Скачать 0.87 Mb.
|
Сергеев Ю.Н. БирГСПА ТЕРРИТОРИЯ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ УФИМСКОЙ ЕПАРХИИ (1859-1917 гг.) Епархиальное управление на Южном Урале появилось в 1799г. Указом императора Павла I от 16 октября 1799г. была создана огромная Оренбургская епархия с центром в Уфе. Епархия была причислена к третьему классу. Её территория включала 339.219 квадратных верст.1 В составе епархии числились города: Оренбург, Уфа, Челябинск, Бузулук, Бугуруслан, Белебей, Бирск, Стерлитамак, Мензелинск, Сергиевск, Верхнеуральск, Троицк, Бугульма. Кроме того Оренбургские епископы духовно окормляли еще Уральскую и Тургайскую области, составлявшие 689.930 квадратных верст.2 Естественно, что одному епископу осуществлять контроль над подобной территорией было физически невозможно. Тем не менее, 60 лет Оренбургская епархия существовала без викарного епископа. Вопрос о разделе Оренбургской епархии всплывал периодически. Особенно он обострился в 50-е гг. XIX в. в связи с усилением старообрядческого движения на Южном Урале. Еще в 1850г. от епархии были отделены три уезда: Бузулукский, Бугурусланский и Бугульминский, вошедшие в состав новой Самарской епархии.3 Начиная с 1857 г. вопрос о разделе епархии периодически обсуждается в церковных и светских эшелонах власти России. Инициатором подобного обсуждения стал генерал-губернатор Оренбургской губернии А.А. Катенин. Инициатива А.А Катенина встретила понимание и поддержку как у обер-прокурора Синода так и в военном министерстве России. Интересно, что переговоры о разделе епархии велись за спиной правящего оренбургского архиерея- Антония II Радонежского. Этот последний продолжал переписку со св. Синодом об открытии в Оренбурге викариатства ,начатую еще его предшественником- епископом Антонием I Шокотовым.4 В рапорте в св. Синод от 6.02.1859г. преосвященный Антоний II писал: «Во исполнении Указа Святейшего... Синода от 14 октября прошлого 1858г. ко мне последовавшего, об открытии в Оренбургской епархии викариатства имею честь.... донести святейшему... Синоду, что учреждение сего викариатства, соображаясь с местными обстоятельствами я нахожу необходимым»5 Между тем уже 21.03.1859г. был высочайше утвержден доклад св. Синода, согласно которому на Южном Урале создавались две самостоятельные епархии - Оренбургская и Уфимская. На Оренбургскую кафедру из Уфы был переведен епископ Антоний II Радонежский, именовавшийся отныне епископом Оренбургским и Уральским, а в Уфу назначен бывший викарий Московской епархии епископ Порфирий Соколоский, с наименованием епископом Уфимским и Мензелинским. В начале к Оренбургской епархии отошли одноименный уезд с 81 церковью, части Челябинского, Троицкого, Верхнеуральского уездов, Уральская и Тургайская области. Всего в составе епархии числилось 142 церкви. В составе Уфимской епархии первоначально были: Уфимский, Стерлитамакский, Бирский, Мензелинский уезды полностью, части Челябинского, Троицкого и Верхнеуральского уездов. Последние три уезда были окончательно отнесены к Оренбургской епархии только указом св. Синода от 14.05.1861г.6 Из Троицкого уезда в 1865г. в состав Уфимской епархии 48 перешел Златоустовскийууезд с 10 церквами.7 К 1865г. территория Уфимской епархии составляла 135.322 кв.версты.8 К 1870г. в Уфимской епархии насчитывалось 178 храмов, в 1897г. их число возрасло до 366, а в 1912г. до 526, в 1897г. их число возросло до 366, а в 1912г. до 526. Количество монастырей и монастырских общин возросло с 5 в 1870г. до 15 в 1913г.9 Во главе епархии стоял епископ, назначаемый на епархиальную кафедру св. Синодом. Уфимская епархия до 1867 г. принадлежала к епархиям третьего класса. В 1867г. деление епархий на три класса было упразднено. От класса епархий зависели оклад и содержание архиерейского дома и сан епархиального архиерея. На архиерейские кафедры епархий третьего класса выделялась св. Синодом от 2 до 4 тыс. рублей.10 Епархиальным архиереем мог стать лишь представитель черного духовенства, преимущественно из среды «ученого монашества» (то есть из числа лиц ,окончивших духовные академии). Епархиальный архиерей рассматривался как «настоятель и главный учитель веры своей епархии»11 Он рукополагал в сан священнослужителей (дъячков, пономарей, просвирен), наказывал их за разные упущения и проступки -вплоть до увольнения с должности. При хиротонии (возведении в сан) архиерей давал клятву соблюдать каноны, церковные предания, охранять церковный мир, управлять епархией в духе евангельской кротости и оказывать послушание высшей церковной власти,никого не предавать анафеме,с отпавшими поступать миролюбиво, кротко и благоразумно. Епископ обязан был держать монашество своей епархии во всей строгости монашеских уставов, не строить церквей без надобности и не ставить духовенства «сверх требы», консультироваться со св. Синодом по поводу святых мощей, не допускать «вымышленных чудес» от икон и водных источников, не вмешиваться в мирские дела, псевдоодержимых наказывать духовными мерами и предавать светской власти». В пределах своей епархии архиерей обладал административной, судебной и хозяйственной властью над вверенным ему духовенством. Он отвечал за состояние веры и нравственности, надзирал за проповеднической и богослужебной деятельностью духовенства, руководил консисторией и возглавлял духовный суд. В отношении св. Синода он имел право выступать с законодательными и административными предложениями. Архиерей представлял интересы церкви перед местными органами государственной власти. Духовный регламент предписывал архиерею не менее одного раза в год объезжать свою епархию и регулярно представлять в Синод как годовые отчеты о состоянии епархии, так и донесения об особо важных делах. На епархиального архиерея возлагался надзор за всеми духовными школами в епархии, а также контроль за преподаванием «Закона Божия» в светских школах. Открытие новых приходов или закрытие старых; учреждение и закрытие монастырей архиереи могли совершать только с разрешения Св. Синода, делая ему при этом соответствующие представления. У каждого архиерея был свой штат, установленный специальным указом Синода и предназначенный для обеспечения нормальной жизни и деятельности владыки. Все это в совокупности называлось архиерейским домом. Первым помощником в управлении им был эконом. Он вел все хозяйственные дела, 49 финансами ведал казначей (ризничий). Эконом и казначей были из числа монашествующих. В штат входили также и духовник, келейники, иеромонахи, иеродиаконы и т.д. - всего около десятка -двух десятков человек. Денежное жалованье, отпускаемое на епархию предназначалось на жалованье и епископу и чинам архиерейского дома. По данным СВ. Римского в епархиях третьего класса архиерею шло около 750 руб., штатным служащим 1270-1580 руб. Из этой суммы около 580 рублей шло на певческий архиерейский хор.12 В 1867 г. штаты и оплата по ним были пересмотрены. Архиереи бывших епархий III класса получали по 1500 рублей серебром, за исключением епископа Оренбургского, имевшего 2.750 руб. серебром.13 Содержать архиерейский дом, певчих, поддерживать домовую церковь и нести другие расходы только из штатных сумм было невозможно. В качестве основы хозяйства по законодательству архиерейский дом имел право на получение от казны 60 дес. лучшей земли, одной мельницы и рыбных ловель.14 Все это Оренбургско -Уфимская епархия получила при своем учреждении. Рыбные ловли были отведены епископу на реке Белой. Обслуживать архиерейский дом должны были 43 души мужского пола из числа экономических крестьян сел Чесноковки и Монастырские Дуванеи.15 На практике и земли, и рыбные ловли, и мельницы уфимские архиереи сдавали в аренду. Закон лишь оговаривал, что договор аренды не должен превышать 12 лет.16 В «Уфимских епархиальных ведомостях» за 1880 г. сохранилось очередное объявление об аренде на 6 или 12 лет недвижимости архиерейского дома. В состав этой недвижимости входили: «... рыбные ловли по реке Белой в Уфимском и Бирском уездах, мукомольная мельница о трех поставах в Мензелинском уезде при деревне Дюрмунчи на реке Зычь, рыбные ловли при селах Илбахтине и Жильне Мензелинского уезда при реке Каме с Икским устьем, а от оного вверх по реке Ику по правую сторону с Кривельским истоком и в озерах Кривель, Плоское, Березовое, Топольское, Пяти Грячевых, двух Ольховых).17 Мельница при деревне Дюртмунчи существовала на реке Кабанке, а не на Зыче, как указано в объявлении. Она располагалась в 58 верстах от Мензелинска.18 Любопытный материал представляет перечисление рыбных ловель при селах Илбахтино и Шильна Мензелинского уезда. Ранее в указанных селах в ХУПв. Существовали небольшие монастырьки - Илбахтин Рождественский и Богородицкий Чалниковский. В 70-90-е гг. ХУПв. они были приписаны к казанской Седьмиозерной пустыни и казанской архиерейской кафедре19. Как видим, государственная власть в какой-то мере использовала исторические традиции, наделяя новые епархии рыбными ловлями и земельными участками. Только небольшая часть земли оставалась в пользовании архиерейского дома.: под подворьем, загородной дачей и садом. Недвижимость архиерейского кафедры не подлежала продаже или какой-то другой форме отчуждения. Однако её разрешалось в исключительных случаях обменивать или приобретать новую, но только с личного разрешения императора.20 Архиерейские подворья и все строения на них освобождались от постоя, поземельного сбора и городских повинностей, за исключением ремонта мостовых и уличного освещения.21 По данным Н.А. Любинецкой к 1890 г. за уфимским архиерейским домом числилось 255 дес. земли, в том числе: пашни -42 дес, лугов -190 дес, лесов -23 дес.22 Почти такая же цифра 50 владений епархии называется в 1918г. -256дес. Сосредоточены они были, в основном, в двух хуторах: Осоргино (192 дес.) и при деревне Глумилино Богородской волости близ Уфы (52 дес.)23 Личные доходы архиерея зависели еще от ряда факторов. Кроме штатного оклада епископу поступало третья часть пожертвований на крестовую (архиерейскую) церковь. В Уфе такая церковь была построена в 1827г. в здании архиерейского дома (улица Воскресенская 32, ныне улица Тукаева). Наконец, архиерею давали в управление какой-нибудь монастырь, а значит, третья часть монастырского дохода принадлежала лично ему. В Уфимской епархии таким монастырем был Уфимский Успенский. Епископы Уфы были одновременно настоятелями Уфимского Успенского монастыря в 1880-1895 гг.24 Таким образом, с материальной стороны архиереи были заинтересованы в совмещении со своими непосредственными обязанностями должности настоятеля Уфимского Успенского монастыря, так как это открывало дополнительный канал поступления финансов. С административно-церковной стороны подобное совмещение было малорезультативно. Об этом предельно откровенно говорилось на I Всероссийском съезде монашествующих (1909 г.): «... епархиальным архиереям не до посещения ежедневных монастырских служб, ибо они постоянно заняты приемом, разъездами по церквам и учебным заведениям, даже редко приходится им в своем монастыре совершать и богослужение».25 Об этом же писал единственный исследователь истории Уфимского Успенского монастыря иеродиакон Дионисий.: «Преосвященный Дионисий в качестве настоятеля Успенского монастыря хорошо видел и понимал ненормальное положение монастыря и глубоко скорбел о нем. Сознавая, что он сам лично, будучи всецело занят делами управления обширной инородческой епархии, ничего не может сделать для поднятия монастыря, преосвященный Дионисий вошел с ходатайством в Св. Синод, прося сделать Успенский монастырь вновь самостоятельным и назначить настоятеля для управления оным»26. Мы не располагаем постоянной и полной информацией о личных доходах уфимских архипастырей за 1859-1917 гг. Сохранилась лишь отрывочная информация за отдельные годы. Так, епископ Никонор Бровкович, находясь на Уфимской кафедре, получил в 1881г. 3.052 руб. Эта сумма складывалась из штатного жалованья, отчислений из братской кружки Крестовой церкви за требы, молебны, панихиды, процента с вкладов на вечное поминовение, отчислений от хождения с иконой Божьей матери из кафедрального собора (~17%)27 Его преемник по Уфимской кафедре, епископ Андрей Ухтомский в 1917г. имел от казны 4000 руб. Служащие архиерейского дома получали от казны сумму в 3.100 руб., из которых старшему келейнику шло 600 руб., младшему келейнику -360 руб., швейцару, кучеру, дворнику и повару по 600 руб., помощнику повара, кухарке по 360 руб., коровнице -240 руб. В итоге на служащих архиерейского дома уходило 4.320рублей. Если сюда приплюсовать еще оплату труда сторожа -600 руб.; получается сумма в 4920 рублей, казна компенсировала 3.100 руб. Остаток в 1820 руб. епископ выплачивал из своих денег. Из каких же сумм складывался бюджет Уфимской епархии в неспокойный 1917 г.? Как уже отмечалось выше, Св. Синод высылал в епархии штатное жалованье; 4.000 руб. епископу, 3.100 руб. на архиерейский штат и 100 руб. на ремонт архиерейского дома. Свечный завод на территории Уфимского Благовещенского 51 монастыря вносил арендную плату в размере 1800 руб., тюремное ведомство Уфы уплачивало арендную плату за 136 десятин лугов за рекой Белой в размере 1700 руб. и 960 руб. за хутор в Осоргино. От арендаторов архиерейских рыбных ловель епархия получила 1060 руб., от арендаторов двух мельниц -380 руб. От хода с иконой Казанской Божьей матери Уфимская епархия получила в 1917г.- 3.107 руб., за ставленные грамоты -591 руб. От Крестовой церкви - 8.056 руб., от продажи сена - 2. 788 руб. В итоге денежные поступления епархии к концу 1917 г. составляли сумму в 27.632 руб. ассигнациями.28 Епархией архиерей управлял, опираясь на консисторию, Устав для которой был разработан в 1841 г. и действовал до 1883г. В 1883 Устав для духовных консисторий был переработан, хотя основа и была оставлена прежней. В редакции 1883 г. Устав действовал вплоть до октября 1917 г. Устав определял духовную консисторию как «присутственное место, через которое, под непосредственным начальством епархиального архиерея, производится управление и духовный суд в поместном пределе Православной Российской Церкви, именуемом епархией»29 Состояла консистория из присутствия и канцелярии. В присутствие входило 5-7 духовных лиц из черного и белого духовенства30. Так как работа присутствия проходила на постоянной основе, то обычно она комплектовалась из лиц архиерейской свиты, духовенства кафедрального собора, церквей и монастырей епархиального центра по выбору архиерея. Утверждались члены присутствия Св. Синодом. Членом консистории Устав считал и ректора местной семинарии, но не требовал от него обязательного посещения всех заседаний. В обязанность присутствия входило регулярное рассмотрение и решение текущих дел по епархии, которое проходило коллегиально и напоминало заседание Синода, но епархиальный архиерей в заседаниях не участвовал, а лишь рассматривал и визировал определение.31 Вместо архиерея непременным участником заседаний присутствия оставался секретарь консистории, который возглавлял канцелярию и нес ответственность за правильность делопроизводства, в том числе за соответствие принимаемых решений нормам церковного права. Последнее делало секретаря весьма влиятельной фигурой в епархиальном управлении. В то же время Устав сделал его достаточно независимым, что обусловило в дальнейшем частые конфликты между ним и архиереем. Секретаря подобрал сам обер-прокурор, и только им же он мог быть уволен, хотя формально подлежал утверждению консистории, находясь под ближайшим начальством епархиального архиерея, состоит вместе с тем в непосредственном ведении обер-прокурора Св. Синода, как блюстителя за исполнением законных постановлений по духовному ведомству, и обязан соблюдать все его предписания.»32 Таким образом, секретарь стал как бы личным представителем обер-прокурора в епархии. Благодаря секретарю консистории обер-прокурор всегда находился в курсе дел любой епархии. Делопроизводство консистории было устроено так, что без секретаря не могли проводиться её заседания, поскольку он сам или по его поручению начальник определенного стола докладывал суть дела, давал справки и разъяснения. Один из канцеляристов вел протокол, записывал решения присутствия. Решение вступало в силу только после его утверждения архиереем, причем последний мог вернуть дело на повторное рассмотрение и если снова не соглашался с заключением, имел право |
История Казанской епархии (1555 1917 гг.) Казанский поход Иоанна Грозного и присоединение Казани к Русскому государству |
Отчет по гбдоу «Детский сад №34 комбинированного вида» Строения, помещения и территория заведения соответствуют санитарным требованиям. Территория дошкольного заведения имеет эстетичный... |
||
Руководство по эксплуатации электронная система управления комбинированной дорожной машиной Электронная система управления комбинированной дорожной машиной (далее по тексту, система управления кдм) предназначена для управления... |
Петербургской Епархии Русской Православной Церкви Российский государственный... Константино-Еленинский женский монастырь Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви |
||
Когбу «гако») Революционные события 1917 г в Вятской губернии (Тематический... Революционные события в октябре – декабре 1917 г. Захват политической власти большевиками |
На выполнение работ по проекту «Система пожарной сигнализации; система... «Система пожарной сигнализации; система оповещения и управления эвакуацией; система автоматического пожаротушения» для нужд ао «Калининградский... |
||
Сборник статей составлен на основе докладов конференции русо, состоявшейся... Ссср, значении газеты «Правда» в 1917 г. Подробно рассматриваются мифы об Октябрьской революции и попытки ее демонизировать как средство... |
И. К. Смолич Русское монашество 988-1917 Приводится по изданию: История Русской Церкви. Приложение. И. К. Смолич. Русское Монашество. Возникновение. Развитие. Сущность. (988-1917).... |
||
Решение по жалобе №1859-з г. Екатеринбург 06. 12. 2017г Администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления) городского округа Краснотурьинск |
Отчет о результатах самообследования деятельности Частного общеобразовательного... «Православная гимназия Калининградской Епархии Русской Православной Церкви» составлен во исполнение приказа Министерства образования... |
||
Автоматизированная система управления государственным и муниципальным... В адресные классификаторы добавлен новый показатель «Код октмо». Код окато также оставлен (для обеспечения работы с данными за прошлые... |
Техническое задание для проведения конкурса по выбору поставщика... ... |
||
Система «антипролив» руководство по эксплуатации и монтажу назначение и принцип работы Система предназначена для предотвращения протечек в помещении. Система состоит из трех основных элементов: датчиков протечки воды,... |
Содержание Введение Теория модернизации Сенат просуществовал с 1711 по декабрь 1917 г., то есть 206 лет. Синод действовал с 1721 по 1918 г., то есть в течение 197 лет. Система... |
||
Образовательная деятельность и система управления Образовательная деятельность и система управления гбпоу сахпц№1 |
Научно-практическая конференция для обучающихся «православие и современность»... Советское государство и русская православная церковь в период с 1917 по 1922 годы |
Поиск |