Поэтапная программа («дорожная карта»)
по обеспечению доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в Турочакском районе
1. Краткое содержание проблемы обеспечения доступности дошкольного образования для детей в возрасте от полутора до трех лет и обоснование необходимости ее решения
В настоящее время в Турочакском районе зарегистрировано 1733 детей в возрасте с рождения до семи лет, из них в возрасте с 1,5 до 3 лет 358 детей. По состоянию на 01 января 2016 г. охвачены дошкольным образованием 838 детей, из них 134 ребенка возрасте 1,5 до 3 лет, очередность детей данного возраста составляет 91 ребенок, из них актуальная потребность на 2016 год составляет 30 детей. Актуальная потребность очередности означает, что не все родители желают отдавать детей в детский сад с полутора лет, т.к. родители имеют право воспользоваться правом использования отпуска по уходу за ребенком до трех лет.
Показатели охвата детей дошкольным образованием значительно различаются в населенных пунктах района. Группы раннего возраста функционируют в с. Иогач , с.Кубезень,в с.Бийка, в с.Озеро-Куреево, в с.Тулой, в с.Яйлю, в. с.Курмач-Байгол и в с.Турочак.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 приоритет охвату детей дошкольным образованием отдавался возрасту от трех до семи лет. В связи с этим, дети в возрасте до трех лет оказались не охваченными дошкольным образованием.
В соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ребенок имеет право получать дошкольное образование с двух месяцев. Российским законодательством предусматривается отпуск родителей (законных представителей) по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. Период с полутора до трех лет оплата по уходу за ребенком не осуществляется. Существует проблема охвата детей данного возраста дошкольным образованием.
Анализ ситуации показывает, что в районе используются различные формы охвата детей дошкольным образованием:
- дошкольные группы полного дня при образовательных организациях, в том числе негосударственном секторе дошкольного образования;
- дошкольные группы кратковременного пребывания при образовательных организациях.
- семейные воспитательные группы дошкольного образования.
Проблема охвата детей в возрасте от полутора до трех лет требует расширения форм охвата дошкольным образованием и оказание поддержки родителей (законных представителей) в продолжении трудовой деятельности и необходимости получения ребенком образования через разные формы дошкольного образования.
2. Цели реализации плана мероприятий («дорожной карты»), задачи, этапы реализации.
2.1. Цели: оказание поддержки родителей (законных представителей) в продолжении трудовой деятельности и необходимости получения ребенком от полутора до трех лет образования через разные формы дошкольного образования.
2.2. Задачи:
1. Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очередности (1,5-3 года) на зачисление детей в дошкольные образовательные организации по:
- обеспечению местами детей от 1,5 до 3 лет в дошкольные организации с учетом уровня затратности мероприятий на 2016-2020 годы;
- обновлению требований к условиям предоставления услуг дошкольного образования и мониторинг их выполнения.
2. Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования по:
- реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования для детей раннего возраста;
- внедрению системы оценки качества дошкольного образования;
- кадровому обеспечению системы дошкольного образования.
3. Создание условий для привлечения негосударственных организаций в сферу дошкольного образования по реализации ведомственного плана мероприятий «дорожной карты» «Развитие конкуренции в Республике Алтай в сфере дошкольного образования на 2015-2017 годы».
4. Внедрение эффективного контракта в дошкольном образовании, предусматривающего обеспечение обновления кадрового состава и привлечение молодых талантливых педагогов, педагогов узких специальностей (логопедов, психологов, дефектологов и т.д.) для работы с детьми раннего возраста.
2.4. Этапы реализации мероприятий («дорожной карты»)
Мероприятия «дорожной карты» реализуются в 2016-2020 годах и предусматривают оказание поддержки родителей (законных представителей) в продолжении трудовой деятельности и необходимости получения ребенком от полутора до трех лет образования через разные формы дошкольного образования.
При этом 1 этап в 2016 году намечается осуществить комплекс мер по сохранению и поддержанию системы дошкольного образования для детей раннего развития и подготовке условий для ее последующего развития. Важнейшими направлениями реализации мероприятий «дорожной карты» в 2016 году является предотвращение кризисных процессов в системе дошкольного образования, принятие неотложных мер по нормализации работы образовательных организаций независимо от их форм, типов и видов, системы образования в целом, совершенствование нормативной правовой и статистической базы в области дошкольного образования для детей раннего возраста.
2-ой этап – в 2017-2020 годах предполагается переход к устойчивому развитию системы дошкольного образования, удовлетворяющей потребностям ребенка, родителей и педагогов.
3. Обоснование ресурсного обеспечения плана мероприятий («дорожной карты»)
Направления финансирования
|
Ед. изм
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего в том числе:
|
Тыс. руб.
|
1284,6
|
876,3
|
600,4
|
462,5
|
-
|
Материально-техническое оснащение дополнительно создаваемых мест
|
Тыс. руб.
|
10,0
|
8,9
|
4,4
|
2,2
|
-
|
4. Проведение структурных реформ необходимых для выполнения плана мероприятий «дорожной карты», (основные количественные характеристики системы дошкольного образования)
|
Ед. изм.
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
|
|
|
|
|
|
|
Численность детей в возрасте от 1,5-3 лет
|
чел.
|
360
|
370
|
380
|
400
|
420
|
Охват детей программами дошкольного образования от общего числа детей от 1,5 до 3 лет
|
%
|
37,2
|
37,3
|
37,5
|
37,7
|
37,9
|
Численность воспитанников, охваченных программами дошкольного образования
|
чел.
|
134
|
138
|
143
|
151
|
159
|
Актуальная очередность детей в ДОО в возрасте от 1.5 до 3 лет (спрос на текущий год)
|
чел.
|
30
|
20
|
10
|
5
|
0
|
Охват детей программами дошкольного образования детей от 1,5 до 3 лет от актуального спроса в дошкольном образовании
|
%
|
65
|
72
|
85
|
95
|
100
|
5. Наименование целевых показателей (индикаторов) в % по годам (с 2016-2020 гг.)
№ п/п
|
Наименование показателя
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
Результаты
|
1.
|
Отношение численности детей от 1,5-3 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте от 1,5 – 3 лет (проценты)
|
37,2
|
37,3
|
37,5
|
37,7
|
37,9
|
детям в возрасте от 1,5 до 3 лет нуждающихся в получении дошкольного образования (от потребности) будет предоставлена возможность получения дошкольного образования
|
2.
|
Удельный вес численности дошкольников, обучающихся по образовательным программам дошкольного образования, соответствующим требованиям стандартов дошкольного образования, в общем числе дошкольников, обучающихся по образовательным программам дошкольного образования (процент)
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
в дошкольных образовательных организациях реализуются образовательные программы дошкольного образования, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
|
3.
|
Число дошкольных образовательных организаций, в которых оценка деятельности дошкольных образовательных организаций, их руководителей и основных категорий работников осуществляется на основании показателей эффективности деятельности подведомственных организаций дошкольного образования
|
0
|
2
|
4
|
6
|
9
|
в дошкольных образовательных организациях будет внедрена комплексная динамическая система оценки деятельности дошкольных образовательных организаций, которая оценивается в 10 баллов как наиболее лучший результат
|
4.
|
Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций дошкольного образования к средней заработной плате в общем образовании соответствующего региона (проценты)
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций будет соответствовать средней заработной плате в сфере общего образования в Республике Алтай. Повысится качество кадрового состава дошкольного образования
|
6. Меры, обеспечивающие достижение целевых показателей (индикаторов) плана мероприятий («дорожной карты»)
Наименование
|
тыс. чел.
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
Инструменты сокращения очереди в дошкольные учреждения (ежегодно):
|
чел.
|
15
|
6
|
3
|
3
|
0
|
за счет увеличения числа мест в группах кратковременного пребывания
|
чел.
|
0
|
0
|
0
|
0
|
-
|
за счет расширения альтернативных форм дошкольного образования
|
чел.
|
15
|
6
|
3
|
3
|
0
|
Число воспитанников в расчете на 1 педагогического работника
|
ед.
|
12,5
|
12,51
|
12,52
|
12,53
|
12,54
|
7. Основные мероприятия, направленные на повышение эффективности и качества реализации плана мероприятий («дорожной карты»)
№
п/п
|
Наименование мероприятия
|
Вид документа
|
Ответственные исполнители
|
Срок реализации
|
Ожидаемый результат/ единица измерения
|
1. Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации
|
1.
|
Расширение альтернативных форм дошкольного образования (семейные воспитательные группы, гувернерские службы, консультационные пункты, группы кратковременного пребывания и т.д.)
|
положение
|
Отдел образования, ДОУ
|
2016-2020 годы
|
Ликвидация очередности детей от 1,5 до 3 лет
|
3
|
Привлечение индивидуальных предпринимателей к открытию дошкольных групп для детей от 1,5 до 3 лет
|
соглашение
|
Отдел образования, ДОУ
|
2016-2020 годы
|
Ликвидация очередности детей от 1,5 до 3 лет
|
4
|
Обновление нормативно-правовой базы по развитию вариативных форм предоставления услуг дошкольного образования на основании обновленных регламентирующих документов (требований санитарных, строительных норм, пожарной безопасности и др.)
|
положение
|
Отдел образования, ДОУ
|
2016-2020 годы
|
Повышения эффективности введения вариативных форм дошкольного образования
|
2. Создание условий для реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
|
1
|
Применение нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
|
положение
|
Отдел образования, ДОУ
|
2016-2020 годы
|
Создание условий для реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
|
2
|
Применение требований к образовательным программам и условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, направленных на развитие способностей, стимулирование инициативы, самостоятельности и ответственности дошкольников, адаптация к условиям дошкольных учреждений
|
Методические рекомендации
|
Отдел образования, ДОУ
|
2016-2020 годы
|
Реализация ФГОС ДО
|
3
|
Использование перечня требований к условиям организации дошкольного образования, включающего требования к кадровым условиям и характеристикам образовательной среды, адаптация к условиям дошкольных организаций
|
Методические рекомендации
|
Отдел образования, ДОУ
|
2016-2020 годы
|
Реализация ФГОС ДО
|
4
|
Реализация образовательных программ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
|
Методические рекомендации
|
Отдел образования, ДОУ
|
2016-2020 годы
|
Реализация ФГОС ДО
|
5
|
Участие в семинарах, конференциях по реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
|
Методические рекомендации
|
Отдел образования, ДОУ
|
2016-2020 годы
|
Реализация ФГОС ДО
|
3. Разработка и внедрение системы оценки качества дошкольного образования
|
1
|
Реализация моделей оценки качества дошкольного образования
|
|
|
|
|
|
Анализ удовлетворенности родителей качеством предоставления услуг дошкольного образования
|
Аналитическая информация
|
Отдел образования, ДОУ
|
2016-2020 годы
|
Повышение качества дошкольного образования
|
|
Разработка и использование методических рекомендаций по формированию муниципального задания для дошкольных образовательных организаций, включая показатели качества предоставляемых услуг по дошкольному образованию
|
Методические рекомендации
|
Отдел образования, ДОУ
|
2016-2020 годы
|
Повышение качества дошкольного образования
|
4. Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта в дошкольном образовании
|
|
Стимулирование труда руководителей образовательных организаций дошкольного образования, направленных на установление взаимосвязи между показателями качества предоставляемых муниципальных услуг и эффективностью деятельности руководителя дошкольной образовательной организации
|
Положение
|
Отдел образования, ДОУ
|
2016-2020 годы
|
внедрение механизмов эффективного контракта в дошкольном образовании
|
|
Применение показателей качества (внесение изменений в существующие показатели качества) трудовой деятельности педагогических и других категорий работников муниципальных дошкольных образовательных организаций
|
Положение
|
Отдел образования, ДОУ
|
2016-2020 годы
|
внедрение механизмов эффективного контракта в дошкольном образовании
|
|
Апробация моделей реализации эффективного контракта в муниципальных дошкольных образовательных организациях
|
Положение
|
Отдел образования, ДОУ
|
2016-2020 годы
|
внедрение механизмов эффективного контракта в дошкольном образовании
|
|
Поэтапное повышение оплаты труда педагогических работников дошкольных образовательных организаций
|
Положение
|
Отдел образования, ДОУ
|
2016-2020 годы
|
внедрение механизмов эффективного контракта в дошкольном образовании
|
5. Кадровое обеспечение системы дошкольного образования
|
1
|
Подготовка кадров для работы в семейных воспитательных группах, в гувернерской службе, обучение педагогов узкой специальности (логопеды, гувернеры, олигофренопедагоги и т.д.)
|
Письмо
|
Отдел образования, ДОУ
|
2016-2020 годы
|
Повышения качества образования педагогических кадров
|
2
|
Разработка должностной инструкции педагога дошкольного образования, включающих характер взаимодействия педагога с детьми, направленного на развитие способностей, стимулирование инициативы, самостоятельности и ответственности дошкольников
|
Положение
|
Отдел образования, ДОУ
|
2016-2020 годы
|
Повышения качества образования педагогических кадров
|
3
|
Участие педагогических и руководящих работников дошкольного образования в программах повышения квалификации и переподготовки
|
Письмо МОиН РКА
|
Отдел образования, ДОУ
|
2016-2020 годы
|
Повышения качества образования педагогических кадров
|
4
|
Использование персонифицированной модели повышения квалификации педагогических работников дошкольного образования с доведением средств по нормативу на повышение квалификации до дошкольных образовательных организаций
|
Положение
|
Отдел образования, ДОУ
|
2016-2020 годы
|
Повышения качества образования педагогических кадров
|
8. Механизмы реализации и методика эффективности
|
Единица измерения
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
Результаты
|
1. Отношение численности детей 1,5 – 3 лет охваченных дошкольным образованием, к численности детей в возрасте 1,5-3 лет
|
процентов
|
37,2
|
37,3
|
35,5
|
37,7
|
37,9
|
Не все дети в возрасте 1,5-3 лет посещают детский сад, так как родители могут находиться в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, поэтому дошкольным образованием могут быть охвачены дети, чьи родители желают отдавать детей в дошкольные организации
|
2. Удельный вес численности воспитанников дошкольных образовательных организаций в возрасте от 1.5 до 3 лет, охваченных образовательными программами, соответствующими ФГОС ДО от потребности
|
процентов
|
65
|
72
|
85
|
95
|
100
|
Закрытие потребности в детских садах детей в возрасте от 1.5 до 3 лет от потребности
|
3. Доля педагогических работников ДОО, которым при прохождении аттестации в соответствующем году присвоена первая или высшая категория
|
процентов
|
0,11
|
0,13
|
0,15
|
0,17
|
0,18
|
Повышение профессионализма и профессиональной компетентности педагогов ДОО
|
9. Критерии выполнения плана мероприятий («дорожной карты») или ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации:
- обеспечение потребности детей в возрасте от 1,5 до 3 лет возможностью получать услуги дошкольного образования.
Обеспечение качества услуг дошкольного образования:
- разработка, реализация и методическое сопровождение основных образовательных программ дошкольного образования с учетом требований стандартов дошкольного образования;
- введение оценки деятельности организаций дошкольного образования на основе показателей эффективности их деятельности;
- внедрение эффективного контракта в дошкольном образовании, которое предусматривает обеспечение обновления кадрового состава и привлечение молодых талантливых педагогов, педагогов узких специальностей (логопедов, психологов, дефектологов и т.д.) для работы с детьми раннего возраста.
|