На правах рукописи

На правах рукописи


НазваниеНа правах рукописи
страница1/20
ТипДокументы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций»

На правах рукописи
СТАРОДУБЦЕВА Марина Витальевна

Террористическая организация XXIвека как медиафеномен


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

по направлению «Журналистика»

(научно-исследовательская работа)
Научный руководитель –

старший преподаватель

Михаил Вячеславович Тюркин

Кафедра международной журналистики

Очная форма обучения


Вх. №______от__________________

Секретарь _____________________

Санкт-Петербург

2017

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОСТИ 9

1.1.Причины зарождения и развития исламского фундаментализма в ХХ веке 9

1.2. Исламское Государство как революционно-романтическое движение 24

1.3. Новый «дух времени»: Исламское Государство и возращение больших нарративов 38

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА 58

2.1. Социальные сети как способ обмена экстремистскими материалами и вербовки новых моджахедов 60

2.2. Пропагандистские фильмы и «телешоу с обезглавливанием» как пример инструментализации насилия 66

2.3. Глянцевый журнал «Дабик» как выразитель основной миссии «Исламского государства» 73

ГЛАВА 3. ФЕНОМЕН «ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА» В ЗАПАДНЫХ СМИ 80

3.1. «Исламское Государство» и западные СМИ: стратегия манипулирования 82

3.2. Феномен ИГ в объяснительных моделях западных СМИ 90

3.3. Освещение феномена Исламского Государства в американском журнале «The Atlantic» 100

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 111

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 117

ПРИЛОЖЕНИЯ 125



ВВЕДЕНИЕ



За последние три года террористическая группировка «Исламское государство» (ИГ) остается одним из главных мировых ньюсмейкеров. Менее чем через два года они создали власть над сотнями тысяч квадратных километров и миллионами людей. ИГ обладает самой большой и самой разнообразной волонтерской силой со времен Второй мировой войны. Однако ИГ не только сумела привлечь в свои ряды тысячи сторонников из самых разных точек земного шара, но и создать высказывание, существенно отличающееся от своих предшественников по степени воздействия.

В расчёте на то, что внимание всех мировых СМИ будет приковано к их деятельности, террористы умело пользуются своим положением в медиапространстве, совершая теракты в прямом эфире, как это было 11 сентября, или выпуская «телешоу с обезглавливанием». Фильмы-катастрофы и боевики становятся реальностью, и это не только вызывает эффект устрашения, но и позволяет террористическим группировкам создавать вокруг себя ореол силы и уверенности в противовес Западу, который терпит поражения во время терактов. Джихадисты подрывают демократические институты, усиливая полемику между сторонниками безопасности и верховенства права, усиливая страх, что наши общества взорвутся, и начнется гражданская война между мусульманами и «другими».

То, что мы привыкли видеть в фильмах-катастрофах, «Аль-Каида» 11 сентября превратила в реальность. Тем не менее, это была реальность, не лишенная символизма и говорящая на языке эпохи. Сегодня же теракты, совершаемые исламскими фундаменталистами, скорее можно назвать постсобытием или превращением события в рутину. Постепенно вытесняя насилие из медиапространства в реальную жизнь, насилие для ИГ становится лучшим элементом саморекламы. То, что делает ИГИЛ, превращая насилие в элемент повседневности, свидетельствует о том, что эпоха символизма подходит к концу. Видеоролики с казнями в Сирии стали привычным контентом, сделанным в расчете на современное информационное общество. Эта война перемещается в виртуальное пространство, которое в свою очередь становится всё более глобальным, – так «медиаактивистам ИГ» удаётся создавать качественный контент, ориентируясь на западный опыт.

Но для привлечения новобранцев, внушения страха и утверждения своей легитимности как государства, ИГИЛ нужна реклама, причём реклама не только через собственные пропагандистские материалы, но и через западные медиа, имеющие глобальную аудиторию. По сути, западные издания невольно становятся игрушкой в руках медиастратегов ИГ. Не так важно, в каком ключе они освещают деятельность ИГ: даже если это негативный образ, он все равно работает на руку джихадистам, превращая их в «непобедимых воинов Аллаха» в глазах определённой части аудитории. Таким образом, ИГ, по крайней мере, в области пропаганды является одним из самых удачных современных примеров с точки зрения манипуляции массовым сознанием. Но возникает вопрос: что же делает высказывание ИГ настолько востребованным?

Феномен ИГ стал выразителем духа именно современной эпохи, наступившей в масштабах всей планеты. Это эпоха постмодерна – эпоха жонглирования словами, слоганами и дискурсами и отказа от больших «нарративов». Наиболее ярким примером преодоления постмодерна стало появление ИГ, – характерного социально-политического феномена современности, который смог задеть какой-то важный «нерв эпохи» и предложить мир, наполненный новыми смыслами, и удовлетворить желания тех, кому нынешняя реальность не дает ответы на основные экзистенциальные вопросы.

Провал «войны с террором» начинается со страха, гневной реакции и чувства мести, что порождает еще больше жестокости и насилия, не оставляя времени на то, чтобы понять глубинные причины этого революционного движения. А такое понимание необходимо – ведь главной проблемой становится не военное и даже не идеологическое противодействие терроризму в целом, а противодействие ценностное.

Но какие ценности должна предложить «сторона Добра» для того чтобы одолеть Халифат? Достаточно ли сил у западного мира для того, чтобы обеспечить как выживание собственной цивилизации, так и триумф её ценностей? Именно этот вопрос стал предпосылкой к началу данного исследования.

Актуальность исследования обусловлена как научно-познавательными, так и социально-практическими задачами, которые стоят перед мировым сообществом в борьбе против «Исламского Государства». Всестороннее изучение различных аспектов феномена террористической организации в современном мире необходимо для понимания сложных коммуникационных стратегий ИГ, рекомендаций по противодействию ценностям ИГ и предложения своих «нарративов», позволяющих разрушить столь привлекательный образ «Халифата». Исследование позволяет определить эффективный подход к взаимодействию с молодыми людьми, которые оказываются наиболее восприимчивыми к пропаганде ИГ. Организация лучше всего реагирует на их «уязвимость, разочарование и мечты» и заполняет пустоту, которую Запад пока заполнить не смог. Кроме того, исследование предлагает рекомендации для журналистов в работе с невероятно сложным социально-политическим феноменом современности.

Научная новизна настоящей работы связана с тем, что на данный момент русскоязычных исследований на тему медиафеномена ИГ не существует. Если на Западе современные теракты провоцируют огромное количество исследовательских работ, то для российской традиции скорее характерно исследование «исламизма» как явления. Несмотря на обилие работ об истории исламистских организаций, медиатехнологии современных радикальных исламистов остаются в тени, хотя именно благодаря ним боевики завоевали успех не только у многочисленных мусульман, пополняющих их ряды, но и среди европейцев, оказывающихся под воздействием насильственного контента.

Также исследовательский и медийный интерес к исламистским движениям зачастую остается политизированным, а потому, как правило, создает картину, лишь частично отображающую этот невероятно сложный и многослойный феномен.

Цель исследования состоит в том, чтобы разобраться, что из себя представляет феномен Исламского Государства и обозначить основные приёмы, используемые ИГ для распространения своего влияния и вербовки новых сторонников, доказать, что пропаганда ИГ по степени воздействия зачастую превосходит западную. Для этого необходимо понять, как в западных СМИ представлен феномен ИГ и придерживаются ли западные медиа предложенных стратегий или альтернативных «нарративов», позволяющих разрушить столь привлекательный образ «Халифата»:

В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:

  • определить понятия «исламизм», «исламский фундаментализм», «джихад», «халифат» и «терроризм»;

  • установить соотношение современного исламистского терроризма и ислама как религии;

  • на основе этого понять, почему современные радикальные исламисты обращаются к «золотому веку ислама» и как они используют религию для оправдания насилия;

  • произвести анализ факторов, которые заставляют молодых людей присоединяться к ИГ;

  • определить, каково соотношение архаичного и современного в призывах террористов;

  • понять как устроена медиастратегия современной террористической организации;

  • определить уровень влияния Исламского Государства на западные средства массовой информации.

Объектом исследования является феномен современной террористической организации, а именно Исламского Государства, группировки, претерпевшей изменения под влиянием как внешних факторов, так и внутренней эволюции самих исламистских течений.

Предметом – специфика функционирования информационной политики Исламского Государства и особенности освещения феномена ИГ в западных СМИ.

Теоретической базой выпускной квалификационной работы послужили работы по проблематике исламского фундаментализма, исламизма и исламистского терроризма специалистов по Ближнему Востоку Г.И. Мирского, А. Малашенко; исследования по истории возникновения современных террористических группировок журналистов Майкла Вайса и Хасан Хасана, работы по анализу тактики действий массмедиа французского философа Жана Бодрийяра и работы по исследованию феномена насилия и его восприятия.

Эмпирической базой послужили как пропагандистские материалы террористической группировки «Исламское Государство», так и материалы западных англоязычных медиа (The Atlantic, The Guardian, The Economist), рассматривающие феномен ИГ. Хронологические рамки исследования охватывают период с июня 2014 года по апрель 2017 года, то есть с момента провозглашения «Халифата» «Исламским государством».

В основу методической базы легли: исторический метод, метод сравнения, анализ научной литературы, качественный анализ материалов англоязычных СМИ, обобщение.

Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Первая глава представляет собой обобщение и анализ причин распространения радикальных настроений на Ближнем Востоке. Она включает предпосылки возникновения исламского терроризма и анализ ключевых для исламизма идей, таких как «джихад» и «халифат». Также автор пытается объяснить, почему ИГ качественно новое явление как с точки зрения мотивации экстремистской деятельности, так и с точки зрения возможностей, которые дают террористам глобализация и технологические достижения современной эпохи. Исследуется символическая составляющая террористических актов против Запада. Вторая глава посвящена приёмам и методам информационной борьбы (джихада) террористических организаций, которая позволяет распространять идеи по всему миру. Здесь мы пытаемся понять, как террористы вербуют новых сторонников, как сами взаимодействуют во время террористических операций и почему идеология ИГ обретает популярность на каждом континенте. В третьей главе автор анализирует материалы западных англоязычных медиа (The Atlantic, The Guardian, The Economist). Здесь мы пытаемся понять, какие «нарративы» используют влиятельные западные медиа, обращаясь к феномену ИГ. Здесь будет проведен как количественный, так и качественный анализ материалов трёх англоязычных изданий.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

На правах рукописи iconНа правах рукописи

На правах рукописи iconНа правах рукописи

На правах рукописи iconНа правах рукописи

На правах рукописи iconНа правах рукописи

На правах рукописи iconНа правах рукописи
I. Теоретические основания формирования кризисных коммуникаций

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Метод «прямой» или репортажной съемки

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Понятие мировоззренческого конфликта в журналистике как предмет исследования 16

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Специфика трэвел-блога в жанровом и предметно-тематическом аспекте

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Макетирование страниц мобильных приложений. Модульные сетки и прототипирование. 32

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Теоретические аспекты управления коммуникациями в международной продуктовой ит-компании

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Теоретические аспекты интернет-маркетинга как инструмента продвижения

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Международное иновещание: этапы развития, специфика и современное состояние 6

На правах рукописи iconНа правах рукописи
I. Особенности спортивной журналистики кнр в различные исторические эпохи

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Медиасистема Республики Молдова: особенности функционирования традиционных и новых медиа

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Социальный портрет мусульманской женщины в современной западно-европейской прессе

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Коллективный портрет в документальном кино и на телевидении: композиционные и стилистические особенности


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск