Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
гимназия № 498
Невского района Санкт-Петербурга
Рекомендована к использованию Педагогическим советом ГБОУ гимназии № 498
Протокол от________ №____.
|
|
«Утверждаю»
Приказ от _____ № ___
Директор гимназии
___________ Н.В.Медведь
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 5 класса
учителя русского языка и литературы
Цылевой Анны Валерьевны
Срок реализации программы 2017-2018 учебный год
Санкт-Петербург
2017
Содержание.
Пояснительная записка.
Тематический план.
Содержание программы.
Тематическое (поурочное) планирование.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Список литературы и ресурсов сети интернет.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа курса русского языка для 5 класса составлена в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Основной образовательной программой основного общего образования гимназии №498, принятой педсоветом ГБОУ гимназии №498, протокол от 25.05.2017 №5 и Программы по русскому языку для основной школы.
Данная программа обеспечивает формирование предметных универсальных учебных действий и опорной системы знаний, специфических для данной предметной области на этапе основного общего образования, осуществляя преемственность со ступенью начального образования. Курс русского языка выстраивается с учетом коммуникативно-деятельностного и личностно ориентированного подходов к обучению, в русле которых овладение основными видами речевой деятельности сопровождается сознательным освоением языковой системы, основанном на современных представлений о языке и речи, и формировании важнейшей компетенции личности – умения учиться.
Рабочая программа разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Примерной программы основного общего образования по русскому языку (для 5 – 9 классов);
Образовательной программы курса «Русский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.»/ А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Л.О.Савчук,Е.Я. Шмелева/; под. ред. А.Д. Шмелева - М.: Вентана-Граф, 2015.;
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоениезнаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формированиеуменийопознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
развитие у учащихся интереса к родному языку, осознания его как части русской национальной культуры;
осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге с миром и с самим собой;
формирование у учащихся чувства языка;
воспитание потребности совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Русский язык» является обязательным для изучения. В Учебном плане ГБОУ гимназии № 498 на изучение курса «Русский язык» в 5 классе отведено 5 часов в неделю (170 часов в год).
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
организационные(умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
В обучении русскому языку в 5 классе используются следующие технологии:
проблемно-диалогическая технология,
технологии оценивания учебных успехов;
проектная технология;
технология развития критического мышления;
интерактивные технологии;
технология анализа ситуаций для активного обучения;
технология активизации творческого процесса.
технология «Мозговой штурм»;
технология «Метод проектов».
На изучение программного материала выделяется 170 часов; в неделю -5 часов, из них на развитие речи 4 часа (сочинение-3 часа, изложение -1 час), контрольные -9 часов
Виды и формы промежуточного и итогового контроля.
ОМЗ - обязательный минимум знаний (зачет/незачет)
I четверть
|
II четверть
|
III
четверть
|
IV четверть
|
Итоговый контроль (год)
|
ОМЗ
Тестовая работа
|
ОМЗ
Контрольное изложение
|
ОМЗ
Контрольный диктант с грамматическим заданием
|
ОМЗ
Тестовая работа
|
Контрольное изложение с творческим заданием
|
3.Тематический план курса русского языка для 5 класса
Содержательные линии
|
Разделы курса
|
Кол-во часов
|
1. Формирование коммуникативной
компетенции
|
Язык и речь
|
12
|
Текст
|
17
|
2. Формирование языковой и
лингвистической компетенции
|
Система языка
|
73
|
Фонетика и графика
|
10
|
Морфемика и словообразование
|
12
|
Лексика
|
10
|
Синтаксис
|
12
|
Морфология
|
32
|
Правописание
|
34
|
3. Формирование культуроведческой компетенции.
|
Язык и культура. Культура речи
|
8
|
|
Повторение
|
17
|
|
Резервные часы
|
3
|
|
Всего
|
170
|
|