Скачать 0.57 Mb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра поликлинической педиатрии «Утверждаю» заведующий кафедрой поликлинической педиатрии д.м.н., профессор Н.А. Федько «___»_________________20__ г. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИк практическому занятию для студентов VI курса специальности «Лечебное дело» по учебной дисциплине «Педиатрия» Занятие №7. «Вакцинопрофилактика у детей. Национальный календарь профилактических прививок и организационные вопросы его реализации. Характеристика вакцинных препаратов. Прививочные реакции и осложнения. Синдром ангины у детей. Этиологическая структура. Кокковые и вирусные ангины. Дифтерия зева. Ангина при гематологических заболеваниях. Дифференциальный диагноз и врачебная тактика. Обсуждена на заседании кафедры «26» августа 2016г. протокол № 1 Методическая разработка составлена ассистентом кафедры, к.м.н. Лагодиной Н.А. «______»_______________ 20 г. Ставрополь, 2016 г. Занятие №7. «Вакцинопрофилактика у детей. Национальный календарь профилактических прививок и организационные вопросы его реализации. Характеристика вакцинных препаратов. Прививочные реакции и осложнения. Синдром ангины у детей. Этиологическая структура. Кокковые и вирусные ангины. Дифтерия зева. Ангина при гематологических заболеваниях. Дифференциальный диагноз и врачебная тактика. 2. Актуальность темы (мотивация): Ангина является весьма распространенным заболеванием в детском возрасте. В практической работе следует различать ангину, как самостоятельное заболевание и ангину, возникающую на фоне другого инфекционного процесса. 3. Учебные и воспитательные цели: 3.1 Общая цель – изучить ангину, как самостоятельную нозологическую единицу. Изучить дифференциально-диагностические принципы заболеваний, сопровождающихся синдромом ангины у детей, принципы терапии и профилактики. 3.2 Частные цели (задачи): Студент должен знать:
Студент должен уметь:
4. Схема интегративных связей: при подготовке к занятиям необходимо восстановить приобретенные на предыдущих курсах знания из разделов нормальной физиологии и анатомии, патологической физиологии и анатомии, пропедевтики детских болезней, инфекционных болезней, детской оториноларингологии, клинической фармакологии. 5. Вопросы для самостоятельной работы студентов и самоконтроля во внеучебное время: 5.1 Формулировка вопроса:
6. Рекомендуемая литература студенту: Обязательная:
4. «Пропедевтика детских болезней»: учебник + CD/ под редакцией Н.А. Геппе – М., 2008. 464 с. 5. «Детские болезни»: учебник в 2 т. + CD/ под ред. И.Ю. Мельниковой. – М., 2009.–540 с. Дополнительная:
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ВАКЦИНАЦИИ Противопоказания к вакцинации устанавливают в целях снижения потенциально возможных поствакцинальных осложнений. За последние годы научные исследования и практический опыт позволили пересмотреть и существенно сократить список противопоказаний, особенно широко применявшихся в нашей стране. Нередко врачи трактуют определенные отклонения в состоянии ребенка как противопоказания, которые в действительности ими не являются. К таким «ложным противопоказаниям» относятся:
Не являются также противопоказаниями анамнестические данные с указанием на:
Однако необходимо помнить, что при решении вопроса о возможности проведения прививок у детей с отклонениями в состоянии здоровья необходимо учитывать фазу заболевания, характер проводимой терапии, наличие компенсации поврежденных функций. Другая группа состояний требует лишь отсрочки в проведении иммунизации. Временные противопоказания Прививку откладывают:
Постоянные противопоказания Противопоказаниями для введения всех вакцин являются:
ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА Принято считать, что естественного и трансплацентарного иммунитета при туберкулезе не существует. Специфический иммунный ответ формируется после вакцинации БЦЖ или после инфицирования МВТ, которое может завершиться заболеванием. Поэтому ВОЗ рекомендует начинать вакцинацию против туберкулеза как можно раньше после рождения ребенка. Вакцинация включена в календари профилактических прививок 177 стран. Характеристика вакцинных препаратов Вакцинацию против туберкулеза проводят вакциной BCG (Baccille Calmette-Guerin), названной по имени французских ученых, ее создавших. Вакцина состоит из живых аттенуированных авирулентных бычьих микобактерий туберкулеза (вакцинальный штамм). Для вакцинации против туберкулеза применяют вакцины БЦЖ и БЦЖ-М. Последняя предназначена для щадящей иммунизации. Эту вакцину используют для вакцинации новорожденных, имеющих противопоказания к введению вакцины БЦЖ, а также для вакцинации всех новорожденных на территориях с благополучной эпидемической ситуацией по туберкулезу. В вакцине БЦЖ-М уменьшено вдвое содержание бактериальной массы в прививочной дозе. Вакцину БЦЖ применяют как для вакцинации, так и для ревакцинации, БЦЖ-М – для вакцинации. Схемы вакцинации Первичную вакцинацию проводят здоровым новорожденным детям на 3-7 день жизни. Детей с тяжелой перинатальной патологией вакцинируют перед выпиской из отделения патологии новорожденных. Дети с длительно сохраняющимися медицинскими отводами прививаются в условиях детской поликлиники. Если противотуберкулиновая вакцинация была отложена более чем на 2 месяца, перед вакцинацией ставят пробу Манту с 2 ТЕ. Вакцинируются дети с отрицательной реакцией на туберкулин. Реакция считается отрицательной при полном отсутствии инфильтрата или гиперемии или при наличии уколочной реакции (1 мм). Интервал между пробой Манту и вакцинацией должен быть не менее 3 дней и не более 2 недель. Ревакцинации подлежат здоровые дети и подростки в декретированных возрастах, имеющие отрицательную реакцию Манту с 2 ТЕ. RV1 (вакцинированных при рождении) производится в возрасте 6-7 лет (учащиеся 1-х классов). RV2 – в возрасте 14-15 лет (учащиеся 9 классов, а также средних специальных заведений – техникумов, колледжей и др. на первом году обучения). В неблагоприятных по эпидемиологии туберкулеза регионах проводится ревакцинация в междекретированных возрастах детям и подросткам, у которых отсутствуют постпрививочные знаки, через 2 года после вакцинации и через 1 год – после предыдущей ревакцинации. В эти же сроки осуществляется ревакцинация детей и подростков, имевших в декретированных возрастах временные медицинские отводы от прививок. Способ введения При первичной вакцинации и ревакцинации вакцины БЦЖ и БЦЖ-М вводят в объеме 0,1 мл строго внутрикожно на границе верхней и средней трети наружной поверхности левого плеча. При правильной технике введения должна образоваться папула беловатого цвета, исчезающая обычно через 15-20 минут. Поствакцинальный иммунитет. Введение вакцины БЦЖ индуцирует относительную защиту против туберкулеза. Иммунитет, индуцированный вакциной БЦЖ, формируется примерно через 6-8 недель после вакцинации и в более ранние сроки после ревакцинации. Прививочные реакции и осложнения Прививочная реакция: как правило, на месте внутрикожного введения вакцины БЦЖ (или БЦЖ-М) развивается местная специфическая реакция в виде инфильтрата диаметром 5-10 мм с небольшим узелком в центре и с образованием корочки. В ряде случаев отмечается пустуляция с незначительным серозным отделяемым. Местный вакцинальный процесс может развиваться в течение 2-6 мес., причем у вакцинированных в период новорожденности прививочная реакция появляется через 4-6 недель, а после ревакцинации может проявляться на первой неделе после прививки. Такие реакции считаются нормальными и подвергаются обратному развитию без всякого лечения. Обратное развитие изменений на месте прививки обычно происходит в течение 2-4 месяцев, а у части детей – и в более длительные сроки, после чего на этом месте остается поверхностный втянутый рубчик 3-10 мм в диаметре. При хорошей техники прививок и правильном хранении вакцины рубчик на месте прививки образуется у 90—95 % привитых. Поствакцинальные осложнения делятся на 4 категории: 1-ая категория – локальные поражения (встречаются наиболее часто). Это:
2-ая категория – персистирующая и диссеминированная БЦЖ-инфекция без летального исхода (волчанка, оститы и др.). Они встречаются крайне редко (0,1 на 100 тыс. вакцинированных). 3-я категория – диссеминированная БЦЖ-инфекция по типу генерализованного поражения с летальным исходом. Она отмечается при врожденном иммунодефиците (хроническая гранулематозная болезнь, иммунодефицит швейцарского типа) и встречается с частотой 3,5-4 на 1 млн. привитых. 4-ая категория – пост-БЦЖ синдром (проявления заболевания, возникшего вскоре после вакцинации БЦЖ, главным образом, аллергического характера, узловатая эритема и т. д.). 30-40 % осложнений после вакцинации связаны с нарушением техники проведения прививки, 30 % – с сопутствующей патологией у ребенка и только 30 % осложнений действительно связаны с введением самой живой вакцины. Все осложнения возникают через несколько недель и даже месяцев после вакцинации. Противопоказания:
ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКА ГЕПАТИТА В Вакцинация против гепатита В была введена в Национальный календарь профилактических прививок в 1996 году приказами Минздравмедпрома Росси от 03.06.96 №226 и Госкомсанэпиднадзора России от 21.05.96 №79. |
Методические рекомендации к практическому занятию для студентов VI... Методы лабораторной диагностики гл: биохимический, иммунологический, вирусологический, оценка свертывающей системы крови. Их диагностическая... |
Методические рекомендации к практическому занятию для студентов V... Занятие №8 часть 2 «Инфекционно – воспалительные заболевания органов мочевой системы у детей. Пиелонефрит первичный и вторичный.... |
||
Методические рекомендации к практическому занятию для студентов VI... Мочевой синдром при гл, дифференциальный диагноз с острыми гломерулонефритами, интерстициальным нефритом, инфекционно-воспалительными... |
Методические рекомендации к практическому занятию для студентов VI... Занятие №8 «Синдром ангины у детей. Этиологическая структура. Кокковые и вирусные ангины. Дифтерия зева. Ангина при гематологических... |
||
Методические рекомендации к практическому занятию для студентов VI... Этиология вирусных диарей. Патогенез, клиническая характеристика. Диагноз и дифференциальная диагностика (холера). Принципы терапии.... |
Методические рекомендации к практическому занятию для студентов VI... Патронаж новорожденного и грудного ребенка (с патронажной сестрой или участковым педиатром). Понятие о недоношенности, задержке внутриутробного... |
||
Методические рекомендации к практическому занятию ( для студентов... Подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (фгос) по специальности среднего профессионального... |
Методические рекомендации для студентов при подготовке к практическому... Занятие №8 «Заболевания органов мочевой системы у детей в условиях поликлиники. Структура, ранняя диагностика и дифференциальная... |
||
Тесты по реанимации и интенсивной терапии для студентов 6 курса специальности «лечебное дело» |
Методические рекомендации для студентов 6 курса по организации и... Целью государственной итоговой аттестации является определение соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных... |
||
Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков... Учебное пособие предназначено для студентов медицинских вузов по специальности «Лечебное дело» ипрактикующих врачей |
Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по... Содержание работы врача дошкольно-школьного отделения детской поликлиники |
||
Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по... Содержание профилактической работы врача педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому |
Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по... Содержание профилактической работы врача педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому |
||
Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по... Содержание профилактической работы врача педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому |
Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по... Содержание профилактической работы врача – педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому |
Поиск |