ОТЧЕТ
о результатах контрольного мероприятия в департаменте дорожного хозяйства Приморского края по расходованию бюджетных ассигнований, выделенных на строительство мостового перехода через бухту Золотой Рог в городе Владивостоке на автомагистрали, связывающей федеральную автомобильную дорогу М-60 "Уссури" Хабаровск - Владивосток с островом Русский
Основание проведения контрольного мероприятия:
Закон Приморского края от 04.08.2011 № 795-КЗ "О Контрольно-счетной палате Приморского края", решение Коллегии Контрольно-счетной палаты Приморского края от 21.01.2014, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Приморского края от 28.03.2014 № 14 "О проведении контрольного мероприятия в департаменте дорожного хозяйства Приморского края по расходованию бюджетных ассигнований, выделенных на строительство мостового перехода через бухту Золотой Рог в городе Владивостоке на автомагистрали, связывающей федеральную автомобильную дорогу М-60 "Уссури" Хабаровск - Владивосток с островом Русский".
Состав исполнителей: аудитор Контрольно-счетной палаты Приморского края Тарынина Татьяна Алексеевна, главный консультант аппарата Контрольно-счетной палаты Приморского края Гриненко Наталья Сергеевна (до 16.05.2014), главный консультант аппарата Контрольно-счетной палаты Приморского края Шитц Вероника Анатольевна (с 14.04.2014).
Предмет контрольного мероприятия: расходование бюджетных ассигнований, выделенных на строительство мостового перехода через бухту Золотой Рог в городе Владивостоке на автомагистрали, связывающей федеральную автомобильную дорогу М-60 "Уссури" Хабаровск - Владивосток с островом Русский".
Проверяемый орган: департамент дорожного хозяйства
Приморского края.
Проверяемый период: 2008-2014 годы.
Сроки проведения контрольного мероприятия: с 02.04.2014
по 04.07.2014.
Объем проверенных средств: 20 811 567,021 тыс. рублей.
Основные положения
Строительство мостового перехода через бухту Золотой Рог в городе Владивостоке на автомагистрали, связывающей федеральную автомобильную дорогу М-60 "Уссури" Хабаровск - Владивосток с островом Русский осуществлялось в рамках федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" (далее - Федеральная программа), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1996 № 480, и краевой целевой программой "Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" на 2008-2012 годы, утвержденной Законом Приморского края от 17.03.2008
№ 226-КЗ.
Строительство мостового перехода через бухту Золотой Рог включает в себя строительство следующих сооружений:
мост через бухту Золотой Рог;
эстакады основного хода северной и южной части мостового перехода;
эстакада съезда на улицу Калинина;
эстакада съезда с улицы Калинина;
эстакада съезда на улицу Всеволода Сибирцева;
путепровод соединительного проезда;
тоннель под улицей Суханова с выходом на Некрасовскую улицу.
Проект утвержден приказом департамента от 27.05.2008 № 35-ОД, приказами департамента от 07.08.2012 № 106-ОД и от 14.11.2013 № 150-ОД были утверждены изменения проекта. Информация о технико-экономических показателях объекта, утвержденных указанными приказами департамента, представлена в таблице 1.
Таблица 1
|
Наименование технико-экономических показателей объекта
согласно приказу департамента
|
от 27.05.2008
№ 35-ОД
|
от 07.08.2012
№ 106-ОД
|
от 14.11.2013
№ 150-ОД
|
Вид строительства
|
строительство
|
категория дороги мостового перехода
|
магистральная улица общегородского значения регулируемого движения
|
строительная длина, км
|
2,1
|
длина моста, м
|
1388
|
1380,9
|
схема моста, м
|
48,98+2х90+100+737+100+
2х90+41,94
|
41,94+2х90+100+737+100+2х90+41,94
|
габарит проезжей части моста, м
|
Г-(8,0+С+8,0)
|
2(Г-13)
|
длина эстакад подходов, м
|
335,3
|
длина путепроводов транспортных развязок, м
|
503,2
|
длина тоннеля, м
|
249,2
|
стоимость строительства в текущих ценах на IV квартал 2007 года с НДС, тыс. рублей
|
16 064 503,64
|
17 160 649,10
|
Объем капитальных вложений по объекту составил 20 871 105,200 тыс. рублей, из них за счет средств, выделенных в рамках федеральной и краевой целевых программ на подготовку к саммиту АТЭС - 20 811 567,021 тыс. рублей (2008-2013 годы). Структура капитальных вложений представлена в таблице 2.
Таблица 2
Наименование видов затрат
|
Объем капитальных вложений, тыс. рублей
|
всего
|
2008 год
|
2009 год
|
2010 год
|
2011 год
|
2012 год
|
2013 год
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
Капитальные вложения - всего
|
20 811 567,022
|
2 875 715,035
|
5 204 589,937
|
4 166 896,733
|
4 522 781,933
|
3 313 421,904
|
728 161,479
|
краевой бюджет
|
8 840 944,054
|
399 577,048
|
753 834,272
|
418 277,001
|
4 273 367,675
|
2 272 964,252
|
722 923,806
|
федеральный бюджет
|
11 970 622,967
|
2 476 137,987
|
4 450 755,666
|
3 748 619,732
|
249 414,258
|
1 040 457,652
|
5 237,673
|
Затраты заказчика, всего
|
2 165 351,318
|
470 968,639
|
1 105 748,632
|
351 109,326
|
91 995,237
|
132 812,081
|
12 717,402
|
краевой бюджет
|
1 202 328,563
|
349 015,048
|
493 383,220
|
137 803,333
|
84 835,152
|
129 812,081
|
7 479,729
|
федеральный бюджет
|
963 022,755
|
121 953,591
|
612 365,413
|
213 305,993
|
7 160,085
|
3 000,000
|
5 237,673
|
Подготовительные работы - переустройство репера
|
2 297,837
|
2 297,837
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет
|
2 297,837
|
2 297,837
|
|
|
|
|
|
Компенсационные выплаты за сносимые здания и сооружения
|
1 372 175,038
|
348 164,647
|
644 266,958
|
241 896,062
|
56 827,611
|
69 356,944
|
11 662,816
|
краевой бюджет
|
431 747,836
|
231 870,480
|
34 993,656
|
39 434,087
|
49 667,526
|
69 356,944
|
6 425,143
|
федеральный бюджет
|
940 427,202
|
116 294,167
|
609 273,302
|
202 461,975
|
7 160,085
|
|
5 237,673
|
ПИР, экспертиза, авторский надзор
|
684 419,044
|
114 221,433
|
437 575,812
|
90 039,254
|
6 161,919
|
36 420,626
|
|
краевой бюджет
|
684 419,044
|
114 221,433
|
437 575,812
|
90 039,254
|
6 161,919
|
36 420,626
|
|
Научное и инженерное сопровождение
|
87 531,146
|
2 168,691
|
19 467,848
|
18 902,718
|
28 941,890
|
18 049,999
|
|
краевой бюджет
|
73 687,128
|
2 168,691
|
19 467,848
|
8 058,700
|
28 941,890
|
15 049,999
|
|
федеральный бюджет
|
13 844,018
|
|
|
10 844,018
|
|
3 000,000
|
|
Прочие работы и затраты (испытания)
|
7 479,575
|
|
|
|
|
7 479,575
|
|
краевой бюджет
|
7 479,575
|
|
|
|
|
7 479,575
|
|
федеральный бюджет
|
|
|
|
|
|
|
|
Непредвиденные работы и затраты
|
10 394,093
|
4 116,031
|
4 438,014
|
271,293
|
63,817
|
1 504,938
|
|
краевой бюджет
|
3 940,395
|
754,444
|
1 345,903
|
271,293
|
63,817
|
1 504,938
|
|
федеральный бюджет
|
6 453,698
|
3 361,587
|
3 092,111
|
0,000
|
0,000
|
0,000
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
межевание, определение географических координат
|
7 801,341
|
3 391,517
|
3 097,442
|
0,000
|
0,000
|
1 312,382
|
|
краевой бюджет
|
1 358,586
|
40,873
|
5,331
|
|
|
1 312,382
|
|
федеральный бюджет
|
6 442,755
|
3 350,644
|
3 092,111
|
|
|
|
|
оценка, оформление в БТИ и ФРС
|
2 599,628
|
724,514
|
1 340,572
|
271,293
|
63,817
|
192,555
|
6,877
|
краевой бюджет
|
2 588,686
|
713,571
|
1 340,572
|
271,293
|
63,817
|
192,555
|
6,877
|
федеральный бюджет
|
10,943
|
10,943
|
|
|
|
|
|
тех. присоединение
|
1 047,710
|
|
|
|
|
|
1 047,710
|
краевой бюджет
|
890,553
|
|
|
|
|
|
890,553
|
федеральный бюджет
|
157,156
|
|
|
|
|
|
157,156
|
Затраты подрядчика
|
18 646 215,704
|
2 404 746,396
|
4 098 841,305
|
3 815 787,407
|
4 430 786,696
|
3 180 609,823
|
715 444,077
|
краевой бюджет
|
7 638 615,491
|
50 562,000
|
260 451,052
|
280 473,668
|
4 188 532,523
|
2 143 152,171
|
715 444,077
|
федеральный бюджет
|
11 007 600,213
|
2 354 184,396
|
3 838 390,253
|
3 535 313,739
|
242 254,173
|
1 037 457,652
|
|
Как следует из представленной в таблице 2 информации, финансирование за счет средств федерального бюджета составило 57,5 % общего объема капитальных вложений, или 11 970 622,967 тыс. рублей, за счет средств краевого бюджета – 42,5 %, или 8 840 944,054 тыс. рублей.
Затраты заказчика (департамента) составили 2 165 351,318 тыс. рублей, или 10,4 % от всех произведенных расходов, в том числе: 963,180 тыс. рублей - средства федерального бюджета; 1 202,171 тыс. рублей - средства краевого бюджета. Средства направлены на:
подготовительные работы (переустройство репера) - 2 297,8 тыс. рублей (федеральный бюджет);
компенсационные выплаты за сносимые здания и сооружения –
1 372 175,038 тыс. рублей (940 427,202 тыс. рублей - федеральный бюджет; 431 747,836 тыс. рублей - краевой бюджет);
ПИР, экспертизу, авторский надзор – 684 419,044 тыс. рублей (краевой бюджет);
научное и инженерное сопровождение – 87 531,146 тыс. рублей
(13 844,018 тыс. рублей - федеральный бюджет; 73 687,128 тыс. рублей - краевой бюджет);
обследование и испытание мостового перехода – 7 479,575 тыс. рублей (краевой бюджет);
непредвиденные работы и затраты (межевание, геодезические работы, паспортизация, оценка, государственная пошлина) – 10 394,093 тыс. рублей, в том числе 6 453,9 тыс. рублей - федеральный бюджет; 3 940,395 тыс. рублей - краевой бюджет.
Затраты подрядчика составили 18 646 215,704 тыс. рублей, или 89,6 % от всех произведенных расходов, в том числе: 11 007 600,213 тыс. рублей - средства федерального бюджета; 7 638 615,491 тыс. рублей - средства краевого бюджета.
-
Проектно-изыскательские работы на объекте. Наличие, состояние и полнота проектно-сметной документации
Разработка проекта по объекту "Строительство мостового перехода через бухту Золотой Рог в городе Владивостоке на автомагистрали, связывающей федеральную автомобильную дорогу М-60 "Уссури" Хабаровск - Владивосток с островом Русский" выполнена открытым акционерным обществом по изысканиям и проектированию объектов транспортного строительства "Ленгипротранс" в соответствии с государственным контрактом на выполнение проектно-изыскательских работ от 15.09.2006 № 198/06 (с учетом дополнительных соглашений от 13.02.2007 № 43/07, от 23.03.2007 № 70/07, от 15.05.2007 № 114/07, от 19.05.2008
№ 106/08).
Согласно условиям государственного контракта от 15.09.2006
№ 198/06 исполнитель обязуется выполнить разработку проекта, согласовать его с контролирующими и государственными надзорными органами и обеспечить получение положительных заключений экспертиз, включая Главгосэкспертизу России.
Срок окончания работ, первоначально установленный на февраль
2007 года, дважды переносился дополнительными соглашениями: на март 2007 года (дополнительное соглашение от 13.02.2007 № 43/07) и на май
2007 года (дополнительное соглашение от 23.03.2007 № 70/07).
По результатам открытого конкурса цена государственного контракта от 15.09.2006 № 198/06 составила 56 064,872 тыс. рублей, которая согласно пункту 3.1 государственного контракта является окончательной и изменению не подлежит.
Дополнительным соглашением от 15.05.2007 № 114/07 общая стоимость работ по государственному контракту увеличена на 2 803,243 тыс. рублей и составила 58 868,115 тыс. рублей, как следует из указанного дополнительного соглашения в связи со значительным увеличением объемов работ по экспертизе проекта, ранее не учтенных при определении стоимости работ.
Положительное заключение Государственной экспертизы
№ 317-08/ГГЭ-4826/04 на проектно-сметную документацию и результаты инженерных изысканий утверждено заместителем начальника ФГУ "Главгосэкспертиза России" 30.04.2008.
Положительное заключение экспертной комиссии Государственной экологической экспертизы Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю по материалам проекта утверждено приказом Управления Росприроднадзора по Приморскому краю от 29.04.2008 № 111.
Общая стоимость принятых и оплаченных работ по государственному контракту составила 58 868,115 тыс. рублей, в том числе по годам:
2006 год – 26 434,858 тыс. рублей;
2007 год – 30 299,348 тыс. рублей;
2008 год – 2 133,908 тыс. рублей.
Рабочая документация по объекту разработана закрытым акционерным обществом "Институт Гипростроймост - Санкт-Петербург" в соответствии с государственным контрактом от 05.08.2008 № 184/08
(с учетом дополнительных соглашений от 13.08.2008 № 189/08, от 27.01.2009 № 28/09, от 16.03.2009 № 81/09, от 13.05.2009 № 161/09, от 24.02.2010 № 155/10).
Согласно условиям государственного контракта исполнитель обязуется в соответствии с заданием разработать рабочую документацию по объекту. Срок окончания работ - апрель 2010 года. Пунктом 1.3 государственного контракта установлено, что срок выполнения работ и сдачи проектной документации продлению не подлежит.
По результатам открытого конкурса цена государственного контракта от 05.08.2008 № 184/08 составила 641 296,600 тыс. рублей, которая согласно пункту 3.1 государственного контракта является окончательной и изменению не подлежит.
Дополнительным соглашением от 27.01.2009 № 28/09 общая стоимость работ по государственному контракту увеличена на 272,663 тыс. рублей и составила 641 569,263 тыс. рублей в связи с необходимостью разработки дополнительной проектной документации на возведение подпорной стенки ПС-1.
Общая стоимость принятых и оплаченных работ по государственному контракту составила 641 569,263 тыс. рублей, в том числе по годам:
2008 год – 112 087,525 тыс. рублей;
2009 год – 432 292,959 тыс. рублей;
2010 год – 83 815,093 тыс. рублей;
2012 год – 13 373,686 тыс. рублей.
В ходе разработки рабочей документации и выполнения строительно-монтажных работ были уточнены следующие проектные решения:
увеличено количество полос движения с четырех до шести;
изменено плановое положение опоры № 4;
изменен тип фундаментов опор № 8 и № 9.
Статьей 744 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ. Внесение в техническую документацию изменений в большем объеме осуществляется на основе дополнительной сметы (п. 2 статьи 744) или пересмотра сметы (п. 3 статьи 744).
Кроме того, положениями части 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, внесение изменений в рабочую документацию, вызвавших изменение стоимости строительства более чем на десять процентов, а также существенное изменение принципиальных, ранее утвержденных, проектных решений служат основанием для пересмотра сметы (сводного сметного расчета стоимости) и переутверждения проектно-сметной документации. Согласно части 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
Согласно пункту 44 порядка организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий направляются повторно (2 и более раз) на государственную экспертизу при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624. Согласно указанному перечню свайные работы, работы по закреплению грунтов, устройству бетонных и железобетонных монолитных конструкций (пункты 5 и 6 раздела III) отнесены к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Учитывая изложенное, проектная документация с учетом внесенных изменений подлежит повторной государственной экспертизе.
Корректировка проектной документации выполнялась ЗАО "Институт Гипростроймост - Санкт-Петербург" в соответствии с государственным контрактом от 03.02.2012 № 36/12 (с учетом дополнительного соглашения от 06.08.2012 № 301/12).
Целями и задачами корректировки проектной документации по объекту являлись: получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации в части изменений технических решений, внесенных на стадии разработки рабочей документации и проведения строительно-монтажных работ, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства без пересчета сметной стоимости объекта; определение этапов сдачи объекта, обеспечивающих надежную и безопасную автономную работу мостового перехода с учетом оптимизированных технических решений.
В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, установлены постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
Согласно пункту 8 указанного положения проектная документация в отношении отдельного этапа строительства разрабатывается в объеме, необходимом для осуществления этого этапа строительства. Указанная документация должна отвечать требованиям к составу и содержанию разделов проектной документации, установленным Положением для объектов капитального строительства.
Возможность подготовки проектной документации в отношении отдельных этапов строительства должна быть обоснована расчетами, подтверждающими технологическую возможность реализации принятых проектных решений при осуществлении строительства по этапам.
В силу пункта 7 Положения разработка в полном объеме разделов "Проект организации строительства" и "Смета на строительство" является обязательным для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов.
Учитывая изложенное, в случае строительства объекта по этапам определение сметной стоимости каждого этапа строительства обязательно.
Исполнителем в ходе исполнения государственного контракта от 03.02.2012 № 36/12 был разработан том 36/12-ЭВ "Пояснительная записка. Этапы ввода мостового перехода в постоянную эксплуатацию", в котором отдельные наименования работ распределены по этапам без соответствующего деления на этапы технико-экономических показателей запроектированного объекта. Несмотря на это, приказом департамента от 07.08.2012 № 106-ОД в составе проекта были выделены этапы строительства. Информация об этапах строительства объекта представлена в таблице 3.
Таблица 3
№ п/п
|
Наименование работ и затрат
|
Этап 1
|
Этап 2
|
Не определено
|
|