Пояснительная записка Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Бисероплетение»

Пояснительная записка Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Бисероплетение»


Скачать 346.37 Kb.
НазваниеПояснительная записка Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Бисероплетение»
страница1/3
ТипПояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
  1   2   3
006.jpg


I. Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Бисероплетение» разработана на весь период обучения для ребенка в возрасте 10 лет и реализуется в отделе декоративно-прикладного творчества, объединение «Фантазия». Программа разработана на основе многолетнего педагогического опыта с использованием современной методической литературы по данному виду деятельности.

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами:

  • Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844);

  • Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

  • Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12, 17, 21);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

    • Постановление Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Данная программа является модифицированной по степени авторства, в ней разработан комплекс основных характеристик в соответствии с жизненным и практическим опытом, позицией и собственным видением предмета; определен комплекс организационно-педагогических условий с учётом результатов обучения, воспитания и развития детей.

По форме содержания и процесса педагогической деятельности программа является комплексной. Уровень сложности - стартовый. По срокам реализации - долгосрочная.
Новизна дополнительной общеразвивающей программы «Бисероплетение» состоит в том, что ее содержание на протяжении всего периода реализации программы практически остается постоянным, но при этом предусматривает отработку одних и тех же видов деятельности (плетение петлями, параллельное, игольчатое плетение, плетение в «крестик» и их комбинации) периодически, многократно на каждом занятии. Причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия.

По форме содержания и процесса педагогической деятельности программа является комплексной, так как объединяет два вида деятельности:

  • плетение из бисера;

  • работа с бумагой.

Программа предполагает освоение специализированных знаний в рамках содержательно-тематического направления – базовый уровень сложности.

Направленность программы – художественная, с изучением и освоением разных видов декоративно-прикладного творчества.

Программа опирается на сборник методических рекомендаций «Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования», Московский городской психолого-педагогический университет, 2012 г. Программа выполняет обучающую, развивающую, эстетическую, диагностическую, коррекционную функции. Изучаются стартовые возможности и динамика развития ребенка в образовательно-воспитательном процессе.

Актуальность программы

-программа социально ориентирована на детей, требующих особого внимания государства и общества;

-предназначена для удовлетворения образовательных потребностей детей с ОВЗ в области декоративно-прикладного творчества;

-способна обеспечивать включение ребенка с ОВЗ в новые формы организации социальной жизни, тем самым обеспечивая социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в существующей социальной среде;

-обеспечивает дополнительные возможности для удовлетворения интересов ребенка с ОВЗ, развития его индивидуальности на основе самовыражения и раскрытия творческого потенциала, ориентации на личный успех;

-обеспечивает оказание досуговых услуг в области декоративно-прикладного творчества, которые пользуются спросом у детей с ОВЗ и их родителей.

-состоит в возможности развития ребенка с интеллектуальными нарушениями на основе предметно-практической деятельности.

Известно, что умственная, мыслительная деятельность является производной от практической деятельности: мышление развивается в осмысленных целенаправленных предметных действиях. Практическое использование знаний и представлений опережает их осознание.

В предметно-практической деятельности дети добывают знания, а не получают их в готовом виде, что вызывает у них интерес к окружающему. Ребенок перестает ждать решения всех вопросов от взрослого, повышается самостоятельность его мышления, что и повышает актуальность программы для этого ребенка.

Работа с бисером требует согласованного и точного движения пальцев рук, поэтому как никакой другой вид рукоделия способствует развитию мелкой моторики пальцев. Помимо этого, ребенок учится подбирать гармонично сочетающиеся цвета бисера, тренируется в математическом счете. Занятия бисероплетением воспитывают навыки самостоятельности, умения работать сосредоточенно, не отвлекаясь. Длительное повторение одних и тех же движений помогает рукам запомнить их, подчиниться ритму этих повторений. Готовя рабочее место, и убирая его в конце занятия, ребенок проявляет самостоятельность.

Если для здорового ребенка уровень развития мелкой моторики — это один из важных показателей готовности к школе, сформированности устной и письменной речи, то для ребенка с ОВЗ это, прежде всего его социализация. Неразвитая речь затрудняет общение со сверстниками и взрослыми. Таким детям трудно овладеть навыками самообслуживания и трудовой деятельности. В связи с этим актуальность развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья трудно недооценить.

По срокам реализации программа долгосрочная, разработана на весь период обучения. С учетом состояния здоровья ребенка (инвалидность) занятия проводятся 2 раза в неделю по одному часу.

Срок реализации - 72 часа 1х2 – 36 недель ежегодно в течение всего периода обучения.

Предусмотрена индивидуальная очная форма (занятия на дому) с элементами дистанционного обучения с использованием информационных систем: электронных средств передачи содержания программы (электронная почта, скайп).

Программа «Бисероплетение», методические пособия, опубликованы на образовательных порталах «Продленка», «Инфоурок», что обеспечивает дистанционное освоение программы детьми с ОВЗ.

Общие требования и порядок приёма учащихся в ЦДТ №5 регулируются в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ и Уставом. Приём учащихся в детское объединение осуществляется по интересам и желанию учащихся, на основании письменного заявления родителей (законных представителей) на имя директора ЦДТ №5. При зачислении от учащегося требуется фотография размером 3x4, копия свидетельства о рождении, справка от участкового педиатра о разрешении заниматься декоративно-прикладным творчеством, родители оформляют согласие на обработку персональных данных ребёнка на период обучения.

Программа разработана на основе «зоны актуального развития», определенной по следующим показателям:

  • развитие мелкой моторики,

  • развитие речи;

  • пространственные понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа»;

  • количественные понятия (столько же, несколько);

  • временные понятия (сначала, потом);

  • понятия, отражающие форму и величину предметов;

  • владение навыками чтения, счета.

Программа составляет «зону ближайшего развития» ребенка в области декоративно-прикладного творчества, т.е. его потенциальные возможности, которые могут быть реализованы в сотрудничестве со взрослым.

«Зона ближайшего развития» характеризует обучаемость ребенка, т.е. способность к усвоению и присвоению передаваемого ему опыта, знаний. Характер обучаемости раскрывает потенциальные возможности ребенка и с их учетом педагог прогнозирует дальнейшее развитие, выстраивает программу работы.

Цели и задачи программы.

Основная цель программы – развитие жизненных компетенций ребенка посредством реализации различных направлений деятельности: бисероплетение, работа с бумагой.

Задачи программы исходят из того, что любая деятельность, понимаемая как труд, нацеленный на результат, становится источником общего развития личности.

Задачи:

Обучающие

  • формировать интерес к декоративно – прикладным видам деятельности;

  • формировать навыки работы с инструментами и приспособлениями при

плетении из бисера;

  • обучать простым практическим приемам плетения из бисера на проволоке и леске: параллельное, игольчатое плетение, плетение петлями, плетение в «крестик»;

  • обучать владению специальной терминологией (бисер, рубка, стеклярус, бусина, проволока, леска, вспомогательная бусина),

  • формировать умение работать в соответствии с инструкцией педагога.

Развивающие

  • развивать мотивации к творческому труду, познавательную мотивацию;

  • развивать внимание, усидчивость, мелкую моторику рук;

  • развивать умение организовывать свое рабочее место;

  • развивать внимательность и наблюдательность, умения умственного труда (запоминать, анализировать, оценивать и т.д.),

  • развитие глазомера, координации, дифференциации движения пальцев;

  • способствовать развитию трудовых навыков.

Воспитывающие

  • воспитывать аккуратность, терпение и настойчивость;

  • воспитание экономичного отношения к используемым материалам;

  • прививать основы культуры труда;

  • воспитание самостоятельности, целенаправленности, творческой и трудовой активности.

Содержание программы.

Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Бисероплетение» на протяжении всего периода реализации программы практически остается постоянным, но при этом предусматривает отработку одних и тех же видов деятельности (плетение петлями, параллельное, игольчатое плетение, плетение в «крестик» и их комбинации) периодически, многократно на каждом занятии. На каждый последующий учебный год разрабатывается учебный план, в котором подробно расписаны темы занятий. Причем, содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия.

В содержании индивидуальной дополнительной общеразвивающей программы «Бисероплетение» допускается вариативность, некоторые изменения в количестве часов на изучение системного материала каждого года обучения, в содержании занятий, форме их проведения.

Содержание программы может корректироваться, но разделы программы ежегодно повторяются, на освоение их может планироваться большее количество часов для того, чтобы подача теоретического материала осуществлялась в более быстром темпе и усложнённом варианте. Содержание программы выстроено по годам обучения и взаимосвязано между собой: в последующем году совершенствуются знания, умения, навыки предыдущего года, усложняются варианты работ для выполнения.

Разделы выстроены в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом каждого года обучения, включают описание теории и практики, форм контроля.

Учебно-тематический план (5 год обучения)



П/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации, контроля

Всего

часов

Теория

Практика

1-18

  1. Плетение украшений

18

1 час

дистанц.

17 час.





1

Вводное занятие, плетение браслета. Плетение цепочки «в крестик», 1 часть

1

10 мин.

дистанц.

50 мин.

Наблюдение

2

Плетение цепочки «в крестик»,

2 часть

1




1

Наблюдение

3

Плетение цепочки «в крестик»,

3 часть

1




1

Наблюдение

4

Оплетение основы браслета, 1 часть

1

10 мин.

дистанц.

50 мин.

Наблюдение

5

Оплетение основы браслета, 2 часть

1




1

Наблюдение

6

Плетение браслета из бусин. Плетение цепочки «в крестик»,

1 часть

1

10 мин.

дистанц.

50 мин.

Наблюдение

7

Плетение цепочки «в крестик»,

2 часть

1




1

Наблюдение

8

Плетение цепочки «в крестик»,

3 часть

1




1

Наблюдение

9

Оплетение основы браслета, 1 часть

1




1

Наблюдение

10

Оплетение основы браслета, 2 часть

1




1

Наблюдение

11

Плетение браслета в технике плетения петлями, с цветочками,

1 часть

1

10 мин.

дистанц.

50 мин.

Наблюдение

12

Плетение браслета в технике плетения петлями, с цветочками,

2 часть

1




1

Наблюдение

13

Плетение браслета в технике плетения петлями, с цветочками,

3 часть

1




1

Наблюдение

14

Плетение колечка в технике параллельного плетения, освоение техники

1

10 мин.

дистанц.

50 мин.

Наблюдение

15

Плетение колечка в технике параллельного плетения, 1 часть

1




1

Наблюдение

16

Плетение колечка в технике параллельного плетения, 2 часть

1




1

Наблюдение

17

Плетение колечка в технике параллельного плетения с бусинами, 1 часть

1

10 мин.

дистанц.

50 мин.

Наблюдение

18

Плетение колечка в технике параллельного плетения, 2 часть

1




1

Наблюдение




  1. Плетение новогодних украшений

17

40 мин

16 час.

20 мин




19

Вводное занятие, плетение фигурок Деда Мороза, елочки, в технике параллельного плетения,

1часть фигурки Деда Мороза из красного бисера

1

10 мин.

дистанц.

50 мин.

Наблюдение

20

Плетение фигурок Деда Мороза в технике параллельного плетения,

2 часть фигурки из красного бисера

1




1

Наблюдение

21

Работа над открыткой ко Дню Матери, наклеивание фона и цветов из бумаги

1




1

Наблюдение

22

Работа над открыткой ко Дню Матери, наклеивание бантиков, пайеток, надписей

1




1

Наблюдение

23

Плетение фигурок Деда Мороза в технике параллельного плетения,

1часть фигурки из голубого бисера

1




1

Наблюдение

24

Плетение фигурок Деда Мороза в технике параллельного плетения,

2 часть фигурки из голубого бисера

1




1

Наблюдение

25

Плетение елочек в технике параллельного плетения,

1 часть елочки без украшений

1

10 мин.

дистанц.

50 мин.

Наблюдение

26

Плетение елочек в технике параллельного плетения,

2 часть елочки без украшений

1




1

Наблюдение

27

Плетение елочек в технике параллельного плетения,

3 часть елочки без украшений

1




1

Наблюдение

28

Плетение елочек в технике параллельного плетения,

1 часть елочки с украшениями

1

10 мин.

дистанц.

50 мин.

Наблюдение

29

«Рождественская, новогодняя открытка»

Подготовка основы, наклеивание элементов открытки

1




1

Наблюдение

30

Наклеивание картинок, пайеток, надписей

1




1

Наблюдение

31

Плетение елочек в технике параллельного плетения,

2 часть елочки с украшениями

1




1

Наблюдение

32

Плетение елочек в технике параллельного плетения,

3 часть елочки с украшениями

1




1

Наблюдение

33

Плетение снежинки в технике плетения петлями, 1 часть

1

10 мин.

дистанц.

50 мин.

Наблюдение

34

Плетение снежинки в технике плетения петлями, 2 часть

1




1

Наблюдение

35

Плетение снежинки в технике плетения

петлями, 3 часть

1




1

Наблюдение




  1. Плетение панно

«Аквариум»

17

40 мин.

дистанц.

16 час.

20 мин




36

Вводное занятие, плетение панно

«Аквариум», плетение фигурок морских коньков в технике параллельного плетения, 1 часть желтой фигурки

1

10 мин.

дистанц.

50 мин.

Наблюдение

37

Плетение фигурок морских коньков в технике параллельного плетения, 2 часть желтой фигурки

1




1

Наблюдение

38

Плетение фигурок морских коньков в технике параллельного плетения, 1 часть зеленой фигурки

1




1

Наблюдение

39

Плетение фигурок морских коньков в технике параллельного плетения, 2 часть зеленой фигурки

1




1

Наблюдение

40

Плетение фигурок морских коньков в технике параллельного плетения, 1 часть розовой фигурки

1




1

Наблюдение

41

Плетение фигурок морских коньков в технике параллельного плетения, 2 часть розовой фигурки

1




1

Наблюдение

42

Плетение фигурок осьминожков в технике параллельного, игольчатого плетения, плетение зеленой фигурки

1

10 мин.

дистанц.

50 мин.

Наблюдение

43

Плетение фигурок осьминожков в технике параллельного, игольчатого плетения, плетение голубой фигурки

1




1

Наблюдение

44

Подготовка основы открытки ко Дню защитника отечества, наклеивание фона, самолетиков.

1




1

Наблюдение

45

Наклеивание на открытку картинок, надписей, символов.

1




1

Наблюдение

46

Плетение фигурок осьминожков в технике параллельного, игольчатого плетения, плетение белой фигурки

1




1

Наблюдение

47

Плетение фигурок рыбок в технике параллельного плетения, плетение желтой рыбки

1

10 мин.

дистанц.

50 мин.

Наблюдение

48

Подготовка основы открытки ко Дню 8 Марта, наклеивание фона, картинок.

1

10 мин.

дистанц.

50 мин.

Наблюдение

49

Наклеивание на открытку цветов из бумаги, бантиков, пайеток.

1




1

Наблюдение

50

Плетение фигурок рыбок в технике параллельного плетения, плетение оранжевой рыбки.

1




1

Наблюдение

51

Плетение фигурок рыбок в технике параллельного плетения, плетение белой рыбки.

1




1

Наблюдение

52

Формирование панно на плоской основе в рамке.

1




1

Наблюдение




  1. Плетение цветов и ягод.

20

1 час.

20 мин.

дистанц.

18 час.

40 мин.




53

Вводное занятие, плетение цветов и ягод. Плетение ириса в технике параллельного плетения, 1 одноцветный лепесток

1

10 мин.

дистанц.

50 мин.

Наблюдение

54

Подготовка основы пасхальной открытки, наклеивание фона, картинок

1




1

Наблюдение

55

Наклеивание на открытку цветов из бумаги, бантиков, пайеток.

1




1

Наблюдение

56

Плетение ириса 2 одноцветный лепесток

1




1

Наблюдение

57

Плетение ириса 3 одноцветный лепесток

1




1

Наблюдение

58

Плетение ириса 1 двухцветный лепесток

1

10 мин.

дистанц.

50 мин.

Наблюдение

59

Плетение ириса 2 двухцветный лепесток

1




1

Наблюдение

60

Плетение ириса 3 двухцветный лепесток

1




1

Наблюдение

61

Плетение серединки ириса

1

10 мин.

дистанц.

50 мин.

Наблюдение

62

Сборка цветка

1

10 мин.

дистанц.

50 мин.

Наблюдение

63

Плетение работы «Корзинка с клубникой» в технике параллельного плетения, плетения петлями, плетение 1 цветка

1

10 мин.

дистанц.

50 мин.

Наблюдение

64

Плетение 2 цветка в технике плетения петлями

1




1

Наблюдение

65

Плетение 3 цветка в технике плетения петлями

1




1

Наблюдение

66

Плетение 1 ягодки в технике плетения петлями

1

10 мин.

дистанц.

50 мин.

Наблюдение

67

Плетение 2 ягодки в технике плетения петлями

1




1

Наблюдение

68

Плетение 3 ягодки в технике плетения петлями

1




1

Наблюдение

69

Плетение 1 листочка в технике параллельного плетения

1

10 мин.

дистанц.

50 мин.

Наблюдение

70

Плетение 2 листочка в технике параллельного плетения

1




1

Наблюдение

71

Плетение 3 листочка в технике параллельного плетения

1




1

Наблюдение

72

Сборка работы, объемная вертикальная композиция.

1

10 мин.

дистанц.

50 мин.

Наблюдение




Всего часов

72

3 час.

40 мин.

дистанц.

68 час.

20 мин.




  1   2   3

Похожие:

Пояснительная записка Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Бисероплетение» iconПояснительная записка Учебно-тематический план Содержание программы...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Английский для детей» разработана на основе

Пояснительная записка Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Бисероплетение» iconРасписание занятий кружка «Пластилиновая Живопись»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

Пояснительная записка Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Бисероплетение» iconПрограмма разработана Фирсовой Ириной Владимировной, педагог дополнительного образования
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

Пояснительная записка Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Бисероплетение» iconРешение Экспертного совета, протокол №1 от «27» августа 2015 г. Дополнительная...
Дополнительная общеразвивающая программа «Теория и практика современной торговли»

Пояснительная записка Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Бисероплетение» iconПояснительная записка дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника»
Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» имеет техническую направленность

Пояснительная записка Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Бисероплетение» iconПояснительная записка дополнительная общеобразовательная общеразвивающая...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робототехника» является авторской, адресована учащимся начальных и...

Пояснительная записка Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Бисероплетение» iconКомплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Атлетизм» рассмотрена на заседании...

Пояснительная записка Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Бисероплетение» iconПояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Общетехническое...
Дополнительная общеразвивающая программа «Общетехническое развитие подростка» имеет техническую направленность. Программа разработана...

Пояснительная записка Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Бисероплетение» iconПояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая...
...

Пояснительная записка Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Бисероплетение» iconПояснительная записка Занятия техническим творчеством способствуют...
...

Пояснительная записка Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Бисероплетение» iconПояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» (далее Программа) определяет содержание...

Пояснительная записка Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Бисероплетение» icon1. 1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радость творчества»

Пояснительная записка Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Бисероплетение» iconI. Пояснительная записка стр. 3
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей школьного возраста

Пояснительная записка Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Бисероплетение» iconЗакон РФ «Об образовании»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа студии «Образ»(Далее – Программа) реализуется в соответствии с художественной...

Пояснительная записка Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Бисероплетение» iconОбщеразвивающая программа социально-педагогической направленности «На шаг впереди»
Дополнительная общеразвивающая программа «На шаг впереди» имеет социально-педагогическую направленность, является экспериментальной,...

Пояснительная записка Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Бисероплетение» iconПротокол Методического Совета №2
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск