Публичный отчет директора МБОУ СОШ №12 за 2015/16 учебный год.
Анализ методической работы школы за 2015-2016 учебный год.
Цель анализа: выявить степень эффективности методической работы в школе и её роль в повышении профессиональной компетентности педагогов.
Анализ методической работы МБОУ СОШ № 12 за 2015-2016 учебный год составлен на основе сведений о работе: методического совета школы, на основе документации ВШК, в соответствии с Программой развития МБОУ СОШ № 12 и методической темой школы в 2015-2016 учебном году «Совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе личностно ориентированного обучения».
Перед методической службой школы были поставлены следующие цели и задачи:
Цель: совершенствование педагогического мастерства учителя, качества образовательного процесса и успешности обучающихся через использование личностно ориентированного обучения в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
Качественная работа педколлектива по внедрению в образовательный процесс ФГОС ООО;
в процессе преподавания шире использовать возможности интерактивных, коллективных, творческих, технических способов обучения;
организовать целенаправленную работу с учащимися над развитием творческих способностей не только во внеурочное время, но и в учебное;
отслеживать работу по накоплению и обобщению педагогического опыта;
в работе М/О по повышению профессионального мастерства обратить внимание на следующие умения: технология подготовки урока и его самоанализ, самоконтроль своей деятельности, применение новых технологий и их элементов. Расширить сеть учителей, применяющих элементы тестовой технологии;
спланировать цикл открытых уроков по М/О с учетом реальных возможностей по особо западающим вопросам и более тщательно продумать организацию взаимопосещения уроков;
организовать рейтинговый опрос учащихся об уровне проведения различных мероприятий во время предметных недель;
продолжить работу по новым технологиям в обучении: проектная деятельность, использование информационно-компьютерных технологий в обучении и подготовке проектов; проведение внутришкольной конференции.
В соответствии с целями и задачами методическая работа школы осуществлялась по следующим направлениям деятельности:
1.Работа с педагогическими кадрами.
1.1.Кадровый состав МБОУ СОШ № 12.
1.2.Повышение квалификации педагогических работников школы.
1.3.Аттестация педагогических работников.
2.Работа методического совета.
2.1.Тематические педагогические советы.
2.2.Предметные недели.
2.3.Открытые уроки.
2.4.Работа ШМО.
3.Работы по выявлению, обобщению и распространению педагогического опыта.
4.Информационное обеспечение методической работы.
5.Работа с учащимися.
Это традиционные, но надежные формы организации методической работы. С их помощью осуществлялась реализация образовательных программ и учебного плана школы, обновление содержания образования через использование актуальных педагогических технологий (личностно ориентированные, здоровьесберегающие, информационные, развивающие).
Поставленные задачи выполнены в полном объеме, чему способствовали:
- спланированная деятельность администрации школы по созданию условий для участников образовательного процесса;
- анализ выполнения принятых управленческих решений, обеспечивающих качество результативности обученности учащихся;
- выявление причинно-следственных связей отдельных педагогических явлений и соответствующая коррекция деятельности.
1.Работа с педкадрами.
1.1.Кадровый состав МБОУ СОШ № 12.
Качество образования и его эффективность в наибольшей степени зависит от профессиональных характеристик педагогического коллектива, его квалификации, способности к восприятию нововведений, опыта и т.д. Высококвалифицированный педагогический коллектив – основа успешного функционирования и развития школы как педагогической системы.
Численность педагогического коллектива – 28 человек. Из них
- учителей – 22
- пед.работников - 4 (Воловик А.В., Мхитарова М.В., Глоба Е.С., Чугуевская О.Б.)
- руководящих - 2 (Михайлова В.А., Чепурная Т.Б.)
Всего педагогических работников
|
Стаж работы
|
До 3 лет
|
До 5 лет
|
До 10 лет
|
До 15 лет
|
До 20 лет
|
Более 20 лет
|
28
|
3
|
1
|
4
|
2
|
2
|
16
|
Всего педагогических работников
|
В том числе учителей
|
Почетный работник образования
|
Отличник народного просвещения
|
Заслуженный учитель РФ
|
28
|
22
|
10
|
0
|
0
|
Всего педагогических работников
|
Возраст
|
До 25 лет
|
От 25 до 29 лет
|
От 30 до 49 лет
|
От 50 до 55 лет
|
От 55 до 60 лет
|
Старше 60 лет
|
28
|
3
|
0
|
10
|
4
|
8
|
3
|
Всего педагогических работников
|
Распределение по категориям
|
Высшая
|
Первая
|
Вторая
|
Без категории
|
28
|
19
|
2
|
4
|
3
|
Всего педагогических работников
|
Образование
|
Высшее-педагогическое
|
Среднее-специальное
|
Не имеющие высшего педагогического образования
|
28
|
24
|
3
|
1
|
Количество педагогических работников
|
В том числе:
|
Количество учителей (без совместителей)
|
В том числе:
|
Женщин
|
Мужчин
|
Женщин
|
Мужчин
|
28
|
26
|
2
|
22
|
20
|
2
|
1.2.Повышение квалификации педагогических работников школы.
Важнейшим направлением работы методической службы школы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учителей через курсовую систему повышения квалификации. Педагоги стремятся к повышению профессионального мастерства, систематически проходят курсы повышения квалификации. В 2015-2016 учебном году педагогические работники нашей школы проявили активность по повышению своей квалификации:
1.Гаппоев А.А., учитель физической культуры, СКИРО ПК и ПРО, 108 часов «ФГОС ООО».
2.Волкова С.Б., учитель начальных классов, СКИРО ПК и ПРО, 72 часа «ФГОС НОО».
3.Гуцул С.А., учитель начальных классов, СКИРО ПК и ПРО, 72 часа «ФГОС НОО».
4.Мамедова Б.Ф., учитель истории и обществознания, СКИРО ПК и ПРО, подготовка экспертов по оцениванию развернутых ответов на ОГЭ и ЕГЭ.
5.Темерезова Р.М., учитель биологии, СКИРО ПК и ПРО, подготовка экспертов по оцениванию развернутых ответов на ОГЭ.
1.3.Аттестация педагогических работников.
Аттестация педагогических кадров является хорошим показателем творческой деятельности педагогов, механизмом совершенствования управления качеством образования.
В 2015-2016 учебном году аттестацию на квалификационные категории прошли 5 учителей, из них:
- на высшую квалификационную категорию – 3 педагогических работников (Амбарцумов А.Э., учитель истории и обществознания; Савченко И.А., учитель информатики и ИКТ; Чугуевская О.Б., педагог-психолог);
- на первую квалификационную категорию – 2 педагогических работника (Глоба Е.С., социальный педагог; Салпагарова А.А., учитель английского языка).
Аттестацию на соответствие занимаемой должности в 2015-2016 учебном году никто не проходил. В ноябре 2016 года (20.11.2016г.) будет подавать заявление на прохождение данной аттестации учитель русского языка и литературы Вобликова И.Д. А соответствует ли этот учитель занимаемой должности или нет – покажет процедура аттестации, которая длится в течение 2-х месяцев со дня подачи заявления.
Хочется отметить, что в школе созданы все необходимые условия для проведения аттестации: своевременно издаются распорядительные документы, определяются сроки прохождения аттестации для каждого аттестуемого, проведены групповые индивидуальные консультации, семинары по плану ВШК. На сайте систематически пополнялась информация по аттестации педагогических работников: на квалификационные категории и на соответствие занимаемой должности, в которых помещены все основные информационные материалы, необходимые аттестуемым педагогическим работникам во время прохождения аттестации: Регламент о порядке аттестации педагогических и руководящих работников; требования к оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности; образец заявления и информационных карт, список документов, оценочные формы.
Аттестация способствовала росту профессионального мастерства педагогических работников школы и положительно сказалась на результатах их труда.
Выводы:
- основную часть педагогического коллектива составляют опытные учителя с большим стажем работы, обладающие высоким профессиональным мастерством, имеющие высшую и первую квалификационные категории;
- увеличивается количество педагогических работников, имеющих квалификационные категории;
- в коллективе отсутствуют педагогические работники, не прошедшие курсовую переподготовку своевременно в течение 5 лет (остался 1 учитель, но он заявлен в 2016-2017 учебном году);
- учителя стали проявлять активность в повышении квалификационных категорий.
Рекомендации на 2016-2017 учебный год:
- провести комплектование школы педагогическими кадрами на 2016-2017 учебный год, провести педагогически целесообразную их расстановку;
- мотивировать учителей на непрерывное повышение педагогического мастерства; обеспечить выполнение плана повышения квалификации через курсы СКИРО ПК и ПРО;
- продолжать активную работу по оказанию помощи педагогическим работникам по прохождению процедуры аттестации на 1 и высшую квалификационную категории и соответствие занимаемой должности.
2.Работа методического совета.
Ведущая роль в управлении методической работой в школе принадлежит методическому совету – совещательному и коллегиальному органу, который организует, направляет работу учителей, создает условия для развития их творчества.
Методический совет координирует профессиональную деятельность всего педагогического коллектива школы. Сегодня роль методической службы значительно возросла. Это связано с необходимостью создания наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности, перехода от подчинения к сотрудничеству и партнерству в отношениях с коллегами, учащимися, а также с необходимостью рационально, оперативно и творчески использовать новые технологии обучения, современных методик, приемов и форм обучения.
В 2015-2016 учебном году методическая работа в школе велась в разрезе оптимизации учебного процесса, индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, применения здоровьесберегающих методик и форм организации учебно-воспитательного процесса, интерактивных технологий. Все формы работы имели практико-ориентированную направленность. Работа методического совета проходила в соответствии с Положением о методическом совете, разработанном и утвержденном на первом заседании, а также в соответствии с планом методической работы школы на 2015-2016 учебный год.
Всего за год прошло 9 заседаний методического совета:
Сентябрь
Заседание МС № 1:
1.Итоги методической работы за 2014-2015 учебный год, задачи по повышению качества образовательного процесса. «Совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе личностно ориентированного обучения».
|
2.Утверждение плана и тем методической работы.
|
3. Общие подходы к посещению уроков представителями администрации.
|
4.Утверждение плана проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в МБОУ СОШ № 12.
|
5.Результаты государственной итоговой аттестации обучающихся в 2015 году. Планирование работы на 2015–2016 уч.год.
6.Анализ входных контрольных работ по текстам управления образования.
|
Октябрь
Заседание МС № 2:
1.Утверждение плана работы по подготовке обучающихся к участию в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников.
|
2. Утверждение положений: о конкурсах: 2.1.Учебных кабинетов
2.2.«Учитель года»
2.4.«Лидер в образовании»
2.5.Лучший преподаватель-организатор ОБЖ
2.6.«Талант года»
2.7.«Ученик года»
2.3.«Самый классный классный»
|
3.О порядке подготовки к ГИА в 9, 11 классах.
|
4. Утверждение графика и плана проведения предметных недель
|
5.Утверждение программы курсов повышения квалификации и аттестации педагогических работников в 2015-2016 учебном году.
6.Анализ репетиционных ЕГЭ и ОГЭ по математике.
7.Анализ репетиционного ОГЭ по русскому языку по текстам администрации МБОУ СОШ № 12.
8.Анализ репетиционного итогового сочинения по текстам администрации МБОУ СОШ № 12.
|
Ноябрь
Заседание МС № 3:
1.«Адаптация обучающихся 1-х, 5-х, 10-х классов к новым условиям. Преемственность в обучении и воспитании».
Декабрь
Заседание МС № 4:
1.Анализ контрольных работ по русскому языку, математике и химии по текстам управления образования.
Январь
Заседание МС № 5:
1.Об итогах апробации Всероссийских проверочных работ в 4-х классах по русскому языку и математике.
|
2.«Методические основы использования разноуровневого и дифференцированного подходов к дозировке домашнего задания»
|
1.«Итоги начального периода адаптации обучающихся 1 классов».
|
Февраль
Заседание МС № 6:
1.Использование информационных технологий в аналитической работе учителя-предметника.
|
2.Утверждение графика и плана творческого отчета школы. (День открытых дверей.)
|
3.«Технология написания методических разработок уроков. Составление уровневых заданий. Планирование целей урока на трех уровнях»
|
Март
Заседание МС № 7:
1.Итоги предметных недель
|
2. Разное
|
3.«Информатизация образовательной среды школы».
|
4.«Осознанный выбор профиля обучения: диагностика, консультирование, поддержка».
|
Апрель
Заседание МС № 8:
1.Анализ реализации плана работы аттестующихся учителей.
|
2.Итоги участия школьников в олимпиадах, конференциях.
|
3.О реализации тем самообразования и методической темы в практике работы учителей.
|
4.Итоги работы научного общества учащихся за 2015-2016 учебный год. Утверждение плана работы на 2016-2017 учебный год.
|
5. Разное.
|
6.Психолого-педагогические особенности подготовки обучающихся к государственной итоговой и промежуточной аттестации.
|
Май
Заседание МС № 9:
1.«Готовность учеников 4 классов к обучению на II ступени образования».
|
2.Допуск выпускников к государственной итоговой аттестации. Перевод обучающихся в следующий класс.
|
3.«Система мониторинга качества образования в школе»
|
В соответствии с целями и задачами методическая работа школы осуществлялась по следующим направлениям деятельности:
- Тематические педагогические советы.
- Семинары.
- Работа по выявлению и обобщению педагогического опыта.
- Методические недели.
- Предметные недели.
- Работа ШМО.
- Информационно-методическое обслуживание учителей.
- Мониторинг качества образования.
- Участие в конкурсах и конференциях.
- Участие учащихся в олимпиадах, конкурсах.
Высшей формой коллективной методической работы школы всегда был и остается педагогический совет, целью которого является объединение усилий педагогического коллектива школы для повышения уровня учебно-воспитательного процесса, использование достижений педагогической науки и передового опыта.
В 2015-2016 учебном году было проведено четыре тематических педсоветов:
СЕНТЯБРЬ
1.Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
2.Профилактика пропусков уроков без уважительной причины.
НОЯБРЬ
1.Итоги 1 четверти.
2.Адаптация учащихся 1, 5, 10-х классов в школе.
3.Специфика организации образовательного процесса для обучающихся 5 класса в связи с введением ФГОС ООО второго поколения.
ЯНВАРЬ
1.Итоги 2 четверти (I полугодия).
2.Аттестация педагогических работников на первую и высшую квалификационную категории в 2015-2016 учебном году.
3.Современный урок с позиции формирования УУД у обучающихся 5 класса.
4.Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
МАРТ
1.Итоги 3 четверти.
2.Результаты введения ФГОС в основной школе.
3.Реализация выполнения ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Все вопросы, рассматриваемые на педагогических советах, были актуальны. Решения, выносимые по итогам педагогических советов, позволяли своевременно корректировать учебно-воспитательный процесс.
Форма проведения педагогических советов была как традиционная, так и нетрадиционная: педсовет – конференция, педсовет с использованием проектной технологии.
Рекомендации на 2016-2017 учебный год по проведению педагогических советов: разнообразить формы и методы проведения педсоветов.
В 2015-2016 учебном году запланировано 5 предметных недель:
Месяц
|
ШМО
|
Название
предметной недели
|
Ответственный
|
С 14.12.2015г. по 18.12.2015г.
|
ШМО учителей иностранного языка
|
«Праздники в Британии»
|
Рук.ШМО
Бабаева Е.В.
|
С 15.02.2016г. по 20.02.2016г.
|
ШМО учителей химии, биологии, географии
|
«Человек и природа»
|
Рук.ШМО Темерезова Р.М.
|
С 29.02.2016г. по 05.03.2016г.
|
ШМО учителей начальных классов
|
«Марафон знаний»
|
Рук.ШМО
Гуцул С.А.
|
С 14.03.2016г. по 19.03.2016г
|
ШМО учителей гуманитарного цикла
|
«190-летие со дня рождения писателя М.Е.Салтыкова-Щедрина»
|
Рук.ШМО
Исайко Л.Н.
|
С 18.04.2016г. по 23.04.2016г.
|
ШМО учителей математики, информатики, физики
|
«Есть в математике нечто, вызывающее человеческий восторг»
|
Рук.ШМО Новрузова Л.Т.
|
Реально провели предметные недели только ШМО учителей иностранного языка (руководитель ШМО Бабаева Е.В.) и учителей математики, информатики, физики (руководитель ШМО Новрузова Л.Т.).
Выводы:
1.Учителя иностранного языка, математики, информатики, физики в ходе предметных недель проявили хорошие организаторские способности, умение создавать праздничную атмосферу.
2.Обучающиеся показали хорошие предметные знания, умение применять знания в различных ситуациях, взаимовыручку, неординарные решения вопросов.
3.Интересные разнообразные формы проведения предметных недель вызвали большой интерес кучащихся.
Рекомендации:
1.Руководителям ШМО, которые не провели запланированные предметные недели в прошлом учебном году, в 2016-2017 учебном году строго придерживаться утвержденного плана работы ШМО и графика проведения предметных недель.
2.Руководителям ШМО Бабаевой Е.В. и Новрузовой Л.Т. продолжить интересный опыт по проведению интегрированных предметных недель.
|