («Милосердие», «ЮИД», «Юный эколог»);
- научно-техническое («Юный информатик», «Фотостудия»).
Модель воспитательного процесса
В детском доме создана система воспитательной работы. Для её эффективности учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребёнка и группы в целом, обеспечивается согласованность плана группы с перспективным планом воспитательной работы детского дома. Воспитанники детского дома проживают в разновозрастных семейных группах. При комплектовании групп учитываются родственные связи детей. Условия проживания детей приближены к домашним.
Воспитательный процесс происходит в следующих видах деятельности:
- в процессе жизнедеятельности групп;
- в учебной деятельности, в системе дополнительного образования,
- в процессе внеучебной деятельности;
- в процессе трудового воспитания.
Воспитательная работа в любом образовательном учреждении является одним из основных направлений педагогической деятельности в системе всестороннего развития личности воспитанника. Исходя из цели и задач, были определены приоритетные направления воспитательной деятельности:
- гражданско-патриотическое;
- спортивно-оздоровительное;
- художественно-эстетическое;
- трудовое;
- познавательно – интеллектуальное;
- духовно – нравственное;
- семейное.
Воспитательная работа включает в себя следующие разделы:
1. Познавательный (беседы, классные часы, экскурсии, встречи с интересными людьми).
2. Игровой (развлекательные, сюжетно-ролевые и деловые игры)
3. Спортивный (занятия в спортивных секциях, соревнования между группами и личное первенство по разным видам спорта, участие в районных и краевых спортивных мероприятиях, спортивные праздники).
4. Творческий (занятия в кружках по интересам, участие в конкурсах различного уровня, театрализованные представления и выездные концертные программы).
5. Трудовой (уроки домоводства, благоустройство территории вокруг здания ОУ, проведение экологических десантов, помощь ветеранам войны и инвалидам, работа в подсобном хозяйстве и приусадебном участке).
6. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание.
Одним из главных показателей эффективности работы воспитателей является уровень воспитанности детей детского дома, который отслеживается в течение всего учебного года с подведением итогов в январе и мае. Это позволяет отслеживать динамику развития каждого ребенка и своевременно проводить коррекционные мероприятия. На конец учебного года из 23 детей, высокий уровень воспитанности имеют 26%, средний 58%, низкий 16%. Результаты мониторинга показали, что в следующем 2014-2015 учебном году необходимо больше внимания уделять развитию у воспитанников таких личностных качеств как вежливость, ответственное отношение к своим обязанностям, ЗОЖ.
Вся воспитательная работа проводилась согласно поставленным задачам по следующим направлениям:
Гражданско – патриотическое.
Воспитанию гражданственности и патриотизма уделялось большое внимание при проведении мероприятий, тематика которых была направлена на то, чтобы закрепить у детей знания о народных традициях, гордость за Родину, победившую в Великой Отечественной Войне, уважение к своей семье и толерантное отношение к окружающим. Неоценимый вклад в процесс воспитания детей чувства восхищения подвигами героев Великой Отечественной Войны внесли:
- праздничные мероприятия, посвященные 4 ноября – День народного единства России;
- акция «Береги природу»;
- участие в краевом смотре – конкурсе среди детских домов и школ – интернат посвященному 70 – летию дню Победы;
- участие в краевом конкурсе чтецов, посвященному 70 - летию Победы.
Были проведены мероприятия связанные с малой родиной. На протяжении всего учебного года проводились различные викторины, конкурсы, театрализованные представления, посвященные родному краю.
Воспитанники детского дома совместно с педагогами стали активными участниками в краевом конкурсе на лучший рисунок и лучшее сочинение на тему «Великая отечественная война и моя семья» и заняли призовое 1 место, так же 1 место занял воспитанник в краевом конкурсе чтецов «Мир памяти, мир сердца, мир души», 3 – место в краевом заочном конкурсе «Экология в стихах», коллектив воспитанников награждены дипломом третей степени за участие в краевой акции «День Земли», стали участниками в краевом конкурсе рисунков «Мой зеленый и радостный мир».
Спортивно-оздоровительное.
Проблема здоровья подрастающего поколения в последние годы вызывает беспокойство государственных организаций, общества и самих граждан. Все чаще вспоминаются слова классика о том, что « Здоровье – это не все, но без здоровья все - это ничего!». В рамках пропаганды здорового образа жизни детского дома регулярно проводились различные мероприятия, воспитанники принимали участие в районных и краевых соревнованиях. Награждены дипломом за активное участие в краевой спартакиаде среди детских домов и школ – интернат, заняли второе место в районном легкоатлетическом кроссе «Спорт против наркотиков», призовые места (1,2) в районном конкурсе социальных рекламных проектов «Молодежь против наркотиков», первое место в конкурсе газет «Скажи наркотикам нет!», принимали участие в районных соревнованиях по пожарно – прикладному спорту.В течение учебного года регулярно проводились различные акции, направленные на искоренение вредных привычек у воспитанников:« Конфета за сигарету», «Мы за ЗОЖ», «Выбираем здоровье…», « Всемирный день красоты». Большую помощь в проведении занятий по оздоровлению воспитанников нам оказывают медицинские работники. Ребятам запомнились занятия:«Здоровому – все здорово», «Помоги себе сам»,«В здоровом теле — здоровый дух», «День борьбы с туберкулезом».
Художественно-эстетическое.
Исходя из цели Российской образовательной политики – «развитие личности, способной к самоопределению и самореализации», а также значимости развития эмоционального мира ребенка, одно из направлений в воспитательной работедетского дома направлено на оптимизацию художественно-эстетического развития воспитанников. Особое внимание уделялось развитию художественного творчества и творческих способностей детей. В данном направлении состоялись общедомовые мероприятия: концертная программа, посвященная Дню учителя; КТД «Рождественская выставка»;конкурсная программа «Смех – это здорово». Была организована кружковая деятельность: театральная студия «Лицедеи», кружок декаративно прикладного творчества «Мастерская чудес», воспитанники и руководители этих объединений стали активными участниками во всех мероприятиях детского дома, а так же краевых, районных и всероссийских конкурсах:
- диплом второй степени всероссийского конкурса художественно – эстетических работ изобразительного искусства «Зимняя сказка»;
- диплом второй степени всероссийского конкурса «Алые паруса»;
- дипломы призеров международной выставки – конкурсе художественных произведений детей «Белая ворона» (2);
- дипломы призеров и участников районного конкурса детского творчества, посвященного 366 - летию Российской пожарной охраны;
Ребята стали участниками районного мастер – класса «Цветочная композиция», представляли свои работы в художественной выставке из плодовых культур, посвященной «Дню поселка», стали активными участниками и призерами (2,3 место) в краевом конкурсе творческих работ из твердых бытовых отходов, принимали участие в районном фестивале «Формула счастья – семья».
Эстетическое воспитание невозможно без овладения детьми элементарными нормами поведения, которые впоследствии позволяют подвести к более глубоким нравственным переживаниям.
Духовно – нравственное.
Внимательное отношение к сверстникам и друзьям воспитывается с помощью: разнообразных игр, тренингов, воспитательных часов: «Связующая нить», «Комплименты», просмотра видеофильмов, чтения художественной литературы, очень действенны игры типа «Что ты сделал хорошего сегодня?».
Наряду с формированием различных навыков самообслуживания формировалось учение детей быть предупредительными, оказывать и предлагать свою помощь товарищам, заботливо относиться к окружающим, не мешать соседям, занимаясь своими делами. Для этого устраивали тематические дни: «Праздник вежливости», «День добра». В детском доме проведены общедомовые мероприятия:конференция «Добро и зло. Милосердие и гуманность»,тест, беседа «В силах ли я искоренить зло в самом себе»,рождественские посиделки,вечер «Юмор лучшее лекарство от стресса»,экскурсия в церковь, изготовление сувениров для оформления районной выставки к празднику «Святая Пасха».
Жизнь в семейной группе включает задачу учить гордиться своей группой, дружбой, ценить добрые взаимоотношения между детьми и взрослыми. С этой целью проводились тематические беседы «Жил-был я», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», « Дом, в котором мы живем», включающие в себя ситуативные задачи.
Познавательно – интеллектуальное.
Одним из целенаправленной деятельности воспитателей является деятельность по развитию умственных сил и мышления ребенка, по формированию у него системы умственных действий и познавательных способностей. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков - это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к будущей трудовой деятельности. С этой целью в детском доме были проведены следующие мероприятия: интеллектуальная игра «Эхо времени»,поисково-исследовательский проект «День прав человека». В этом году воспитанники под руководством педагогов стали активными участниками всероссийских дистанционных интеллектуальных конкурсах и олимпиадах:
- третье место во Всероссийском конкурсе «Вопросита», номинация «Братья наши меньшие»;
- первое место во Всероссийской дистанционной блиц олимпиаде «Листая страницы истории»;
- первое и второе место во Всероссийской дистанционной блиц олимпиаде «Что за прелесть эти сказки»;
- второе место «Посчитаем крылья, хвосты и копыта».
Большое значение в воспитательно-образовательном процессе уделяется трудовому воспитанию, которое ведется по четырем уровням:
Труд по самообслуживанию.
Хозяйственно – бытовой.
Технический труд.
Трудовое воспитание в детском доме есть процесс вовлечения детей в разнообразные виды общественного труда с целью передачи минимума трудовых умений и навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.
Коллектив детского дома немало усилий прилагает, чтобы дети жили общими интересами, совместно трудились, помогая друг другу.
Бытовой труд включает в себя уборку постели, уход за одеждой и обувью, стирку вещей личного пользования, уборку помещений, создание уюта в комнатах. В выходные и каникулярные дни проводятся уроки домоводства, ребята учатся самостоятельно готовить, печь. Воспитанники стараются поддерживать порядок в шкафах, личных вещах, чистоту в жилых помещениях. Воспитатели выступают в роли наставников, готовых в любую минуту оказать помощь, поддержку, дать совет. Не мало важная роль отведена, работаем над психологической установкой на труд, как жизненно важную потребность, воспитываем волю, учим заниматься не только тем, чем хочется, но и тем, что необходимо сделать. Учим содержать группу, одежду, обувь в порядке, т.е. работаем над навыками самообслуживания. Они у наших детей не совершенны. Работу по профессиональному направлению реализовываем посредством сюжетно ролевых игр, бесед, экскурсий, чтение художественной литературы, викторины, словесно развивающие дидактические игры. Со старшими детьми проводится индивидуальная работа по профессиональной ориентации и самоопределению.
Семейное воспитание
в условиях детского дома — это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса. Роль семьи в жизни человека очень велика. Счастлив тот ребенок, который родился в хорошей, доброй, умной семье. А как быть нашим детям, которые, не по своей воле, лишены очага родной семьи? Действенную помощь в решении поставленных задач оказывают социальные педагоги, психолог. Нам взрослым, с привлечением детей, пришлось приложить усилия по созданию развивающей среды, оформлению групп не просто для уюта и для создания источника информации, поддерживая инициативу детей по оформлению своих уголков в спальнях.
В информационном уголке «Домоводство» периодически меняется доступный, интересный материал, который привлекает внимание детей и повышает их интеллектуальный уровень.
Здесь дети знакомятся с домашними хитростями:
- с правилами ухода за помещением, личными вещами
- с основами приготовления блюд, консервирования овощей, фруктов
- к бережному отношению коммунальных услуг.
Группы оборудованы бытовой техникой, имеются стиральные машины.У детей большой интерес к бытовой технике. Эксплуатация проводится под наблюдением воспитателей. В обязательном порядке проводится инструктаж по эксплуатации, знают его назначение. Умеют стирать, включить и приготовить простые блюда на электрической плите, разогреть в микроволновой печи, помыть посуду. Педагоги пытаются объединить детей, создать благоприятную обстановку, морально психологическую атмосферу, приближенную к семейной, способствовать формированию будущего семьянина. На семейных собраниях, советах, дети наравне со взрослыми имеют право совещательного голоса, к нему прислушиваются, стараются учитывать. В повседневной жизни детям предоставляется некоторая свобода, используется метод «авансированного доверия». Ребята самостоятельно семьями могут ходить в магазины, на рынок, к друзьям. Они хорошо ориентируются в поселке, у них нет страха потеряться, заблудиться. В семейных группах складываются свои традиции, которые делают нашу жизнь ярче, интереснее, сплачивают, роднят. Здорово вечером просто поговорить о прожитом дне, обменяться мнениями о важных событиях, впечатлениях об увиденном, услышанном. Особое место в семейных традициях занимает организация свободного времени — разумное, рациональное.В дни семейных торжеств принято преподносить подарки, поздравления. Коллектив старается укоренить эту традицию. Праздниками считаются не только календарные, но и дни рождения, итоги успеваемости по четвертям, торжественные случаи в жизни детей (получение паспорта, победа на соревнованиях и др.).
В следующем году необходимо больше обращать внимание на коллективные интеллектуальные игры, которые сплачивают коллектив, расширить знания детей о семье, ее функциях, продолжить работу по привитию практических навыков по ведению домашнего хозяйства, способствовать развитию позитивного отношения между членами семей, сплочению детского коллектива, экономическому воспитанию.
Значительный вклад в укрепление системы воспитания привнес педагог - психолог Тишкова С.Б.которая вела работу по следующим направлениям:
- оценка эмоционально-психологических условий жизни воспитанников в детском доме;
- профилактика девиантного и деликвентного поведения подростков;
- психологическое развитие личности ребенка;
- оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам, попавшим в сложные жизненные ситуации;
- предупреждение правонарушений и преступлений среди учащихся; укрепление дисциплины в ОУ.
Решая воспитательные задачи, педагог-психолог работал с детьми в рамках коррекционных образовательно-развивающих программ.Самым большим успехом считаем отсутствие рецидивов суицидов и бродяжничества, сократилось число самовольных уходов.
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что организация воспитательного процесса соответствовала задачам, стоящим перед детским домом в 2014 – 2015 учебном году. На основании тех проблем, которые были выявлены в результате анализа проведенной работы, можно сформулировать задачи на 2015 – 2016 учебный год:
1.Развивать воспитательный процесс, направленный на формирование нравственной культуры и гражданской позиции воспитанников.
2.Продолжать формирование системы работы по охране здоровья воспитанников.
3.Разработать программу по привлечению воспитанников из группы риска к занятиям в кружках дополнительного образования и спортивных секциях.
4.Создавать условия для активного взаимодействия детского дома с другими образовательными учреждениями, для эффективности решения вопросов воспитания детей.
|