Скачать 1.57 Mb.
|
Центр социально-психологической и информационной поддержки Региональная благотворительная общественная организация «Семья и психическое здоровье» Общественный совет по вопросам психического здоровья Научный центр психического здоровья РАМН Организационные и методические аспекты проекта «ПАЦИЕНТ И ЕГО СЕМЬЯ: ОТ ПСИХИАТРИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ К СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ» Пособие для профессионалов, работающих в сфере психического здоровья Москва МАКС Пресс 2008 УДК 616.89-08 ББК 56.14 Д 23 Авторы: докт. мед. наук, профессор В.С. Ястребов (научная редакция); докт. мед. наук Т.А. Солохина (составление, обобщение, анализ, общая редакция); канд. мед. наук Э.Г. Рытик; канд. экон. наук Л.С. Шевченко; канд. мед. наук, доцент В.В. Балабанова; врач-психиатр Е.С. Акимкина; психологи А.И. Цапенко; С.В. Трушкина, Г.А. Цикина, Н.Г. Груза. Организационные и методические аспекты проекта «Пациент и его семья: от психиатрического просвещения к социальной интеграции». Пособие для профессионалов, работающих в сфере психического здоровья. /Под редакцией проф. В.С. Ястребова. – М.: МАКС Пресс, 2008. – с. В пособии представлены организационно-методические аспекты проекта «Пациент и его семья: от просвещения к социальной интеграции», предназначенного для повышения квалификации медицинского и иного персонала в области социальной психиатрии, психосоциальной реабилитации и психосоциального лечения. Кроме этого, пособие включает методические и организационные основы проведения работы с родственниками психически больных. Представлены данные социологических опросов участников проекта – профессионалов, работающих в сфере психического здоровья, и пользователей помощи (членов семей психически больных лиц). Пособие предназначено для специалистов, занимающихся вопросами психосоциальной реабилитации и психосоциального лечения, а также для родственников семей, имеющих психически больных. © Коллектив авторов, 2008 © РБОО «Семья и психическое здоровье» 2008 Оглавление Основная характеристика проекта 4 Содержание программы по повышению квалификации 8 Конференция «Современные вопросы социальной, организационной и общественной психиатрии»: названия и планы лекций 11 Практические семинары 45 Конференция «Психосоциальная реабилитация в сестринской практике» 70 Программа психиатрического просвещения (психообразования) родственников пациентов 95 Оценка медицинским и иным персоналом, а также потребителями психиатрической помощи эффективности образовательной программы «Пациент и его семья: от психиатрического просвещения к социальной интеграции» 113 Приложения 117 ПРОЕКТ «ПАЦИЕНТ И ЕГО СЕМЬЯ: ОТ ПРОСВЕЩЕНИЯ К СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ» Исполнители: Общественный совет по вопросам психического здоровья, региональная благотворительная общественная организация «Семья и психическое здоровье», Орехово-Зуевская психиатрическая и наркологическая службы, общественные организации потребителей психиатрической помощи района. Актуальность. Опыт ресоциализации психически больных, который накоплен мировым сообществом за последние десятилетия, свидетельствует о ценности и большой эффективности комплексных видов помощи и поддержки лиц с психическими расстройствами. Этот вид помощи предусматривает просвещение больных в вопросах психического здоровья, обучение их бытовым, профессиональным, социальным и иным навыкам и умениям, интеграцию этих лиц в сообщество, в социум. Как свидетельствует практика этой работы, наибольший эффект может быть достигнут лишь при объединении усилий медицинских, психиатрических, социальных и иных государственных структур, общественных объединений, а также самих пациентов и их близкого окружения. Опыт такой работы в Российской Федерации чрезвычайно мал, общественно ориентированные виды помощи лицам с психическими расстройствами осуществляются лишь в отдельных организациях и объединениях единичных территорий страны. Распространение этого вида помощи на другие территории до сих пор не налажено, чему в значительной мере препятствует отсутствие методических и организационных разработок, программ комплексных видов поддержки и помощи этому контингенту лиц. Крайне важной в указанной работе является ориентация комплексных видов помощи не только на самого больного, но и на членов его семьи, которая является одной из основных и важных опор для многих видов деятельности, жизни этого больного. Учитывая это обстоятельство, проект предусматривал использование и совершенствование опыта работы, который был накоплен в течение 10 лет региональной благотворительной общественной организацией «Центр социально-психологической и информационной поддержки психически больных и членов их семей «Семья и психическое здоровье». Проект разработан и реализован совместными усилиями Общественного совета по вопросам психического здоровья, региональной благотворительной организации «Центр социально-психологической и информационной поддержки психически больных и членов их семей «Семья и психическое здоровье», медицинских, психиатрических и общественных организаций Орехово-Зуевского района Московской области при поддержке фармацевтической компании «Эли Лилли Восток С.А.». Основными задачами проекта являлись повышение квалификации работников психиатрических учреждений в области социальной психиатрии, психосоциальной реабилитации и психосоциальной терапии; психиатрическое просвещение пользователей психиатрической помощи (психически больных, членов их семей); издание популярной литературы и иных пособий по вопросам психического здоровья, диагностике, лечению и профилактике основных психических расстройств. Целевые группы, на которые был направлен проект: психически больные, члены их семей, работники Орехово-Зуевской психиатрической службы, члены Орехово-Зуевской РОО «Общество помощи душевнобольным», Орехово-Зуевской районной общественной организации «Родители против наркотиков». Каждой из указанных целевых групп присущи свои особенности и направления работы в процессе получения необходимой информацией, которые указаны ниже. Пациенты, страдающие психическими заболеваниями, и их родственники. Доказано, что наилучший результат лечения достижим тогда, когда пациент и его ближайшее окружение являются не пассивными участниками сложного процесса исцеления, а активными партнерами при оказании помощи наряду с профессионалами. Условиями формирования партнерских отношений считаются следующие составляющие:
В большинстве семей необходимые знания и навыки минимальны, и нереально требовать их приобретения самостоятельным путем. Пациенты и родственники больных должны иметь доступ к необходимой информации, возможность общаться друг с другом для обмена опытом, а также для разработки способов решения наиболее частых проблем. Это возможно осуществить посредством развития двух направлений работы:
В широком аспекте образование пациентов, помимо предоставления знаний по психиатрии, может включать и другие виды психосоциальных тренингов. К ним относятся тренинги по развитию социальных навыков (общения), социально-бытовых и других навыков. Эти виды психосоциальных вмешательств должны дополнять психообразование пациентов и их родственников, формируя систему знаний, навыков, умений психически больных, направленную на предупреждение рецидивов болезни, повышение стрессоустойчивости, комплайентности, социальной компетентности. В зарубежной и отечественной литературе имеются основанные на доказательствах данные об эффективности образовательных и психосоциальных вмешательств, которые направлены на пациентов, страдающих психическими расстройствами и их родственников. Более чем 10-летний опыт работы «Школы для пациентов, страдающих психическими расстройствами», и «Школы для родственников больных», накопленный в РБОО «Семья и психическое здоровье», имеет схожие результаты. Разработаны методические основы этой работы, которые были реализованы в рамках данного проекта и изложены в виде развернутых планов лекций, семинаров, тренингов, мастер-класса в предлагаемом читателям пособии. Проведение данной работы, согласно нашему опыту, позволяет улучшить качество психиатрической помощи на всех этапах ее оказания, качество жизни пациентов и их родственников, способствует повышению готовности пациентов и членов их семей к лечению, а также снижению бремени семьи. Медицинские работники с высшим и средним специальным образованием, психологи, социальные работники специалисты по социальной работе. Учитывая значимость и эффективность психосоциальной реабилитации и психосоциального лечения, необходимо активное внедрение в лечебный процесс указанных мероприятий. Однако в большинстве психиатрических учреждений медицинский и иной персонал не обладают необходимыми знаниями и практическими навыками. Поэтому одним из основных направлений проекта являлось проведение специальной работы по повышению квалификации медицинского и иного персонала психиатрических учреждениях. Опыт свидетельствует, что наиболее актуальным является обучение среднего медицинского персонала. Медицинские сестры являются самой многочисленной группой медицинских работников, которые проводят с пациентами, особенно в стационарных условиях, большую часть времени, чем врачи. Внедрение в работу психиатрических учреждений новых принципов работы медицинских сестер (полипрофессиональные бригады, психосоциальные вмешательства, элементы социальной работы и др.) обуславливает необходимость проведения специальных образовательных программ для этой целевой аудитории. Необходимо также обучение врачей-психиатров, психологов, специалистов по социальной работе и социальных работников на специальных конференциях, семинарах, тренингах. В рамках этого направления актуальным является издание специальных методических пособий, другой информационной литературы. Как показывает анализ, имеется дефицит такой литературы, поэтому данное пособие в определенной мере может решить проблему подготовки кадров. Опыт подготовки медицинского и иного персонала имеется у профессионалов РБОО «Семья и психическое здоровье», поскольку большинство из них являются сотрудниками кафедр, научно-исследовательских институтов и передовых практических психиатрических учреждений. В пособии приведена структура конференций, семинаров, а также подробные планы лекций, других видов подготовки профессионалов для работы с пациентами и их семьями. Этот материал может быть использован для самоподготовки, а также для проведения подобной работы в психиатрических учреждениях силами своих специалистов. Кроме этого, в пособии приведены анкеты для оценки удовлетворенности участием в образовательном проекте медицинского и иного персонала, а также родственников пациентов, принимавших участие в психообразовательном семинаре. Анализ результатов социологических опросов приведен в конце пособия. Прохождение разработанного нами обучающего курса, с нашей точки зрения, может способствовать, помимо приобретения новых знаний, улучшению взаимоотношений с пациентами и их родственниками. Содержание программы по повышению квалификации врачей-психиатров, психологов, социальных работников, специалистов по социальной работе Конференция «Современные вопросы социальной, организационной и общественной психиатрии», 10 лекций, 60 мин. каждая. 1. Современная система организации психиатрической помощи. 2. Этика в психиатрии. Модели отношений в психиатрии – от патернализма к партнерству. 3. Общественное мнение о психически больных, психиатрах, психиатрии. 4. Психосоциальная реабилитация в психиатрии: современный подход. 5. Общественное движение в психиатрии. Вклад РБОО «Семья и психическое здоровье» в психосоциальную реабилитацию. 6. Обеспечение качества в психиатрии. Роль пользователей психиатрической помощи в ее оценке и совершенствовании. 7. Экономические аспекты качества психиатрической помощи. Часть 1. 8. Экономические аспекты качества психиатрической помощи. Часть 2. 9. Партнерские отношения с семьями психически больных людей при их лечении и интеграции в общество 10. Психотерапия как важнейший вид лечения лиц, страдающих психическими расстройствами. Семинары по обучению врачей-психиатров, психологов, специалистов по социальной работе, психосоциальным вмешательствам при работе с пациентами и их родственниками. Продолжительность семинаров №№ 1–4 – 90 мин., продолжительность семинара № 5 – 12 часов. Семинар № 1: Методические и организационные подходы к психиатрическому просвещению (психообразованию) пациентов, страдающих психическими расстройствами. Семинар № 2: Методические и организационные подходы к психиатрическому просвещению (психообразованию) родственников пациентов, страдающих психическими расстройствами. Семинар № 3: Методические и организационные подходы к ведению тренинга по развитию социальных навыков у пациентов, страдающих психическими расстройствами. Семинар № 4: Особенности клинической и психосоциальной работы в семьях, имеющих детей с психическими расстройствами. Семинар № 5: Основы арттерапии (12 час). Работа в группе. Мастер-класс «Групп-анализ: возможности применения в клинике» (6 час). Программа по повышению квалификации медицинских сестер и социальных работников Конференция «Психосоциальная реабилитация в сестринской практике», 6 лекций, 60 мин. каждая.
Семинар «Развитие навыков независимой жизни (3 час). Программа, предназначенная для родственников пациентов. 42 часа 1. Психообразование родственников психически больных. 36 час. 2. Обучающий семинар для родителей, имеющих психически больных детей. 6 час. КОНФЕРЕНЦИЯ «СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ, ОРГАНИЗАЦИОННОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ПСИХИАТРИИ»: названия и планы лекций Лекция 1. Современная система организации психиатрической помощи Докт. мед. наук, профессор В.С. Ястребов |
Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №38 (739), 10 октября 2011 г Конференция «Психическое здоровье учащихся и здоровый образ жизни», посвященная Международному дню охраны психического здоровья (Итальянская... |
Рабочая программа учебной дисциплины (курс лекций) общая психопатология Психопатология, психическое здоровье, психическое расстройство, восприятие, мышление, сознание, эмоции, память, личность, невроз,... |
||
Рабочая программа учебной дисциплины (курс лекций) общая психопатология Психопатология, психическое здоровье, психическое расстройство, восприятие, мышление, сознание, эмоции, память, личность, невроз,... |
Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста Нервно-психическое развитие – один из важнейших показателей состояния здоровья детей раннего возраста |
||
Программа «Здоровье» муниципального бюджетного дошкольного образовательного... Условия охраны и укрепления здоровья детей, их физического и психического развития |
«Туберкулез и его профилактика», стоматолог зао стоматологической... «Физическое и психическое здоровье детей», организованный совместно кабинетом медпрофилактики и управлением образования |
||
Экзамен по физкультуре для 9 классов. Билет №1 Здоровье — означает не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое, духовно-нравственное благополучие |
Семья – один из шедевров природы. Сантояна Семейная гостиная мадоу №7 «сказка» Семья – очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, но каждая семья, в особенности в жизни социалистического... |
||
Образовательная программа. Годовой календарный график Учредительный совет, педагогический совет, методический совет, Совет родителей, Совет обучающихся |
Документация об аукционе в электронной форме открытый аукцион в электронной... Федерального Государственного бюджетного научного учреждения «Научный Центр психического здоровья» |
||
Документация об аукционе в электронной форме открытый аукцион в электронной... Федерального Государственного бюджетного научного учреждения «Научный Центр психического здоровья» |
1 Методические разработки семинарских, практических, лабораторных... Тема: Понятие адаптации в клинической психологии. Психическая адаптация человека к стрессовым ситуациям |
||
Программа «Истоки» Цель: Создать оптимальные условия для укрепления психического и физического здоровья ослабленных и часто болеющих детей; формировать... |
Голодание и здоровье голодание может спасти вашу жизнь Герберт Шелтон. Голодание и здоровье./Перевод с английского м грэгори-Пэйдж, 1998. (серия "Секреты здоровья") |
||
Практическое пособие Активизация и коррекция психических процессов... В современных социально-экономических условиях обозначилась тенденция рассматривать весь образовательный процесс через призму сохранения... |
Инструкция по охране жизни и здоровья детей Воспитатель детского... Для того чтобы сохранять и улучшать здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная и кропотливая,... |
Поиск |