Скачать 2.13 Mb.
|
Е.А. Пивень, Н.А. Дрожжина, Л.В. Максименко, А.В. Бреусов РУКОВОДСТВО К ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ И ГИГИЕНЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ОСНОВАМИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Книга 4 Учебное пособие для студентов специальности «Лечебное дело» Под редакцией д-ра фарм. наук А.В. Фоминой Рецензенты: Заведующий кафедрой профильных гигиенических дисциплин ГБОУ ВПО «Рязанский государственный медицинский университет им. Акад. И.П. Павлова», доктор медицинских наук, профессор В.А. Кирюшин; Главный врач ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве», доктор медицинских наук А.В. Иваненко Е.А. Пивень, Н.А. Дрожжина, Л.В. Максименко, А.В. Бреусов Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков и гигиене лечебно-профилактических организаций с основами общественного здоровья и здравоохранения: Учеб. пособие для студентов специальности «Лечебное дело». Книга 4 / Под ред. д-ра фарм. наук А.В. Фоминой. – М.: РУДН, 2011. – 183 с. В учебном пособии изложены основные вопросы по гигиене детей и подростков и гигиене лечебно-профилактических организаций. Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой по специальности 060101 «Лечебное дело» и охватывает рекомендованную тематику учебных занятий по гигиене («Профессиональный цикл» дисциплин). В пособии нашли отражение общие закономерности роста и развития детского организма, гигиенические основы режима дня и питания детей и подростков. Рассмотрены проблемы состояния здоровья детей и подростков и факторы, оказывающие на него влияние. Изложены гигиенические рекомендации по учебно-воспитательному процессу. Большое место отведено гигиеническим требованиям к планировке, санитарно-техническому благоустройству, оборудованию и содержанию дошкольных организаций, общеобразовательных учреждений и организаций, осуществляющих больничную деятельность. В учебном пособии рассмотрены современные гигиенические проблемы больничного строительства, гигиенические требования к размещению и планировке организаций, осуществляющих медицинскую деятельность. Представлена система санитарно-гигиенических мероприятий по созданию охранительного режима и благоприятных условий пребывания больных и персонала в медицинских организациях. Наряду с теоретическим курсом в пособии рассмотрены темы практических занятий по оценке состояния здоровья и физического развития детей и подростков, а также экспертизе проектов дошкольных организаций, школьных образовательных учреждений и объектов здравоохранения. Учебное пособие предназначено для студентов медицинских вузов по специальности «Лечебное дело» и практикующих врачей. Подготовлено на кафедре общественного здоровья, здравоохранения и гигиены медицинского факультета РУДН. СОДЕРЖАНИЕ Введение. Е.А. Пивень……………………………………...…4 Раздел I. Гигиена детей и подростков…………………………7 Тема 1. Гигиеническая оценка здоровья и физического развития детей и подростков. Л.В. Максименко……………..7 Тема 2. Гигиенические требования к планировке и благоустройству общеобразовательных учреждений и дошкольных организаций (ДО). Е.А. Пивень …………... …49 Раздел II. Гигиена лечебно-профилактических организаций……………………………………………...…125 Тема 1. Санитарно-гигиенические и санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации организаций, осуществляющих медицинскую деятельность. Н.А. Дрожжина……………………………..……………………...125 Тема 2. Организация амбулаторно-поликлинической помощи взрослому населению. Основные направления модернизации здравоохранения России. А.В. Бреусов……………………176
Введение Гигиена детей и подростков - это научная дисциплина, которая изучает вопросы охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения. Этот самостоятельный раздел общей гигиены анализирует влияние многочисленных биологических, санитарно-гигиенических, социально-экономических и природно-экологических факторов среды на физическое и умственное развитие и здоровье детского и подросткового населения. Гигиена детей и подростков занимается научной разработкой гигиенических норм, рекомендаций и оздоровительных мероприятий в отношении организованных детских коллективов. Гигиенические нормативы характеризуют условия, обеспечивающие благоприятные взаимоотношения организма со средой обитания. Необходимость выделения этого раздела гигиены объясняется анатомо-физиологическими особенностями организма в детском возрасте, когда защитные механизмы развиты недостаточно, что приводит к нарушению равновесия организма и окружающей среды вследствие несовершенства механизмов регуляции. Детский организм более чувствителен к неблагоприятным факторам окружающей среды, чем организм взрослых, а потому требуется создание таких внешних условий в процессе обучения и воспитания, которые не только исключали бы возможность вредных влияний, но и способствовали укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успеваемости учащихся и их работоспособности. Все гигиенические мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей и подростков должны проводиться дифференцированно с учетом возрастных особенностей и функциональных возможностей растущего организма. Гигиена детей и подростков тесно связана с биологией, возрастной морфологией и физиологией. Общебиологические законы развития широко используются в трактовке проблемы роста и развития детского и подросткового организма, а возрастная морфология и физиология составляют естественную основу гигиены детей и подростков. Проблема охраны здоровья детей постоянно занимала важное место в трудах виднейших отечественных медиков и педагогов: Н.П. Гундобина, Ф.Ф. Эрисмана, А.Н. Доброславина, Н.И. Пирогова, В.Е. Игнатьева, Г.В. Хлопина, Д.Д. Бекарюкова, П.Ф. Лесгафта, К.Д. Ушинского, а также таких известных общественных деятелей и ученых как Н.А. Семашко, А.В. Мольков, А.Я. Гуткин, П.М. Ивановский, А.А. Минх, Г.Н. Сердюковская и др. Гигиене детей и подростков в настоящее время уделяется особое внимание, так как в последние годы наметилась тенденция ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения. Неблагоприятные санитарно-гигиенические факторы относятся к достаточно мощным причинам нарушения здоровья. Поэтому в принятом в 1999 г. Законе РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ статья 28 посвящена санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям воспитания и обучения, где отмечается, что «В дошкольных и других образовательных учреждениях, независимо от организационно-правовых форм, должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства» и далее: «Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные и иные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция, допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам». Гигиена лечебно-профилактических учреждений (организаций) - это научная дисциплина, которая разрабатывает гигиенические нормативы и требования к размещению, планировке и санитарно-техническому обеспечению организаций, осуществляющих медицинскую деятельность с целью создания оптимальных условий пребывания больных, эффективного проведения лечебно-реабилитационного процесса и благоприятных условий труда медицинского персонала. РАЗДЕЛ I. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Тема 1. Гигиеническая оценка здоровья и физического развития детей и подростков Цель работы: сформировать у студентов представление о гигиенических основах обеспечения нормального роста и развития; о факторах, формирующих здоровье детей и подростков; об основных показателях, методах изучения и оценки физического развития детей и подростков. Вопросы теории: критерии групп здоровья; связь здоровья и физического развития; понятие о темпах и гармоничности физического развития; принципы и подходы к оценке физического развития и здоровья детей и подростков. Студент должен: Знать: возрастная периодизация детей и подростков, взаимосвязь физического развития и здоровья, классификационные признаки групп здоровья, темпов (норма, акселерация и ретардация) и гармоничности физического развития, методы изучения физического развития (саматоскопия, соматометрия, физиометрия) и методы оценки физического развития детей и подростков (регрессионный, сигмальный, комплексный). Уметь: установить группу здоровья ребенка, изучить и дать гигиеническую оценку индивидуального и коллективного физического развития. Понятие здоровья и физического развития детей и подростков Здоровье. По уставу ВОЗ «здоровье - это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия». Здоровье представляет собой состояние оптимального функционирования организма, позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои социальные функции или многомерный динамический признак, взаимосвязанный с природной и социальной средой обитания. Факторы, формирующие здоровье детей и подростков
4. Социальные факторы включают питание, образ жизни, низкую медицинскую активность, антисанитарные условия, гигиеническую безграмотность, войны, терроризм и пр. Около 2% врожденных пороков развития связаны с воздействием тератогенных факторов на организм матери во время беременности (сахарный диабет, краснуха, цитомегалия, токсоплазмоз и пр., внешнее и внутреннее облучение ионизирующим излучением (особенно опасны быстрые нейтроны), прием некоторых медикаментов - толидамида, фенобарбитала и фенитаина, противоопухолевых алкилирующих препаратов, колхицина, некоторых антибиотиков, алкоголя и пр.). В последнее время к факторам риска для здоровья детей относят и возраст родителей при зачатии - более 35 лет и менее 18 лет у матери, более 40 лет у отца, и близкородственные браки, и антисоциальный образ жизни родителей, который, как правило, связан с наркоманией и беспорядочными половыми связями, что приводит к врожденной наркомании, врожденным венерическим заболеваниям и СПИДу у детей. Питание (рациональность, сбалансированность и соответствие возрасту, экологическая чистота пищи), как основной фактор, формирующий здоровье, определяет пищевой статус детей и подростков, непосредственно проявляющийся в уровне здоровья и физического развития ребенка. Уровень распространенности инфекционных заболеваний обусловлена санитарными условиями и санитарной культурой населения. К социальным причинам относится игнорирование населением прививок против дифтерии, кори и полиомиелита. К социальным факторам относится и экологическая ситуация (более 25% заболеваний человека обусловлены загрязнением окружающей среды). Заболеваемость и смертность детей и подростков – индикатор экологической ситуации в регионе. К экологическим заболеваниям относят также природно-очаговые инфекционные заболевания (рикетсиозы, лептоспирозы, клещевой энцефалит и ряд других), вспышки которых связывают с нарушением экологического равновесия в природе, что справедливо в первую очередь для регионов, где эти заболевания давно или ранее не фиксировались. Заболеваемость детей флюорозом и кариесом, эндемическим зобом, уролитиазом (мочекаменной болезнью), стронциевым и молибденовым рахитом связана с эндемическими факторами, а именно, избыточным или недостаточным содержанием некоторых элементов в питьевой воде и пище в биогеохимических провинциях природной и антропотехногенной природы. Вооруженные конфликты, войны, террористические акты, разруха, обнищание населения, неполные семьи и тому подобное прямо или косвенно влияют на здоровье и физическое развитие детей и подростков. Базовые критерии комплексной оценки состояния здоровья детей: наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса); уровень функционального состояния основных систем организма; степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям; уровень достигнутого развития и степень его гармоничности. Группы здоровья. К I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений; Ко II группе здоровья относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее M-1сигма) или избыточной массой тела (масса более M+2сигма ), дети часто и/или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями; дети с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций; К III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста; К IV группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере, ограничивает возможность обучения или труда ребенка; К V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда. Кроме этого разработан алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте 3-17 лет по классам, группам и отдельным нозологическим формам болезней (Приложение 1). В данный перечень вошли наиболее часто диагностируемые нарушения здоровья и развития. Основным методом, позволяющим получить характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр. Мониторинг состояния здоровья детей и подростков должен проводиться, начиная с детских дошкольных учреждений, охватывать общеобразовательные учреждения общего и коррекционного типа, интернаты, учебные заведения профессионального образования. Массовыми профилактическими осмотрами должны быть охвачены дети в возрасте от 3 до 18 лет. Этапы профилактического медицинского осмотра:
Сроки проведения профилактических осмотров дошкольников: в 3 года (или при поступлении в дошкольное учреждение), за год до поступления в школу (в 5-6 лет), перед поступлением в школу (в 6-7 лет). «Декретированные сроки» проведения осмотров школьников (цель - отслеживание динамики школьных болезней): в конце 1-го года обучения, в 10 лет (в 4 классе), в 12 лет (в 6 классе), в 14–15 (в 8–9 классах), в 16 лет (в 10 классе), в 17 лет (в 11 классе). В те возрастные периоды, когда осмотры не проводятся, 1 раз в год осуществляются доврачебное скрининг-тестирование и профилактический осмотр врачом-педиатром, работающими в образовательном учреждении. Показатели оценки здоровья детских и подростковых коллективов: общая и инфекционная заболеваемость, индекс здоровья (доля длительно и часто болеющих детей), распространенность и структура хронических заболеваний, доля детей с нормальным физическим развитием и имеющих недостатки в умственном и психическом развитии, распределение детей и подростков по группам здоровья. Применение результатов комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков:
|
Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене для студентов специальности «фармация» ... |
Учебное пособие «деменция при болезни альцгеймера» Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 060101 лечебное дело, 060105 медико-профилактическое дело,... |
||
Учебное пособие для студентов специальность 31. 02. 01 «Лечебное дело» Учебное пособие для студентов специальность 31. 02. 01 «Лечебное дело» пм 03. Мдк 03. 01. 01. Оказание посиндромной неотложной медицинской... |
Учебное пособие для студентов специальность 31. 02. 01 «Лечебное дело» Учебное пособие для студентов специальность 31. 02. 01 «Лечебное дело» пм 03. Мдк 03. 01. 01. Оказание посиндромной неотложной медицинской... |
||
Учебное пособие Оренбург ... |
Учебное пособие подготовлено для самостоятельной внеаудиторной работы... Учебное пособие предназначено для обучающихся по специальности 31. 05. 01 Лечебное дело |
||
Учебное пособие подготовлено для самостоятельной внеаудиторной работы... Учебное пособие предназначено для обучающихся по специальности 31. 05. 01 Лечебное дело |
Учебное пособие для студентов специальности 271200 «Технология продуктов... Учебное пособие предназначено для изучения теоретической части курса «Ресторанное дело». Предназначено для студентов вузов, преподавателей.... |
||
Сборник лекций по неврологии учебное пособие Учебное пособие составлено сотрудниками курса нервных болезней. Предназначено в помощь студентам IV-V курсов медицинского факультета... |
Учебное пособие для студентов по дисциплине «общие аспекты сестринского ухода» Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Сестринское дело», «Акушерское дело» |
||
Учебное пособие содержит теоретический материал и изложение методик... Гигиена труда и лечебно-профилактических учреждений в стоматологии. Гигиена детей и подростков. Здоровый образ жизни |
Пособие для самостоятельной работы студентов по специальностям 34.... Учебное пособие предназначено для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов по специальностям 34. 02. 01. Сестринское... |
||
Учебное пособие предназначено для студентов 3 6-го курсов специальностей «Лечебное дело» Учебное пособие предназначено для студентов 3 6-го курсов специальностей «Лечебное дело» 31. 05. 01, «Педиатрия» 31. 05. 03, «Стоматология»... |
Учебное пособие к практическим занятиям для студентов специальности 050715 «Логопедия» Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями действующего Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |
||
Учебное пособие для студентов специальности 090800 «Бурение нефтяных и газовых скважин» Учебное пособие предназначено для студентов технических вузов, обучающихся по направлению “Нефтегазовое дело” |
Учебное пособие для студентов 6 курса, обучающихся по специальности... Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов 6 курса при подготовке к практическим занятиям |
Поиск |