«Основные аспекты практической реализации программы инклюзивного образования в Гимназии 1554»


Скачать 330.42 Kb.
Название «Основные аспекты практической реализации программы инклюзивного образования в Гимназии 1554»
страница 1/4
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное

Учреждение города Москвы

«Гимназия №1554»

Социальный проект

«Дети одного солнца»

Тема: «Основные аспекты практической реализации программы инклюзивного образования в Гимназии 1554»





Автор работы: ученица 9 «Б» класса

Кормильчикова Анастасия

Научный руководитель: педагог-психолог высшей категории

Герасимова Светлана Васильевна

Москва 2017

Содержание:

1. Актуальность темы. Проблемы обучения «особых» детей сегодня 3

2. Определение критериев результативности проекта. Замысел проекта.

Описание ожидаемых результатов 5

3. Концепции проекта (цели, задачи) 6

4. План реализации проекта 7

5. Оценка эффективности и результативности. Выводы. 10

6.Список литературы 13

7. Приложение 14

«История человечества тянется на протяжении веков, но главный урок в ней — взаимная терпимость».

Эмиль Золя

Проблема принятия людей инвалидов, существовала в обществе всегда. Обычно мы не задумываемся об этом до тех пор, пока не столкнемся с серьезными трудностями лицом к лицу. Нам достаточно долго удавалось находиться в зоне собственного комфорта на основании того, что в нашей стране инвалиды были изолированы от общества. Очень долго данная проблема считалась медицинской, и ее решение являлось задачей врачей. Однако, с развитием общества и ряда наук, в том числе прикладных, трудности людей с особыми потребностями решаются не только с точки зрения медицины, а еще и рассматриваются сквозь призму общественных отношений. Особенно эта касается детей–инвалидов, так как их количество с каждым годом увеличивается и стабильно составляет примерно 5% от всех новорожденных детей.

В решении вопроса отношения к детям с особенностями в России исторически можно выделить три основных подхода: сегрегация, интеграция и инклюзия. Первый этап – сегрегации. Детей с ОВЗ отделяли от общества, воспитывали и обучали дефектологи в специализированных детских садах и школах. Дети, имеющие более легкую степень нарушений, могли освоить в этих учебных заведениях некоторые профессии, правда, их выбор был невелик. Все остальные получали пособия по инвалидности и вели обособленный образ жизни, зачастую, общаясь только с родителями или работниками интернатов. Вторым этапом была интеграция – это процесс, направленный на объединение всех членов общества в целостную социальную систему. Данный подход предполагал наличие «классов выравнивания» для детей, имеющих трудности в обучении, и обеспечивал в дальнейшем доступ к основным сферам жизнедеятельности, такие как труд, быт и досуг. А сейчас осуществляется третий этап – инклюзия – полное включение детей с особенностями развития в жизнедеятельность общества. Инклюзивное образования – это такая организация образовательного процесса, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же учебных учреждениях. Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе в общеобразовательной школе. Следует заметить, что сегодня государство стремится делать гораздо больше для решения важной социальной проблемы – устранения барьеров для инвалидов во всех сферах жизни. Так, например, действует долгосрочная целевая программа "Доступная среда". Ее цель – обеспечение беспрепятственного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Более доступными для посещения инвалидов стали: больницы, театры, общеобразовательные школы, бассейны, стадионы и т.д. Но проблема ребенка, имеющего ограниченные возможности, состоит не только в том, что он не может ходить, видеть, слышать или говорить, а в том, что он лишается общения со сверстниками и другими здоровыми детьми, отделяется от обычных детских дел, игр, забот и интересов. Таким детям необходима помощь и понимание не только родителей, но и общества в целом.

Готово ли общество принимать людей с ОВЗ и инвалидов? Я думаю, что в данный момент мы наблюдаем «иллюзию инклюзии». Опасения существуют у директоров, принимающих в учебное заведение детей с ограниченными возможностями, так как им трудно предусмотреть все необходимые условия для комфортного пребывания разных детей в школе. Опасения есть и у педагогов, ведь не каждый из них имеет опыт работы с «особенными детьми», специальные знания и технологии проведения уроков в инклюзивных классах. Опасения присутствуют и у самих школьников, у которых нет опыта общения с такими сверстниками. А смогут ли они все в достаточной мере проявить уважение, терпимость, а иногда, чувствовать чужую боль как свою и лично помочь в трудной ситуации. А смогу ли я?

Замысел проекта

Понимая значимость данной проблемы, я решила:

  • изучить вопрос внедрения инклюзивного образования в нашей гимназии посредством разработки опросника и проведения анкетирования учителей и учащихся,

  • выявить трудности, влияющие на реализацию процесса внедрения инклюзивного образования,

  • организовать инициативную группу для работы с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами,

  • создать условия для трансляции полученного опыта в гимназии.

Главными критериями результативности реализации проектного замысла должны стать:

- повышение уровня развития толерантности учащихся,

-развитие способности саморефлексии всех участников образовательного процесса,

- участие в создании комфортной психологической среды в гимназии.

Проанализировав информацию по данной теме, необходимо определить цели и задачи проекта, а также возможные изменения существующей социальной ситуации:

- считаю, что мои одноклассники, взаимодействуя с «особенными» детьми, начнут ценить свои возможности, получат бесценный опыт и проявят лучшие качества своей личности, такие как: сочувствие, доброту и понимание. Учителя станут больше верить в наши возможности и желания помочь «особенным» детям;

- предполагаю существование взаимосвязи между низкой толерантностью школьников к детям с ОВЗ и отношением педагогов к внедрению инклюзивного образования.

Цель: участие в развитии благоприятной психологической среды в рамках успешного внедрения инклюзивного образования.

Задачи проекта:

- проведение анкетирования с целью анализа уровня развития толерантности в гимназии,

- мониторинг отношения педагогов к проблеме инклюзивного образования,

- ознакомление учащихся Гимназии 1554 с проблемами детей с ограниченными возможностями здоровья,

- создание инициативной группы подростков с целью организации совместной деятельности с детьми, имеющими особые образовательные потребности,

- организация досуга детей с ОВЗ и детьми-инвалидами посредством проведения игрового занятия силами инициативной группы,

- участие в коррекционно-развивающей деятельности, организованной в рамках внедрения инклюзивного образования в гимназии.

План реализации проекта

В ходе реализации проектного замысла мне потребовалась помощь специалистов Психолого-педагогической службы и педагогов Гимназии №1554, сотрудников ГБПОУ КСУ №10 (подразделение №4).

На первом этапе реализации плана (см. Приложение №1) мне было необходимо проанализировать сложившуюся ситуацию в своей школе и выяснить отношение к проблеме инклюзивного образования как педагогов, так и своих одноклассников (см. Приложение №2 и №3).

В опросе приняло участие 104 человека, из них 51 мальчик и 53 девочки. Анализ результатов анкетирования показал, что мнения детей разделились: одни считают инвалидов «людьми с ограниченными возможностями» (37%), другие – «людьми, которым требуется помощь окружающих» (28%). При этом стоит заметить, что были ответы, которые позволяют нам сделать вывод, что одноклассники не обладают в достаточной мере информацией по данной теме (см. Приложение №4).

Сразу необходимо пояснить, что официально инвалидом считается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Вероятно, каждый опрошенный хотя бы однажды встречал инвалида, но большинство даже никогда не задумывались о жизни этих людей, их трудностях и возможностях, так как всего лишь 15% имеют в своем окружении детей-инвалидов.

Отношение к инвалидам можно считать значимым показателем духовно-нравственного здоровья общества. Все респонденты испытывают чувства к «особенным» людям, равнодушных – нет, но подавляющее большинство опрошенных детей скорее относятся к ним с тревогой, жалостью и сочувствием. Этот факт вполне понятен, когда вопрос неизвестен, мы не знаем, как помочь, нам трудно представить, что инвалиды такие же люди, просто ограниченные в своих возможностях. Хотя вряд ли можно сказать, что их возможности ограничены, когда гордишься нашими паралимпийцами или восхищаешься полноценной жизнью Ника Вуйчича.

Поскольку я опрашивала школьников, то важно было узнать, как они воспримут тот факт, что вместе с ними будут учиться дети-инвалиды. Следует обратить внимание, что 37 % опрошенных отнесутся к появлению в своем классе инвалида настороженно, постараются в первое время присмотреться к новичку; а 54% могут даже избегать взаимодействия. Радует, что хотя бы 9% постараются подружиться с «особенными» детьми.

Анализ результатов изучения мнения учителей выявил:

  • некоторым педагогам (43%) недостаточно информации по данной проблеме,

  • 33 % учителей в настоящее время не владеют приемами обучения детей с ОВЗ,

  • существует определенные различия между ответами воспитателей и учителей.

Однако, не смотря на трудности, 60% воспитателей дошкольного и 54% школьного отделений в большей или меньшей степени считают себя готовыми к внедрению инклюзивного образования в образовательный процесс (см. Приложение №5).

Меня также обеспокоили опасения некоторых учителей о том, что мы – дети, по их мнению, не готовы к таким изменениям. Я поняла, что можно много говорить на эту тему, но пока не начнешь делать, ничего с места не сдвинется. Я решила сделать все, что в моих силах и, не имея особенного опыта, силами инициативной группы познакомиться с детьми из школы-интерната и провести там занятие. Учреждение, в котором мы проводили работу ГБПОУ КСУ №10 (подразделение №4), ранее это была школа-интернат №81 (см. Приложение №6). Там учатся дети с основным диагнозом – умственная отсталость и с сопутствующими заболеваниями, такими как: ранний детский аутизм, детский церебральный паралич (ДЦП), синдром Дауна и др. Всего в этой школе 16 классов, с 1-9. Дети изучают общеобразовательные предметы, но нет таких предметов как химия, физика, иностранные языки, зато существуют специальные предметы: игротерапия, логопедия и психологический практикум. В школе организована работа кружков дополнительного образования, а именно: фольклорный ансамбль, кружок изобразительной деятельности, спортивные секции (плаванье, теннис, легкая атлетика). Каждый год дети принимают участие во многих городских спортивных и культурных мероприятиях.

На нашем игровом занятии присутствовало 8 детей, 3 участника инициативной группы и педагог-психолог (см. Приложение №7). Заболевания детей, присутствующих на уроке: умственная отсталость, ДЦП, синдром Дауна и инвалидность разной степени.

Рефлексия: Как только ребята зашли в класс, некоторые сразу проявили ко мне интерес, не боялись, а даже наоборот – были инициаторами знакомства. Большинство мальчишек ринулись к конструктору, не замечая посторонних. Когда мы попросили ребят встать в круг, реакции были разными: кто-то с радостью побежал к нам, расспрашивая о том, что мы будем делать, некоторые ребята, не хотели закончить свои игру, был также один мальчик, у которого появился ярко-выраженный страх общения с посторонними. Во время совместной игры дети тоже по-разному себя вели: некоторые с удовольствием принимали участие, кто-то не хотел брать за руку другого, выходил из игры, а кто-то с большим интересом наблюдал за нами, но все равно боялся взаимодействовать. Когда мы предложили делать поделку, многие откликнулись, но часть мальчиков ушли играть в конструктор. Мальчик, боявшийся подойти к нам, проявил интерес, его страх прошел, но не полностью, поэтому он сел на безопасном для себя расстоянии. Проведя игровое занятие, я поняла, что каждому ребенку нужен особый подход. Занятие заняло больше времени, чем планировалось, потому, что дети проявили заинтересованность и не хотели прекращать игру. Анализируя трудности, я сделала вывод, что необходимо больше знаний об индивидуальных особенностях детей, и внимательнее следить за временем. Фотографии (см. Приложение №8) и видео занятия я показала одноклассникам, рассказала им о своих впечатлениях и о новых планах. Возможную динамику развития их толерантности, саморефлексии и других процессов я представлю в анализе повторного анкетирования.

Оценка эффективности и результативности

Проведенная работа доказывает важность реализации системы мероприятий с целью формирования позитивного общественного мнения по отношению к детям с ОВЗ и инвалидностью для обеспечения условий их успешной интеграции в общество.

Анализ результатов данных повторного анкетирования позволяет сформулировать следующие выводы (см. Приложение №9):

1. динамику развития толерантности подтверждают ответы на вопросы 1.1«Как ты думаешь, где должны учиться дети-инвалиды»:

  • в нашей школе - было 3% выборов, стало-49%,

  • в интернате – было 25%, стало 7%.

1.2 «Как ты отнесешься к тому, что вместе с тобой будут учиться дети-инвалиды»

  • отрицательно – было 56%, стало 3%,

  • нормально, постараюсь подружиться- было 9%, стало 82%

2. о развитии саморефлексии свидетельствуют ответы на вопрос о том, какие чувства испытывают учащиеся по отношению к инвалидам. «желание помочь» увеличилось с 14% до 75%, а «тревога и беспокойство» уменьшилось с 48% до 13%.

3. Я поняла, что отношение моих сверстников к «особенным» детям изменилось, потому что их стали рассматривать как конкретных людей, с конкретными проблемами, а не как общую массу. В нашей гимназии в этом году учатся 98 детей с ОВЗ и 77 детей с инвалидностью (см. Приложение №10).

Свои идеи по участию в создании толерантной среды в школе мне удается реализовать на совместных занятиях с особенными детьми, которые регулярно проводят специалисты Психолого-педагогической службы (психологи, логопеды, дефектологи). Мне уже удалось участвовать в подготовке и проведении некоторых занятий (см. Приложение №11), (примерные планы можно посмотреть в Приложение №12).

Результаты, полученные в ходе выполнения проекта, могут послужить основой по привлечению внимания к проблемам внедрения инклюзивного образования, разработке серии мероприятий и занятий по развитию толерантности детей в начальной школе, что в целом влияет на создание комфортной психологической среды в гимназии.

Результатом также можно считать изменения, которые я увидела в поведении маленьких детей на занятиях. Они выглядели веселыми и счастливыми. Это придало мне уверенности, я почувствовала в себе силы помогать. Отдавая, мы приобретаем, задумываемся, начинаем ценить то, что у нас есть, понимаем, что любые наши трудности преодолимы, учимся принимать помощь. Проделав такой длинный путь, я сама изменилась, и готова поделиться своим опытом.

Выводы:

«Чрезвычайно важно не замыкать аномальных детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми»

Выготский Л. С.

Существование атмосферы взаимопомощи и поддержки ближнего, заботы о слабых, поддержания гармонии, являются показателями сильного общества, способного жить и развиваться в новых условиях. Недостаточная информированность порождает в социуме искаженное представление о людях с ограниченными возможностями, что, в свою очередь, делает самих инвалидов пассивными и далекими от активной общественной жизни. Изменить эту ситуацию можно, в первую очередь, при устранении барьеров во взаимопонимании между людьми. Не нужно отгораживаться от инвалидов и не нужно забывать о том, что инвалидами мы можем стать в любой момент. Это люди, с которыми нужно считаться, разговаривать на равных, вникать в их проблемы, уметь понять и поддержать – хотя бы словом. А желательно – делом.

В московской школе учился мальчик, который после неудачной операции потерял зрение, узнав об этом, его одноклассники не только не бросили друга в беде, но и взяли над ним шефство. По очереди они помогали друг другу готовиться к урокам, радовались его пятеркам, больше чем своим. Мальчик стал учиться прекрасно, как и весь его класс. В итоге он закончил школу с золотой медалью, в последствии поступил в институт и стал великим математиком XX века. Этим мальчиком был Лев Понтрягин. Но он бы не смог этого добиться без помощи своих одноклассников.

Дети-инвалиды – часть мира, которая была, есть и будет рядом с нами. Четверть нобелевских лауреатов – люди с ограниченными возможностями здоровья. Инвалидами были слепой Гомер и глухой Бетховен. Люди с ограниченными возможностями могут всё или почти всё. Они принимают участие в Параолимпийских играх и занимают призовые места, стремятся к тому, чтобы быть доказать себе и обществу, что они способны на многое.

Данный проект подтвердил, что мы все дети одного солнца, поэтому должны жить, учиться и общаться вместе, не делясь на больных и здоровых.

Список литературы:

  1. Андреева, Т. В. Досуг как форма социокультурной реабилитации инвалидов / Т. В. Андреева // Отечественный журнал социальной работы, 2009. - №1. - С. 74-77.

  2. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: учеб.-метод. пособие / М. С. Староверова, Е. В. Ковалев, А. В. Захарова. – М.: Владос, 2014. – 168 с. – ISBN 978-5-691-01851-0.

  3. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс. Начальная школа / Авт.-сост. Л. В. Годовникова, И. В. Возняк. – Волгоград: Учитель, 2011. – 87 с. – ISBN 978-5-7057-2835-0.

  4. www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/

  5. https://informatio.ru/news/education/middledu/inklyuzivnoe_obrazovanie_v_2017/

  6. http://psyjournals.ru/edu_economy_wellbeing/issue/36287_full.shtml

  7. http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=342

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1


Этапы реализации проекта



Название этапа

Содержание деятельности

Сроки

1

Подготовительный

  • анализ проблем социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе

  • поиск путей организации совместной деятельности детей с ограниченными возможностями и учащихся гимназии

  • разработка опросников для учителей и учащихся гимназии

сентябрь-октябрь

2016 г.

2

Организационный

  • проведение и анализ результатов анкетирования

  • организация работы инициативной группы

  • разработка игрового занятия для группы детей-инвалидов.

  • организация взаимодействия инициативной группы и ГБПОУ КСУ №10 (подразделение №4)

ноябрь-декабрь 2016г.

3

Основной

  • проведение игрового занятия.

  • знакомство учеников гимназии с видео и фото материалами проведенного занятия

январь

2017 г.

4

Аналитический

  • подведение итогов реализации проекта, анализ трудностей,

  • обсуждение планов дальнейшей работы

февраль -март 2017 г.


Приложение 2


Анкета «Изучение отношения педагогов к особенностям внедрения инклюзивного образования»

  1. Как Вы относитесь к реализации задач инклюзивного образования в гимназии?

А) положительно, считаю необходимым реализацию данного направления;

Б) сомневаюсь в успешности внедрения инклюзивного образования, но готов к организации данной деятельности;

В) убежден, что не удастся создать необходимых условий для всех детей

2. Достаточно ли информации предоставлено Вам по данной проблематике?

А) да

Б) нет

В) затрудняюсь ответить

3. Владеете ли Вы приемами обучения детей с ОВЗ?

А) да

Б) нет

В) немного

4. Считаете ли Вы себя психологически и профессионально готовыми к работе с детьми с ОВЗ?

А) да, моей профессиональной подготовки и психологических особенностей достаточно для перехода к инклюзивному образованию;

Б) обладаю определенным уровнем профессиональных навыков, однако не готов психологически;

В) готов психологически, но не обладаю достаточным уровнем профессиональных навыков;

Г) нет, не готов к работе с детьми данной категорией ни психологически, ни профессионально;

Д) затрудняюсь ответить на этот вопрос

5. В какой помощи Вы нуждаетесь для работы с такой категорией детей?

А) открытых занятиях в смешанных группах с нормативными детьми и с детьми с ОВЗ;

Б) консультациях дефектологов, логопедов, психиатров и психологов;

В) теоретических лекциях;

Г) свой вариант

6. Существует ли разница во взаимодействии с родителями нормативных детей и детей с ОВЗ?

А) да

Б) нет

В) затрудняюсь ответить

7. Что необходимо, по Вашему мнению, для эффективной реализации инклюзивного подхода в российском образовании?

А) современное материально-техническое и программно-методическое оснащение образовательного учреждения;

Б) наличие в школе узких специалистов для работы с детьми с ОВЗ (дефектолог, логопед, тьютор и др.);

В) совершенствование системы повышения квалификации для подготовки педагогических кадров к работе с ОВЗ;

Г) повышение заработной платы педагогов;

Д) разработка программ для детей и родителей учащихся общеобразовательных организаций по преодолению негативного отношения к совместному образованию

8. Какая категория детей представляет для Вас наибольшую трудность при совместном обучении?

А) ограниченными возможностями физического здоровья;

Б) трудностями в общении и поведении;

В) нарушениями интеллекта;

Г) затрудняюсь ответить

9. Считаете ли Вы, что инклюзивное образование положительно скажется не только на развитии и социализации детей с ОВЗ, но и на их сверстниках с обычными образовательными потребностями?

А) да

Б) нет

В) затрудняюсь ответить

Приложение 3


Анкета для учащихся 9 классов: «Твое отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам».

Инструкция: Необходимо внимательно прочитать вопрос, ответить или подобрать вариант ответа, который ты считаешь для себя наиболее верными.

1. Кого можно считать ребенком-инвалидом? (не более двух ответов)

1) человек с ограниченными возможностями;

2) просто несчастный человек;

3) человек, которому требуется помощь;

4) обычный человек, такой же, как и я;

5) свой вариант

2. Знаешь ли ты о жизни людей с инвалидностью, их возможностях и трудностях?

1) да, знаю, им нелегко

2) не представляю, что им нужно

3) ничего не знаю, не интересуюсь их жизнью

3. Есть ли в твоем окружении дети-инвалиды?

1) нет

2) да
3) ни разу не встречал

4. Какие чувства ты испытываешь по отношению к детям-инвалидам? (не более трех вариантов)

1) сочувствие, жалость

2) тревогу, беспокойство

3) желание помочь

4) сострадание

5) другое

5. Как ты думаешь, где живут дети-инвалиды?

1) дома

2) в больнице

3) в интернате

4) в специальных центрах

5) не знаю

6. Как ты думаешь, где должны учиться дети-инвалиды?

1) дома

2) в спецшколе

3) в нашей школе

4) в интернате

7. Как ты отнесешься к тому, что вместе с тобой будут учиться дети-инвалиды

1) вполне нормально, постараюсь с ними подружиться

2) настороженно, надо будет присмотреться

3) отрицательно, постараюсь покинуть класс


Приложение 4


Результаты анкетирования учащихся 9 классов: «Твое отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам».

(ноябрь 2016, 104 человека)


Приложение 5

  1   2   3   4

Похожие:

«Основные аспекты практической реализации программы инклюзивного образования в Гимназии 1554» icon Нормативное обеспечение программы. Цели и задачи реализации программы....
Структура деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы в школе
«Основные аспекты практической реализации программы инклюзивного образования в Гимназии 1554» icon Рабочая программа по английскому языку для 6 класса Срок реализации программы
Законом Российской Федерации от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» и Основной образовательной программой...
«Основные аспекты практической реализации программы инклюзивного образования в Гимназии 1554» icon Учебный план основного общего образования мбоу-гимназии №19 г. Орла...
Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования включает: 8
«Основные аспекты практической реализации программы инклюзивного образования в Гимназии 1554» icon Видеоконференция «Социальная интеграция детей с рас в Ярославской...
Член органа управления региональной общественной организации «Ассоциация педагогов инклюзивного образования»
«Основные аспекты практической реализации программы инклюзивного образования в Гимназии 1554» icon Пояснительная записка к образовательной программе основного общего образования. 4
Организационно-педагогические условия для реализации образовательной программы гимназии
«Основные аспекты практической реализации программы инклюзивного образования в Гимназии 1554» icon Пояснительная записка 4 Актуальность образовательной программы 5...
Положение «Об аттестации обучающихся в кружках и Объединениях дополнительного образования мбоу «Простинская оош» нмр рт
«Основные аспекты практической реализации программы инклюзивного образования в Гимназии 1554» icon Профессиональный стандарт
Основные программы среднего общего образования, основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки,...
«Основные аспекты практической реализации программы инклюзивного образования в Гимназии 1554» icon Программа дополнительного профессионального образования «Тьютор в...
Черникова Н. В. Программа дополнительного профессионального образования «Тьютор в системе семейного воспитания и инклюзивного образования»:...
«Основные аспекты практической реализации программы инклюзивного образования в Гимназии 1554» icon Цели и задачи реализации Программы Принципы и подходы формирования...
М.; мозаика-синтез,2014,-368с/ и ряда дополнительных программ, методик и технологий, рекомендуемых авторами примерной основной образовательной...
«Основные аспекты практической реализации программы инклюзивного образования в Гимназии 1554» icon Роненсон Ольга Давидовна, заведующая лабораторией «Инновационные...
Сборник материалов региональной научно – практической конференции «Твое здоровье – дело твоих рук»
«Основные аспекты практической реализации программы инклюзивного образования в Гимназии 1554» icon Прикладные аспекты. Экономика. Методические аспекты физического образования...
Гетеромагнитная микроэлектроника : сб науч тр. / под ред проф. А. В. Ляшенко. – Саратов : Изд-во Сарат ун-та, 2011. – Вып. 10 : Гетеромагнитная...
«Основные аспекты практической реализации программы инклюзивного образования в Гимназии 1554» icon Прикладные аспекты. Экономика. Методические аспекты физического образования...
Гетеромагнитная микроэлектроника : сб науч тр. / под ред проф. А. В. Ляшенко. – Саратов : Изд-во Сарат ун-та, 2011. – Вып. 11 : Гетеромагнитная...
«Основные аспекты практической реализации программы инклюзивного образования в Гимназии 1554» icon Маоу «Гимназия №1»г. Сосновоборска
Структура основной образовательной программы основного общего образования Гимназии 16
«Основные аспекты практической реализации программы инклюзивного образования в Гимназии 1554» icon Программа развития муниципального образовательного учреждения «лицей»...
Настоящая программа определяет стратегию развития лицея и основные направления деятельности по ее реализации. Основные цели и задачи...
«Основные аспекты практической реализации программы инклюзивного образования в Гимназии 1554» icon Рабочая программа по русскому языку для 5 класса учителя русского языка и литературы
Законом Российской Федерации от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» и Основной образовательной программой...
«Основные аспекты практической реализации программы инклюзивного образования в Гимназии 1554» icon Пояснительная записка 1 Возрастные и индивидуальные особенности контингента...
Цели и задачи оу по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск