Скачать 301.97 Kb.
|
Составитель: Неустроева Галина Лаврентьевна ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа разработана на основе типовых программ для государственных внешкольных учреждений ( учреждений дополнительного образования), с учетом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области «Технология». В последней уделено мало времени изучению данного вида декоративно-прикладного искусства. Рукоделие является одним из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. Создание, своими руками, самого изделия – занятие увлекательное. Оно способствует не только привитию, совершенствованию, но и развитию творческих способностей детей, их художественного вкуса, приучает к аккуратности, усидчивости в работе, прививает навык общественно полезного труда. Обучаясь по настоящей программе, учащиеся приобретут углубленные знания и умения по данному виду творчества. Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы. Изделия ручного труда в нашей стране обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Программа кружка предназначена для группы учащихся в возрасте 9-13 лет. У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкрепленное научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки. ПРИ НАПИСАНИИ ПРОГРАММЫ УЧТЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ:
ПРИНЦИПЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - содействие становления активной личности через формирование устойчивого интереса к различным видам прикладного искусства. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: 1.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ - воспитывать интерес к прикладному творчеству, трудолюбие, потребность в труде, уважение к людям труда разных поколений, воспитывать умение видеть и чувствовать прекрасное, воспитать самостоятельность, аккуратность в работе, умение доводить начатую работу до конца; 2.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ -обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами; познакомить с основами цветоведения и материаловедения; 3.РАЗВИВАЮЩИЕ - развивать образное и пространственное мышление, развивать творческую активность и художественный вкус, фантазию, развивать усидчивость, терпение при выполнении более сложных работ, требующих продолжительного времени. Уверенность в своих силах и знаниях. В ОТДЕЛЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА СУЩЕСТВУЮТ УРОВНИ ОБУЧЕННОСТИ: 1 уровень – репродуктивный, 2 уровень – самостоятельная работа с помощью педагога, 3 уровень – самостоятельная работа без помощи педагога, 4 уровень – творческий ( самостоятельное моделирование и изготовление сувениров, салфеток и игрушек). Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на 3-4 уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫПО КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ В МБОУ «СОШ №75» КРУЖКОВАЯ ПРОГРАММА СОСТОИТ ИЗ ДВУХ РАЗДЕЛОВ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ(31час) И ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ(20часов). ЗАНЯТИЯ ПРОВОДЯТСЯ ОДИН РАЗ В НЕДЕЛЮ ПО 1,5 ЧАСА. СОСТАВ ГРУПП – 12 ЧЕЛОВЕК ПРОГРАММА КРУЖКА «ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.Одним из видов рукоделия является вязание. Вязание крючком характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные игрушки, салфетки, скатерти, шторы, одежду и элементы её украшения. Ведь, несмотря на широкие возможности современных технологий, во всем мире больше всего ценятся работы, выполняемые в ручной технике, отличающиеся наиболее высокой степенью сложности, уникальностью и изяществом. Благодаря возможности применения разнообразных ниток и выполнения изысканных моделей вязание крючком становится любимым занятием. Попав в Европу, искусство вязания оставалось поначалу привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить длинные зимние вечера в своих замках за вязанием. С 13 века во Франции вязание становится уже весьма доходным занятием. Стать вязальщиком было совсем не просто. Учеников набирали из наиболее смышленых мальчиков, которые 6 лет постигали секреты будущей профессии. Веками отточенное мастерство вязания крючком актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные вязаные игрушки. 2.Научиться вязать крючком проще, чем спицами. Крючок удобен и прост в работе: порой не успеешь начать вязание, смотришь, уже вещь готова. Также крючок способен так затейливо запутать нитки, что его узоры становятся похожими на русские коклюшечные кружева, гипюр или даже вышивку. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении различных вязаных изделий, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных работ. Приобщение подрастающего поколения к рукодельным работам, в частности к вязанию крючком – значимая частица трудового обучения и воспитания детей, т.к. основные умения и навыки, получаемые на занятиях, нужны учащимся в их дальнейшей жизни. Программа носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основными приемами и техникой вязания крючком. Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ – нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам вязания крючком. ЗАДАЧИ: 1. Образовательные: • Обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами; • Познакомить с основами цветоведения и материаловедения; • Научить чётко и правильно выполнять основные приёмы вязания; • Научить выполнять сборку и оформление готового изделия. 2. Воспитательные: • Привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности; • Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам; • Привить основы культуры труда. 3. Развивающие: • Развить образное мышление; • Развить внимание; • Развить моторные навыки; • Развить творческие способности; • Развить фантазию; • Выработать эстетический и художественный вкус. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН – 31ЧАС.
ВСЕГО: 31ЧАС СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ВЯЗАНИЕ» 1.Вводное занятие-1занятие. Урок 1. (1,5ч.) Режим работы. История вязания. ПТБ на занятиях. «Крючок – простачок». Мифы и реальность о нитках и крючках. Планы и задачи кружка. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы. Инструкция по технике безопасности. Вязание один из видов декоративно - прикладного искусства и его роль в быту русской семьи. Ассортимент бытовых изделий (на основе простейшего вязания.). Инструменты и материалы. Виды крючков. Подбор крючков в соответствии с выбором ниток. Подготовка ниток к вязанию. Санитарно – гигиенические требования и правила безопасности работы с инструментами. Организация рабочего места. Приемы вязания воздушных петель – «косичка». Петли подьема. Вязание столбиков без накида. 2. Основные элементы вязания крючком -2 занятия. Урок 1. Основные приемы вязания крючком. Ассортимент крючков и нитей. Правильное положение рук при работе. Освоение приемов вязания. Виды петель. Вязание образцов . Упражнении -воздушные петельки. Клубок ниток как образ народного творчества. Использование ниток бывших в употреблении. Приемы вязания и условные обозначения петель в схемах. Понятие схемы рисунка. Чтение схем. Расчет петель и вязание образцов по схемам. Урок 2 .Основные приемы вязания крючком. Вязание полотна. Вязание рядами. Основные способы вывязывания петель (под переднюю стенку, за ножкой и т. Д.) Вязание изделий прямоугольной формы (прихватка, коврик, подставка под горячее и т. Д.) Изобретательные цепочки. Картины из цепочек. Основные мотивы традиционных русских орнаментов вязаных изделий. Правила и приемы выполнения столбиков с одним, двумя, тремя накидами. Схемы вязания различных сеточек. 3. Вязание по кругу (от середины)- 2 занятия. Урок 1. Вязание по кругу. Упражнения вязания столбиков и воздушных петель. Общие понятия композиции. Последовательность и правила зарисовки схем вязания по кругу. Два способа вязания по кругу. Плотное вязание по кругу. Правила начала и окончания вязания. Чтение схем. Соединение рядов при вязании по кругу. Ажурное вязание по кругу. Узоры для вязания от середины - розетка с пышными столбиками, звездочка, шестиугольник, ажурный квадрат, роза. Использование отдельных мотивов для изготовления изделий – прихватка, коврик и т. д. Урок 2. Условные обозначения. Запись схем. Расчет петель и вывязывание более сложных образцов по схемам - квадраты в ажуре (вязание рядами). Способы вязания квадратов в зависимости от назначения изделия. Цветовая гамма. Подбор ниток по цветовой гамме. Вязание пышных столбиков, Введение в работу нитки другого цвета. Техника вязания цветных узоров (цветные фестоны, трехцветный узор, двухцветный узор с пышными столбиками). 4. Вязание узорного полотна – 2 занятия. Урок 1 Вязание узорного полотна. Способы вязания. Правила вязания круга, квадрата. Понятие о рапорте. Традиционное русское кружево. Виды кружев. Кружево в традиционном русском костюме (рубаха, передник.) Подбор ниток и крючков для вязания кружев. Правила и приемы выполнения столбиков в набор. Роль кружева в оформлении столового и постельного белья в русских семьях. Чтение схем. Вязание узкого кружева. Работа с журналами по вязанию. Запись узоров и их схем. Традиционные продольные кружева - особенности изготовления. Расчет и набор петель начального ряда. Вязание образцов по схемам. Урок 2.Способы вязания. Работа по схемам. Использование кружева в изделиях для оформления современного интерьера. Расчет и набор петель начального ряда. Вязание образцов по схемам. Практическая работа - изготовление кружевных полос. Работа по схемам. 5. Изготовления прихваток-2занятия. Урок 1 Прихватка. Прихватка «Яичница».Выбор форм. Зарисовка схем оформления. Основные правила обвязывания изделий традиционным кружевом. Особенности обвязывания изделий круглой, квадратной или прямоугольной формы. Способы прибавления петель при выполнении кружева. Узоры для обвязывания изделий кружевом. Отделка платочка кружевом. Выбор и подготовка ткани – способы подготовки края ткани. Урок 2. Зарисовка схем оформления. Отделка платочка кружевом. Выбор, способа подготовки края ткани для отделки платочка. Практическая работа - выполнение кружева. 6.Зарисовка эскизов. Вязание сувениров, оформление-4заняти. Урок 1 Зарисовка эскизов. Вязание сувениров, оформление Гипюрные кружева или кружева из отдельных мотивов. Использование отдельных мотивов при изготовлении изделий. Виды изделий. Способы соединения мотивов: 1 - соединение кромок уже готовых мотивов в одно полотно иголкой, полустолбиками без накида или столбиками без накида; 2 – соединение мотивов в процессе вязания последнего ряда. Зависимость способа соединения от рисунка. Урок 2 - 3 Вязание сувениров, квадратные мотивы. Вывязывание квадрата из угла несколькими способами. Изготовление кружева или самостоятельного изделия из квадратных мотивов используя различные способы соединения. Урок 4 Вязание сувениров, круглые мотивы. Изготовление кружева или самостоятельного изделия из круглых мотивов, используя различные способы соединения. Шестиугольные мотивы. Изготовление кружева или самостоятельного изделия, из шестиугольных мотивов используя различные способы соединения. 7. Ирландское кружево - 2 часа. Урок 1. Из истории кружева. Суть работы в ирландской технике. Работа с журналами мод. Кружева в одежде на картинах великих художников. Вязание образцов - сеточка: «пико», «чешуйки», «гипюр». Урок 2 Выполнение мотивов для ирландских кружев: кружочек, клевер, листик, стебель с кружочком, цветочек, розетка, ромашка. 8. Сувениры. (Игольниц «Цветочек»). Декоративные отделки - 4 часа Урок 1. Сувениры. (Игольница «Цветочек»).Использование декоративных отделок на трикотажных и сшитых из ткани изделиях. Разнообразие отделок - окантовочные кружева, объемные цепочки, шнуры, оборки. Накладные отделки – схемы, особенности технологии выполнения и соединения с изделием. Виды накладных отделок. Выполнение накладной отделки. Урок 2 – 4. Сувениры. Оформление изделия.Накладные отделки. Работа со схемами, техника изготовления. Выполнение накладной отделки - фестончики с ажуром, цветочная гирлянда, спиралька, оборочка. Выполнение отделки окантовками - узелки по краю или пико, закрутка – «рачий (обратный) шаг, обвязка витыми цветными цепочками. 9.Подведение итогов – 1занятие. Урок 1.Окончательная отделка образцов и изделий. Оформление проектной папки. Проведение выставки. В КОНЦЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:
МЕТОДЫ: 1.Словесные: Рассказ Лекция Беседа Дискуссия 2.Практический: Практическая работа 3.Наглядный: Демонстрация Иллюстрация 4.Метод проблемного обучения: Проблемное изложение материала Создание проблемных ситуаций 5.Метод игры: Игра – конкурс, путешествие, викторина. МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1. Правила техники безопасности при работе с крючками, швейными иглами, булавками, ножницами. 2. Наличие инструментов: • Вязальные крючки различной толщины; • Ножницы; • Швейные и штопальные иглы; • Булавки; • Кисти; • Сантиметровая лента; • Клей. 3. Наличие материалов: • Пряжа и нитки разной толщины и цветов; Лоскуты разных тканей; • Фурнитура для игрушек; • Калька; • Миллиметровая бумага; • Цветная бумага и картон. • Рамки для оформления работ. КОНТРОЛЬ.
|
Рабочая программа по развитию детей старшей группы №7 обеспечивает... Рабочая программа предназначена для детей 5-6 лет (старшая группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно-тематическому... |
Пояснительная записка. Цели и задачи рабочей программы 3 Принципы... Рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет группы компенсирующей направленности... |
||
Программа социально педагогической направленности дошкольного образования... Программа предназначена для подготовки детей к школьному обучению, рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5 7 лет) и... |
Рабочая программа Воспитателей 1 старше подготовительной группы компенсирующей... Педагогического совета Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида №30... |
||
Рабочая программа воспитателей первой младшей группы детей в возрасте от 2 до 3 лет Принципы и подходы в организации образовательного процесса |
Поэтапная программа («дорожная карта») по обеспечению доступности... Краткое содержание проблемы обеспечения доступности дошкольного образования для детей в возрасте от полутора до трех лет и обоснование... |
||
Рабочая программа по развитию детей средней группы разработана в... Аимодействия взрослого с детьми средней группы мбдоу «Детский сад №21 «Росинка» с. Краснокумского» и обеспечивает физическое, социально-коммуникативное,... |
Рабочая программа кружка по конструированию из бумаги для детей старшего... Рабочая программа кружка по конструированию из бумаги для детей старшего дошкольного возраста |
||
Рабочая программа кружка «Волшебный мир оригами» Программа по дополнительной образовательной услуге для детей среднего дошкольного возраста |
Доклад Муниципального общеобразовательного учреждения Новосельская... Охватывает детей с 6-летнего возраста до 15 лет. Школа активно сотрудничает с дошкольным учреждением села. На базе школы организована... |
||
Рабочая программа для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана... Мо и н рт. Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием,... |
Контрольная работа №3 Познавательные функции, системы восприятия... Внимание и его свойства (устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем); причины отвлечения внимания во время управления... |
||
Рабочая программа кружка «Здоровейка» ... |
Рабочая программа педагога 2 младшей группы на 2018-2019 учебный... Определяет содержание и организацию образовательной деятельности в группе детей в возрасте от 3-х до 4-х лет и обеспечивает развитие... |
||
Рабочая программа образовательной деятельности в старшей группе №7 Настоящая рабочая программа по развитию детей дошкольного возраста 5-6 лет старшей группы №7 «радуга» разработана воспитателем мбдоу... |
Рабочая учебная программа по образовательным областям для детей старшего... Наименование Программы: Рабочая программа воспитателя по реализации основной образовательной программы мбдоу «Детский сад №54 Радуга»... |
Поиск |