Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ставропольский государственный медицинский университет
Министерства здравоохранения Российской Федерации»
Кафедра поликлинической педиатрии
«Утверждаю»
заведующий кафедрой поликлинической
д.м.н., профессор Н.А. Федько
«___»_________________20__ г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к практическому занятию для студентов
VI курса специальности «Лечебное дело»
по учебной дисциплине «Педиатрия»
Занятие №11 «Острые диарейные заболевания у детей. Этиология вирусных диарей. Патогенез, клиническая характеристика. Диагноз и дифференциальная диагностика (холера). Принципы терапии. Определение типов и степеней дегидратации. Составление планов регидратационной оральной и парентеральной терапии. Диететика при вирусных диареях»
Обсуждена на заседании кафедры
« 27 »__августа___ 2013 г
протокол №__
Методическая разработка составлена
к.м.н., ассистентом Поповой Е.В.
« »_________________20____
Ставрополь, 2013 г.
Занятие №11 «Острые диарейные заболевания у детей. Этиология вирусных диарей. Патогенез, клиническая характеристика. Диагноз и дифференциальная диагностика (холера). Принципы терапии. Определение типов и степеней дегидратации. Составление планов регидратационной оральной и парентеральной терапии. Диететика при вирусных диареях»
Учебные вопросы занятия:
Этиологический спектр кишечных инфекций в зависимости от возраста. Классификация диарей ВОЗ.
Типы диарей. Патогенез и патоморфология вирусных диарей.
Этиология вирусных диарей. Современная характеристика ротавирусов.
Эпидемиологические закономерности развития ротавирусной инфекции (источник и пути передачи, сезонность, восприимчивость, характеристика иммунитета, продолжительность).
Основные клинические симптомы, характерные для ротавирусной инфекции.
Классификация ротавирусной инфекции, критерии тяжести.
Типы и степени эксикоза.
Методы лабораторной диагностики кишечных инфекций (вирусологические, бактериологические, серологические, копрологические).
Дифференциальная диагностика вирусных диарей и холеры.
Основные принципы лечения вирусных диарей.
Методика расчета регидратационной терапии (оральная регидратация, программы инфузионной терапии).
Принципы диетотерапии при вирусных диареях.
Диспансеризация и профилактика ротавирусной инфекции, холеры, противоэпидемические мероприятия в очаге.
Место проведения занятия – Клинические базы кафедры: ДККБ, ул. Семашко, 3; ГДП №3, ул. Тухачевского,27; ДГКБ им. Г.К. Филиппского, ул. Пономарева, 5.
Материально-лабораторное обеспечение: клиническая и лабораторная база. Лечебно-диагностическая аппаратура, муляжи, фантомы и др.
Детское инфекционное, лабораторно-диагностическое отделения ДККБ;
Методические рекомендации для студентов по теме;
Выписки из истории болезни стационарных больных;
Ситуационные задачи по тематике занятий;
Клинические, бактериологические и биохимические анализы;
Тестовый контроль по темам;
Ситуационные задачи по теме
Тематические учебные комнаты;
Видео-аудио аппаратура с видеотекой по разделам детские инфекционные заболевания;
Проектор;
Персональный компьютер (с мультимедийной системой);
Учебные кинофильмы;
Слайды;
Учебные и воспитательные цели:
а) общая цель – изучить роль вирусных инфекций в спектре диарейных заболеваний. Научить студентов ранней диагностике вирусных диарей, эксикоза, проведению дифференциального диагноза, адекватной этиопатогенетической терапии, методике расчета регидратационной терапии, противоэпидемическим мероприятиям.
б) частные цели
В результате изучения учебных вопросов занятия ВЫ должны ЗНАТЬ:
Этиологическую структуру острых диарейных заболеваний у детей.
Типы диарей, классификация диарей ВОЗ.
Патогенез и патоморфологию вирусных диарей.
Этиологическую структуру вирусных диарей.
Эпидемиологические (источник и пути передачи, сезонность, восприимчивость, характеристика иммунитета, продолжительность) особенности ротавирусной инфекции.
Классификацию ротавирусной инфекции.
Клинические проявления ротавирусной инфекции в зависимости от возраста.
Типы и степени эксикоза.
Методы лабораторной диагностики (вирусологические, бактериологические, серологические, копрологические).
Критерии дифференциальной диагностики вирусных диарей и холеры.
Основные принципы лечения вирусных диарей, показания для назначения антибактериальной терапии.
Методика расчета регидратационной терапии.
Принципы проведения оральной регидратации, программу инфузионной терапии.
У М Е Т Ь:
Соблюдать меры профилактики у постели больного с кишечной инфекцией, этику взаимоотношений с родителями и родственниками.
Выявить жалобы, собрать и проанализировать анамнез (заболевания, жизни, эпидемиологический).
Осмотреть больного и выявить ведущие клинические синдромы (интоксикационный, гастрита, энтерита, гастроэнтерита, эксикоза).
Проанализировать обнаруженные симптомы болезни, отразить их в истории болезни, обосновать предварительный диагноз.
Назначить лабораторные обследования (общий анализ крови, вирусологическое, бактериологическое, серологическое, копрологическое исследование) и проанализировать их результаты.
Провести дифференциальный диагноз.
Обосновать клинический диагноз с указанием клинической формы, периода заболевания, тяжести, степени токсикоза с эксикозом и течения ротавирусной инфекции, холеры.
Назначить лечение в зависимости от клинического варианта, тяжести, степени токсикоза с эксикозом и периода болезни, возраста и преморбидного фона.
ВЛАДЕТЬ:
Правильным ведением медицинской документации.
Методами общеклинического обследования больного с вирусными диареями.
Интерпретацией результатов лабораторных и инструментальных методов диагностики.
Алгоритмом развернутого клинического диагноза.
ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:
Способностью анализировать полученную медицинскую информацию, опираясь на принципы доказательной медицины.
Способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, клиническое и лабораторно-инструментальное обследование больного с вирусной диареей.
Способностью и готовностью проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически современные методы диагностики и лечения и профилактики вирусных диарей.
Способностью и готовностью выявлять основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, использовать алгоритм постановки диагноза с учетом МКБ-X.
Способностью и готовностью анализировать результаты современных лабораторных исследований и использовать их в постановке диагноза.
Способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия.
Способностью и готовностью назначать и использовать медикаментозные средства.
Способностью и готовностью использовать нормативную документацию (медицинские стандарты, приказы и рекомендации).
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:
о диспансеризации и профилактике вирусных диарей, о противоэпидемических мероприятиях в очаге.
о принципах заполнения экстренного извещения в СЭС.
об оценке течения болезни, результатах обследования, эффективности лечения, написания эпикриза (выписной, этапный), рекомендациях по реабилитации
Рекомендуемая литература студенту:
Обязательная:
«Детские болезни»: учебник + CD/ под редакцией А.А. Баранова – 2-е изд., испр. и доп.- М., 2007. – 1008с.
«Педиатрия»: учебник + CD/ под редакцией Н.А. Геппе – М., 2009. – 352с.
|