Скачать 2.57 Mb.
|
Тема 1: Управление как целенаправленный процесс. Деятельность человека - потребность в управлении. Общее понятие об управлении. Управление как целенаправленный процесс. Понятийное поле теории управления. Управление как отношение. Объект и субъект управленческого воздействия, их роли в процессе управления. Прямые и обратные связи в управлении. Специфика отношений управляющей и управляемой подсистем в социальном управлении. Управление как воздействие и как взаимодействие. Организационные связи субординации, координации, реординации. Основные характеристики социального управления. Место теории управления в ряду других наук об управлении. Цели и функции теории управления. Общенаучные методы теории управления. Управление –1. это планомерное и систематическое воздействие субъекта на объект управления, задающее движение к поставленной цели. 2. Целенаправленное воздействие, согласующее совместный труд людей. Именно для решения следующих задач существует управление в организации, и именно это является основной ролью, которую играет управление в организации. Любая организация может быть представлена как открытая система, встроенная во внешний мир. На входе организация получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает ей созданный в организации продукт. Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех основополагающих процессов 1. Получение сырья или ресурсов из внешнего окружения 2. Изготовление продукта 3. Передача продукта во внешнюю среду. Все эти три процесса являются жизненно важными для организации. Ключевая роль в поддержании баланса между этими процессами, а также в мобилизации ресурсов организации на их осуществление принадлежит управлению. Именно для решения этих задач существует управление в организации, и именно это является основной ролью, которую играет управление в организации. Т.к. управление – многоплановое явление, то его рассмотрение может вестись с различных точек зрения. Наиболее значимыми подходами к рассмотрению управления организацией являются следующие: 1) рассмотрение управления с точки зрения процессов, происходящих внутри организации (позиция управления внутри организации); 2) с т.зр. процессов включения организации во внешнюю среду; 3) с т.зр. процессов осуществления самой этой деятельности. Позиция управления внутри организации. Во внутриорганизационной жизни управление играет роль координирующего начала. Управление (менеджмент) формирует и изменяет внутреннюю среду организации. Характеристика внутренней среды организации: 1. структура организации 2. внутриорганизационные процессы (координация, принятие решений, коммуникация) 3. технология 4. кадры 5. организационная культура Также менеджмент осуществляет управление функциональными процессами, протекающими в организации – это 1) управление производством; 2) управление маркетингом; 3) управление финансами; 4) управление персоналом; 5) управление эккаунтингом. Управление как целенаправленный процесс. Управление организацией можно представить в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей. Менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением к осуществлению действий, с целевой ориентацией различных видов деятельности … 1.В организации имеются ресурсы (трудовые, материальные, финансовые, информационные), определенное положение в среде, динамика развития, стратегия) 2. Целенаправленный процесс управления заключается в: действиях и функциях управления + Процесс создания и реализации продукта. 3. Как результат оцениваем поставленные цели с полученными результатами. Содержание и набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от: типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная, армейская), от сферы её деятельности (производство или оказание услуг), от уровня управленческой иерархии (высшее руководство, управление среднего уровня, нижний уровень управления),от функций внутри организации (производство, маркетинг, финансы, кадры). Однако, можно сгруппировать все виды управленческой деятельности в 4 основных функции управления: планирования, функции, руководство, контроль Внутриорганизационные процессы включают в себя три основных подпроцесса: координация, принятие решений, коммуникация. Управление как отношение. Субъект и объект управленческого воздействия, их роли в процессе управления. Рассматривая управление как отношение, следует выделять субъект и объект управления, управляющую и управляемую подсистемы. Субъект управления – источник воздействия, тот, кто подает управленческие команды. Субъектами управленческих отношений являются все носители управленческой деятельности - организации, производственные коллективы и личности, соучастники в управлении независимо от их положения в структуре управленческой системы. Субъект управления может выступать как объект управления в зависимости от направленности отдельного управленческого воздействия. Разделение управленческого труда носит горизонтальный (формирование специализированных подразделений в системе управления) и вертикальный (выделение уровней управления) характер. Обычно выделяют три группы уровней управления:
Объект – те, на кого направлены команды, кто подчиняется этим командам. Объект управления – управляемая социальная система, элементами которой являются общества, социальные группы, взаимодействующие между собой по поводу реализации общих и особых интересов. С точки зрения элементо - структурной объект управления – это люди, организации, территориальные общности и другие группы. С функциональной точки зрения объект управления составляет деятельность, поведение человека и социальных групп. Команды, установки субъекта управления, адресованные объекту управления, есть прямые связи. Обратные связи – это ответная реакция объекта управления на команды субъекта управления. Из наличия прямых и обратных связей, предопределяющих взаимодействие субъекта и объекта, складывается система управления. Характеристика управленческого взаимодействия В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй — в позиции объекта управления. Данное взаимодействие характеризуется следующими моментами: • субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе в явном или косвенном виде информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления (регламентируются те аспекты функционирования объекта управления, которые входят в сферу управленческого воздействия субъекта управления). Данные импульсы будем называть управленческими командами; • объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд. Об управленческом взаимодействии можно говорить как о реально существующем только в случае, если объект управления выполняет команды субъекта управления. Соответственно, только тогда можно говорить о том, что осуществляется управление. Для того чтобы это выполнялось, необходимо,
Данные условия являются необходимыми и достаточными для того, чтобы субъект управления осуществлял управление объектом управления. Нужно смотреть с позиций взаимодействия субъекта и объекта управления, а не односторонней связи. Когда реализуется управленческое взаимодействие, можно говорить, что между двумя субъектами существует управленческая связь, суть которой состоит в том, что один из них заинтересован в определенного вида функционировании второго и генерирует управленческие команды, задающие желательное для него поведение этого второго субъекта, а второй в силу определенных причин ведет себя соответственно управленческим командам первого. Как уже говорилось, управление определяется не только состоянием потребности субъекта управления управлять, но и наличием у субъекта управления возможности осуществлять управление. Необходимо различать две стороны этой возможности. Первая связана с организационно-техническими аспектами управления. Имеются в виду наличие у работников системы управления, необходимых каналов связи и передачи информации, доступность необходимой техники управления и т.п. Это все исключительно важные условия, определяющие возможность субъекта управления осуществлять управление. Второй стороной является наличие у субъекта управления рычагов воздействия на объект управления, с помощью которых можно побуждать его выполнять управленческие команды. Для того чтобы между двумя субъектами существовала управленческая связь и соответственно осуществлялось управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы между этими субъектами существовали отношения управления. Суть данных отношений состоит в том, что они являются основой возможности осуществления управления, так как именно они задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды выполнять. Отношения управления не являются изначальными отношениями, а базируются на более глубинных отношениях, таких, как экономические либо морально-этические отношения. Можно выделить несколько различных видов отношений управления, к определенным уровням и объектам управления наблюдается доминирование отдельных видов отношений управления. Наблюдается также и смена во времени взаимных позиций отношений управления различных видов. В хозяйственной системе наиболее распространены отношения управления, базирующиеся на экономических отношениях. Для управления наиболее принципиальными являются два типа отношений: отношения, возникающие при разделении и кооперации труда в процессе совместной трудовой деятельности ассоциированных собственников, и отношения найма (возмездные отношения), возникающие между собственниками и пользователями средств производства. В случае, когда основу отношений управления составляют отношения найма, возможность осуществления управленческих команд и готовность их исполнения заключается в отчуждении пользователя средств производства от средств производства. Собственник получает возможность командовать в связи с тем, что он, открывая производителю доступ к средствам производства, выступает в роли хозяина и нанимателя производителя. Производитель же готов выполнять команды, так как за это выполнение по условиям найма он получает вознаграждение. В данном случае также осуществляется координация совместной деятельности для достижения наилучшего результата. Однако в конечном результате непосредственно заинтересован только собственник. В том случае, когда цели управления (желаемое состояние объекта или желаемый результат его функционирования) совпадают с целями, преследуемыми субъектом управления, последний ориентирован на наиболее эффективное управление. Для того чтобы это существовало, необходимо соблюдение двух условий. Первое: субъект управления не должен иметь возможности достижения своих целей за счет управленческой деятельности в независимости от достижения целей управления. Второе: степень достижения субъектом управления своих целей за счет управленческой деятельности должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей управления. Полная привязка потребности субъекта управления управлять к результатам функционирования объекта управления наблюдается в том случае, когда субъектом управления является субъект собственности. Более того, эта потребность зачастую связана со стремлением субъекта управления удовлетворять свои исходные потребности, используя управление, но не ориентируясь при этом на конечные результаты, а в определенных случаях и во вред конечным результатам. Прямые и обратные связи в управлении. Связь – выражение отношений, а не каких –либо действий. Посредством связей в организации осуществляется координация ролей и деятельностей. В организации выделяют различные типы связей, все зависит от того, по какому критерию брать: 1. Вертикальные и горизонтальные 2. Линейные (в форме приказов, распоряжений, указаний) и функциональные (совещания, брифинги) 3. Формальные (регламент, должностные инструкции) и неформальные 4. Прямые, обратные Прямая связь = прямое воздействие субъекта управления на объект управления. Обратная же предполагает степень усвоения и эффективности воздействия на объект. Обратная связь, несущая информацию о состоянии объекта и его реакции на управляющие решения, служит базой, т.е. основой формирования последующего воздействия на объект управления. Иначе говоря, информация, поступающая от объекта управления к субъекту, для последнего является корректирующей. Далее эта информация учитывается и уже в соответствии с ней субъект управления продолжает устраивать продуктивное взаимодействие. Обратные связи подсказывают наиболее целесообразные пути и средства организации и регулирования деятельности объекта управления. Основные характеристики эффективной обратной связи: направленность на улучшение действий членов организации, конструктивность и сообщение полезных идей, тенденция к специфичности, незамедлительный характер, изложение того, что (не)/должно быть сделано, полезность члену организации в той мере, в какой ему предоставляются способы улучшения работы, своевременность поступления к работнику, желание и готовность принять информацию со стороны членов организации, четкость выражения, понятность получателю, надежность. Организационные связи субординации, координации, реординации. Субординация – служебное подчинение младшего по занимаемой должности старшему, исполнение правил служебной дисциплины. Субординация – это тот тип организационных отношений, который упорядочивает структуру организации, организует подчинение одних уровней иерархии другим, сводит все организационные отношения к должному образцу, что в конечном итоге приводит к более эффективному функционированию организации и к достижению поставленных перед ней целей и задач. Координация – согласование действий, элементов внутри системы управления и внешних связей по отношению к рассматриваемой системе, для достижения внешних целей. Координация обеспечивает целостность и устойчивость системы. Основной результат состоит в экономии их усилий, путем устранения параллелизма и дублирования. Термин координация происходит от латинских слов со(n) - вместе и ordinatio - упорядочение, поэтому по своей сути он означает не просто согласование, а согласование, выработанное и установленное совместно несколькими самостоятельно существующими системами. Чем выше степень распределения труда и теснее взаимозависимость подразделений, тем больше необходимость в координации. Если работу выполняют два человека в одном подразделении, то координации практически не требуется. В малых организациях, где все работники знают друг друга, обеспечить координацию их работы не представляет сложности. В крупных организациях с высокой степенью специализации и распределения обязанностей достижение необходимого уровня координации требует от высшего руководства определенных усилий. Очевидно, что если деятельность предприятия распределена между десятками подразделений с тысячами сотрудников, то потребность в координации неизмеримо возрастает. Рвординация [от лат. re... приставка, означает в данном случае противоположное действие] - достаточно новое в теории управления понятие, в буквальном смысле слова означающее обратное упорядочение. Будучи разновидностью обратной связи, реординационные связи необязательно являются реакцией на то или иное управляющее воздействие. Могут возникать независимо от него по инициативе субъекта управляемой деятельности и имеют характер управляющего воздействия. Наиболее распространенный случай - когда подчинённый заявляет о своих намерениях или просьбе, а руководитель обязан реагировать на это соответствующим образом. Если реординационные связи нормированы и эти нормы соблюдаются субъектом управления, они упорядочивают управление, повышают уровень его организации, его эффективность. К сожалению, в практике организации управления лишь небольшая часть реординационных связей соответствующим образом нормирована: на рапорт подчиненного начальник обязан дать ответ, но, скажем, постановочные вопросы и предложения, содержащиеся в отчёте об итогах служебной деятельности за истекший период, сплошь и рядом не получают соответствующей реакции со стороны вышестоящего органа управления. Субординация, координация и реординация - это основные управленческие отношения, возникающие между различными уровнями иерархии в любой управленческой структуре. Это те отношения, которые присущи любой организации, где осуществляется управленческое взаимодействие. Природа управленческого труда. Исследования показывают, что управленческая работа принципиально отличается от неуправленческой. Действительно, работа начальника цеха имеет гораздо больше общего с работой президента компании, чем с работой людей, которые находятся под его управлением. |
Мониторинг сми период времени: 14-11-2016 Где найти профессиональных сотрудников? Как ускорить процесс погружения молодого специалиста в рабочий процесс? Какими гарантиями... |
1. Воспитательный процесс и его характеристика Тема Воспитательный... Артамонова Е. Р., к психол н., доцент кафедры общей и педагогической психологии Гуми влГУ |
||
Что такое бизнес-процесс? Набор связанных процедур, направленных на достижение определенного результата. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая в... |
Процессуальный аспект Как помочь учащимся не поверхностно, наспех, а продуманно, глубоко осмыслить идеи великих писателей? Как заинтересовать детей чтением?... |
||
Памятка: Как записаться на экзамены в гибдд Вам необходимо зарегистрироваться на портале госуслуг Gosuslugi ru. Процесс создания учетной записи мы рассмотрим пошагово ниже,... |
Оглавление Земли — это объективный процесс. В рамках эволюционного процесса протекает глобальный исторический процесс, т е процесс изменения... |
||
Нашего урока: «Отрочество особая пора жизни» Цели: познакомить с характерными физическими и психологическими чертами подростков; дать представление о том, как переходный возраст... |
Управление гостехнадзора Псковской области информирует жителей региона... Для этого нужно быть владельцем удостоверения тракториста-машиниста, подтверждающего наличие права на управление внедорожными мототранспортными... |
||
Приказ Положения о внедрении автоматизированной информационной системы «Сетевой Город. Образование» в управление и учебно-воспитательный... |
Сергей Матвеев cto, Технический директор Местоположение Управление проектами, Управление продуктами, Управление людьми, Построение команды, Управление разработкой, Проектное планирование,... |
||
Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности... Процесс обучения студентов специальности 080502. 65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» завершается итоговой аттестацией,... |
Республика Северная Осетия Алания Министерство образования и науки... Победитель республиканского конкурса «Внедрение в образовательный процесс современных информационно-коммуникационных технологий» |
||
Республика Северная Осетия Алания Министерство образования и науки... Победитель республиканского конкурса «Внедрение в образовательный процесс современных информационно-коммуникационных технологий» |
Урок Как Совмещать формы? Урок Как Использовать функцию «Отрежь и Сшей (оверлоком)» Если Вы хотите хорошо посадить изделие на фигуре, приходится тщательно работать с выкройкой. Особенно хлопотный процесс, когда (с... |
||
Методическая разработка практического занятия по теме: «лекарственная... Цель занятия: освоение навыков постановки диагноза и тактики ведения пациентов с лекарственной болезнью (целенаправленный сбор анамнеза,... |
Уральский филиал фгуп «росдорнии» утверждаю заместитель начальника... Правила приемки, транспортирования и хранения исходных материалов и материалов, обеспечивающих технологический процесс. 18 |
Поиск |