Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажный фейерверк»

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажный фейерверк»


Скачать 154.71 Kb.
НазваниеПояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажный фейерверк»
ТипПояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка




Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажный фейерверк» (далее - программа) имеет художественную направленность.

Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Актуальность программы заключена в универсальности рабочего материала - бумага остается инструментом и объектом творчества, который доступен каждому.

Это один из первых материалов, из которого дети начинают мастерить, создавать неповторимые изделия и который даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Бумага в современном мире представлена большим многообразием: цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).

Цель – создать оптимальные организационно-педагогические условия для усвоения ребенком практических навыков работы с бумагой, воспитание творческой активности, общее и творческое развитие личности.

Задачи:

Обучающие:

• формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;

• отрабатывать практические навыки работы с инструментами;

• осваивать навыки организации и планирования работы.

Развивающие:

• развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;

• формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;

• развивать аналитическое мышление и самоанализ;

• развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность.

Воспитательные:

• формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе.

Принципы, лежащие в основе программы:

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

• «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6-10 лет. В этом возрасте у ребенка уже сформировались навыки работы с бумагой (вырезать, склеивать, складывать) поэтому работать в технике Оригами ему будет легче и интереснее.

Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения ознакомительного курса составляет 8 часов.

Формы организации образовательного процесса групповая, фронтальная. Формы проведения занятий: практическое занятие. Группа комплектуется 10-15 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (35 минут).

Содержание программы
Учебно-тематическое планирование

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Бумажный фейерверк».

Возраст обучающихся: 6-10 лет

Педагог дополнительного образования: Маркова Татьяна Валериевна

Количество часов:

Всего 8 часа; в неделю 1 час.


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации (контроля)

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Самолет.

0,5

0,5

1

Беседа. Практическое занятие

Опрос

2.

Тюльпан

0,5

0,5

1

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение, просмотр изделия

3.

Собачка

0,5

0,5

1

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение, просмотр изделия

4.

Бант

0,5

0,5

1

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение, просмотр изделия

5.

Журавлик

0,5

0,5

1

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение, просмотр изделия

6.

Гоночный автомобиль

0,5

0,5

1

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение, просмотр изделия

7.

Лягушка

0,5

0,5

1

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение, просмотр изделия

8.

Пароход. Итоговое занятие.

0,5

0,5

1

Практическое занятие

Педагогическое наблюдение, диагностика

Итого часов:

4

4

8








Краткое содержание изучаемого курса.
Тема 1. Вводное занятие. Самолет.

Теория. Инструктаж по ПБ, ТБ при работе с режущими и колющими инструментами, правила поведения.

Практика. Изготовление самолета.

Тема 2. Тюльпан.

Теория. Инструкция по выполнению «Тюльпан».

Практика. Изготовление цветка.

Тема 3. Собачка.

Теория. Инструкция по выполнению «Собачки».

Практика. Изготовление поделки.

Тема 4. Бант.

Теория. Инструкция по выполнению «Банта».

Практика. Изготовление поделки.

Тема 5. Журавлик.

Теория. Инструкция по выполнению «Журавлика».

Практика. Изготовление поделки.

Тема 6. Гоночный автомобиль.

Теория. Инструкция по выполнению «Гоночного автомобиля».

Практика. Изготовление поделки.

Тема7. Лягушка.

Теория. Инструкция по выполнению «Лягушки».

Практика. Изготовление поделки.

Тема8. Итоговое занятие. Пароход.

Теория. Инструкция по выполнению «Парохода».

Практика. Изготовление поделки.

Планируемые результаты
Метапредметные результаты:

Познавательные:

  • соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены;

  • соблюдать правила организации рабочего места;

  • соблюдать правила бережного использования бумаги;

  • анализировать информацию, полученную из разных источников;

  • научатся различным приемам работы с бумагой;

  • будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

  • научатся следовать устным инструкциям.


Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • работать по плану;

  • адекватно оценивать свои достижения;

  • способность использовать приобретённые умения и навыки в других видах познавательной деятельности и оценивать свою деятельность.


Коммуникативные:

  • вести диалог с педагогом и одноклассниками;

  • задавать вопросы;

  • слушать и отвечать на вопросы других;

  • высказывать свою точку зрения;

  • работать в парах и рабочих группах.


Личностные результаты:

  • положительное отношение к учению;

  • желание приобретать новые знания;

  • способность оценивать свои действия.



Предметные результаты:

  • приготовление модулей;

  • овладение приемами нарезки деталей;

  • организация рабочего места и приемы безопасного труда при работе с бумагой, ножницами и клеем;

  • соблюдение последовательности изготовления изделия;

  • овладение техническими приемам и условиям выполнения оригами;

  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и бумагой;

  • достижение необходимой точности движений при выполнении технологических операций;

  • применение элементов простейших форм оригами;

  • сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.


Организационно-педагогические условия реализации программы
Для реализации программы необходим специально оборудованный учебный кабинет для проведения занятий.

Для эффективности образовательного процесса необходимо:
1. Техническое оборудование:

- компьютер.
2. Методическое обеспечение:

- методическая, учебная, тематическая литература;

- демонстрационные работы и образцы выполненные педагогом;

- схемы изделий (приложение № 1).
3. Художественные материалы и инструменты:

- бумага офисная (белая, цветная);

- картон цветной;

- клей ПВА;

- клей – карандаш;

- карандаш простой;

- линейка;

- ластик;

- ножницы.
Формы, методы контроля

Одним из важнейших оценочных мероприятий становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве. По окончанию обучения педагогом заполняется диагностическая таблица (приложение № 2).
Методическое обеспечение учебного процесса
Освоение материала происходит в процессе практической творческой деятельности. Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

  1. Методы организации и осуществления учебной деятельности:

  • Словесные – беседа, объяснения, рассказ. Эти методы позволяют педагогу создать игровую ситуацию, эмоциональный настрой, объяснить правила выполнения задания, его последовательность, помогают подбодрить ребенка, оказать ему помощь при затруднениях.

  • Наглядный - показ демонстрационных образцов, альбомов. У детей этого возраста развито наглядно-образное мышление. При помощи наглядных средств идет успешное освоение материала, дети легче принимают учебную ситуацию.

  • Практический - показ приемов работы с бумагой. Практические задания выполняются после словесного объяснения. Постепенно дети усваивают алгоритм выполнения действий и выполняют работу самостоятельно.




  1. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

  • Формирование интереса к выполняемому заданию происходит через создание игровой ситуации, проведения дидактических игр, связи с жизненным опытом детей.

  • Формирование ответственности за учение происходит, когда ребенок за правильное выполненное задание получает похвалу педагога и родителей, показ его работы всем детям, представление поделки на выставки.




  1. Методы контроля над осуществлением деятельности:

  • Самостоятельное выполнение задания. Дети выполняют задания, опираясь на свои умения и навыки. Педагог выясняет уровень их усвоения, планирует дальнейшую работу на основе полученных данных.

  • Опрос. Проходит на занятиях, педагог выясняет знания детей, как их надо расширить.

  • Наблюдение. На занятиях педагог наблюдает за детьми, за ходом их работы, выясняет, какие навыки сформированы, что создает трудности, планирует индивидуальную работу с конкретными детьми.

  • Анализ результатов деятельности. Педагог выясняет точность выполнения задания, какие ошибки были допущены, объясняет и показывает, как можно их исправить, планирует дальнейшую работу с конкретным ребенком.

Список литературы


  1. Коротеев И.А. Оригами для малышей. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1996.

  2. Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели. – М.: «Айрис-Пресс», 2010.

  3. Оригами для детей и начинающих, как сделать поделки из бумаги, схемы сборки, модульные оригами.

  4. Схемы оригами. http://www.origama.ru/

  5. Путь оригами. http://www.origami-do.ru/index.htm

  6. Все об оригами. http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/560



Приложение № 1

Схема «Самолет»


Схема «Тюльпан»



Схема «Собачка»



Схема «Бант»

Схема «Журавлик»


Схема «Гоночный автомобиль»

Схема «Лягушка»



Схема «Пароход»



Приложение №2

Диагностическая карта

Ф.И.О. ребенка _____________________________________


Количество баллов

Показатели:

3

2

1

  1. Знание основных геометрических форм и базовых понятий

Высокий (3 балла): знает, показывает геометрические формы










Средний (2 балла): называет геометрические формы










Низкий (1 балл): плохо знает геометрические формы










2. Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия, пользуясь
инструкционными картами и схемами

Высокий (3 балла): самостоятельно выполняет поделку, пользуясь схемами










Средний (2 балла): выполняет поделку, следуя устным инструкциям педагога










Низкий (1 балл): выполняет изделия только при помощи педагога










3. Развитие мелкой моторики рук и глазомера

Высокий (3 балла): почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями










Средний (2 балла):  имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца










Низкий (1 балл):  значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону










  1. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы

Высокий (3 балла): Изделия отличаются индивидуальным стилем










Средний (2 балла): Изделия выполнены точно по образцу










Низкий (1 балл): Изделия не соответствуют необходимым требованиям










5. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков

Высокий (3 балла): Работа всегда выполнена аккуратно, рабочее место в порядке










Средний (2 балла): Работа выполняется не всегда аккуратно, рабочее место в порядке










Низкий (1 балл): Работа выполняется небрежно, рабочее место приводит в порядок после замечания педагога










Итого:




Максимальное количество баллов составляет 15.

Исходя из этого, можно определить уровень освоения программного материала:

Высокий уровень развития: 15 – 13 баллов.

Соответствует норме: 12 – 10 баллов.

Низкий уровень: 9 – 5 баллов.



Похожие:

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажный фейерверк» iconПояснительная записка дополнительная общеобразовательная общеразвивающая...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робототехника» является авторской, адресована учащимся начальных и...

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажный фейерверк» iconПояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» (далее Программа) определяет содержание...

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажный фейерверк» icon1. 1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радость творчества»

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажный фейерверк» iconI. Пояснительная записка стр. 3
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей школьного возраста

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажный фейерверк» iconПояснительная записка дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника»
Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» имеет техническую направленность

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажный фейерверк» iconПояснительная записка Учебно-тематический план Содержание программы...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Английский для детей» разработана на основе

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажный фейерверк» iconПояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Общетехническое...
Дополнительная общеразвивающая программа «Общетехническое развитие подростка» имеет техническую направленность. Программа разработана...

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажный фейерверк» iconПояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей областной детский оздоровительно-образовательный...

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажный фейерверк» iconПояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая...
Программа модифицированная, составлена на основе программ «Школьный театр» Е. Р. Ганелина, «Театр, где играют дети» под редакцией...

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажный фейерверк» iconКомплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Атлетизм» рассмотрена на заседании...

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажный фейерверк» iconПояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа...
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажный фейерверк» iconДополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая...
Фактический адрес: 623101, Свердловская область, город Первоуральск, ул. Емлина, 6 «Б»

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажный фейерверк» iconРешение Экспертного совета, протокол №1 от «27» августа 2015 г. Дополнительная...
Дополнительная общеразвивающая программа «Теория и практика современной торговли»

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажный фейерверк» iconПояснительная записка 1 Направленность дополнительной общеобразовательной...
Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажный фейерверк» iconКомплекс основных характеристик программы пояснительная записка дополнительная...
«Пластичная скульптура» реализуется в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского...

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажный фейерверк» iconПояснительная записка Адаптированная дополнительная общеразвивающая...
«Фантазия». Программа разработана на основе многолетнего педагогического опыта с использованием современной методической литературы...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск