Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование»

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование»


Скачать 432.67 Kb.
НазваниеПояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование»
страница1/4
ТипПояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
  1   2   3   4




Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» (далее Программа) определяет содержание технического творчества детей в соответствии с Образовательной программой Муниципального учреждения дополнительного образования Дома детского творчества.

Программа разработана в 2004 году и обновлена в 2016 году в соответствии с требованиями Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).

Программа соответствует требованиям нормативно-правовых документов:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41)

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).

- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Программа имеет техническую направленность, соответствует начальному общему уровню образования и носит развивающий характер.
Новизна Программы заключается в том, что содержание Программы не только расширяет представления учащихся о технике, знакомит с историей возникновения технических изобретений, с именами выдающихся конструкторов и ученых, но и даёт элементарные навыки в области математики, геометрии, физики, трудового обучения в доступной и увлекательной форме.

Дети могут применять полученные навыки и практический опыт при дальнейшем изучении естественных наук: физики, математики, а также трудового обучения в общеобразовательной школе.
Актуальность Программы заключается в том, что в новых социально-экономических условиях развитие технического творчества рассматривается как возможность ускорения социально­-экономического развития страны. Начальное техническое моделирование – одно из направлений детского технического творчества. Моделирование может рассматриваться в различных плоскостях, в зависимости от вида модели, её масштаба и функционального назначения. В настоящее среди детей угасает интерес к техническому моделированию и конструированию моделей из разных материалов, поэтому остается востребованным техническое творчество. Изготовление интересных моделей предполагает значительные возможности для развития способностей детей не только в технической направленности, но и общих способностей, которые обеспечивают успешность любого вида деятельности.

Актуальность Программы заключается так же в ее практической значимости. Занимаясь техническим моделированием, младшие школьники знакомятся с большим количеством материалов и инструментов для технического творчества, приобретая, таким образом, полезные в жизни практические навыки.

Начальное техническое моделирование – это своеобразный компас на дороге технического творчества, который не определяет конечную цель, не говорит, куда и как идти, он указывает только направление движения, задает правильный вектор.

Дополнительное образование технической направленности детей имеет значительные образовательные возможности, обеспечение доступности этой направленности для детей с разным уровнем материального обеспечения.
Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что она предоставляет широкую возможность не только для адаптации школьника к условиям социальной среды, но и содействует развитию потребности активно преобразовывать окружающую среду в соответствии со своими интересами. Занятия техническим моделированием решают проблему занятости детей, развивают у них такие черты характера, как: терпение, аккуратность, силу воли, упорство в достижении поставленной цели, трудолюбие.

Техническое творчество способствует также расширению политехнического кругозора школьников, что предполагает получение информации о технических новинках и способах решения технических задач из разных источников – специальной литературы, консультации специалистов, электронных источников и т.д.
Цель Программы – создание условий для развития творческих способностей средствами технической деятельности.
Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:

обучающих:

  • познакомить учащихся с различными материалами, используемыми в начальном техническом моделировании;

  • обучить приемам и навыкам технического моделирования;

  • сформировать устойчивый интерес к техническому творчеству;

развивающих:

  • развивать у детей элементы изобретательности художественного воображения, технического мышления и творческой инициативы;

  • развивать глазомер, творческую смекалку, быстроту реакции;

воспитательных:

  • воспитывать у детей чувство гражданственности, стремление к здоровому образу жизни;

  • способствовать воспитанию высокой культуры общения.


Отличие Программы в том, что её содержание нацелено на развитие творческого потенциала младших школьников, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество.
Программа ориентирована на детей младшего школьного возраста от 8 до 11 лет. При разработке Программы учитывались возрастные особенности учащихся.

Возраст с 8 до 11 лет определяется как младший школьный возраст. Характерная особенность детей этого возрастного периода- ярко выраженная эмоциональность восприятия. В первую очередь дети воспринимают те объекты, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Как правило, дети этого возраста отличаются бодростью, жизнерадостностью. Восприятие на этом уровне развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка - значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его.

Численный состав групп объединений и продолжительность занятий в них зависят от санитарно-гигиенических норм, возраста учащихся, содержания Программы и исходит из психофизиологической целесообразности условий работы и составляет:

для 1-го года обучения – не менее15 человек,

для 2 го года обучения – не менее 12 человек,

для 3-го года обучения – не менее 10 человек.

Набор осуществляется самозаписью, а так же на основании Договора о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и МУДО ДДТ по организации внеурочной деятельности детей начального школьного возраста в рамках требований ФГОС НОО.
Срок реализации программы - 3 года. Программа рассчитана на 2 занятия в неделю по 2 академических часа для первого (8-9 лет) и второго года обучения (9-10 лет)- 144 часа, 3 занятия в неделю по 2 академических часа для третьего года обучения (10-11 лет)- 216 часов. Продолжительность одного академического часа – 45 минут. Перерыв между занятиями 10 мин.
Формы и режим занятий

Обучение по Программе очное. Основной организационной формой в ходе реализации является занятие. Эта форма обеспечивает организационную четкость и непрерывность процесса обучения. Знание педагогом индивидуальных особенностей воспитанников позволяет эффективно использовать влияние коллектива на учебную деятельность каждого учащегося. Неоспоримым преимуществом занятия является возможность соединения фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения.

Формы занятий: традиционные, нетрадиционные, соревнования, выставки, конкурсы, экскурсии и т.д.
Ожидаемые результаты

В конце 1-го года обучения учащиеся должны

знать:

  • первоначальные графические понятия;

  • технико-технологические свойства бумаги и картона;

  • способы и приемы измерений;

  • способы и приемы изготовления изделий из разных материалов (бумага, картон, ткань);

  • технику безопасной работы по начальному техническому моделированию;

уметь:

  • составлять простейшие эскизы

  • качественно выполнять сгибы картона и бумаги;

  • выполнять разметку деталей на разных материалах карандашом или мелом;

  • вырезать детали различных конфигураций из разных материалов (бумага, картон, ткань);

  • выполнять отверстия на поверхности деталей разными инструментами (ножницы, шило, игла);

  • склеивать бумагу и картон различными способами с использованием разных клеящих материалов;

  • выполнять окрашивание деталей изделия красящими материалами (гуашь, акварель, цветные карандаши);

  • обрабатывать поверхность и края ткани простыми ручными швами: «вперед иголку», «строчка», «двойной шов», «вперед иголку», «через край», «тамбурный», «стебельчатый»;

  • содержать в порядке рабочее место.

В конце 2-го года обучения учащиеся должны

знать:

  • терминологию при чтении специальной литературы;

  • свойства различных материалов;

  • виды соединения и способы их крепления;

  • возможности разных инструментов при изготовлении изделий из различных материалов;

  • технику безопасности;

уметь:

  • использовать в практической деятельности по техническому моделированию грамотную терминологию;

  • пользоваться специализированной литературой;

  • самостоятельно осуществлять выбор модели и планировать её изготовление;

  • самостоятельно выполнять изготовление отдельных деталей модели и их монтаж;

  • устранять недостатки в изделии;

  • использовать знания, полученные на других занятиях, в практической деятельности по техническому моделированию.

В конце 3-го года обучения учащиеся должны

знать:

  • условные обозначения на графическом изображении;

  • способы увеличения и уменьшения изображений плоских деталей при помощи клеток разной площади;

  • начальные сведения об основных звеньях электрической цепи, о проводниках и изоляторах, способах их соединения;

уметь:

  • читать технические рисунки, эскизы и разметки;

  • устанавливать подвижные колёса, блоки, гусеницы и т.д.;

  • создавать рисунки, шаблоны (в т. ч. при помощи компьютерных технологий);

  • изготавливать простейшие модели с пусковыми устройствами;

  • устанавливать на ранее изготовленные модели лампочки, выключатели и переключатели;

  • экономить материал, бережно относиться к инструментам и приспособлениям.


Способы определения результативности ожидаемых результатов

В конце каждого учебного года проводится фиксация достижений учащихся. В качестве оценки творческой деятельности детей по данной программе используются:

  • самостоятельная практическая работа,

  • выставка,

  • опрос,

  • тестирование,

  • собеседование.

Динамика их творческого развития отслеживается с помощью карточки учета результативности обучения учащихся (приложение 1).

В конце первого и второго годов обучения проводится промежуточная аттестация (приложение 2). В завершение курса обучения учащимся предлагается тестирование и самостоятельная практическая работа. Завершается курс обучения по программе «Начальное техническое моделирование» итоговой аттестацией согласно протоколу (приложение 3).
Программа может быть использована в учреждениях дополнительного образования детей технической направленности или многопрофильных учреждениях дополнительного образования.

Программа вариативна возможны изменения и дополнения в учебные планы каждого года обучения.
Учебный план 1–го года обучения





п/п

Наименование тем

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

-

2

2

Инструменты, материалы

4

2

2

3

Графическая работа

4

2

2

4

НТМ с элементами художественного конструирования

14

4

10

5

Конструирование из плоских деталей

16

2

14

6

Конструирование из объёмных деталей

22

2

20

7

Основы архитектурного дизайна

18

2

16

8

Макетирование и театрализация кукольных спектаклей

18

2

16

9

Изготовление игрушек – сувениров

22

4

18

10

Техническое моделирование на свободную тему

14

2

12

11

Экскурсии

8

8

-

12

Заключительное занятие

2

2

-

Итого:

144

32

112
  1   2   3   4

Похожие:

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» iconПояснительная записка дополнительная общеобразовательная общеразвивающая...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робототехника» является авторской, адресована учащимся начальных и...

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» iconПояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая...
...

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» icon1. 1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радость творчества»

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» iconI. Пояснительная записка стр. 3
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей школьного возраста

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» iconПояснительная записка дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника»
Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» имеет техническую направленность

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» iconПояснительная записка Учебно-тематический план Содержание программы...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Английский для детей» разработана на основе

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» iconПояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Общетехническое...
Дополнительная общеразвивающая программа «Общетехническое развитие подростка» имеет техническую направленность. Программа разработана...

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» iconПояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей областной детский оздоровительно-образовательный...

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» iconПояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая...
Программа модифицированная, составлена на основе программ «Школьный театр» Е. Р. Ганелина, «Театр, где играют дети» под редакцией...

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» iconКомплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Атлетизм» рассмотрена на заседании...

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» iconПояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа...
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» iconДополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая...
Фактический адрес: 623101, Свердловская область, город Первоуральск, ул. Емлина, 6 «Б»

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» iconРешение Экспертного совета, протокол №1 от «27» августа 2015 г. Дополнительная...
Дополнительная общеразвивающая программа «Теория и практика современной торговли»

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» iconПояснительная записка 1 Направленность дополнительной общеобразовательной...
Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» iconКомплекс основных характеристик программы пояснительная записка дополнительная...
«Пластичная скульптура» реализуется в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского...

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» iconПояснительная записка Адаптированная дополнительная общеразвивающая...
«Фантазия». Программа разработана на основе многолетнего педагогического опыта с использованием современной методической литературы...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск