Сценарий урока по химии в 10 классе стр. 9 Надибаидзе О. Л. Разноуровневый практикум по решению упражнений и задач по теме «Металлы»


Скачать 1.25 Mb.
Название Сценарий урока по химии в 10 классе стр. 9 Надибаидзе О. Л. Разноуровневый практикум по решению упражнений и задач по теме «Металлы»
страница 1/9
Тип Сценарий
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Сценарий
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




Отдел образования и спорта администрации Дзержинского района

МКОУ "Информационно-диагностический, координационный методический центр

Дзержинского района"

Современный урок химии

Сборник методических разработок уроков



ИДКМЦ

Кондрово

2014

Составитель:

О.С. Антосенкова, учитель химии высшей категории МКОУ «Товарковская средняя общеобразовательная школа №1», руководитель РМО учителей химии Дзержинского района, победитель конкурса учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование»; призёр Всероссийского конкурса «Мой лучший урок», посвящённого 175-летию со дня рождения Д.И. Менделеева, 2009 год.

.

Рецензенты:
А. Ф. Коровёнкова, начальник научно-методического отдела МКОУ ««Информационно-диагностический, координационный методический центр Дзержинского района;

Е.А. Комарова, учитель химии высшей категории МКОУ «Кондровская средняя общеобразовательная школа № 2», победитель Всероссийского конкурса «Мой лучший урок», посвященного 175-летию со дня рождения Д. И. Менделеева, 2009г. Победитель конкурса учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование»;
О.Л. Надибаидзе, учитель химии высшей категории МКОУ «Кондровская средняя общеобразовательная школа № 4», Заслуженный учитель Российской Федерации.


Рекомендовано методическим советом Дзержинского района.
Современный урок химии: сборник методических разработок уроков . – Кондрово: МКОУ ««Информационно-диагностический, координационный методический центр Дзержинского района», 2014. – 76 с.

Сборник содержит методические материалы по проведению уроков химии, интегрированных уроков, разработанные учителями Дзержинского района Калужской области.


МКОУ ««Информационно-диагностический, координационный

методический центр Дзержинского района», 2014.

Содержание:

1. Введение. Современные проёмы и методы образования, применяемые

па уроках химии.

Метапредметный урок и технология критического мышления ...стр.5

2. Комарова Е.А. «Чтобы жить и процветать могла Россия, надо нефть и

газ свой продавать» (Дебаты) Сценарий урока по химии

в 10 классе...................................................................................... стр.9
3. Надибаидзе О.Л." Разноуровневый практикум по решению упражнений

и задач по теме «Металлы». 9 класс....................................... стр.22.

4. Антосенкова О.С. «Кислоты, свойства кислот. Взаимодействие кислот

с металлами». Химия, 8класс, /УМК Е.Е. Минченков,

А.А. Журин и др/ Урок-практикум.............................. стр.37.

5. Кузнецова Л.М. Конспект урока химии в 8 классе по теме «Основания» ...... стр.48

6. Трошина Г.В.: "Многоликий углерод " Методическая разработка урока по

химии в 9 классе по технологии развития критического

мышления через чтение и письмо.............................................. стр.61

Современные проёмы и методы образования, применяемые на уроках химии. Метапредметный урок и технология критического мышления

О.С. Антосенкова, руководитель РМО учителей

химии Дзержинского района
Современная школа кардинально меняется, шагая в ногу со временем и пытаясь соответствовать европейскому образованию. Ускорение темпов развития влияет на жизнь общества и непосредственно на ситуацию в образовании в целом. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, наградить его способностью, черпать знание из всего. Ибо, как говорил И. Кант: «Не мыслям следует учить, а мыслить». По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. И одним из направлений является внедрение метапредметного урока в учебные дисциплины. Впервые сталкиваясь с понятием метапредмет, у учителя возникает ряд вопросов. Какой урок можно назвать метапредметным? В чём отличие метапредметного урока от межпредметного? Как сконструировать метапредметный урок? Попробуем разобраться.

Метапредметный урок предполагает с одной стороны - освоение учащимися межпредметных понятий и с другой – овладение универсальными учебными действиями (регулятивными, познавательными, коммуникативными), обеспечивающими способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного
сотрудничества с педагогами и сверстниками, а также построение индивидуальной познавательной траектории.

Целью метапредметного урока является интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире и его противоречивости, а также передача учащимся деятельностных способов работы со знаниями.

На метапредметном уроке происходит включение ребёнка в разнообразные виды деятельности, важные для него. Организована поисковая деятельность, связанная с постановкой проблемы, генерацией идей, сопоставлением точек зрения, аргументацией и т.д. Многообразие методических приёмов метапредметного урока позволяет ученику прожить всю историю открытия явления, т.е. воспринять одновременно весь необходимый для этого жизненный опыт, ученик осваивает способы «жизни», формирует собственные системы мировоззрения. В результате учащиеся становятся более мобильными, способными нестандартно мыслить. И ёще, учить мыслям бессмысленно, т.к. в современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит необходимость в обучении способам работы, саморазвитию и самосовершенствованию, путём сознательного и активного усвоения нового социального опыта. Работа учителя на метапредметном уроке заключается в том, чтобы доказать учащемуся значимость приобретаемых им знаний и в дальнейшем усовершенствовать его умения и навыки.

Что же позволяет нам назвать урок метапредметным?

♦ Использование на уроке многообразных методических приёмов и образовательных технологий (проектно – исследовательская деятельность, технология совместного обучения, игровая деятельность, проблемно–диалогическая технология, эвристическая деятельность …

♦ Способы деятельности на уроке являются универсальными, применимыми к различным предметным областям.

♦ На метапредметном уроке знание «встраивается» в опыт.

♦ Происходит «присвоение» открытия в процессе познания.

♦ Наблюдается рефлексия, т.е. перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов.

♦ Активизируется интерес и мотивация обучения учащихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт каждого ученика.

♦ Очень хорошее знание материала традиционных учебных предметов, что позволяет грамотно переорганизовывать учебный материал вокруг деятельностных единиц содержания.

♦ Происходит передача учащимся не знаний, а способов работы со знаниями. Развитие базовых способностей мышления, воображения, работы с взаимосвязями, умения структурировать знания.

«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» (Б. Паскаль).

В чём же сходства и различия метапредметного и межпредметного уроков? Сходства заключаются в развитии личности обучаемого, расширении его кругозора, эрудиции, способности его ориентироваться в мире идей, использовании проблемно – поискового метода, активизации познавательной деятельности, объяснении или закреплении материала с опорой на знания по другому предмету.

Различия между метапредметным уроком и межпредметным значительны.

Межпредметный урок – получение знаний об учебном объекте с точки зрения различных наук.

Метапредметный урок – применение метапредметных и универсальных учебных действий в связи с жизненными потребностями. Определяющий процесс на метапредметном уроке – процесс учебного поиска, ученик учится сам и учит других, а также учится добывать информацию из различных источников.

Как же сконструировать метапредметный урок? Задача непростая.

Сценарий урока нужно составить таким образом, чтобы поставить ребёнка на порог открытия, создать ситуацию неустойчивости, которая заставит ребёнка сделать первый шаг в направлении открытия, и дать инструментарий для анализа своих шагов.

В первую очередь необходимо определиться, какому способу деятельности в рамках урока мы обучим учащихся, какого возраста будут дети, и на каком материале мы будем этому способу учить, а также мы должны показать школьникам выходы из своего учебного предмета в другие предметные области знания. Если мы в конце урока предложим применить учащимся данное средство на другом предметном материале, это позволит вам проверить, насколько данное средство действительно освоено, а школьнику убедиться в том, что оно носит универсальный характер и может быть использовано на разных учебных предметах.

Одним из таких эффективных средств является технология развития критического мышления.

Педагогическая технология развития критического мышления была разработана в середине 90-х годов XX века американскими учеными Дж.Стилом, К.Мередитом, Ч.Темплом и адаптирована нашими отечественными исследователями С.И. За­ир-Беком, И.О. Загашевым, И.В. Муштавинской. Технология направлена на развитие критического мышления личности, которое Дж. Браус и Д.Вудт понимают как самостоятельное, «разумное рефлексивное мышление», отличающееся «взвешенностью, логичностью и целенаправленностью». По мнению С.И.Заир-Бека, критическое мышление рассматривается как «процесс соотнесения внешней информации с уже имеющейся и выработка решений: что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть. При этом происходит корректировка собственных убеждений или даже отказ от них, если они неверны. Такое мышление является открытым, не принимающим утверждений» [1].

Основной идеей технологии является формирование умений работы с информацией, критическое ее осмысление, развитие рефлексивных умений. Для формирования своей позиции необходимо формировать умение высказывать свою точку зрения, аргументируя ее определенными факторами, что возможно при наличии соответствующих предметных знаний, умений.

Формирование компетентностей зависит от уровня развития химической компетентности учащихся, позволяющей успешно изучать вопросы химии и решать экологические проблемы.

Представляет интерес изучение возможности технологии развития критического мышления при усвоении теоретического материала химических дисциплин, имеющего большое количество формул, фактического материала, абстрактных понятий, моделей.

В рамках данной технологии используются различные педагогические и методические приемы, позволяющие актуализировать имеющиеся знания по изучаемой теме, анализировать, интерпретировать, осмысливать полученную информацию. Общим для всех учебных стратегий и приемов является построение образовательного процесса на основе трех фаз. Первая стадия «вызов», позволяет актуализировать уже имеющиеся знания по изучаемому вопросу, выдвигать предположения, обозначать цели, формировать познавательный интерес. Вторая стадия «осмысление» ориентирована на получение новой информации, соотнесение ее с поставленными целями и задачами обучения. На заключительной третьей стадии - «рефлексии» - происходит синтез информации, организация процесса закрепления, сопоставление ее с ранее приобретенными знаниями [1].

Выстраивание процесса восприятия информации в рамках данной технологии происходит с учетом закономерностей взаимодействия личности и информации, закономерностей и механизмов процессов по­знания. Обучение выстраивается с учетом принципов сотрудничества, совместного планирования и рефлексии.

Анализ литературных источников показал применение технологии развития критического мышления, в основном, при изучении гуманитарных дисциплин. Известны разработки применения ее при изучении школьного курса математики, химии, физики. При чтении лекции в процессе освоения базового курса химии использовались стратегия «продвинутой» лекции, приемы «Бортовой журнал», «Кластеры», «Инсерт», заполнение таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал новое» (ЗХУ), «Верные – неверные утверждения». Материал лекции делился на смысловые единицы, передача каждой из которых строилась в технологическом цикле «вызов – осмысление содержания – рефлексия».

На стадии вызова использовались приемы «Кластеры», «Верные – неверные утверждения», заполнение таблицы «ЗХУ», а на стадии осмысления - прием «Инсерт». Изложение теоретического материала, на стадии осмысления проходит, как правило, в форме «диалога» лектор – аудитория, с созданием проблемных ситуаций и сопровождается лекционным демонстрационным экспериментом. Широко используются цифровые образовательные ресурсы, позволяющие совмещать вербальные и визуальные способы восприятия информации, реализовать обратную связь преподавателя с аудиторией.

Технология предусматривает активное самостоятельное изучение нового теоретического материала учеником через чтение текстовой информации. Раздаточный материал, учебное пособие или заранее распечатанный конспект, позволяет организовать работу с химическим текстом. Учитывая специфику химической информации, которая для учащихся является сложной, преподаватель должен организовать работу ученика с данным учебным текстом, направить ее с помощью поисков ответов на предлагаемые вопросы, сформулировать вывод, объяснить какие теории, положения применимы в рассматриваемом вопросе.

С учетом того, что изучение химии базируется на предметных знаниях и умениях курса химии, можно некоторые темы вынести на самостоятельное изучение, предусматривающее составление самостоятельного конспекта лекций, а на уроке, используя индивидуальные, парные, групповые формы работы обобщить, систематизировать материал, используя приемы «Кластер», построение логико-смысловых моделей.

В ходе урока химии внимание учащихся учитель периодически переключает на решение практических, профессионально направленных задач. При этом предоставляется возможность сначала самостоятельно решить задачи, выполнить тестовые задания, а затем обсудить и предоставить групповое решение. Аргументация своего решения сопровождается повторением учебного материала, что способствует его эффективному усвоению. Интересным моментом является проведение рефлексии в конце урока, которая направлена на выявление, усвоение узловых моментов урока, развитие умений составления утверждений, тезисного изложения материала, формулировки вопросов, что способствует усвоению химической информации.

Усиление самостоятельной работы на уроке размывает его границы в традиционном понимании. Уменьшается информационная составляющая, возрастает его практико ориентированность, направленность на организацию видов деятельности по работе с информацией, основанной на включении мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, синтеза.

При изучении химии, при использовании технологии развития критического мышления необходимо, гибко использовать приемы и методы совместно с другими инновационными технологиями, в частности с ИКТ, что позволяет повысить уровень восприятия, понимания информации и способствует развитию умений выражать собственное мнение.

Все эти требования использовались при составлении сценария к уроку, что позволило решить вопросы формирования УУД у учащихся.
Литература:

1. Загашев, И.О. Критическое мышление: технология развития [Текст] / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек.−СПб : Изд-во «Альянс» Дельта»,2003,- 284с.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Сценарий урока по химии в 10 классе стр. 9 Надибаидзе О. Л. Разноуровневый практикум по решению упражнений и задач по теме «Металлы» icon Урока химии для 8 класса по теме «Простые вещества металлы»
Технологическая карта урока химии для 8 класса по теме «Простые вещества – металлы»
Сценарий урока по химии в 10 классе стр. 9 Надибаидзе О. Л. Разноуровневый практикум по решению упражнений и задач по теме «Металлы» icon Уроке химии и математики по теме: «Решение задач на процентную концентрацию...
В химии и других естественных науках тренировка сводится к решению задач. При решении стандартных задач используется определенный...
Сценарий урока по химии в 10 классе стр. 9 Надибаидзе О. Л. Разноуровневый практикум по решению упражнений и задач по теме «Металлы» icon Конспект урока химии по технологии «Активные методы обучения»
Урок планируется провести в 9-х классах в 2015-2016 учебном году, а именно в 9 «А» классе. В классе обучается 19 мальчиков и 7 девочек....
Сценарий урока по химии в 10 классе стр. 9 Надибаидзе О. Л. Разноуровневый практикум по решению упражнений и задач по теме «Металлы» icon Конспект урока химии по технологии «Активные методы обучения»
Урок планируется провести в 9-х классах в 2015-2016 учебном году, а именно в 9 «А» классе. В классе обучается 19 мальчиков и 7 девочек....
Сценарий урока по химии в 10 классе стр. 9 Надибаидзе О. Л. Разноуровневый практикум по решению упражнений и задач по теме «Металлы» icon Урок географии в 7 классе по теме «Географическое положение Евразии»
Методы: Икт технологии, раздаточный материал, атласы,карты, выполнение поисковой и практической работы по теме урока
Сценарий урока по химии в 10 классе стр. 9 Надибаидзе О. Л. Разноуровневый практикум по решению упражнений и задач по теме «Металлы» icon Урока физической культуры в 3 «б» классе (скк) по теме «Лыжная подготовка. Подъемы»
Технологическая карта урока физической культуры в 3 «б» классе (скк) по теме «Лыжная подготовка. Подъемы»
Сценарий урока по химии в 10 классе стр. 9 Надибаидзе О. Л. Разноуровневый практикум по решению упражнений и задач по теме «Металлы» icon Урока физической культуры в 4 классе по теме «Технические действия. Спуски и подъемы»
Технологическая карта урока физической культуры в 4 классе по теме «Технические действия. Спуски и подъемы»
Сценарий урока по химии в 10 классе стр. 9 Надибаидзе О. Л. Разноуровневый практикум по решению упражнений и задач по теме «Металлы» icon Урока русского языка в 7-м классе по теме "Правописание гласных в...
Конспект и презентация урока русского языка в 7-м классе по теме "Правописание гласных в суффиксах ова -(-ева-), -ыва-(-ива-)"
Сценарий урока по химии в 10 классе стр. 9 Надибаидзе О. Л. Разноуровневый практикум по решению упражнений и задач по теме «Металлы» icon Сценарий урока русского языка в 6 классе с использованием технологии...
...
Сценарий урока по химии в 10 классе стр. 9 Надибаидзе О. Л. Разноуровневый практикум по решению упражнений и задач по теме «Металлы» icon Конспект урока по химии по теме «Каучуки. Резина. Проблемы утилизации резинотехнических изделий»
Обучающая: Познакомить учащихся с каучуками и резиной их видами, свойствами, получением и применением в народном хозяйстве
Сценарий урока по химии в 10 классе стр. 9 Надибаидзе О. Л. Разноуровневый практикум по решению упражнений и задач по теме «Металлы» icon Сборник задач по уголовному праву россии (Практикум по уголовному праву)
Печатается по решению Учебно-методической комиссии юридического факультета Казанского государственного университета от «7» мая 2008...
Сценарий урока по химии в 10 классе стр. 9 Надибаидзе О. Л. Разноуровневый практикум по решению упражнений и задач по теме «Металлы» icon План-конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Причастный...
Оборудование: иллюстрации и детские рисунки с осенними пейзажами, стихи об осени, карточки
Сценарий урока по химии в 10 классе стр. 9 Надибаидзе О. Л. Разноуровневый практикум по решению упражнений и задач по теме «Металлы» icon План-конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Причастный...
Оборудование: иллюстрации и детские рисунки с осенними пейзажами, стихи об осени, карточки
Сценарий урока по химии в 10 классе стр. 9 Надибаидзе О. Л. Разноуровневый практикум по решению упражнений и задач по теме «Металлы» icon Приложение №3 Сценарий программы Давайте Дарить Улыбки Приложение...
Приложение №2 План проведения паралимпийского урока
Сценарий урока по химии в 10 классе стр. 9 Надибаидзе О. Л. Разноуровневый практикум по решению упражнений и задач по теме «Металлы» icon Рабочая программа по химии в 9 классе на 201
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Сценарий урока по химии в 10 классе стр. 9 Надибаидзе О. Л. Разноуровневый практикум по решению упражнений и задач по теме «Металлы» icon Руководство к решению задач на построение циркулем и линейкой» Электронное учебное пособие «
Разработка gif-анимаций к электронному пособию «руководство к решению задач на построение циркулем и линейкой»

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск