НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
Ефрешина И.П.
Организатор сестринского дела должен уметь работать с нормативно-правовой и учетно-отчетной документацией.
Организатор сестринского дела должен знать утвержденные формы учетно-отчетной документации лечебно-профилактического учреждения и его подразделений.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в РФ, регулирует Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Законодательство в сфере здравоохранения включает в себя, помимо законов федерального уровня, подзаконные правовые нормативные акты федерального, регионального и муниципального уровней (постановления Правительства РФ, приказы Министерства здравоохранения РФ, приказы министерств и ведомств муниципального уровня, методические письма, рекомендации и т.д.).
Государственная дума сформировала Кодекс законов об охране здоровья, в котором можно выделить 7 блоков, или направлений, правового регулирования в области охраны здоровья:
- надзорные законы, регулирующие безопасные условия жизни человека;
- законы, обеспечивающие профилактику заболеваний и здоровый образ жизни;
- законы, защищающие права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- законы, определяющие права и ответственность медицинских работников;
- законы, регламентирующие организацию и деятельность национальной системы здравоохранения;
- законы, регулирующие финансирование здравоохранения;
- законы об отдельных заболеваниях и разделах медицины. Сегодня наличие правовых знаний - необходимое условие при осуществлении медицинской деятельности. Руководителям и специалистам медицинских организаций необходим оптимальный объем правовых знаний, позволяющий аргументированно принимать правомерные решения при осуществлении профессиональной медицинской деятельности.
Деятельность среднего медицинского персонала лечебно-профилактической организации (ЛПО) регламентируется в первую очередь следующими нормативными документами:
- приказ Минздравсоцразвития РФ от 16 апреля 2008 г. № 176н (ред. от 30 марта 2010 г.) «О номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации»;
- приказ Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»;
- приказ Минздравсоцразвития России от 25 июля 2011 г. № 801н (ред. 30 марта 2012 г.) «Об утверждении номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения».
Согласно Программе развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 гг., сестринский персонал составляет самую значительную часть медицинских работников, поэтому качество реализации различных направлений по совершенствованию здравоохранения зависит от стройной работы системы управления сестринскими службами.
К нормативным актам, обеспечивающим эффективную деятельность руководителя сестринского звена, можно отнести внутренние приказы по учреждению, положения и должностные инструкции.
Документы по организации работы главной медицинской сестры
- Должностная инструкция главной медицинской сестры (приложение 1.1).
- Регламент работы главной медицинской сестры.
- Планы работы главной медицинской сестры.
- Журнал учета входящей и исходящей документации.
- Номенклатура дел.
- Журнал учета заданий старшим медицинским сестрам и делегированные им документы.
- Копии докладных записок руководителю ЛПО по вопросам совершенствования сестринского дела в учреждении, применения поощрений и наложения взысканий на средний и младший медицинский персонал.
- Журнал учета собеседований с лицами, поступающими на работу в ЛПО на должности сестринского персонала.
- Тезисы и тексты докладов, выступлений на собраниях, деловых совещаниях, заседаниях Совета по сестринскому делу.
- Материалы проверок работы главной медицинской сестры, осуществляемых вышестоящими органами.
- Планы внедрения инноваций в работе среднего медицинского персонала.
- Справки о внедрении инноваций в работе среднего медицинского персонала за прошедший год.
- Материалы об участии главной медицинской сестры в различных конференциях и съездах, профессиональных общественных организациях.
- Переписка главной медицинской сестры с другими организациями.
- Журнал учета приема посетителей.
- Материалы по разбору жалоб, заявлений, предложений.
- Документы по организации личного труда главной медицинской сестры:
■ ежедневные планы работы;
■ рабочая тетрадь;
■ телефонный справочник.
Документы по организации работы старших медицинских сестер
- Списки старших медицинских сестер.
- Должностные инструкции старших медицинских сестер.
- Регламент работы старших медицинских сестер.
- Планы работы, отчеты.
- График отпусков старших сестер с заменой.
- Список резерва на должности старших медицинских сестер.
- План направления старших медицинских сестер на повышение квалификации.
- План прохождения аттестации.
- Материалы по контролю работы старших медицинских сестер. Документы по работе Совета по сестринскому делу
- Персональный состав Совета по сестринскому делу.
- Состав секторов (комиссий).
- План работы Совета по сестринскому делу.
- Протоколы заседаний.
Документы по организации работы среднего медицинского персонала ЛПО
- Списки среднего медицинского персонала.
- Должностные инструкции среднего медицинского персонала.
- Стандарты деятельности (или документы, их заменяющие), действующие в данной ЛПО.
- Нормативы нагрузки, утвержденные руководителем ЛПО.
- Критерии оценки качества труда среднего и младшего медицинского персонала.
Документы по контролю работы среднего и младшего медицинского персонала ЛПО
- План контроля работы на год.
- Содержание намеченного контроля:
■ обходы главной сестры - комплексные и по отдельным вопросам деятельности;
■ рейды Совета по сестринскому делу;
■ предварительный, текущий и заключительный контроль проверки деятельности отделений и отдельных работников;
■ выборочный контроль разделов работы сестринского персонала.
- Материалы выборочных проверок работы среднего и младшего медицинского персонала по отдельным вопросам работы:
■ за соблюдением лечебно-охранительного режима;
■ соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;
■ качеством сестринской практики;
■ деятельностью среднего и младшего медицинского персонала в области профилактики, лечения, ухода, восстановительного лечения и реабилитации пациентов;
■ трудовой дисциплиной;
■ соблюдением морально-правовых норм;
■ соблюдением норм профессионального общения с пациентами и коллегами;
■ учетом, хранением и правильным использованием лекарственных средств, перевязочного материала, предметов ухода;
■ соблюдением инструкций по охране труда и технике безопасности, противопожарной безопасности;
■ своевременным прохождением медицинских осмотров;
■ своевременным и качественным ведением медицинской документации.
- Материалы для проведения анкетирования с целью изучения мнения пациентов и их родственников о качестве работы среднего и младшего медицинского персонала, в том числе о качестве сестринского ухода (бланки анкет, опросников).
- Справки о ходе устранения недостатков в работе, выявленных при контроле.
- Приказы по ЛПО, подготовленные по материалам контроля, в том числе о поощрениях и наложении дисциплинарных взысканий.
Документы по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации, аттестации и сертификации средних медицинских работников и работе по наставничеству
- Список средних медицинских работников, направленных на обучение с целью повышения квалификации и получения сертификата (наименование цикла, дата).
- Список средних медицинских работников, направленных в аттестационную комиссию (первично, для подтверждения).
- Рекомендации для среднего медицинского персонала по подготовке отчетов о работе, представляемых в аттестационную комиссию.
- Список среднего медицинского персонала по отделениям с указанием наличия сертификатов, категорий, сроков их получения и переаттестации.
- Тематические планы занятий с отдельными категориями средних медицинских работников на предстоящий год.
- Тематика научно-практических конференций.
- Списки наставников и наставляемых.
- Отчеты о работе наставников.
- Материалы по организации работы с наставниками.
- Списки средних медицинских работников, совмещающих работу в ЛПО с обучением в средних и высших образовательных учреждениях.
Документы по воспитательной работе со средним и младшим медицинским персоналом, его социально-бытовой защите и охране здоровья
- План и сроки проведения периодических медицинских осмотров.
- Списки средних и младших медицинских работников:
■ инвалидов (с указанием группы);
■ многодетных матерей;
■ одиноких матерей;
■ вдов;
■ разведенных при наличии детей дошкольного и школьного возраста;
■ имеющих детей дошкольного и школьного возраста;
■ находящихся в тяжелых жилищно-бытовых и материальных условиях.
- План проведения воспитательной работы и культурного досуга.
- План проведения конкурсов.
- Смета расходов и источники финансирования праздников.
- Материалы по заболеваемости с временной утратой нетрудоспособности и инвалидности.
- Сведения о часто и длительно болеющих лицах.
- Отчеты об итогах проведения диспансеризации и периодических медицинских осмотров.
- Отчеты о проведении конкурсов и праздников.
- Материалы о направлении среднего и младшего медицинского персонала на санаторно-курортное лечение, в пансионаты, дома отдыха.
- Список должностей работников, которым выдается молоко за работу во вредных условиях.
Документы по организации совместной работы ЛПО с медицинскими училищами (колледжами)
- Договоры, планы работы.
- Программы обучения студентов и проведения преддипломной практики, по которым работники ЛПО проводят учебную работу со студентами.
- График направления студентов на учебную и преддипломную практику.
- Приказы о назначении руководителей преддипломной практики из числа работников ЛПО.
- Отчеты руководителей преддипломной практики.
- Протоколы деловых совещаний работников ЛПО и медицинских училищ о совместной работе.
- Списки студентов медицинских училищ, которые в текущем году пришли на работу в ЛПО по завершению обучения.
Договоры с различными организациями по обеспечению различных разделов работы ЛПО:
■ организациями, обслуживающими изделия медицинской техники;
■ фармацевтическими организациями;
■ организациями, осуществляющими работу с отходами различных классов;
■ организациями санитарно-эпидемиологического надзора;
■ организациями, участвующими в обеспечении питания пациентов;
■ дезинфекционной станцией;
■ прачечной;
■ училищем повышения квалификации;
■ метрологической службой.
Старшая медицинская сестра является, в свою очередь, руководителем начального уровня в иерархии подчинения. Однако именно личностно-организаторские способности руководителя сестринской службы на уровне отдельного подразделения ЛПО подчас определяют качество сестринской помощи в целом по организации.
Рис. 1.1. Схема организационных взаимосвязей главной медицинской сестры лечебно-профилактической организации (ЛПО)
Необходимо отметить, что старшие медицинские сестры в настоящее время работают в условиях глубоких противоречий. С одной стороны, Программа развития сестринского дела высоко оценивает роль медицинских сестер вообще и медицинских сестер-организаторов в частности. С другой стороны, на практике преобладает рутинный подход: роль медицинской сестры видится только в выполнении врачебных назначений.
Каждый специалист, занимающий руководящую должность, в том числе старшая медицинская сестра структурного подразделения, должен строить свою работу в рамках должностной инструкции.
Должностные инструкции на сотрудников из числа среднего и младшего медицинского персонала составляет главная медицинская сестра, старшие сестры отделений могут также принимать активное участие в этом и вносить свои предложения по вопросам конкретизации и четкого распределения обязанностей.
Должностные инструкции старших медицинских сестер разрабатываются заведующими структурными подразделениями или главной медицинской сестрой. Инструкции утверждаются руководителем ЛПО, состоят из определенных разделов. Работник должен ознакомиться с инструкцией под роспись.
Типовая структура должностной инструкции включает четыре обязательных раздела:
- общие положения;
- должностные обязанности;
- права; - ответственность.
|