1.2. Зарождение и развитие молдавских СМИ - На правах рукописи

На правах рукописи


НазваниеНа правах рукописи
страница3/13
ТипДокументы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

1.2. Зарождение и развитие молдавских СМИ


История становления молдавской печати берет свое начало с первой половины XIX века. Присоединение Бессарабии к Российской империи благотворно повлияло в целом на культуру края. Важно отметить, что пресса по понятным причинам, в основном издавалась на русском языке. Однако первые десятилетия существовали и региональные печатные издания на румынском языке, преимущественно на базе кириллического алфавита. Кратко рассмотрим основные периодические издания того времени.

В 1854 году появляется официальная газета края «Бессарабские губернские ведомости», издававшаяся два раза в неделю по 1917 год34, однако, как отмечает историк Мирча Руснак, «эту газету особо никто не читал, так как местные жители не понимали язык власти»35. С 1 июля 1867 года в области появился журнал «Кишиневские епархиальные ведомости», который отвечал языковым требованиям того времени. «Ведомости» издавались на двух языках. Русский текст печатался на левой колонке страницы, а румынский — на правой. Однако спустя лишь четыре года местные власти прекратили такую двуязычную практику, и журнал стал выходить только на русском языке. Первое частное издание в крае называлось «Бессарабский вестник», ежедневная газета, которая выходила в период 1889-1897 гг. В газете публиковались в большом количестве официальные сообщения, хроника местной бессарабской жизни, фельетоны, очерки и коммерческие объявления36. Вот список названий некоторых газет на русском языке: «Голос Кишинева» (1914), «Эхо Бессарабии» (1906-1910), «Искра» (1901-1902), «Кишинёвский Листок Справок и Объявлений» (1880-1917), «Бессарабец» (1897-1901) и др.

Что касается прессы на румынском языке, то по данным статистической работы Александру Болдура, в период между 1812 и 1880 гг. всего существовало 116 румынских издательств в Бессарабии, затем еще 114 в период 1881-1918. Общая сумма насчитывала 230 румынских наименований, которые относились преимущественно к фольклорным и религиозным.37 Таким образом протожурналистика на двух языках имела место быть в то время.

На румынском языке с 1903 по 1918 издавалась газета «Бессарабская жизнь», которой владел румын Александр Ноур. Газета выходила в двух вариантах: на кириллице, написанная простым языком «для тех, кто читает по-русски» и на латинице «для широкой интеллигентной публики в Бессарабии и всех странах, населенных румынами»38. На румынском языке выходил также журнал «Basarabia» (Басарабiя), в котором печатались известные молдавские интеллектуалы того времени: Алексей Матеевич и Пан Халипа. Он так как в журнале преобладали настроения аграрного и национального радикализма39, он был закрыт губернскими властями. С 1907 по 1908 существовала газета на молдавском языке «Молдованул», которая финансировалась губернскими властями. Однако с каждым годом печати на молдавском становилось все меньше.

Вместе с объединением Бессарабии и Румынии расклад сил в пользу русскоязычной прессы радикально поменялся. Теперь в крае в годы Великой Румынии подпольно выходили уже большевистские издания.

Советский этап в истории СМИ республики — это революция развития печатной прессы, на волне развития журналистики регионах СССР. По данным информационного банка прессы Молдовы40, в стране в 1972 вышло в свет 77 журналов с общим тиражом за год в 35 тыс. экземпляров. Из этого 19 изданий было на молдавском языке с годовым тиражом в более 17 тыс. экземпляров.

Издавалось порядка 120 газет разовым тиражом 1681 тыс. экземпляров (годовой тираж 309 021,9 тыс. экземпляров), в том числе 54 газеты на молдавском языке разовым тиражом 855,9 тыс. экземпляров (годовой тираж 166 196 тыс. экземпляров). Вот основные республиканские газеты на молдавском языке: «Молдова Сочиалистэ» (Социалистическая Молдова), «Тинеримя Молдовей» (Молдавская молодежь), «Вяца сатулуй» (Жизнь села), «Тынэрул Ленинист» (Юный ленинец). По названиям можно легко предположить смысловую направленность данных изданий.

Список можно дополнить общественно-политическими, научно-техническими, литературными, женскими и сатирическими журналами: «Комунистул Молдовей» (Молдавский коммунист), «Лимба ши литература молдовеняскэ» (Молдавский язык и литература), «Нистру» (Днестр), «Фемея Молдовей» (Женщина Молдовы), «Ынвэцэторул Советик» (Советский учитель) и др.

Радио в республике появляется в 1930 году и проходит стадии от радиокомитета МАССР, затем Радиоуправления МССР, который впервые для Молдовы ретранслирует 1-ю программу Советского телевидения, и Гостелерадио МССР. В 1990 оно реорганизовано в Национальное радио и телевидение41.

До провозглашения независимости республики в каждом районе страны существовала минимум одна местная государственная газета. Они представляли собой органы печати районных партийных комитетов, а шеф-редакторы назначались на пленарных коммунистических заседаниях.

Массмедиа Молдовы на современном этапе. Активное развитие информационной сферы в современном понимании Республики Молдова (далее — РМ), стоит связывать с постсоветским периодом, когда государство обрело независимость 27 августа 1991 года. В тот нестабильный период после развала Советского Союза, когда Москва более не могла монополизировать местные телестудии, РМ стала выдавать квоту на телевещание «Первому каналу», который продолжил свою трансляцию на русском языке. Тем временем и Румынское Национальное Телевидение стало выходить на молдавский рынок, передавая программы из Бухареста.

Следовательно, в первые годы независимости в Молдове не появилось местных компаний, которые покрывали бы все ее регионы, а распространились иностранные филиалы масс-медиа. Учитывая более стремительное развитие журналистики в России и Румынии, зарубежные компании составили серьезную конкуренцию местному медиа-производству. Хотя молдавское правительство и получало деньги России и Румынии для поддержки своих филиалов, эти суммы были значительно меньше чужого дохода от рекламы.

В 1995 году парламентом РМ был принят аудиовизуальный закон, а в 2002 году — документ о национальном публичном ТВ. С 1990 года и по сей день Молдове функционирует лишь одно государственное телевидение «Молдова 1», которым управляет государственная компания «Телерадио Молдова». Она является общественным институтом и финансируется за счет средств из государственного бюджета.

Краткая хронология появления телеканалов:

TVC21 — 1994 г. Коммерческое телевидение, ориентированное на показ фильмов на русском языке.

NIT TV — 1997 г. Коммерческое телевидение, вещающее на русском языке (за исключением молдавского вечернего выпуска новостей) и приближенное к Коммунистической партии РМ.

ProTV Chișinău (Кишинев) — 1999 г. Ретранслирует румынскую программу передач, но показывает и местные молдавские передачи.

EuTV Chișinău — 2002 г. В начале развития – публичное телевидение, владельцем которого выступал муниципалитет города Кишинев, однако в 2007 было приватизировано. Показывает фильмы на русском языке с румынскими42 субтитрами.

TV7 — 2006 г. Франшиза российского канала НТВ, но которая также предлагает выпуск местных новостей на румынском языке, в добавок аналитический местный контент на русском языке. С 29 июня 2016 года провел реструктуризацию и выходит в эфир в новом формате — TV8.

5 марта 2010 года начал вещание коммерческий новостной телеканал Jurnal TV. Основная сетка – на румынском языке и частично на русском. Первое и единственное телевидение, которое доступно также и жителям Румынии посредством кабельного провайдера. Jurnal TV – самый популярный оппозиционный канал республики. В своих аналитических и информационных выпусках Jurnal придерживается острой критике нынешней власти. Входит в холдинг Jurnal Trust Media, который стал первым холдингом в Молдове, предлагающий зрителю мультиплатформенный контент: радио, газету, видео, телевидение. Председателем Jurnal Trust Media является Вал Бутнару – публицист и драматург. На телеканале Jurnal TV он ведет политическое ток-шоу «Теневой кабинет».

General Media Group — компания по производству и трансляции медиаматериалов. GMG — ведущая частная broadcast-корпорация в Молдове. Ее главный акционер43 — Владимир Плахотнюк. В холдинг входят следующие каналы:

Prime — 1999 г. Коммерческое телевидение, которое принадлежит Владимиру Плахотнюку. Является родственным «Первому каналу» и помимо молдавской сетки вещания, ретранслирует фрагментарно российскую программу передач.

Publika TV — новостной канал 24/7 основанный в 2010 году. Как и Jurnal, считается одним из самых популярных каналов среди телезрителей, благодаря успешному выбору форматов (политические и экономические ток-шоу и прочие развлекательные передачи) и гибкой программной сетке. Позиционирует себя как мультинациональное телевидение: 50:50 программ как на государственном языке, так и на русском. На сайте канала доступны новости и на английском языке.

Canal 2 и Canal 3 — входили в актив GMG до 12 мая 2017 года. Согласно новым поправкам в Кодексе телевидения и радио (в которых одно лицо не может быть владельцем более двух вещателей) Плахотнюк передал лицензию на вещание Canal 2 Canal 3 холдингу Telestar Media. Зрителю предлагается разнообразный выбор телесериалов и художественных фильмов. Контент разбавляется новостными сводками о политике, спорте, экономике и обществе.

В добавление списка можно выделить каналы, включенные в кабельный тариф:

  • National Geographic, HBO, Animal Planet, Discovery;

  • франшизы российских ТВ: RTR Moldova, TNT Bravo, СТС;

  • румынские — TVR 1, Realitatea TV, Național TV, Acasă TV, PRO TV, Kiss TV.

Телевизионная оферта. Чтобы сформировать более четкое представление о развитии информационного сектора страны, дополним исследование некоторыми данными о том, как историческое сближение с Россией повлияло на сегодняшнюю телевизионную оферту и мнения населения. Мы бы хотели кратко остановиться на присутствии русского языка в молдавском аудиовизуальном сегменте, что поможет объяснить внутренний раскол в обществе и на национальной почве в том числе.

AGB Nielsen Media Research44 в январе 2017 года провела исследование телевизионной аудитории Республики Молдова. Так, в исследованных 15 каналов превалирует контент на русском языке. Данные за январь 2017 демонстрируют, что 25 из 45 передач с самым высоким рейтингом — на русском языке, и они, как правило, ретранслировались с российских каналов. В список вошли художественные фильмы советского производства и российские сериалы. Например, передача «Поле чудес» на «Первом канале» набрала самый высокий рейтинг — 16,96% или более полумиллиона зрителей на национальном уровне. Одно из исследований 2014 года подчеркивает, что на восьми каналах (Canal 2, Canal 3, Jurnal TV, Moldova 1, Prime, Pro TV Chişinău, Publika TV и TV7), звуковая дорожка иностранных фильмов была на русском языке в пропорции 83/10045. Дело в том, что как уже было отмечено нами выше, после развала СССР распространители фильмов из РФ, получили права на трансляцию по всей территории СНГ. Таким образом, приобретя права на распространение фильма, дистрибьюторы из РФ автоматически получили права и на РМ. С финансовой точки зрения, медиапродукты, поступающие из РФ, намного дешевле, чем европейские. Следовательно, именно таким путем на молдавские экраны попадают российские и зарубежные фильмы.

Эффекты сообщений, распространенных в медийном пространстве РМ. Восприятие вектора развития страны (ЕС/ТС/ЕврАзЭС). В 2011 году согласно Барометру Общественного мнения, за вступление Молдовы в ЕС высказалось 64% респондентов, а против — 15%46. Годом позже цифры показывали 52% против 30% соответственно. В апреле 2016 года число тех, кто был бы готов проголосовать за вступление, практически уравнялось противникам данной идеи: 41,3% на 41,2 соответственно47.

Взамен, за вступление в Таможенный союз (Беларусь-Россия-Казахстан), вопрос, который никогда даже не рассматривался на заседании правительства, к удивлению, получил 53,7%, против 31,7%48. В АТО Гагаузия в Таможенном союзе страну увидело 84,4% граждан, а против оказались лишь 3,2%. За ЕС проголосовало бы 3,1%, негативно высказалось — 79%. Опрос, проведенный в Приднестровье в мае 2016 года, показал, что 89,9% поддерживают49 евроазиатский вектор.

Восприятие ситуации в Украине, согласно данным БОМ за апрель 201550, демонстрирует, что 27,9% респондентов считают США и ЕС виновниками во вмешательстве во внутренние дела украинцев, а 42,7% — что события произошли с легкой руки РФ, которая против вступления соседки в ЕС.

По мнению 36,2% молдаван, Крым — российская земля, а для 38,1% — украинская. В тоже время, данные исследования уровня интеграции населения АТО Гагаузии и района Тараклия в общество РМ51, показывают, что 63,9% опрошенных болгар и 82,1% гагаузов, поддерживают вступление Крыма в состав РФ. На уровне страны опрос показывает, что 41,6% считает, что власть в Украине поменялась демократическим путем, в то время как 37,3% - антиконституционным способом. 50,8% респондентов Тараклии и 54,1% из Гагаузии считают, что действующие силы в Украине не были избраны демократической процедурой. Так, подавляющее большинство (66,1% в Тараклии и 70,6% в Гагаузии) уверены, что после Майдана в Украине к власти пришли фашисты.

Данная статистика наглядным образом демонстрирует на сколько сильно поляризовано общество в вопросах внешней политики и национальных взглядов. При этом любопытен тот факт, что подавляющее число каналов и других СМИ поддерживает европейский вектор Молдовы, но продолжает транслировать русский продукт. Однако страна постепенно отходит от этой практики. Так 10 февраля Парламент Молдовы принял т.н. Закон медиа-пропаганды. Как утверждают депутаты52, поправка в Аудиовизуальный Кодекс предусматривает запрет на передачи телевизионных и радиопрограмм с информационным, аналитическим, военным и политическим содержанием, который производится в России, и, и наоборот, будет транслировать контент, производимый в государствах-членах Европейского Союза, США, Канады, а также в государствах, которые ратифицировали Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении. По мнению большинства молдавского парламента, данная поправка предназначена для защиты информационного пространства Республики Молдова от возможных попыток дезинформировать и / или манипулировать информацией извне.


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

На правах рукописи iconНа правах рукописи

На правах рукописи iconНа правах рукописи

На правах рукописи iconНа правах рукописи

На правах рукописи iconНа правах рукописи

На правах рукописи iconНа правах рукописи
I. Теоретические основания формирования кризисных коммуникаций

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Метод «прямой» или репортажной съемки

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Понятие мировоззренческого конфликта в журналистике как предмет исследования 16

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Специфика трэвел-блога в жанровом и предметно-тематическом аспекте

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Исламское государство как социально-политический феномен современности 9

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Макетирование страниц мобильных приложений. Модульные сетки и прототипирование. 32

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Теоретические аспекты управления коммуникациями в международной продуктовой ит-компании

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Теоретические аспекты интернет-маркетинга как инструмента продвижения

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Международное иновещание: этапы развития, специфика и современное состояние 6

На правах рукописи iconНа правах рукописи
I. Особенности спортивной журналистики кнр в различные исторические эпохи

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Социальный портрет мусульманской женщины в современной западно-европейской прессе

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Коллективный портрет в документальном кино и на телевидении: композиционные и стилистические особенности


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск