АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ Е.Р. ДАШКОВОЙ»
Программа дополнительного профессионального образования
«Тьютор в системе семейного воспитания и инклюзивного образования»
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Москва 2014
Черникова Н.В. Программа дополнительного профессионального образования «Тьютор в системе семейного воспитания и инклюзивного образования»: учебная программа и методические материалы. – Москва: МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2014. – … с.
Программа составлена в соответствии с требованиями
РЕКОМЕНДОВАНО
Протокол №
От . г.
|
Программа рассмотрена и одобрена
на заседании кафедры общей и клинической психологии
Протокол №
от г.
|
Зав. кафедрой общей и
клинической психологии к.пс.н., Хачатурова Э.В.
Профессиональная подготовка
Содержание
1. Цель и задачи программы………………………………………………..3
2. Требования к уровню и освоению содержания дисциплин…………...3
2.1 Учебно-тематический план программы………………………………..6
3. Содержание программы………………………………………………....7
4. Образовательные технологии.................................................................11
5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,
промежуточной аттестации по итогам освоения программы...................11
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.14
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины...........................17
8. Методические и информационные материалы.......................................18
1. Цель и задачи программы
Цель: подготовка квалифицированных специалистов - тьюторов по воспитанию и сопровождению детей с расстройством аутистического спектра (РАС).
Задачи:
освоение структуры общего образования и государственных образовательных стандартов;
формирование навыков управления процессами семейного воспитания и сопровождения детей с РАС;
приобретение уверенности в общении с ребенком с РАС и его родителями;
формирование навыков преодоления стрессовых ситуаций и эмоциональной регуляции;
знакомство с современными методиками воспитания и сопровождения детей с РАС;
изучение особенностей физического и психического развития детей раннего, дошкольного и школьного возраста, имеющего РАС;
ознакомление с правилами поведения в семье, приемами, помогающими в конфликтных ситуациях.
2. Требования к уровню и освоению содержания дисциплин
В результате изучения учебной программы слушатели должны
знать:
- особенности организации образовательного процесса в условиях тьюторского сопровождения;
- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;
- основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии; психологию отношений, индивидуальные и возрастные и психологические особенности детей и подростков с РАС;
- теорию и методику воспитательной работы, педагогическую этику;
- технологии открытого образования и тьюторские технологии;
- методы установления контактов с детьми, имеющих РАС разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
- медицинские основы ухода за ребенком, приемы оказания первой помощи в экстренных ситуациях;
- прикладной поведенческий анализ как основа формирования коммуникативных навыков ребёнка с расстройствами аутистического спектра;
- дидактический инструментарий и коррекционно-развивающие игры с детьми с РАС.
уметь:
- обучать по альтернативным методам коммуникации ребёнка дошкольного возраста, имеющего расстройства аутистического спектра;
- самостоятельно и компетентно оценивать успехи ребенка в каждом возрастном периоде, устанавливать контакт с ребенком, имеющего РАС и его родителями; оказать первую медицинскую помощь ребенку;
- организовывать их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- координировать поиск информации обучающимися для самообразования;
- сопровождать процесс формирования личности ребёнка с РАС.
иметь представление
- о порядке составления, структуре и условиях договора работы в семьях; правовых основах работы в семьях; приемах преодоления стрессовых ситуаций и выхода из них.
Программа дополнительного профессионального образования «Тьютор в системе семейного воспитания и инклюзивного образования» имеет модульную систему, включающую лекционные, семинарские, практические занятия, задания для самостоятельной работы слушателей, тренинги и кейс-ситуации. Основу курсов составляют занятия под руководством высококвалифицированных преподавателей учёных и практиков с психологическим, педагогическим и медицинским образованием.
Модуль 1. Система инклюзивного образования РФ на современном этапе и тьюторское сопровождение ребёнка с расстройствами аутистического спектра.
Модуль 2. Тьютор в системе дошкольного сопровождения детей с РАС.
Модуль 3. Тьютор в системе школьного инклюзивного образования.
Программа предназначена для воспитателей, педагогов, психологов, студентов старших курсов по направлению подготовки и специальности «Педагогика», «Психология», «Клиническая психология», родителей и лиц их заменяющих, имеющих детей с расстройством аутистического спектра.
По окончании обучения на курсах слушатели получают документ государственного образца и смогут успешно трудоустроиться в семьи, имеющих детей с РАС на должности тьютора.
Курсы опираются на целый ряд дисциплин, но наиболее тесным образом связана со следующими дисциплинами «Психология развития и возрастная психология», «Педагогика», «Психология общения», «Первая медицинская помощь», «Клиническая психология», «Патопсихология» и другими.
2.1 Учебно-тематический план
программы
повышения квалификации воспитателей, педагогов и психологов
по программе дополнительного профессионального образования
«Тьютор в системе семейного воспитания и инклюзивного образования»
Категория
слушателей:
|
Воспитатели, педагоги, психологи, студенты старших курсов по специальности «Психология» и «Клиническая психология»
|
Срок обучения и режим занятий:
|
72 академических часа, в т.ч. 36 часов аудиторных занятий и 36 часов самостоятельных занятий на протяжении 3 недель. Аудиторные занятия проводятся 2 раза в неделю, 6 часов в день в АНО ВПО «МГИ им. Е.Р. Дашковой».
|
Форма обучения: без отрыва от работы.
№
п/п
|
Наименование разделов (модулей)
|
Всего, час.
|
В том числе
|
Лекции
|
Практич. занятия
|
Самост. работа
|
1.
|
Раздел 1.
|
12
|
8
|
4
|
12
|
2.
|
Раздел 2.
|
12
|
8
|
4
|
12
|
3.
|
Раздел 3.
|
12
|
8
|
4
|
12
|
4.
|
Итоговая аттестация
|
Зачет
|
№
п/п
|
Наименование разделов
|
Всего, час.
|
В том числе
|
Лекции
|
Практич. занятия
|
Самост. работа
|
1.
|
Раздел 1.
|
|
12
|
|
12
|
1.1
|
Лекция 1
|
|
8
|
|
|
1.2
|
Семинарское занятие 1.1:
|
|
|
4
|
|
2.
|
Раздел 2.
|
|
12
|
|
12
|
2.1
|
Лекция 2:
|
|
8
|
|
|
2.2
|
Практическое занятие 2.1:
|
|
|
4
|
|
3.
|
Раздел 3.
|
|
12
|
|
12
|
3.1
|
Лекция 3:
|
|
8
|
2
|
|
3.2
|
Семинарское занятие 3.1:
|
|
|
2
|
|
3.3
|
Практическое занятие 3.2:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.
|
Итоговая аттестация
|
Зачет
|
3. Содержание программы
Раздел 1. Система инклюзивного образования РФ на современном этапе и тьюторское сопровождение ребёнка
с расстройствами аутистического спектра.
Тема 1. Особенности развития системы инклюзивного образования в РФ на современном этапе.
Структура общего образования и государственные образовательные стандарты. Реализация права детей с аутизмом на образование. Формы школьного образования, показанные детям с аутизмом. Дети с аутизмом – неоднородная по составу группа школьников. Особые образовательные потребности детей с РАС.
Понятие тьютора. Место тьюторства в системе общего и инклюзивного образования. Функции тьютора. Основная документация тьютора. Этика тьютора. Должностные обязанности. Тьютор в семье. Юридические аспекты трудоустройства в семье, имеющего ребёнка с РАС.
Содержание основных законов, регулирующих трудовые отношения в сфере домашнего воспитания. Трудовой кодекс РФ. Семейный кодекс РФ. Нормы гражданского права. Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей – физических лиц (Глава 48 ТК РФ). Трудовой договор, содержание трудового договора. Правила оформления трудового договора. Необходимая документация для заключения трудового договора. Условия, обязательные для включения в трудовой договор. Примеры трудовых договоров. Гарантии при заключении трудового договора. Права и обязанности сторон. Основания для расторжения трудового договора. Оплата и нормирование труда. Формы оплаты труда: фиксированный оклад, сдельная оплата, соц. пакет и его содержание.
Особенности организации образовательного процесса в условиях тьюторского сопровождения. Взаимодействие тьютора с представителями других педагогических профессий.
Раздел 2. Тьютор в системе дошкольного сопровождения
Тема 2. Психологические особенности воспитания и детей, имеющих нарушения в развитии
Диагноз ранний детский аутизм и другие расстройства аутистического спектра. Расстройства аутистического спектра (ASD) и характерная триада. Симптомы и степень их тяжести. Основные и дополнительные симптомы. Причины формирования. Классификация аутизма и расстройств аутистического спектра. Современные подходы к причинам возникновения аутизма и расстройств аутистического спектра.
Клиническая, патологическая единица РДА. синдром раннего инфантильного аутизма Каннераклассический вариант РДА. Аутистическая психопатия Аспергера. Эндогенный, постприступный ,вследствие приступов шизофрении аутизм. Резидуально-органический вариант аутизма. Аутизм при хромосомных аберрациях. Аутизм при синдроме Ретта. Аутизм неясного генеза. Этиология РДА. Патогенез РДА. Психическое и физическое развития ребёнка с РАС.
Основы гигиены и педиатрии. Цель и задачи современной педиатрии и гигиены. Гигиена отдельных органов и тканей. Охрана зрения детей раннего дошкольного возраста. Физическое воспитание и закаливание. Гигиенические требования к детской одежде. Гигиена и режим питания. Здоровье и физическое развитие ребенка. Детские болезни и их предупреждение. Первая помощь при несчастных случаях и травмах. Характеристика детско-родительских отношений и основы семейной психологии. Проблемы семьи и семейного воспитания. Типология семьи. Определение структуры семьи. Основные функции семьи. Нарушения жизнедеятельности семьи. Особенности межличностных контактов в неблагополучных семьях. Конфликт в семье. Конструктивная и деструктивная функции конфликта в жизни супругов. Стресс, эмоциональное реагирование на стрессовые ситуации. Психологическая защита в стрессовых ситуациях. Признаки кратковременного и затяжного напряжения.
Особенности взаимоотношений детей с РАС с разными членами семьи. Основные модели детско-родительских отношений. Детско-родительские конфликты. Стили детско-родительских отношений и их влияние на психическое развитие ребенка. Причины, приводящие к нарушению процесса воспитания ребенка.
Проблема воспитания и обучения детей с РАС раннего и дошкольного возраста. Реабилитационные подходы и коррекционная работа детей с РАС. Лечебная помощь на базе индивидуальной клинической верификации состояния ребенка. Медикаментозное лечение. Педагогическая, психологическая и психотерапевтическая работа с детьми, имеющих РАС.
Раздел 3. Тьютор в системе школьного инклюзивного образования
Тема 3. Специфика работы тьютора в сопровождении ребёнка начальной и средней школы.
Анатомо-физиологические особенности развития младших школьников. Физическое и психофизиологическое развитие детей младшего школьного возраста. Психологические особенности младшего школьника. Социальная ситуация развития ребёнка и кризис 7 лет. Новообразования данного возраста.
Психическое развитие как процесс усвоения, присвоения общественно-исторического опыта. Основные закономерности психического развития в норме и патологии. Показатели психического развития.
Анатомо-физиологические перестройка организма подростков. Проблема пубертатного периода. Психологические особенности подросткового возраста. Различные теоретические подходы к проблеме «кризиса» подросткового возраста.
Развитие высших психических функций у ребёнка с РАС в школьном возрасте.
Интеграция и инклюзия. Инклюзивное образование на современном этапе. Зарубежный и отечественный опыт. Создание подготовленной среды для детей с РАС.
Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения детей с РАС. Реализации компетентностного подхода детей школьного возраста с РАС.
Applied Behavior Analysis (ABA). домашняя интенсивная поведенческая программа – Home-based Intensive Behavioral Treatment (IBT); школьная интенсивная поведенческая программа - School-based Intensive Behavioral Treatment; обучение основным реакциям – Pivotal Response Treatment (PRT); парадигма натурального обучения – Natural Learning Paradigm (NLP); позитивная поддержка поведения – Positive Behavior Support (PBS); обучение вербального поведения – Verbal Behavior Therapy; обучение беглости реакций – Fluency Training).
Особенности социализации и профессиональная ориентация старших подростков с РАС. Развитие профессиональных навыков детей с РАС. Социализация и адаптация.
Планы практических (семинарских) занятий для слушателей
Семинарское занятие 1.1: Роль тьютора в системе инклюзивного образования.
Тьютор или педагог сопровождения: адаптор, куратор, поддерживатель.
Компетенции тьютора или специалиста (логопеда, дефектолога, психолога, студентов профильных вузов).
Психологическая адаптация к новому месту работы.
Взаимодействие тьютора с родителями (бабушками или другими родственниками) ребенка с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Самостоятельная работа.
Самостоятельное изучение научной литературой.
Работа с Интернет-ресурсами.
Практическое занятие 2.1: Методики воспитания и обучения детей с РАС в дошкольном возрасте
Характеристика видов воспитания детей дошкольного возраста: физическое, художественно-эстетическое, трудовое, музыкальное, интеллектуальное.
Зарубежный и отечественный опыт работы и программы по сопровождению ребёнка с РАС.
Прикладной поведенческий анализ как основа формирования коммуникативных навыков ребёнка с расстройствами аутистического спектра.
Обучение альтернативным методам коммуникации ребёнка дошкольного возраста, имеющего расстройства аутистического спектра.
Дидактический инструментарий и коррекционно-развивающие игры с детьми с РАС.
Самостоятельная работа.
Самостоятельное изучение научной литературой.
Работа с Интернет-ресурсами.
Разбор кейс-ситуаций.
Семинарское занятие 3.1: Тьютор в сопровождении ребёнка школьного возраста
Психологические особенности детей начальной школы.
Психология учебной деятельности.
Физиологические и психологические особенности детей подросткового возраста в норме и с расстройством аутистического спектра.
Половое созревание и сексуальное развитие подростка.
Особенности интеллектуального развития в пубертатный период детей с РАС.
Практическое занятие 3.2: Методики воспитания и обучения детей с РАС в школьном возрасте
Дидактический инструментарий и коррекционно-развивающие занятия с детьми младшего школьного возраста, имеющих расстройство аутистического спектра.
Взаимодействие тьютора с педагогами и другими специалистами в системе общего и инклюзивного образования.
Специфика взаимодействия с подростком, имеющего расстройство аутистического спектра.
Самостоятельная работа.
Самостоятельное изучение научной литературой.
Работа с Интернет-ресурсами.
Разбор кейс-ситуаций.
4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
По программе дополнительного профессионального образования «Тьютор в системе семейного воспитания и инклюзивного образования» для формирования соответствующих компетенций при реализации различных видов учебной работы используются следующие образовательные технологии:
1. Традиционные:
- устный опрос (Уо);
- выполнение письменного задания (Пз).
2. Активные:
- диалоговые лекции (Дл);
- текущее и итоговое письменное тестирование (Кт).
3. Интерактивные:
- обсуждение компьютерной презентации (Кп);
- решение ситуационных задач (Рз).
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ. ОРГАНИЗАЦИЯ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЕЙ
5.1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения программы
Текущий контроль успеваемости имеет целью оценить систематичность учебной работы слушателя в течение обучающего курса, и включает в себя ряд контрольных мероприятий, реализуемых в рамках аудиторной и/или самостоятельной работы слушателя и нацеленных на проверку освоения отдельных элементов компетенций, формируемых во время обучения по программе.
Возможные формы: устный опрос; письменное тестирование; контрольная работа; доклад на семинаре; ведение и презентация слушателем портфолио учебных и творческих достижений и др.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости – вопросы по каждой теме дисциплины.
Промежуточная аттестация проводится после обучения и заканчивается сдачей экзамена.
Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения программы:
- экзаменационные билеты (находятся на кафедре клинической психологии и психоанализа).
5.2 Примерный перечень тем рефератов по программе «Тьютор в системе семейного воспитания и инклюзивного образования»
История развития системы тьюторства в России.
Пути оптимизации процесса адаптации тьютора к семье.
Этикет современного тьютора, его задачи и функции.
Роль закаливания в физическом развитии ребенка.
Профилактика инфекционных и вирусных заболеваний у детей.
Детская и подростковая гигиена.
Первая помощь при травмах.
Психологические особенности усвоения детьми с РАС этических норм.
Психологическая характеристика детей с РАС.
Эмоциональные особенности формирования личности дошкольника с РАС.
Особенности волевого поведения дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Психологические основы общения детей дошкольного возраста, имеющих РАС.
Эмоционально-волевая сфера личности младшего школьника с РАС.
Психолого-педагогическое сопровождение младшего школьника с РАС в образовательном процессе.
Инклюзивное образование за рубежом.
Инклюзивное образование в России.
Образовательные программы для детей с РАС за рубежом.
Психологические особенности подросткового возраста.
«Кризис» подросткового возраста.
Формирование познавательной активности и учебная деятельность подростков с РАС.
Акцентуации и психопатии в подростковом возрасте.
Профессиональное определение и самоопределение подростков с РАС.
Семья как фактор формирования отклоняющегося поведения у детей подросткового возраста с РАС.
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями.
Система образования ребёнка с особыми образовательными потребностями в России.
ВОПРОСЫ
для подготовки к зачёту по программе «Тьютор в системе семейного воспитания и инклюзивного образования»
1. Права и обязанности тьютора как профессионала в области сопровождения детей с РАС. Основные требования к профессии.
2. Место тьюторства в системе общего и инклюзивного образования.
3. Функции тьютора.
4. Основная документация тьютора.
5. Этика тьютора. Должностные обязанности.
6. Тьютор в семье.
7. Содержание основных законов, регулирующих трудовые отношения в сфере домашнего воспитания и сопровождения детей с РАС.
8. Особенности правового регулирования труда работников, работающих у работодателей - физических лиц.
9. Основные гигиенические навыки, необходимые для привития детям.
10. Оценка физического развития детей.
11. Организация первой доврачебной помощи при несчастных случаях.
12. Классификация аутизма и расстройств аутистического спектра.
13. Клиническая, патологическая единица РДА.
14. Синдром раннего инфантильного аутизма.
15. Аутистическая психопатия Аспергера.
16. Эндогенный, постприступный ,вследствие приступов шизофрении аутизм.
17. Резидуально-органический вариант аутизма.
18. Аутизм при хромосомных аберрациях.
19. Аутизм при синдроме Ретта.
20. Аутизм неясного генеза.
21. Этиология РДА. Патогенез РДА.
22. Психическое и физическое развития ребёнка с РАС.
23. Характеристика детско-родительских отношений
24. Определение структуры семьи.
25. Основные функции семьи.
26. Нарушения жизнедеятельности семьи.
27. Особенности межличностных контактов в неблагополучных семьях.
28. Особенности взаимоотношений детей с РАС с разными членами семьи.
29. Особенности развития детей с РАС раннего и дошкольного возраста.
30. Проблема воспитания и обучения детей с РАС раннего и дошкольного возраста.
31. Особенности развития детей с РАС подросткового возраста.
32. Половое созревание и сексуальное развитие подростка.
33. Особенности интеллектуального развития в пубертатный период детей с РАС.
34. Прикладной поведенческий анализ как основа формирования коммуникативных навыков ребёнка с расстройствами аутистического спектра.
35. Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения детей с РАС.
36. Дидактический инструментарий и коррекционно-развивающие игры с детьми с РАС.
37. Взаимодействие тьютора с педагогами и другими специалистами в системе общего и инклюзивного образования.
38. Взаимодействие тьютора с родителями (бабушками или другими родственниками) ребенка с расстройствами аутистического спектра (РАС).
39. Инклюзия и инклюзивное образование.
40. Методы диагностики детей с РАС.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1 Основная литература
1. Аппе, Франческа. Введение в психологическую теорию аутизма / Франческа Аппе; [пер. с англ. Д. В. Ермолаева].— Москва: Теревинф, 2006
2. Барбера М.Л. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход[пер. с англ.Т.Г Сергеева]./Обучение детей с аутизмом исвязанными расстройствами/ - Екатеринбург: Рамма Паблишинг, 2014. – 304 с.
3. Делани Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом: эффективная методика игровых занятий с особыми детьми. [пер. с англ. В Дегтяревой].— Екатеринбург: Рамма Паблишинг, 2014. – 272 с.
4. Карвасарская И.Б.В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми —Москва, 2003
5. Комраков Е.С. Тьютор в роли проектировщика– В кн. Техники деятельности тьютора: Учебно-методическое пособие/ науч. ред. С.А. Щенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002
6. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. — СПб.: Речь, 2007. — 288 с.
7. Микиртумов Б.Е., Завитаев П.Ю. Аутизм. История вопроса и современный взгляд. СПб.: Н-Л, 2012. - 144 c.
8. Москаленко А.А. Нарушение психического развития детей – ранний детский аутизм. // Дефектология. – 2008, № 2. - 92 c.
9. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи, М.:, Теревинф, 2007. - 342 c.
10. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. М., Теревинф, 2007. - 160 c.
11. Основы деятельности тьютора: Учебно-методическое пособие/ Под науч. ред. С.А.Щенникова, А.Г.Теслинова, А.Г.Чернявской. В 9 книгах. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002.
12. Пьер Феррари. Детский аутизм. М.: Образование и здоровье, 2006. - 128 c.
11. Роберт Шрамм. Детский аутизм и АВА. ABA: терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения. Екб.: Рама Паблишинг, 2013. - 208 c.
13. Тео Питерс. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. - 192 c.
14. . Шипицина Л.М. Детский аутизм — Дидактика Плюс, 2001
15. Шрам Роберт. Детский аутизм и АВА. ABA: терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения. Екб.: Рама Паблишинг, 2013. - 208 c.
6.2 Дополнительная литература
1. Аутизм. Под.ред. проф. Улумбекова Э.Г.—Москва, "2000 болезней от А до Я"; Гэотар-мед, 2002
2. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999, — 192 с.
3. Башина В.М. Аутизм в детстве— М: Медицина, 1999.
4. Баенская Е.Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет // Альманах ИКП РАО. — 2001. — № 3.
5. Бенилова С.Ю., Давидович Л.А., Микляева Н. В. Дошкольная дефектология. Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы). М.: Парадигма, 2012. - 312 с.
6. Водинская М.В. Занятия художественным творчеством в процессе обучения детей школьного возраста // Организация педагогической среды для детей с эмоционально-волевыми нарушениями и нарушениями общения: Метод. рекоменд. — М., 1995.
7. Дольто Ф.Исцеление аутистов// На стороне ребенка. СПб: Петербург - XXI век, 1997.
8. Йоханссон И.Особое детство — М.: Центр лечебной педагогики, 2001.
9. Костин И.А. Клубная форма работы с подростками и взрослыми с последствиями синдрома РДА // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. — 2000. — Вып. 3.
10. Микиртумов Б.Е., Завитаев П.Ю. Аутизм. История вопроса и современный взгляд. СПб.: Н-Л, 2012. - 144 c.
11. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста. М: Владос, 2008.
12. Феррари Пьер. Детский аутизм. М.: Образование и здоровье, 2006. - 128 c.
13. Шипицына Л.М. Детский аутизм: хрестоматия. СПб.: Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997. - 256 c.
6.3 Информационное, программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Лицензионное программное обеспечение: операционная система Windows, серверное программное обеспечение Microsoft, сетевое средство защиты информации, библиотечная система Ирбис, средство управления базами данных Microsoft SQL, Microsoft Office, 1С Bitrix Управление сайтом, 1С Университет, система распознавания текста FineReader, программный комплекс Альтасофт, графический редактор Photoshop.
Электронная библиотечная система IPRbooks.
Межотраслевая электронная библиотека РУКОНТ
Портал образовательных ресурсов МГИ им. Е.Р.Дашковой
Сайты, посвящённые тьюторству
http://thetutor.ru/ - Тьюторская Ассоциация
http://www.edu.of.ru/distantobr/default.asp?ob_no=3897 – Дистанционный образовательный портал «Библиотека тьютора»
http://www.odn2.ru/bibliot/tsoi_tiutorstvo_v_obrazovatelnom_protsesse.html - Тьюторство в образовательном процессе
ru.wikipedia.org/wiki/ Тьютор - Тьютор – Википедия
Сборник материалов V Всероссийской конференции по альтернативному образованию С-Пб, 2009 ж-л «На путях к новой школе»; о конференции http://hpsy.ru/edu/785.htm
www.alteredu.ru - Открытый авторский институт альтернативного образования имени Януша Корчака (Санкт-Петербург)
www.fondedu.ru - Образовательный центр «Участие»(Санкт-Петербург)
Перекрестки психологии и педагогики, Роль и место тьютора/ Екатерина Александрова/ «1 сентября» http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200700306
Институт психолого-педагогических проблем детства (опыт работников экспериментальных площадок «Опытно-экспериментальное обеспечение реализации национальной инициативы «Наша новая школа»).- http://ippdrao.ru
Материалы по инклюзивному образованию
Инклюзивное образование в России и Москве. Статистика и справочные материалы - http://www.dislife.ru/flow/theme/4696/
Что такое ИНКЛЮЗИВНОЕ (включающее) образование? По материалам Альянса правозащитных организаций "Спасите детей" ("Save the children") - http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_inkluziv_obrazov
Здоровье детей - http://zdd.1september.ru/ - Спецвыпуск «Инклюзивное образование» - http://zdd.1september.ru/articlef.php?ID=200801204
10 общих правил этикета для работников общественных служб (составлены К.Мейер, Национальный центр доступности, США) - http://zdd.1september.ru/articlef.php?ID=200801204, http://www.pravmir.ru/invalidy-yazyk-i-etiket/, http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_10ope
Декларация независимости инвалида (краткие тезисы) Норман КЮНК, американский активист движения в защиту прав инвалидов http://zdd.1september.ru/articlef.php?ID=200801203, http://perspektiva-inva.ru/index.php?id=296
В.Ю.Иванова, А.Ю.Пасторова Дети с обычным развитием в группах интеграции. - http://efaspb.narod.ru/matelials.htm
Материалы по инклюзивному образованию РООИ «Перспектива» - http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?315
Полезные ссылки:
Альманах института коррекционной педагогики (ИКП) - http://almanah.ikprao.ru/almanah/editors.htm
Юнеско по вопросам образования, науки и культуры http://www.unesco.ru/
Виртуальная справочная служба http://vss.nlr.ru/archive_catalog.php
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Специализированный кабинет психологии (ауд. 208):
Библиотека института с техническими возможностями перевода основных библиотечных фондов в электронную форму
Читальные залы библиотеки
Интерактивная доска
Мультимедийный проектор
Наглядные пособия (схемы, таблицы)
|