Скачать 0.51 Mb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» Факультет социальной и коррекционной педагогики Индивидуальный отчет по комплексной педагогической практике Исполнитель: Чолпанкулова Ксения Дмитриевна студентка группы СКП СПБSZ - 31 Руководитель практики: Бородаева Л.Г. кандидат пед. наук, доцент кафедры соц. педагогики Волгоград, 2015
Опытно-экспериментальная работа проводилась нами на базе МОУ СОШ Им. Гвардия-Генерала Майора Глазкова В.А. №46 г. Волгограда. Всего было обследовано 22 подростка в возрасте 15 – 16 лет. С целью выявления склонности подростков к употреблению наркотиков, мы использовали следующие методики: тест на выявление «Склонности к зависимому поведению», разработанный В. Д. Менделевичем (приложение 1); тест на предрасположенность подростка к употреблению наркотических веществ, разработанный Г. Г. Кулинич (приложение 2). Первоначально мы провели беседу с подростками. Для нас было важно выяснить уровень рассуждений подростков на тему «Наркотики: причины и последствия употребления», понять, на каком логическом уровне находятся информация и убеждения подростков на этот счет. Диагностика осуществлялась в процессе беседы с каждым подростком в отдельности. Диагностика позволила нам выделить три группы подростков со слабой, умеренной и наиболее вероятной предрасположенностью к употреблению наркотиков. К первой группе нами были отнесены 69,4% подростков, знающих о существовании наркотиков и эмоционально на них реагирующих. На вопрос «Ты что-нибудь слышал о проблеме наркомании? Как ты считаешь, что это за явление?» все подростки дали положительный ответ. У 43,7% опрошенных подростков имеются среди знакомых лица, употребляющие наркотические вещества. Характерным является пассивное отношение подростков к сверстникам, употребляющих наркотики. На вопрос «Как ты относишься к тому, что твой сверстник употребляет наркотики?» 75% подростков ответили, что это личное дело каждого. Избегают таких знакомых только 15% подростков, причем одобряют – 3% мальчиков и 1% девочек, мотивируя свои ответы тем, что наркотики помогают решать жизненные проблемы, они являются неотъемлемой частью современной жизни. Лишь 15% мальчиков и 24% девочек пытаются активно повлиять на сверстников, употребляющих наркотические вещества. Таким образом, у этих детей еще не сформировалось желание попробовать наркотик, но опасность появления такого желания существует. Ко второй группе были отнесены 19,4% подростков с суждениями о наркотиках с позиции их функционального использования. На этом уровне подростки уже знают, для чего, где, когда и с кем принимаются наркотики. Такие знания могут привести подростка к решению «побаловаться» наркотиками, попробовать, что это такое. Третью группу составили 11,1% подростков, считающие возможной легализацию наркотиков, поскольку некоторые люди их употребляют. Для них были характерны рассуждения типа: «Люди употребляли наркотики, потребляют и будут потреблять, поэтому наркотики имеют право на существование». Далее нами был проведен тест на выявление «Склонности к зависимому поведению», разработанный В. Д. Менделевичем, позволяющий выявить склонность подростков к употреблению психоактивных веществ. В результате проведения данного теста были получены следующие результаты: - у 14-и подростков не было выявлено признаков склонности к зависимому поведению; это говорит об отсутствии рисков по отношению к началу употребления ПАВ, в то же время необходимо в качестве профилактики информирование и закрепление навыков противостояния зависимостям; - у 5-ти опрошенных признаки тенденции употребления ПАВ, т.е. ответы опрашиваемых демонстрируют вероятность развития зависимого поведения. В данном случае мы можем говорить о вероятности периодического употреблении алкоголя, увеличивающей риск возникновения зависимости; - 3-х испытуемых - с признаками повышенной склонности к зависимому поведению; эта группа респондентов характеризуется более высокой вероятностью, чем предыдущие опрашиваемые, к возникновению зависимости от ПАВ. Данную группу респондентов можно отметить, как стремящихся попробовать, имеющих недостоверную информацию и неправильное представление о влиянии ПАВ. С выделенной группой необходимо не только информирование, но и более детальная работа над формированием навыков противостояния данному явлению. Таким образом, склонность к наркотической зависимости не выявлена у большинства респондентов (14 респондентов), т.е. более половины опрашиваемых имеет малый по сравнению с другими респондентами риск к возникновению зависимости. С данной группой работа по профилактике должна строиться на основе закреплении информации, собственной позиции по отношению к ПАВ. В то же время, 8 респондентов имеют признаки склонности к зависимому поведению. В данном случае мы можем говорить о вероятности периодического употреблении наркотических средств (курение, употребление спиртных напитков), увеличивающих риск возникновения зависимости. Ни один респондент не был отмечен с признаком высокой вероятности к наркотической зависимости. Далее мы провели тест на предрасположенность подростка к употреблению наркотических веществ (разработан Г. Г. Кулинич). Полученные результаты свидетельствуют о том, что в данном классе у 35% подростков низкий уровень предрасположенности к употреблению наркотических веществ. У 45% опрошенных - средний уровень предрасположенности к употреблению наркотических веществ. Данных подростков уже можно отнести к группе риска, возможно, они нуждаются в помощи психолога или социального педагога. У 20% подростков наблюдается высокий уровень предрасположенности к употреблению наркотических веществ. Им требуется особое внимание педагога, врача, психолога, социального работника, работника правоохранительных органов (Таблица 2.1). Таблица 2.1. Распределение количества баллов среди подростков по результатам проведения методики «Предрасположенность подростка к употреблению наркотических веществ» (на констатирующем этапе эксперимента).
Очевидно, что на фоне отсутствия устойчивого отрицательного отношения подростков к употреблению наркотиков опасность распространения их в подростковой среде очень велика. Все это вызвало необходимость проведения профилактической работы среди подростков общеобразовательного учреждения по предупреждению наркомании. Программа социально – педагогической профилактики подростковой наркомании Профилактика наркомании среди подростков – эта работа всех тех, кто связан с подрастающим поколением – учителей, воспитателей, школьных психологов, социальных педагогов, специалистов по социальной работе. Причем чем компетентнее, слаженнее и качественнее будет организована профилактическая работа, тем выше вероятность того, что она, в конечном счете, приведет к действительным, долгосрочным изменениям. В то же время подростки сами должны иметь возможность влиять на процесс принятия решений, непосредственно затрагивающих их интересы. У них также достаточно сил для того, чтобы оказывать помощь своим сверстникам, другим членам общества. Для подростков характерны как особые потребности, так и большой созидательный потенциал. Имея доступ к необходимой информации и услугам, а также активно участвуя в общественной жизни, подростки реализуют свой потенциал и вырастают гражданами своей страны. Проблема употребления наркотических веществ в подростковой среде не остается без внимания. В настоящее время осуществляются комплексные программы, объединяющие усилия государственных и общественных организаций при планировании и проведении в жизнь мероприятий, касающихся профилактики, употребления наркотических веществ, среди подростков. Однако вся современная профилактическая работа, так или иначе, сосредотачивается в школах. Важную роль в профилактике наркомании в школе играют социальные педагоги. Цель разработанной нами программы: провести первичную профилактику наркомании у подростков общеобразовательного учреждения. В процессе профилактической работы с подростками для нас было важно, чтобы они овладели навыками самоконтроля и самооценки, навыками социальной компетентности и самореализации в рамках активного социального обучения. В рамках работы нами было проведено 10 занятий, целью которых является не столько получение подростками определенных знаний, сколько формирование адекватного отношения к отдельным явлениям, ситуациям, проблемам, создание стойких убеждений в приемлемости или неприемлемости соответствующих способов поведения. При проведении занятий мы придерживались следующих правил: продолжительность одного проведению занятия не должна быть равна двум академическим часам, частота их проведения не чаще двух раз в неделю; весь курс должен быть коротким, но интересным, не увеличивающим и без того огромную нагрузку подростков; занятия не должны напоминать уроки, поэтому из них следует исключить задания и длительные монологические высказывания социального педагога. При этом соблюдалась определенная последовательность: сначала у подростков формировалось представление о предмете или явлении, затем вырабатывалось соответствующее отношение к нему и далее подростки осваивали адекватные способы поведения в данной ситуации. Комплекс занятий проводился нами поэтапно: Знакомство и выработка групповых правил. Осознание собственного отношения к наркотикам. Осознание мотивов злоупотребления наркотиками. Осознание проблемы зависимости. Тренировка навыков отстаивания своей позиции. Прояснение предрассудков, связанных с наркотиками. Осознание личных ценностей. Выработка навыков помощи другим. По своей структуре занятия состояли из следующих частей: вводная часть, актуализирующая имеющийся опыт и житейские знания (в этой части нами применялись различные психомоторные упражнения, также стимульные ауди- и видеоматериалы); основная часть, направленная на формирование новых представлений (осуществлялась с использованием различных игр и упражнений, творческих этюдов, элементов психодрамы); заключительная часть, включающая отработку личной стратегии поведения («аукционы идей», и другие способы решения проблемных ситуаций) и осмысление полученного опыта, рефлексию («продолжи фразу…») и т.п. Тематика отдельных занятий являлась «сквозной». Профилактическая составляющая работы не состояла из попыток решить «в лоб» проблему зависимости от ПАВ. В занятиях была заложена информация об опасности бесконтрольного потребления лекарственных препаратов (даже при заболевании), об умении ответить отказом не только на предложение попробовать наркотики, но и на другие предложения, связанные с риском для здоровья. Также нами широко использовались различные виды игр. Во-первых, это подвижные игры, закрепляющие навыки двигательной активности, а также обеспечивающие социализацию подростка через коллективную деятельность. Во-вторых, это долговременные ролевые игры, в которых осуществляется освоение и отработка позитивных поведенческих схем в ситуациях наркогенного заражения, которые реально способны выполнять функцию внутреннего антинаркогенного барьера. В-третьих, это интеллектуальные игры, закрепляющие основные понятия, представления, знания по проблематике здорового образа жизни. Например, нами был проведен «судебный процесс» над наркоманией. Оправдало себя и использование элементов психодрамы или театрализованного проигрывания ситуаций, закрепляющие ролевые стереотипы (умения сказать «нет!» в критической ситуации, формирование навыков общения, критического осмысления вредных привычек и т. п.). Психодрама – это одна из форм группового процесса, в котором метод драматической импровизации используется как способ изучения внутреннего мира участников группы. Создателем психодрамы считают Я. Леви. Основными компонентами психодрамы являются ролевая игра, спонтанность, «теле», катарсис и инсайд. Психодрама использует естественную способность людей к игре и создает условия, при которых подросток, играя роли, может творчески работать над решением своих проблем. Спонтанность делает акцент на принципе «здесь и теперь», все переживается в реальном действии. «Теле» - вчуствование друг в друга. Катарсис – чувственное потрясение и внутреннее очищение. Инсайд – вид познания, который приводит к немедленному решению или новому пониманию проблемы. Приводим несколько сценариев психодрамы, использованными нами в своей работе. Ситуация 1. Провоцирование подростка на употребление наркотиков. Ситуация 2. Стремление взрослых убедить подростка вести здоровый образ жизни. Ситуация 3. Подросток попал в наркотическую зависимость, его окружение, его будущее. Ситуация 4. Альтернативные формы времяпрепровождения (художественное творчество, спорт и др.). Разновидностью работы с подростками, склонными к наркомании явилось проведение конкурса детской рекламы против наркомании. Нами были заданы подросткам следующие вопросы: Кто из вас хочет быть здоровым и почему? Кто из вас хотел бы, чтобы были здоровы ваши будущие дети? От чего зависит здоровье человека? Что такое ответственное поведение? Может ли человек влиять на свое здоровье и если да, то каким образом? Что нужно делать сейчас, чтобы стало меньше наркоманов? Как предупредить втягивание в эти действия детей? Хотите ли вы этому помочь? Кто из вас хотел бы работать над рекламой против употребления наркотиков? Затем мы рассказали о планах организации конкурса рекламы. Приводим перечень вопросов, на которые подростки ответили с помощью рекламных сюжетов: Чем опасна наркомания для здоровья детей и взрослых? Что является причинами употребления наркотиков? Что приобретает и что теряет зависимый от наркотиков подросток? Сколько стоит наркотики? Наркотики - это свобода или несвобода? Куда ведет наркомания? Почему лучше не употреблять наркотические вещества? Чем можно заменить употребление наркотиков? Как помочь тем, кто хочет бросить употреблять наркотики? Как защитить от наркотиков? Большой интерес у подростков вызывали просмотр с дальнейшим обсуждением кинофильмов, затрагивающих проблему подростковой наркомании: «Игла», «Зорко Венера» и др. Необходимым элементом социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к наркомании должен быть заложенный в нее метод оценки эффективности. Эксперты ВОЗ выделяют следующие отличительные черты успешного обучения жизненным навыкам: нацеленность работы на достижение конкретных целей, актуальных для данной группы участников; познавательно-поведенческие теории и концепция социального влияния как теоретический фундамент работы обучения жизненным навыкам; использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности (обсуждения в группе, ролевые игры, моделирование ситуаций) для активного участия подростков в процессе выработки поведенческих стратегий, персонификации поведенческих рисков; совместное с подростками определение источников возможного негативного влияния и выработка стратегии реагирования на него; четкое закрепление ценностей, поддерживающих цели программы, и развитие групповых норм противостояния негативному влиянию, соответствующих возрасту и опыту участников программы; совместный анализ результатов проделанной работы, планирование дальнейших действий. На третьем этапе социально-педагогической деятельности для определения эффективности использования форм и методов по профилактике наркомании и реабилитации среди подростков нами вновь отдельно с каждым подростком была проведена беседа, результаты которой показали, что число несовершеннолетних, имеющих наиболее вероятную предрасположенностью к употреблению наркотиков, снизилось с 11,1% до 2,7%, число подростков с умеренной предрасположенностью к употреблению наркотиков сократилось с 19,4% до 8,4% и количество подростков с низкой предрасположенностью к употреблению наркотиков увеличилось до 88,9%. Полученные данные свидетельствуют об эффективности проделанной нами работы по профилактике наркомании среди подростков общеобразовательной школы. Таким образом, нами были использованы как хорошо проверенные стандартизированные формы и методы работы, так и интерактивные методы: моделирование ситуации, ролевые игры и др. Считаем, что используемые методы и формы способствовали воспитанию социально позитивного отношения к обществу, обучали коммуникабельности, уверенности в себе, самоуважению, позитивному влиянию друг на друга, прививали антинаркотические социальные нормы. |
Здоровый образ жизни. Isbn: 5-88782-005-5 Г. Дик-Рид "Роды без страха" Серия: Здоровье вашего ребенка. Изд. 1-е Тема: Здоровый образ жизни. Isbn: 5-88782-005-5 |
Методический сектор Мы за здоровый образ жизни информационно-методический сборник Мы – за здоровый образ жизни : информационно-методический сборник / Подосиновская центральная библиотека им. А. Филёва. Подосиновец,... |
||
Педагоги часто ставят перед собой вопрос: «Как обеспечить безопасность... Педагоги часто ставят перед собой вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни своим воспитанникам»? Рассмотрим одно... |
Классный час "Здоровье — это здоровый образ жизни" Класс разделен на 2 команды, выбор капитана, название команды, выбор жюри, за хорошие ответы +1 балл, за некрасивое поведение – 1... |
||
Законы, обеспечивающие профилактику заболеваний и здоровый образ жизни Нормативно-правовое обеспечение организации труда среднего медицинского персонала |
Здоровый образ жизни единственный стиль жизни, способный обеспечить,... Полезные навыки и привычки, сформированные в детском возрасте, помогают воспитать гармонично развитую личность, для которой ведение... |
||
Внеклассное мероприятие по обж "Здоровый образ жизни" Убеждать учащихся в негативном воздействии на молодой организм психоактивных веществ (табачный дым, алкоголь, наркотики) |
Областной конкурс «Юные туристы Калужской области за здоровый образ... Мкоу «Новоалександровская средняя общеобразовательная школа» Спас-Деменский район |
||
Республики Татарстан «Республиканская юношеская библиотека» З 46 «Здоровый образ жизни – это стильно!»: сборник сценариев / гбук рт «Респ юнош б-ка», сост. Д. Р. Галкина. Казань, 2012. 46с |
Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №38 (739), 10 октября 2011 г Конференция «Психическое здоровье учащихся и здоровый образ жизни», посвященная Международному дню охраны психического здоровья (Итальянская... |
||
Образовательная программа дополнительного образования детей «За здоровый образ жизни» ... |
Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях Это объективная составляющая здоровья, а субъективная – это здоровый образ жизни, который закладывается еще в утробе матери, а в... |
||
Программа курса «Здоровый образ жизни» (5 – 6 классы) «Эта молодежь растлена до глубины души, молодые люди злокозненны и нерадивы, никогда они не будут походить на молодежь былых времен.... |
С. Каннингем Колдовство на травах Люди вновь стремятся вести здоровый образ жизни. К счастью, именно растительная магия является наиболее простым средством, которое... |
||
Учебное пособие содержит теоретический материал и изложение методик... Гигиена труда и лечебно-профилактических учреждений в стоматологии. Гигиена детей и подростков. Здоровый образ жизни |
Ионизаторы воздуха, "Цептер" и его новинки. Письмо Нам обоим одинаково нравиться Ваш подход к своему душевному состоянию и здоровью. Мне 40 лет, а дочке 16. Дочка даже попросила распечатать... |
Поиск |