Особенности обучения визуалов, аудиалов, кинестетиков, дискретов
|
|
Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации.
В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории:
Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.
Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию?
На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и учитель и ученик - визуалы (или аудиалы). Кинестетиков, к сожалению, среди педагогов вообще немного, а в средних и старших классах их практически нет (если не считать учителей физкультуры и труда).
От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма.
Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.).
Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.
Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно предложить еще и специальный опросник (самодиагностика).
На что обязательно обращают внимание?
Словарь общения. Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.). Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.).
Направление взгляда. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов - по средней линии, у кинестетиков - вниз.
Особенности внимания. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.
Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.
Есть еще такие характеристики, как предпочитаемая поза, телодвижения, тембр голоса, темп речи. Однако существующие по этим пунктам мнения пока достаточно противоречивые.
А сколько возможностей у учителя и родителей понаблюдать за разными типами учащихся в их повседневных делах! Например, посмотреть, кто как записывает домашнее задание. Допустим, оно написано на классной доске.
Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.
Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.
Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.
Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене
Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.
Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".
Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.
О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.
Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе.
|
Специалисты говорят:
от визуала можно требовать быстрого решения задач;
от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;
от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!
При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:
визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;
кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.
Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке":
с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;
с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.
Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке":
визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш";
кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.
Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.
Исследование способа хранения информации и мыслительных процессов по глазным сигналам доступа (ГСД). Глазные сигналы доступа – это непроизвольное неосознанное движение глаз, когда люди обращаются к внутренним резервам своей памяти, извлекают или перерабатывают информацию в своем сознании. Движение глазных яблок в такие моменты достоверно свидетельствует о том, с каким типом информации общается сознание учащегося.
Если задать человеку вопрос, требующий обдумывания, то ваш собеседник на какое-то время перестает смотреть прямо на вас. Он “уходит в себя”; он либо смотрит “сквозь вас” (отсутствующий взгляд), либо смотрит вверх, как бы пытаясь найти ответ на потолке; либо смотрит в сторону, как бы ожидая, что его ухо услышит нужный ответ; либо смотрит вниз, на свои ноги. Понятно, что “уход в себя” — это обращение к своей памяти, внутреннему опыту, к способности вообразить или сконструировать что-то новое на основании известного. Непроизвольное движение глаз человека достоверно показывает, к какой разновидности памяти или внутреннего опыта он прибегает в данный момент (рис.5).
Рис. 5. Глазные сигналы доступа для типичного правши
Взгляд влево вверх или расфокусированный взгляд прямо перед собой – это зрительное воспоминание. Взгляд вправо вверх – зрительное представление, зрительная конструкция, воображение того, чего нет в памяти. Налево по горизонтали – слуховое воспоминание. Направо по горизонтали – слуховая конструкция, того, чего нет в памяти. Вниз направо – кинестетическое воспоминание (ощущение). Вниз налево – внутренний диалог, контроль речи.
М. Гриндер приводит типичные примеры учеников [61]: – визуальная ученица: всегда смотрит вверх, во время рассказа. Когда учитель читает учебник, она всегда читает сама. Ее тетрадь - самая аккуратная во всем классе. Каждая часть пронумерована и отделена. Придает большое значение своему внешнему виду и порядку на парте. В рабочих таблицах отмечает то, что важно ей. Всегда пропускает одно - два сложных слова на диктанте.
Аудиальный ученик, читая текст, он проговаривает, шепчет. Гораздо чаще отвлекается, чем его более способные визуальные соседи. Он способен повторить все слово в слово, даже когда он, казалось бы, не слушал. У него затруднения с вычислениями, поскольку при этом требуется удерживать отдельные числа в уме. Он часто садится в классе на последнюю парту в углу класса, если ему предстоит серьезная работа, так как он легко отвлекается даже на шепот. В письменных работах его слог и пунктуация страдают. Он расскажет свое сочинение лучше, чем напишет.
Кинестетический ученик обычно вскакивает, чтобы по просьбе учителя раздать детям карточки, тетради или карандаши. Он редко поднимает руку, ждет приближения учителя, старается прикоснуться к нему. При чтении такой ученик может водить пальцем по строчкам. Этот ученик не может выучить грамматическое правило, без игры. Он постоянно тянется к тому, что перед ним, над головой, над партой. Прикасается к другим детям. Если его сосед окажется также кинестетиком, то у них будет минимум две потасовки за урок.
Подготовленный учитель всегда может обнаружить, как учащийся думает картинками, звуками или ощущениями. Существуют видимые изменения, которые отражаются в нашем теле, когда мы думаем различными способами. Способ нашего мышления оказывает влияние на наше тело, а то, как мы используем наше тело, действует на то, как мы думаем (табл.4).
Таблица 4
Особенности восприятия учащимися информации (на основе М.Гриндера)
Визуал
|
Аудиал
|
Кинестетик
|
Отлично помнит то, что видел.
С трудом запоминает длинные словесные инструкции (переспрашивает) без демонстрации, но при этом - хороший рассказчик.
Организован, наблюдателен, как правило – спокойный, уравновешенный.
Склонен фантазировать, его описания живые, образные.
При разговоре подбородок часто держит вверх, голос может быть высоким.
|
Легко повторяет услышанное, даже если кажется, что не слушал. Весьма чувствителен к интонации, легко выявляет неконгруэнтно сказанные фразы.
В учебной деятельности предпочитает простой счет и письмо.
Начинает говорить в раннем возрасте.
Успешен в изучении иностранных языков.
Задумавшись, может разговаривать сам с собой.
Может шевелить губами при чтении, проговаривая слова.
Говорит ритмически.
Легко отвлекается на внешний шум.
Не может сосредоточиться в условиях шума.
В группе, компании часто бывает самым разговорчивым, нередко любит дискуссии.
|
Лучше обучается, делая.
Может иметь привычку водить при чтении пальцами по строчкам.
Хорошо помнит общее впечатление о событии. Отвечает на физическое поощрение.
С трудом выдерживает болевые ощущения.
При общении стоит близко, касается людей. Обилие движений много жестикулирует, обычно ниже пояса.
Отличается ранним физическим развитием.
Подбородок держит вниз, голос может быть довольно низким.
Часто неопрятен.
|
Учащийся, думающий визуальными образами, обычно будет говорить быстрее и более высоким тоном, чем тот, который думает по-другому. Образы возникают в голове быстро, и ему приходится говорить быстро, чтобы успевать за ними. Дыхание будет более поверхностным. Часто наблюдается повышенное напряжение мускулатуры, в частности, в плечах, голова поднята высоко, а лицо бледнее обычного, жесты рук на уровне плеч и выше.
Школьники, которые думают звуками, дышат всей грудью. Часто возникают мелкие ритмические движения тела, а тон голоса чистый, выразительный и резонирующий. Голова балансирует на плечах или слегка наклонена к одному из них, как бы прислушиваясь к чему-то. Учащиеся, которые разговаривают сами с собой, будут часто склонять голову в одну сторону, подпирая ее рукой или кулаком. Это положение известно под названием "телефонная поза" потому что она выглядит так, как будто человек говорит по невидимому телефону. Некоторые из них повторяют то, что они только что услышали, в такт своему дыханию. Их губы шевелятся, жесты на уровне груди.
Кинестетическое мышление характеризуется глубоким низким дыханием в области живота, часто сопровождающимся мускульным расслаблением. С низким положением головы связан голос низкой тональности, и человек будет говорить медленно, с длинными паузами, жесты на уровне живота и ниже пояса.
|
|
|
Газета "Первое сентября" 77/2002
|
|
|
|
|
|
|
|
В идеале работа обоих полушарий мозга должна быть гармоничной, но в реальности при смене деятельности может доминировать то одно, то другое полушарие. И для учителя очень важно понимать, в каком состоянии сейчас находится ребенок.
Есть до гениальности простой диагностический прием. Он дает возможность очень быстро определить не только какое полушарие доминирует в данный момент, но и самый открытый для информации канал восприятия.
Автор приема, называемого “рисование ленивой восьмерки”, Светлана Мазгутова.
Вам понадобится чистый альбомный лист бумаги (А4) и ручка.
Очень важно соблюдать все этапы диагностической процедуры, иначе результат будет неточным.
Итак, нужно найти центр листа (можно сгибать пополам по горизонтали и вертикали) и любым значком пометить верх (в углу поставить стрелочку).
Задача состоит в том, чтобы нарисовать фигуру, похожую на лежащую (ленивую) восьмерку. Причем обе половинки должны быть правильными окружностями с одинаковым радиусом, которые соприкасаются только в одной точке – в центре листа. И использовать как можно большую площадь на листе.
Начинаем рисовать той рукой, которую вы считаете главной (у большинства это правая рука). В этом случае линия пойдет от центра вправо вверх.
Завершив правую окружность и придя в центр, линия пойдет влево вверх и остановится опять в центре листа.
Левша должен действовать зеркально (начинать движение влево вверх).
Еще одно условие – рисовать очень-очень быстро, не дольше, чем полсекунды. Это не касается лишь детей пяти-семилетнего возраста. Они рисуют как могут.
Приготовились.
Начали!
Теперь, что бы у вас ни получилось, нужно обвести другой рукой, стараясь точно попадать на линию. Без ограничения во времени и по правилам для левши, если первый (быстрый) вариант был сделан правой. И наоборот.
И еще раз, держа ручку двумя руками сразу, в “доминантную” сторону.
Что зашифровано в восьмерке?
Теперь мы можем приступить к собственно диагностике.
Несовпадение линий, проведенных правой, левой и двумя руками, свидетельствует о недостаточной координации полушарий мозга, глаз и рук. А это неизбежно приводит к проблемам с почерком и, как ни странно, говорит о том, что человек не склонен к так называемой интуитивной грамотности.
По соотношению левой и правой половин восьмерки можно судить о том, какое полушарие доминирует в данный момент. Если, например, правая часть получилась больше по площади, доминирует левое полушарие. И наоборот.
Если по величине половины примерно одинаковы, нужно обращать внимание на форму: какая из них больше похожа на окружность. Доминирующее полушарие обеспечит более совершенную форму. Левое – для правой половины, правое полушарие – для левой.
Итак, по соотношению частей мы можем судить о доминирующем полушарии. И это не теоретическое знание. В педагогике непременно нужно учитывать состояние ребенка. Ибо огромное количество неврозов происходит от того, что эмоциональные, художественно одаренные дети приходят в школу и сталкиваются с преподаванием, основанным на формальной логике.
Не хулиганы, а кинестетики
В образовательной ситуации чаще всего бывают задействованы три канала восприятия информации: зрительный, слуховой, кинестетический. С каждым из них связан свой тип памяти: зрительная, слуховая, моторная.
По форме восьмерки можно определить, какой канал для каждого полушария наиболее готов к восприятию информации и, следовательно, к запоминанию. Другими словами, на основе диагностики можно определить оптимальную на данный момент стратегию восприятия.
У тех, у кого половинки восьмерки получились похожими на окружности, не возникает проблем с восприятием, они пребывают в режиме открытого приобретения опыта, гармонично используя все три канала.
Но чаще всего восьмерки получаются далекими от идеала. Например, вытянутыми вдоль горизонтальной оси (как значок бесконечности). Такую восьмерку называют аудиальной: она означает, что автор склонен в данный момент воспринимать информацию на слух и задействовать слуховую память.
Бывают восьмерки, большая часть которых сдвинута вверх относительно горизонтальной оси. Для человека, нарисовавшего такую восьмерку, скорее всего предпочтительным будет визуальная информация, то есть для лучшего восприятия и запоминания ему нужен наглядный материал. Тот случай, когда говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Если же восьмерка смещена вниз относительно горизонтальной оси, она носит название кинестетической. В этом случае человеку для восприятия необходимо совершать движения. И если в классе в момент объяснения трудного материала несколько учеников начинают ерзать или качаться на стуле, скорее всего они делают это не назло вам, а совершают максимальную работу для лучшего понимания и запоминания.
Это не хулиганы, а кинестетики. Некоторые из них любят учить на ходу, другим достаточно видеть движущуюся картинку, например, из окна поезда или автобуса – и материал усваивается гораздо быстрее.
Информация о преобладающем канале восприятия актуальна только на ближайшее время. Изменится вид деятельности, материал, настроение – может поменяться и канал восприятия.
Тем не менее почти у всех большую часть времени доминируют одно из полушарий и один канал восприятия. И в том случае, если ребенок не имеет возможности их использовать, то есть его вынуждают загружать не готовое к работе полушарие и канал восприятия, он неизбежно испытывает стресс.
Безусловно, определять доминанту для каждого ученика на каждом уроке невозможно. Но можно хотя бы рассадить детей в классе соответственно их особенностям мышления и восприятия.
В классе обычно три ряда парт. Кстати, оптимально, когда учитель как источник информации располагается посередине.
Смещаясь вбок, вы уменьшаете свои шансы быть услышанным и понятым.
Так вот, если смотреть на класс сверху, на левом ряду должны сидеть левополушарные ученики, на правом – правополушарные, а посередине – те, у кого полушария работают гармонично или выявить предпочтение сложно.
Ближе всех к доске логично посадить визуалов.
За ними на втором плане располагаются аудиалы. Хотя бы потому, что если перед ними посадить кинестетиков, ничего хорошего из этого не выйдет. И на камчатке – шумные кинестетики. Впрочем, этот традиционный и разумный подход – сослать их подальше, чтоб не мешали тем, кто предпочитает смотреть и слушать, – встречается почти в каждом классе.
Такое расположение детей в классе психофизиологически обусловлено.
Если человек с гармонично работающими полушариями и гармоничным восприятием рисует восьмерку, состоящую из двух правильных окружностей, почему бы не предположить и обратную связь?
То есть многократное рисование идеальной восьмерки должно гармонизировать работу полушарий и восприятие. На этом строится одна из коррекционных программ.
Если диагностическую восьмерку правша рисует, двигаясь от центра вправо вверх, то коррекционную – влево вверх, как левша. И медленно. С выраженным намерением создать правильную окружность. Глаза неотрывно следят за кончиком карандаша.
Коррекционная восьмерка должна быть большой: как минимум размером А4, максимум – мелом во всю доску (в этом случае центр будет напротив переносицы).
Нарисовали? Теперь можете обвести еще и еще раз, поправляя огрехи и приближая форму восьмерки к идеалу.
Поменяйте руку и соответственно направление движения карандаша. Попытайтесь если не улучшить, то хотя бы не ухудшить изображение коррекционной восьмерки, обводя наиболее гармоничную линию.
Потом двумя руками.
Для коррекции можно не рисовать каждый раз восьмерку заново, а сделать образец. Он может быть шершавым на гладком фоне, как буквы Монтессори. Тогда ребенок сможет двумя пальчиками проводить по уже готовой восьмерке в “коррекционном” направлении.
При работе с ребенком раннего возраста можно прибегать к разным ухищрениям. Например, взять его руку в свою. Или дать ему в руки машинку и предложить как можно точнее проехать по дорожке-восьмерке. Это еще лучше, потому что машинка привлекает внимание, и ребенок не только будет совершать коррекционные движения, но и следить за машинкой глазами.
Для взрослых существует усложненный вариант: рисование в пространстве. Вы намечаете воображаемую точку напротив своей переносицы и рисуете в воздухе восьмерку максимальной амплитуды, приподнимаясь на цыпочки, вытягиваясь и наклоняясь вниз.
А самый сложный и эффективный вариант носит название “слон”. Вытянутая рука, плечо которой прижато к уху, изображает хобот, кончик которого должен все время находиться в поле зрения. Пальцы вытянутой руки в коррекционном направлении рисуют в пространстве восьмерку, голова двигается вместе с плечом, а глаза следят за кончиками пальцев.
При помощи гармоничной восьмерки можно настраивать и каналы восприятия информации.
В том случае, когда нет выбора, можно активизировать тот канал, который предстоит использовать.
Например, если трудный новый материал предстоит воспринимать на слух, а часть аудитории отдает предпочтение визуальному или кинестетическому способу восприятия.
Вы, наверное, уже догадались, что секрет в том, чтобы коррекционным способом обводить аудиальную (симметричную, вытянутую по горизонтали) восьмерку. Поскольку мы воздействуем на слуховой канал восприятия, хорошо бы сопровождать рисование звуком собственного голоса: гудеть или мычать без слов, повышая и понижая тон звука.
Детям можно предложить описывать вслух движения: “Ставлю карандаш в центр, веду округлую линию влево вверх, дохожу до верхней точки, закругляю влево вниз и т. д.”
Это упражнение пригодится и во время длинной монотонной лекции, когда вы чувствуете, что восприятие притупилось.
Для активизации зрительного канала следует обводить максимально гармоничную визуальную восьмерку, представляя себе, что цвет по ходу линии изменяется. Если вы хотите повесить в классе уже готовую визуальную восьмерку, нарисуйте ее, используя яркие цвета.
И последняя коррекционная восьмерка – кинестетическая. Для детей она должна быть контрастной по ощущению: гладкая на шершавом фоне или наоборот – чтобы задействовать тактильные ощущения.
Для того чтобы максимально открыть все каналы восприятия информации, используется так называемая танцующая восьмерка. Это изображенные на одном листе все виды восьмерок, включая гармоничную.
Начинаем с трех-четырехкратного коррекционного обведения или рисования гармоничной восьмерки. Потом переходим к аудиальной, затем визуальной и кинестетической. Завершаем движение гармоничной восьмеркой.
Напоминаю, что глаза все время следят за кончиком карандаша. Цикл можно проделать несколько раз. А потом повторить недоминантной рукой. И наконец, двумя руками одновременно.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|