На правах рукописи

На правах рукописи


НазваниеНа правах рукописи
страница1/11
ТипДокументы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций»

На правах рукописи


ДОННИК Ульяна Андреевна

Авторское «я» в трэвел-блогах и трэвел-форумах
Профиль магистратуры – «Профессиональная речевая коммуникация в массмедиа»

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ


Научный руководитель –

кандидат филологических наук,

доцент Т. Ю. Редькина

Вх. №______от__________________

Секретарь _____________________

Санкт-Петербург

2018


Оглавление

Введение………………………………………………………………….…..……3

Глава 1. Трэвел-блог как разновидность трэвел-медиатекста …………………9

1.1. Категория автора в трэвел-блоге…………………………………………9

1.2. Трэвел-блог как информационно-коммуникативная среда…………… 17

1.3. Специфика трэвел-блога в жанровом и предметно-тематическом аспекте…………………………………………………………......………31

1.4. Выводы………………………………………………………………........41

Глава 2. Речевые особенности воплощения авторского «я» в трэвел-блоге...43

2.1. Речевая разработка содержания в аспекте функциональных типов речи………………………………………………………………………...43

2.2. Оценочность как способ выражения субъективного начала……….…61

2.3. Речевые приёмы реализации функции воздействия на адресата….….75

2.4. Выводы……………………………………………………………………81

Глава 3. Трэвел-форум как разновидность трэвел-медиатекста………...……83

3.1 Трэвел-форум как информационно-коммуникативная среда………….83

3.2. Речевые средства выражения личностного начала:

жанрово-тематическая дифференциация трэвел-текстов…………...…91

Выводы…………………………………..……………....…………………….…98

Заключение …………………………………..…………………….………....…99

Список литературы…………………………………..…………………………104





Введение
Настоящая работа посвящена исследованию способов актуализации авторского начала в трэвел-блогах (далее – ТБ) и трэвел-форумах (далее – ТФ) как разновидностях трэвел-медиатекстов (далее – ТМТ). Путешествие связано с универсальной потребностью человека в новых впечатлениях и является неисчерпаемым источником познания. Выбор темы связан со стремительным развитием новых каналов коммуникации и массовым интересом к трэвел-текстам. Ввиду популярности путешествий увеличилось разнообразие источников информации о них в медиасреде: журналы, специализированные справочники, туристические буклеты, путеводители, блоги и форумы.

Актуальность работы. Сегодня массмедиа отражает клиповость мышления и коллажное восприятие действительности. Создание образа страны осуществляется посредством выбора из всей массы увиденного того, что будет интересно адресату. Индивидуальный взгляд на окружающую действительность в интернет-текстах трэвел-тематики представлен шире, чем в классических трэвел-журналах, что обусловлено мобильностью, простотой и доступностью трэвел-блогов и трэвел-форумов как коммуникативных технологий и сфер публичного коммуникативного пространства: у неограниченно широкого круга пользователей сети Интернет появляется возможность поделиться личными впечатлениями в режиме онлайн. Тексты о путешествиях, представленные в трэвел-блогах и трэвел-форумах, с ярко выраженным личностным началом, создают широкий фон, на котором существуют медиатексты трэвел-журналов и других привычных типов изданий, в которых выражение авторского «я» должно соответствовать речевому облику издания, ориентированного на определенную аудиторию.

Авторский компонент проявляется в самом восприятии страны, поскольку в новой среде человек старается избегать использования стереотипов и даже разрушает их. Сама диалектика путешествия такова, что личный взгляд создаёт образ страны: во время поездки автор переосмысливает привычное представление о том или ином объекте (явлении) и делится полученным опытом с адресатом. Несмотря на то что путешественник в какой-то степени конструирует свой образ в соответствии со своим замыслом, перед читателем он предстаёт как «человек частный»1, c индивидуальными взглядами и предпочтениями. Автор трэвел-блога и трэвел-форума может позволить себе быть самим собой и не проявлять сервильности как отождествления своих интересов с интересами аудитории, уделяя большее внимание тем аспектам, которые кажутся наиболее важными ему самому.

Несмотря на популярность трэвел-журналистики и немалое количество исследований, посвященных теоретическому изучению этой области, анализ особенностей воплощения личностного начала в трэвел-блогах и трэвел-форумах пока не становился самостоятельным объектом исследования, что и определяет научную новизну данного исследования.

Массовость трэвел-текстов и их жанрово-тематическая дифференциация в интернет-пространстве позволяет потенциальному адресату найти такой текст, который соответствует его интересам, и такого автора, который будет ему близок как читателю, что способствует возникновению эффекта доверия: адресату становится легче идентифицировать себя с автором и представить себя на его месте. В этом случае автор-путешественник воспринимается как посредник в представлении страны и способен оказать существенное влияние на формирование ее образа в картине мира адресата, а также на отношение к ней.

В русле общей тенденции расширения поля трэвел-журналистики у авторов трэвел-блогов и трэвел-форумов появляются большие возможности, связанные с наличием обратной связи, благодаря которой автор может напрямую узнать, что интересует читателей. Возникает сложность самого объекта исследования: страна представляется как сложный, необъятный и принципиально «непотребляемый» объект (нет возможности её приобрести, попробовать на вкус или использовать каким-либо другим способом). Сложность страны как объекта представления порождает многообразие возможных сценариев ее отражения в тексте и делает особенно ценным личный опыт автора-путешественника в трэвел-блоге и трэвел-форуме.

В речевой репрезентации результатов познавательного процесса, одним из способов реализации которого является путешествие как социокультурное действие, отражаются общие принципы индивидуального восприятия мира человеческим сознанием. В результате один и тот же объект действительности интерпретируется по-разному в зависимости от картины мира каждого конкретного человека. Посредством анализа используемых языковых значений можно определить, каким образом автор структурирует и осмысляет полученный опыт путешествий. 2

Ввиду такой взаимообусловленности восприятия и языка, выбор того или иного способа выражения личностного начала в трэвел-блоге и трэвел-форуме мы связываем, прежде всего, с речевой стороной разработки содержания текстов.

Объектом исследования стали медиатексты трэвел-блогов и трэвел-форумов.

Предметом исследования являются речевые способы и приёмы выражения авторского «я» в трэвел-блогах и трэвел-форумах.

Трэвел-блог напрямую сопряжён с личностью автора: окружающая среда становится фоном для выражения субъективных наблюдений и мыслей. Роль автора имеет особое значение, поскольку именно от него зависит, какой будет незнакомая реальность в глазах читателя. Определяющими становится манера изложения и способ нетривиально подать информацию. Трэвел-блоги строятся на разных семантических структурах: личные впечатления во время поездки, информация об актуальном событии, отвлеченные авторские размышления. Трэвел-форум связан с удовлетворением утилитарных потребностей читателей, которые используют опыт других для планирования и облегчения собственного путешествия. Важность специфики авторского речевого поведения на просторах медиасреды в рамках нашего исследования определяется тем, что в трэвел-блоге читатель видит мир глазами одного автора, который не ограничен в средствах и способах выражения личностного начала, в то время как в трэвел-форуме автором является неограниченная совокупность пользователей, представляющих различные группы говорящих. Возможности выражения собственного «я» в трэвел-форуме в некоторой степени сужаются из-за регламентированных правил речевого поведения, которые установлены модераторами.

В нашей работе как центральную категорию мы рассматриваем трэвел-блог и отталкиваемся от того, что сам тип коммуникативной ситуации предопределяет более высокий статус трэвел-блогера, нежели пользователя трэвел-форума, чем и обусловлен наш подход к выявлению способов воплощения авторского начала в трэвел-форуме на фоне средств самовыражения в трэвел-блоге.

Цель исследования заключается в выявлении речевых особенностей выражения авторского начала в трэвел-блогах и трэвел-форумах как разновидностях трэвел-медиатекста.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • дать общую характеристику трэвел-блогов и трэвел-форумов с учётом свойств медиатекста;

  • изучить научные представления о категории автора;

  • определить коммуникативную специфику блога и форума как медиасреды;

  • рассмотреть трэвел-блог и трэвел-форум в жанровом и предметно-тематическом аспекте;

  • проанализировать модели речевой разработки содержания трэвел-блога в аспекте функциональных типов речи;

  • определить особенности речевого поведения в трэвел-форуме;

  • выявить речевые приёмы воздействия на адресата в трэвел-блогах и трэвел-форумах.

Теоретическую базу работы составляют исследования в области: трэвел-журналистики (В.А. Шачкова, Т.Ю. Редькина, Е.Р. Пономарев, И.В. Показаньева, З. Бауман, Н.В. Маслова и др.); в области категории «образ автора» (В.В. Виноградов, М.М. Бахтин, Н.С. Валгина, Н.К. Бонецкая, Л.Г. Кайда , Г.Я. Солганик, Н.С. Цветова, Е.П. Почкай и др.); в области интернет-среды как коммуникативной практики (И.Г. Сидорова, И. В. Беспалова, Е.В. Какорина, Е.Г. Новикова, Е.А. Кожемякин, Н. Г. Асмус и др.); в области медиалингвистики (В.Г. Костомаров, Л.Р. Дускаева, В.И. Коньков, Т.Г. Добросклонская, М.Ю. Казак, Т.В. Шмелёва и др.).

Эмпирическую базу исследования составляют тексты трэвел-блога «Жизнь в дороге» Григория Кубатьяна (к анализу привлекаются тексты за 2014-2018 годы, а также - для вспомогательных целей - и более ранние материалы), и тексты Форума Винского на трэвел-тематику (за 2016 - 2018 годы).

Методы исследования. В процессе исследования использовались описательный, сопоставительный, функционально-прагматический, нарративный, коммуникативно-речевой, интенционально-стилистический методы. Кроме того, был использован метод наблюдения и обобщения для выбора, классификации и категоризации релевантных речевых фактов.

Структура магистерской работы определяется поставленной целью и сформулированными задачами: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность исследования, новизна, указывается объект и предмет исследования, определяется цель, задачи, методы исследования, а также теоретическая база.

В первой главе, «Трэвел-блог как разновидность трэвел-медиатекста», содержится общая характеристика трэвел-блога как разновидности трэвел-медиатекста и изучаются существующие подходы к определению специфики его функционирования. Определяется роль автора и рассматриваются особенности информационно-коммуникативной среды трэвел-блога: выявляются возможности трэвел-текста на основании сочетания в них вербальных и невербальных компонентов. Помимо этого, рассматривается жанровый и предметно-тематический аспект в ТБ, статус автора в изучаемых трэвел-текстах.

Во второй главе, «Речевые особенности воплощения авторского “я” в трэвел-блоге», анализируется речевая разработка содержания трэвел-блога в аспекте функциональных типов речи, уделяется внимание специфике формирования оценочного суждения, анализируются речевые способы и приёмы воздействия на адресата.

Третья глава, «Трэвел-форум как разновидность трэвел-медиатекста», посвящена изучению специфики трэвел-форума как коммуникативной среды и рассмотрению различных речевых способов выражения авторского «я».

В заключении резюмируются результаты, полученные в ходе исследования, обобщаются способы воплощения авторского «я» в трэвел-блогах и трэвел-форумах, формулируются выводы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

На правах рукописи iconНа правах рукописи

На правах рукописи iconНа правах рукописи

На правах рукописи iconНа правах рукописи

На правах рукописи iconНа правах рукописи

На правах рукописи iconНа правах рукописи
I. Теоретические основания формирования кризисных коммуникаций

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Метод «прямой» или репортажной съемки

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Понятие мировоззренческого конфликта в журналистике как предмет исследования 16

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Исламское государство как социально-политический феномен современности 9

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Макетирование страниц мобильных приложений. Модульные сетки и прототипирование. 32

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Теоретические аспекты управления коммуникациями в международной продуктовой ит-компании

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Теоретические аспекты интернет-маркетинга как инструмента продвижения

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Международное иновещание: этапы развития, специфика и современное состояние 6

На правах рукописи iconНа правах рукописи
I. Особенности спортивной журналистики кнр в различные исторические эпохи

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Медиасистема Республики Молдова: особенности функционирования традиционных и новых медиа

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Социальный портрет мусульманской женщины в современной западно-европейской прессе

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Коллективный портрет в документальном кино и на телевидении: композиционные и стилистические особенности


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск