Скачать 106.29 Kb.
|
ГАПОУ СО «Энгельсский механико-технологический техникум» План - конспект урока по химии по теме «Каучуки. Резина. Проблемы утилизации резинотехнических изделий». Выполнила: Преподаватель химии: Провоторова Г.И. 2016 год Тема урока: «Каучуки и резина. Проблемы утилизации резинотехнических изделий». Девиз урока: «Служение человечеству – благодарная роль химии». Цели урока: Триединая дидактическая цель. Обучающая: Познакомить учащихся с каучуками и резиной их видами, свойствами, получением и применением в народном хозяйстве Развивающая. Содействовать развитию умения у учащихся: вести диалог, коммуникативной культуры, осуществлению самоконтроля и самооценки. Воспитательные. Убедить учащихся в целесообразности воспитания у себя положительного отношения к знаниям, к процессу обучения и самообучения, культуры поведения на уроках. Тип урока: Урок «открытия» нового знания Вид урока: комбинированный. Методы обучения: проблемный, частично – поисковый, проектный. Уровень усвоения: второй. Задачи урока: а) понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; понимание роли химии в развитии научно – технического прогресса общества; владение основополагающими химическими понятиями: полимеры, каучуки, резина, эластичность, стереоизомерия, вулканизация умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов, миниисследований и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач по защите окружающей среды от химического загрязнения; сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников. (предметный результат). б) создать условия для развития умений определять выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений. (метапредметный результат). в) способствовать формированию умений управлять своей учебной деятельностью, формированию интереса к выбранной специальности, формированию мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитию внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат). Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая, коллективная. Средства обучения: учебник, тестовое задание, компьютер, проектор, Интернет. 1. Компьютерная презентация к уроку. 2. Видеоролик «Каучуки и резина». Занимательная академия наук. 3. Кроссворд «Каучуки, резина». 4. Раздаточный материал: 5.Карточки с опорными конспектами. 6.Инструкция для лабораторной работы № 9. 7. Ментальные карты. 8. Оборудование для выполнения заданий практической направленности: клей «Момент», резиновый клей, Эбонитовые палочки. Изделия из каучука, отличающиеся по свойствам: 2 мяча, 2 пары резиновых перчаток, 2 детские резиновые игрушки, эспандер, очки и отломанная дужка, стеклянные палочки. 9. Оборудование к лабораторной работе: коллекции «Каучуки», полоски каучука и резины, линейки, бензин, вода, раствор перманганата калия. Межпредметные связи: физика, материаловедение, география Ход урока. 1) Этап мотивации (самоопределения) к УД. Цель: создать условия на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Преподаватель: Ребята! Вы не разучились удивляться? Вспомните любимую игрушку из детства – мяч. Демонстрирует мяч, ударяет его об пол и читает стих. Что за чудо каучук! Эластичен и упруг. С детства стал нам другом мяч В миг устроит резвый скач! Деткам малым озорным, молодым и пожилым Упругость мышц и бодрость духа Вскружат голову вдруг и ниоткуда! Какие свойства мяча обуславливают его применение? Предложите тему урока. Преподаватель уточняет тему урока и предлагает учащимся записать тему урока в тетрадях. Объявляет цель, задачи, девиз урока и формы работы учащихся на уроке. Преподаватель озвучивает план урока и темы групповых минипроектов: 1.Открытие натурального каучука, его состав, строение, свойства и применение. 2.Синтетические каучуки: состав, строение, получение, виды, применение. 3.Резина. 4.Проблемы утилизации резинотехнических изделий. Выберите тему минипроекта, в котором Вам надо сегодня принять участие и презентовать его, определитесь: в какой группе Вы будете сегодня работать. Каждая группа выбирает своего руководителя – модератора, все вместе составляете план изучения данной темы, выбираете предложенные Вам средства: учебник, дополнительную литературу, источники из интернета, обсуждаете презентацию и представляете свой коллективный продукт в удобной для Вас форме. В ходе выполнения проекта Вы должны выполнить лабораторную работу. Кроме того, каждый из Вас индивидуально должен будет заполнить ментальную карту по теме урока и ответить на вопросы предложенного Вам кроссворда. Каждый из Вас должен сформулировать вопрос (проблему) на который бы Вы хотели получить ответ и записать его в тетрадь. А сейчас озвучим эти вопросы по порядку с поднятием руки. Учащиеся называют вопросы, на которые они должны получить ответы на уроке. Преподаватель. Общая проблема, которую нам предстоит решить на данном уроке. Влияет ли строение вещества на его свойства и применение? Сегодня на уроке каждому из Вас предоставляется великолепная возможность. Удивиться! ..Усомниться? .. Дойти до истины!!! Сделать выводы и принять решение. 2) Этап актуализации и пробного учебного действия. Преподаватель. 21 век называют веком полимеров. Создание и применение их является примером научно – технического прогресса. Проверим, готовы ли мы к решению проблемы урока? Фронтальный опрос. 1.Что такое полимеры? 2. Приведите примеры природных (натуральных) полимеров. 3. Приведите примеры пластмассовых изделий. 4. Каким свойством обладают пластмассы? 5.Дайте определение: пластичность. 6. Какие волокна вы знаете? 7. Назовите главную особенность в строении волокон, которая обуславливает их применение. 8. Какие полимеры обладают эластичностью ? 9. Что такое эластичность? 3)Этап выявления места и причины затруднения. Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Преподаватель. Изделия из резины и каучука настолько прочно вошли в наш быт, настолько широко применяются в народном хозяйстве, что человеку уже и сомневаться то не надо. Пользоваться ими, да и всё. Так ли это? Предлагаю выполнить следующие задания практической направленности по группам. 1группа – 2 вида клея: резиновый и Момент, очки, дужка. Выберите клей для склеивания пластмассы и металла, объясните свой выбор. 2 группа - сравните 2 резиновые детские игрушки по эластичности и отметьте: какая игрушка предназначена для младенцев (до года), а какая 3 – х летнему ребёнку. Объясните свой выбор. 3 группа – сравните 2 пары перчаток и отметьте: какие перчатки предназначена для медицинского работника, а какие для рабочего машиностроения. Объясните свой выбор. 4 группа – сравните 2 мяча по упругости, размерам и отметьте: какой мяч предназначен для ребёнка, а какой для подростка. Преподаватель. Приступаем к обсуждению результатов выполнения заданий, то есть 1 представитель каждой группы выступает и объясняет свой выбор. Ребята, выполняя эти задания, Вы убедились, что применение веществ основано на их свойствах, которые надо изучить. Следовательно, далее Вы приступаете к самостоятельному изучению предложенных тем по группам. 4) Этап построения проекта выхода из затруднения. Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации. Преподаватель. Вы должны в коммуникативной форме сформулировать конкретную цель своих учебных действий, то есть, какие знания Вам нужны, чему научиться, выбрать способ решения проблемы (как?) – в групповой или парной работе, средства и предложить эталон ответа. Каждый из Вас заполняет на выбор ментальную карту или опорный конспект. Ментальные карты - это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме, но не в линейной записи, а в радиальной. Главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа в фокусе внимания. Ключевые слова (запоминающиеся) помещаются на ветвях. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками. Предлагает каждой группе спланировать этапы построения минипроекта, распределить обязанности каждого участника группы, обсудить и выбрать форму презентации по защите проекта. Предлагает выйти в интернет, посмотреть учебник, познакомиться с материалами распечаток из журналов. Учащиеся строят проект выхода из затруднения. 5) Этап реализации построенного проекта. Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять. Преподаватель. Ребята, для реализации этой цели вы должны не только посмотреть теоретические сведения, но и выполнить лабораторную работу по предложенной инструкции. Вспомним правила по ТБ. Лабораторная работа № 9. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины. Задание 1. Растворите 3 капли резинового клея и кусочек резины в бензине и в воде. Добавьте в каждую пробирку по 1 мл перманганата калия, встряхните пробирки. Что вы обнаружили. Сделайте вывод о составе каучука на непредельность характера. Задание 2..Измерьте линейкой поочерёдно длину полосок каучука и резины и запишите результаты в таблицу, затем растяните их и снова измерьте их длину. Попробуйте на разрыв полосок. Сделайте вывод об эластичности каучука и резины. Задание 3. Рассмотрите коллекцию «Каучуки и резина», проверьте образцы на твёрдость и эластичность, заполните таблицу в тетради. Виды каучуков.
6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Преподаватель. Приступаем к презентации минипроектов по плану урока. Учащиеся выступают с небольшими сообщениями, которые сопровождаются показам соответствующих слайдов презентации. 1. История открытия каучука. Натуральный каучук. Слайды 5 – 19 Преподаватель концентрирует внимание учащихся на строении молекул натурального каучука. Вводит понятия: стереорегулярность, цис – изомер, транс – изомер. Слайды 20 и 21. 2. Синтетический каучук. Слайды 22 – 32 3. Резина. Слайды 33 – 42 или на выбор учащихся видеоролик из интернета ( Химия 23.Каучуки и резина. Академия занимательных наук). 4. Проблемы утилизации резинотехнических изделий. Слайд 43. Преподаватель. Президент нашей страны Путин объявил 2017 год годом Экологии. И это не случайно. Химические загрязнения наносят серьёзный урон окружающей среде, здоровью человека. Об этом надо всегда помнить и не нарушать равновесие в природе. 7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель. Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия. Преподаватель. Сравните свои ментальные карты или опорные конспекты с эталонами и поставьте себе оценки. 8) Этап включения в систему знаний и повторения. Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания, использование его в системе изученных знаний. Преподаватель. Какие выводы можно сделать по уроку? Учащиеся формулируют выводы, преподаватель уточняет их. Слайд 45 Предлагает открыть учебники на нужной странице и ознакомиться с домашним заданием. Слайд 46
Для закрепления выполните предложенный Вам кроссворд по теме «Каучуки и резина» и сравните свои ответы по кроссворду с эталоном. 9) Этап рефлексии УД на уроке. Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Преподаватель организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке, применяя «Светофор». Что нового Вы узнали сегодня на уроке? Что понравилось и показалось интересным? Что не понравилось? Учащиеся отвечают на вопросы. Тему урока поняли - ( Учащиеся поднимают карточки красного цвета). Тему не поняли - (Карточки жёлтого цвета). Преподаватель благодарит учащихся за работу на уроке и желает им успехов. Литература. 1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. 2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Дорофеева Н.М. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. 3. Дмитриева Н. В. Технологии реализации системно-деятельностного подхода в преподавании естественно-научных предметов. Презентация для слушателей курсов повышения квалификации ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования». С., 2016 . |
Урока химии для 8 класса по теме «Простые вещества металлы» Технологическая карта урока химии для 8 класса по теме «Простые вещества – металлы» |
Конспект урока по теме «Растровая анимация» Обобщить знания учащихся о примитивах и основных инструментах растровых и векторных графических редакторах |
||
Конспект урока повторение и закрепление знаний по теме «Сложение рациональных чисел» Класс – 6, возраст 11-12 лет, психолого-педагогические особенности(приложение 1) |
Конспект урока по теме: «Поэзия С. Есенина. Стихотворение «Лебедушка» (4 класс) Формирование ключевых компетентностей младших школьников на уроках литературного чтения |
||
Конспект учебного занятия План урока № Повторить основные количественные характеристики из курса химии такие, как количество вещества, молярная масса, массовая доля, число... |
Конспект урока по теме" L ` Univers des jeunes ". 11 класс подтема «La mode pour tous» Техническое обеспечение: учебник, доска, раздаточный материал, компьютер, проектор |
||
Сценарий урока по химии в 10 классе стр. 9 Надибаидзе О. Л. Разноуровневый... Рмо учителей химии Дзержинского района, победитель конкурса учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование»;... |
Конспект лекций по теме: «Материаловедение» Проектирование рациональных, конкурентоспособных изделий, организация их производства невозможны без достаточного уровня знаний в... |
||
Конспект урока по технологии в 3 классе умк «Начальная школа XXI века» Формироватьпредставление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.) |
План-конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Причастный... Оборудование: иллюстрации и детские рисунки с осенними пейзажами, стихи об осени, карточки |
||
План-конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Причастный... Оборудование: иллюстрации и детские рисунки с осенними пейзажами, стихи об осени, карточки |
Конспект урока химии по технологии «Активные методы обучения» Урок планируется провести в 9-х классах в 2015-2016 учебном году, а именно в 9 «А» классе. В классе обучается 19 мальчиков и 7 девочек.... |
||
Конспект урока химии по технологии «Активные методы обучения» Урок планируется провести в 9-х классах в 2015-2016 учебном году, а именно в 9 «А» классе. В классе обучается 19 мальчиков и 7 девочек.... |
Урока русского языка в 7-м классе по теме "Правописание гласных в... Конспект и презентация урока русского языка в 7-м классе по теме "Правописание гласных в суффиксах ова -(-ева-), -ыва-(-ива-)" |
||
Конспект урока по технологии «Цветоводство и декоративное садоводство»... Цель занятия: Показать значение профессии садовника, озеленителя, цветовода в жизни человека |
Конспект урока Тема урока Объяснительно-иллюстративные, наглядные. Объяснение учителем последовательности самостоятельной работы учащихся |
Поиск |