Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ставропольский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра поликлинической педиатрии
«Утверждаю»
заведующий кафедрой поликлинической педиатрии
д.м.н., профессор Н.А. Федько
«___»_________________20__ г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к практическому занятию для студентов
VI курса специальности «Лечебное дело»
по учебной дисциплине «Педиатрия»
Занятие № 12, 13 «Геморрагические лихорадки (ГЛ). Крымская и омская, Киасанурская лесная болезнь, Денге, геморрагическая лихорадка с почечным синдромом. Эпидемиологические особенности ГЛ. Современные представления о патогенезе. Механизм развития геморрагического синдрома. Клиническая симптоматика в предгеморрагический и геморрагический период заболевания. Методы лабораторной диагностики ГЛ: биохимический, иммунологический, вирусологический, оценка свертывающей системы крови. Их диагностическая ценность в различные периоды заболевания. Мочевой синдром при ГЛ, дифференциальный диагноз с острыми гломерулонефритами, интерстициальным нефритом, инфекционно-воспалительными заболеваниями почек. Дифференциальный диагноз ГЛ с малярией. Принципы этиотропной, патогенетической и симптоматической терапии».
Обсуждена на заседании кафедры
«26» августа 2015г.
протокол № 1
Методическая разработка составлена
к.м.н., доцентом Е.В. Поповой
« »_________________20____
Ставрополь, 2015 г.
Занятие № 12, 13 «Геморрагические лихорадки (ГЛ). Крымская и омская, Киасанурская лесная болезнь, Денге, геморрагическая лихорадка с почечным синдромом. Эпидемиологические особенности ГЛ. Современные представления о патогенезе. Механизм развития геморрагического синдрома. Клиническая симптоматика в предгеморрагический и геморрагический период заболевания. Методы лабораторной диагностики ГЛ: биохимический, иммунологический, вирусологический, оценка свертывающей системы крови. Их диагностическая ценность в различные периоды заболевания. Мочевой синдром при ГЛ, дифференциальный диагноз с острыми гломерулонефритами, интерстициальным нефритом, инфекционно-воспалительными заболеваниями почек. Дифференциальный диагноз ГЛ с малярией. Принципы этиотропной, патогенетической и симптоматической терапии».
Учебные вопросы занятия:
Возбудители группы геморрагических лихорадок; свойства арбовирусов, имеющие практически важное значение.
Оновные звенья патогенеза геморрагических лихорадок, органоспецифичность. Механизм развития и фазы ДВС-синдрома, их клинико-лабораторная характеристика.
Клинические симптомы основных периодов заболевания (предгеморрагический, геморрагический, реконвалесценции, отдаленных последствий).
Эпидемиологические закономерности развития вспышки Крымской-Конго геморрагической лихорадки. Резервуар и источник инфекции. Пути передачи вируса ККГЛ, наиболее значимые пути заражения у детей.
Клиническая классификация Крымской геморрагической лихорадки. Органные поражения.
Омская геморрагическая лихорадка: эпидемиологические особенности, клиническая картина.
Киасанурская лесная болезнь: эпидемиологические особенности, клиническая картина.
Геморрагическая лихорадка Денге: эпидемиологические особенности, клиническая картина.
Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом: эпидемиологические особенности, клиническая картина.
Лабораторная диагностика геморрагических лихорадок (гемограмма, коагулограмма, биохимическое, серологическое исследование, ПЦР) в различные периоды заболевания.
Дифференциальная диагностика геморрагических лихорадок.
Принципы терапии (этиотропная, патогенетическая и симптоматическая) в различные периоды заболевания.
Место проведения занятия – Клинические базы кафедры: ДККБ, ул. Семашко, 3; ГДП №3, ул. Тухачевского,27; ДГКБ им. Г.К. Филиппского, ул. Пономарева, 5.
Материально-лабораторное обеспечение: клиническая и лабораторная база. Лечебно-диагностическая аппаратура, муляжи, фантомы и др.
- Инфекционное, лабораторно-диагностическое отделения.
- Методические рекомендации для студентов по теме.
- Выписки из истории болезни стационарных больных.
- Клинические и биохимические анализы.
- Описание ультразвукового обследования больных.
- Тестовый контроль по теме.
- Ситуационные задачи по теме.
- Тематические учебные комнаты.
- Видео- аудио аппаратура с видеотекой по разделам детских инфекционных болезней.
- Проектор.
- Персональный компьютер (с мультимедийной системой).
- Слайды.
Учебные и воспитательные цели:
а) общая цель – изучить этиопатогенез, эпидемиологию, клинические особенности геморрагичесих лихорадок в различные периоды заболевания. Научить студентов ранней диагностике геморрагичесих лихорадок, проведению дифференциального диагноза, рациональной этиотропной и патогенетической терапии, противоэпидемических мероприятий.
б) частные цели
В результате изучения учебных вопросов занятия ВЫ должны
ЗНАТЬ:
Общую характеристику группы геморрагических лихорадок: этиологию, патогенез, механизм развития геморрагического синдрома, периодичность клинической картины, органоспецифичность.
Клиническую симптоматику в предгеморрагический и геморрагический период заболевания.
ККГЛ: эпидемиологические особенности (роль иксодовых клещей, домашних животных, грызунов и птиц в поддержании природных очагов вируса; механизмы и пути инфицирования детей вирусом Крымской геморрагической лихорадки).
Клиническую классификацию ККГЛ, многообразие клинических проявлений, характеристику и сроки развития органных поражений при КГЛ, осложнения.
Эпидемиологические и клинические особенности омской геморрагической лихорадки.
Эпидемиологические и клинические особенности Киасанурской лесной болезни
Эпидемиологические и клинические особенности геморрагической лихорадки Денге.
Эпидемиологические и клинические особенности геморрагической лихорадки с почечным синдромом.
Методы лабораторной диагностики ГЛ (биохимические, иммунологические, вирусологические, оценка свертывающей системы крови), их диагностическая ценность в различные периоды заболевания.
Дифференциальный диагноз геморрагических лихорадок.
Принципы этиотропной, патогенетической и симптоматической терапии.
Профилактику геморрагических лихорадок.
У М Е Т Ь:
Соблюдать противоэпидемические мероприятия в боксированном отделении, правила работы у постели больного геморрагическими лихорадками, правильно разместить больных в стационаре.
Выявить жалобы, собрать и проанализировать анамнез (заболевания, жизни, эпидемиологический).
Осмотреть больного, выявить ведущие клинические синдромы (интоксикационный, геморрагический, полиорганные поражения, инфекционно-токсический шок).
Проанализировать обнаруженные симптомы болезни, отразить их в истории болезни, обосновать и поставить предварительный диагноз.
Назначить лабораторное обследование (общий анализ крови, мочи, биохимия крови, коагулограмма, серологическое исследование, ПЦР) и проанализировать их результаты, оценить тяжесть тромбогеморрагических нарушений.
Провести дифференциальный диагноз.
Обосновать клинический диагноз с указанием этиологии, клинической формы, периода заболевания, тяжести и течения геморрагической лихорадки.
Назначить лечение с учетом этиологии, клинической формы, тяжести и периода болезни, возраста и преморбидного фона.
Оценить течение болезни, эффективность лечения, написать эпикриз (выписной, этапный), дать рекомендации по реабилитации.
ВЛАДЕТЬ:
Правильным ведением медицинской документации.
Методами общеклинического обследования больного с геморрагической лихорадкой.
Интерпретацией результатов лабораторных и инструментальных методов диагностики.
Алгоритмом развернутого клинического диагноза.
ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:
Способностью анализировать полученную медицинскую информацию, опираясь на принципы доказательной медицины
Способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, клиническое и лабораторно-инструментальное обследование больного с геморрагической лихорадкой.
Способностью и готовностью проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически современные методы диагностики, лечения и профилактики геморрагической лихорадки.
Способностью и готовностью выявлять основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, использовать алгоритм постановки диагноза с учетом МКБ-X.
Способностью и готовностью анализировать результаты современных лабораторных исследований и использовать их в постановке диагноза.
Способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия.
Способностью и готовностью назначать и использовать медикаментозные средства.
Способностью и готовностью использовать нормативную документацию (медицинские стандарты, приказы и рекомендации).
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:
О принципах этиотропной, патогенетической и симптоматической терапии.
О профилактике геморрагических лихорадок.
О принципах заполнения экстренного извещения в СЭС.
О проведении противоэпидемических мероприятий.
Рекомендуемаялитература студенту
«Детские болезни»: учебник + CD/ под редакцией А.А. Баранова – 2-е изд., испр. и доп.- М., 2007. – 1008с.
«Педиатрия»: учебник + CD/ под редакцией Н.А. Геппе – М., 2009. – 352с.
|