Скачать 110.26 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра поликлинической педиатрии «Утверждаю» заведующий кафедрой поликлинической педиатрии д.м.н., профессор Н.А. Федько «___»_________________20__ г. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИк практическому занятию для студентов V курса специальности «Лечебное дело» по учебной дисциплине «Педиатрия» Занятие №8 часть 2 «Инфекционно – воспалительные заболевания органов мочевой системы у детей. Пиелонефрит первичный и вторичный. Цистит. Клиника, диагностика. Дифференциальная диагностика мочевого синдрома. Принципы терапии, реабилитации». Обсуждена на заседании кафедры« 31 »августа 2015 г. протокол № 13 Методическая разработка составлена доцентом кафедры, к.м.н. Бондаренко В.А. «______»_______________ 201 г. Ставрополь 2015 г. Занятие №7 «Инфекционно – воспалительные заболевания органов мочевой системы у детей. Пиелонефрит первичный и вторичный. Цистит. Клиника, диагностика. Дифференциальная диагностика мочевого синдрома. Принципы терапии, реабилитации. Работа в кабинете нефролога поликлиники». 2. Актуальность темы (мотивация): В структуре болезней мочевой системы у детей микробно – воспалительная патология стоит на 1 месте и составляет от 32 до 40% всей патологии органов мочевой системы. В последние годы многими авторами отмечается рост распространенности болезней мочевой системы у детей, причем преимущественно за счет латентных и малосимптомных форм. Пиелонефритами заболевают в детском возрасте и болеют всю жизнь, с другой стороны, своевременная диагностика микробно - воспалительной патологии органов мочевой системы в детском возрасте может значительно улучшить прогноз на выздоровление, предотвратить раннее развитие гипертонической болезни и ХПН. Умение своевременно диагностировать, предупреждать осложнения и лечить эту патологию у детей является показателем квалификации врача семейной практики. 3. Учебно – воспитательные цели: 3.1 Общая цель – изучить этиологию, факторы риска, особенности течения и диагностику микробно - воспалитеных заболеваний органов мочевой системы у детей. Разъяснить роль ранней диагностики и профилактики заболеваний органов мочевой системы у детей. 3.2 Частные цели (задачи). Студент должен знать:
Студент должен уметь:
4. Схема интегративных связей: при подготовке к занятиям необходимо восстановить приобретенные на предыдущих курсах знания из разделов– физиология основные функции почек урология - аномалии развития органов мочевой системы; урология - обструктивные уропатии; урология - нейрогенный мочевой пузырь неврология нейрогенный мочевой пузырь 5. Вопросы для самостоятельной работы студентов и самоконтроля во внеучебное время:
6. Рекомендуемая литература студенту: Обязательная:
Дополнительная:
7.Аннотация по теме занятия. Инфекция мочевой путей (ИМП) – это воспалительгный процесс в различных отделах мочевыделительной системы без указания уровня поражения. В отечественной педиатрии этот термин объединяет пиелонефрит, цистит, уретрит и асимптоматическую бактериурию. «Инфекция мочевыводящих путей» как диагноз допустим только на начальных этапах обследования, когда выявляются изменения в анализах мочи (лейкоцитурия, бактериурия), но нет указаний на локализацию процесса. Распространенность ИМП достаточно велика и составляет до 80% всех заболеваний органов мочевой системы. Среди всех заболеваний по частоте ИМП занимает второе место после ОРВИ. Диагностическими критериями для выявления ИМП являются лейкоцитурия преимущественно нейтрофильного типа и бактериурия (10 в 5 степени и более микробных тел в 1 мл мочи). Постановка диагноза инфекции мочевыводящих путей возможна и при изолированной лейкоцитурии нейтрофильного типа без бактериурии и при изолированной бактериурии. Этиология и факторы риска. ИМП - процесс инфекционный, возбудитель может попадать в органы мочевой системы гематогенным, лимфогенным и восходящим путем. Преимущественный путь распространения мочевой инфекции у детей – восходящий Наиболее частыми возбудителями МВП являются бактерии кишечной группы - кишечная палочка (80% случаев), затем в порядке убывания протей, клебсиелла, этеробактер, палочка синезеленого гноя. Из грамположительной флоры причинной ИМП часто становится стафилококк. Нарушение пассажа мочи, связанное со структурными аномалиями мочевыделительной системы, нейрогенной дисфункцией мочевого пузыря, а также попаданием в мочевые пути вирулентных микроорганизмов из толстого кишечника и наружных половых органов, предопределя6т развитие ИМП. ПИЕЛОНЕФРИТ Пиелонефрит (ПН) — это неспецифическое микробно-воспалительное заболевание с преимущественной локализацией патологического процесса в чашечно-лоханочной системе, тубулоинтерстициальной ткани и канальцах части почек. Распространенность составляет от 18 до 22 на 1000 детей. Под первичным пиелонефритом понимается микробно-воспалительный процесс в почечной паренхиме, когда при использовании современных методов обследования не удается выявить отчетливых причин, способствующих фиксации микроорганизмов в тубулоинтерстициальной ткани почек. Вторичный пиелонефрит — микробно-воспалительный процесс в почечной ткани, когда выявляются причины, способствующие развитию воспалительной реакции: а) обструктивный — развивающийся при наличии органической (врожденной наследственной или приобретенной) или функциональной обструктивной уропатии; б) необструктивный — связанный с нарушениями обменного характера, врожденными или приобретенными иммунодефицитными состояниями, эндокринными сдвигами и др. Критерии диагностики /. Анамнестические: указания на снижение иммунологической реактивности организма, «немотивированные подъемы температуры», септические состояния, перенесенные в период новорожденности, токсические (медикаментозные) поражения почек, катетеризацию мочевых путей; вульвовагиниты, тубулопатии; наследственные и приобретенные нарушения обмена веществ, гипервитаминоз D, дисфункции желудочно-кишечного тракта, склонность к запорам. II .Клинические: Синдром интоксикации — бледность лица с периорбитальными тенями, сухость слизистой оболочки губ и полости рта; снижение аппетита, нередко до полной анорексии, особенно по утрам; снижение массы тела; нарушение поведения, капризность, вялость, мышечная гипотония; головная боль, быстрая утомляемость; температурная реакция (субфебрилитет с кратковременными приступами гиперпирексии); симптомы поражения желудочно-кишечного тракта — учащенный жидкий стул, рвота, тошнота, вздутие живота, у ряда больных клиническая картина токсикоза и эксикоза. Выраженность синдрома зависит от возраста больного, характера течения заболевания, сопутствующих патологических процессов.
III. Параклинические: а) анализ мочи:
б) повышение (1:160 и выше) титра антител к аутоштаммам бактерий, выявленных у больного; в) проба Зимницкого — понижение канальцевых функций (по осмотическому концентрированию, компенсации ацидоза); г) рентгеноконтрастное исследование (экскреторная урография) — асимметрия почек, спазм или деформация чашечно-лоханочной системы, неравномерное выделение контрастного вещества, гипотония мочеточников, аномалии развития и др.; д) микционная цистоуретерография — наличие рефлюксов, анатомическиеи функциональные особенности мочевого пузыря; е) ультразвуковое исследование — нарушение структуры, величины почек; ж) изотопная ренография — асимметрия функции почек; з) анализ крови — лейкоцитоз, нейтрофилез с левосторонним сдвигом, повышенная СОЭ, нередко анемия. Цистит — микробно-воспалительный или иммунопатологический процесс в слизистой оболочке мочевого пузыря. Причинные и предрасполагающие факторы:
Критерии диагностики Анамнестические :снижение резистентности организма; токсическое (медикаментозное) поражение почек; катетеризация мочевых путей; вульвовагиниты; тубулопатии; наследственные и приобретенные нарушения обмена веществ; дисфункция желудочно-кишечного тракта; склонность к запорам. Клинические: | 1. Болевой синдром — боль в надлобковой области, постоянная, коликообразная. При глубокой пальпации может определяться напряжение стенки живота. Синдром-дизурии — учащенное (поллакиурия), малыми порциями, болезненное мочеиспускание, интенсивность зависит от вовлечения в процесс нижних мочевых путей, характерно недержание мочи. Параклинические:
ЛЕЧЕНИЕ ИНФЕКЦИИ МОЧЕВОЙ СИСТЕМЫ . Цель лечения: эрадикация бактерий их мочевых путей; купирование симптомов заболевания; нормализация лабораторных показателей, профилактика осложнений заболевания. Показания к госпитализации: дети раннего возраста (моложе 2 лет), симптомы интоксикации, дегидратации, отсутствие возможности пероральной регидратации; бактериемия, сепсис, рвота. Основа медикаментозного лечения – антибиотики, лечение которыми проводится в несколько этапов. I – направлен на подавление возбудителя до получения результатов посева включает в себя назначение стартовой (эмпирической) антибактериальной терапии, II (этиотропный) – период заключается в коррекции антибактериальной терапии с учетом результатов посева мочи и чувствительности микроорганизма к антибиотикам; III – этап противорецидивного лечения состоит в На I этапе стартовая антибактериальная терапия назначается эмпирически, исходя из наиболее вероятных возбудителей. Наиболее часто. применяемые антибиотики, при стартовой терапии: полусинтетические пенициллины в сочетании с ингибиторами бета-лактомаз (аугментин, амоксиклав), цефалоспорины 2 поколения (цефуроксим (зинацеф),цефамандол (мандол), цефалоспорины 3 поколения (цефатоксим (клафоран), цефазидим (фортум),цефтизоксим (эпоциллин), цефтриаксон (роцефин), цефаперазон (цефобит), аминогликозиды (гентамицин, амикацин. При манифестном тяжелом и среднетяжелом течении ПН антибиотики вводят парентерально. В период стихания активности препараты вводят перорально, при этом целесообразна «степенчатая» терапия. Курс антибактериальная терапия составляет 10 -14 дней, затем следует продолжить лечение уросептикими: препараты налидиксовой кислоты (неграм, невиграмон), пипемидиновая кислота (палин, пимидель), производное оксолиниевой кислоты (грамурин). Показания к противорецидивному лечению: наличие пузырно-мочеточникового рефлюкса, рецидивы ИМП, первый эпизод ИМП до момента исключения аномалии развития мочевой системы. Для противорецидивной терапии используют фурагин, ко-тримаксзол, амоксициллин+клавулоновая кислота на ночь. Дети, перенесшие острый пиелонефрит, находятся на диспансерном учете у нефролога и педиатра в течение5 лет, больные хроническим пиелонефритом наблюдаются до перевода во взрослую сеть. 8. Контроль результатов усвоения темы:
9. Методические рекомендации студентам по выполнению программы самоподготовки: 9.1. Ознакомьтесь с целями практического занятия и самоподготовки; 9.2. Восстановите приобретенные на предыдущих курсах и ранее изученным темам знания; 9.3. Усвойте основные понятия и положения, касающиеся темы занятия; 9.4. Уясните, как следует пользоваться средствами решения поставленных задач; 9.5. Обратите внимание на возможные ошибки при постановке дифференциального диагноза; 9.6. Проанализируйте проделанную работу, выполните контрольные задания. Контроль на входе: тесты Контроль на выходе: ситуационные задачи. Методическое обеспечение:
|
Методические рекомендации к практическому занятию для студентов VI... Методы лабораторной диагностики гл: биохимический, иммунологический, вирусологический, оценка свертывающей системы крови. Их диагностическая... |
Методические рекомендации к практическому занятию для студентов VI... Мочевой синдром при гл, дифференциальный диагноз с острыми гломерулонефритами, интерстициальным нефритом, инфекционно-воспалительными... |
||
Методические рекомендации к практическому занятию для студентов VI... Занятие №8 «Синдром ангины у детей. Этиологическая структура. Кокковые и вирусные ангины. Дифтерия зева. Ангина при гематологических... |
Методические рекомендации к практическому занятию для студентов VI... Характеристика вакцинных препаратов. Прививочные реакции и осложнения. Синдром ангины у детей. Этиологическая структура. Кокковые... |
||
Методические рекомендации к практическому занятию для студентов VI... Этиология вирусных диарей. Патогенез, клиническая характеристика. Диагноз и дифференциальная диагностика (холера). Принципы терапии.... |
Методические рекомендации к практическому занятию для студентов VI... Патронаж новорожденного и грудного ребенка (с патронажной сестрой или участковым педиатром). Понятие о недоношенности, задержке внутриутробного... |
||
Методические рекомендации к практическому занятию ( для студентов... Подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (фгос) по специальности среднего профессионального... |
Методические рекомендации для студентов при подготовке к практическому... Занятие №8 «Заболевания органов мочевой системы у детей в условиях поликлиники. Структура, ранняя диагностика и дифференциальная... |
||
Тесты по реанимации и интенсивной терапии для студентов 6 курса специальности «лечебное дело» |
Методические рекомендации для студентов 6 курса по организации и... Целью государственной итоговой аттестации является определение соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных... |
||
Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков... Учебное пособие предназначено для студентов медицинских вузов по специальности «Лечебное дело» ипрактикующих врачей |
Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по... Содержание работы врача дошкольно-школьного отделения детской поликлиники |
||
Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по... Содержание профилактической работы врача педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому |
Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по... Содержание профилактической работы врача педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому |
||
Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по... Содержание профилактической работы врача педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому |
Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по... Содержание профилактической работы врача – педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому |
Поиск |