Методические рекомендации к практическому занятию ( для студентов II курса обучения ) по теме: «фармакодинамика»

Методические рекомендации к практическому занятию ( для студентов II курса обучения ) по теме: «фармакодинамика»


Скачать 281.2 Kb.
Название Методические рекомендации к практическому занятию ( для студентов II курса обучения ) по теме: «фармакодинамика»
Тип Методические рекомендации
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические рекомендации


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

(для студентов II курса обучения)

ПО ТЕМЕ: «ФАРМАКОДИНАМИКА»
ОП.07

ФАРМАКОЛОГИЯ



Подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 34.02.01 Сестринское дело, приказ Минобрнауки № 514 от 12.05.14 г/ приказ Минобрнауки № 502 от 12.05.2014 г

Подготовила

Камаева Лариса Викторовна

ГПОУ «Тульский областной медицинский колледж»


При разработке методических рекомендаций для студентов к занятию по теме «ФАРМАКОДИНАМИКА» учебной дисциплины «ФАРМАКОЛОГИЯ» в основу положены:

  • ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело утвержденный Министерством образования и науки РФ приказ № 514 «12» мая 2014 г., приказ № 502 «12» мая 2014 г

  • Рабочая программа по дисциплине «ФАРМАКОЛОГИЯ»


Актуальность темы

В связи с тем, что каждый год на мировом рынке появляется и регистрируется огромное количество лекарственных препаратов, фармакотерапия стала универсальным методом лечения большинства заболеваний. С помощью лекарственных средств можно воздействовать практически на все психические и физиологические функции организма человека.

Фармакодинамика – важный раздел общей фармакологии, изучающий механизм специфического действия лекарственных средств на организм, особенности комбинированного применения препаратов и реакции, обусловленные длительным приемом и отменой лекарственных средств. Изучение данной темы позволит будущим медицинским сестрам успешно ориентироваться в возрастающем потоке лекарственных средств и условиях, обеспечивающих эффективное и безопасное их использование.

Цель занятия:

Изучение данной темы учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных компетенций (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

и профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- механизмы реализации фармакотерапевтического эффекта лекарственных средств;

- факторы, влияющие на реализацию фармакотерапевтического воздействия лекарств на организм;

- виды действия лекарственных средств;

- виды доз лекарственных средств;

- побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии;

- реакции, обусловленные длительным приемом лекарственных средств;

- реакции, обусловленные отменой лекарственных средств;

- закономерности фармакодинамики лекарственных средств;

- понятие и виды ятрогений.

В результате освоения данной темы обучающийся должен уметь:

- находить сведения о механизме действия лекарственных препаратов в предоставленной к нему аннотации, с использованием справочной литературы, или в доступных базах данных;

- ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств с определенным механизмом действия;

- ориентироваться в результатах взаимодействия лекарственных средств между собой.

Продолжительность занятия: 2 часа.
Место проведения занятия: учебная аудитория.
Оснащение занятия: мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, экран), таблицы, ситуационные задачи, тестовые задания.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
Основные термины.

1.Фармакотерапия изучает лечебные действия лекарственных средств при различных заболеваниях, определяет дозы и схемы их применения.

2. Фармакодинамика изучает механизм и особенности специфического действия лекарственных средств на организм, а также изменения органов и систем под влиянием лекарств.

3.Медиаторы – это от латинского «посредник», активные химические вещества, обуславливающие передачу возбуждения в синапсе.

4.Рецепторы – это специфические нервные образования, окончания нервных волокон, способные возбуждаться при действии раздражителя.

5.Терапевтическая широта действия – это диапазон доз от минимальной терапевтической до минимальной токсической (или максимальной терапевтической).

6. Местное действие проявляется в местах приложения (нанесения или введения) лекарственного вещества.

7. Общее (резорбтивное) действие – это действия на весь организм, возникающее после поступления лекарственного вещества из крови в органы и ткани.

8.Привыкание, толерантность – снижение фармакологической эффективности лекарственного средства при повторных приемах .

9. Тахифилаксия – это быстрое привыкание.

10. Синдром отмены – это тяжелый симптомокомплекс, развивающийся при внезапном прекращении приема лекарственных средств или резком снижении его дозы после длительной предшествующей терапии.

11. Лекарственная зависимость – это психическое или физическое состояние, характеризующееся поведенческими и другими реакциями, которые включают непреодолимое желание к повторному приему лекарственного средства, чтобы избежать дискомфорта.

12. Кумуляция – это усиление действия при повторном введении лекарственного средства в результате его накопления в организме.

13. Антагонизм лекарственных средств – это взаимодействие лекарственных средств, при котором происходит снижение или исчезновение части или всех фармакологических эффектов одного лекарственного средства под влиянием другого.

14. Несовместимость лекарственных средств – это такое сочетание компонентов лекарственных средств, при котором в результате взаимодействия веществ между собой или проявления противоположного действия существенно изменяются их свойства и фармакологическая активность.

15. Ятрогения – это изменения здоровья пациента к худшему, вызванные неосторожным действием или словом врача.
Механизмы реализации действия лекарственных средств:

  • Воздействие на специфические рецепторы

  • Действие на ферменты

  • Физико-химическое действие на мембраны клеток (изменение транспорта ионов)

  • Прямое химическое взаимодействие с молекулами и ионами внутри клеток

  • Действие на гены


Действие на специфические рецепторы.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

АНАТОМИЧЕСКИ

ЦНС (головной и спинной мозг) ПНС

(корешки, сплетения, ЧМН, перифер.

нервы)

ЭФФЕРЕНТНАЯ ИННЕРВАЦИЯ
ВЕГЕТАТИВНАЯ ИННЕРВАЦИЯ
внутренние ганглий

органы

АцХ АцХ парасимпатическое

МхР NхР волокно

внутренние ганглий

органы

НА АцХ симпатическое

NхР волокно

АдР


СОМАТИЧЕСКАЯ ИННЕРВАЦИЯ

поперечно-полосатая мышца

АцХ двигательное

NхР волокно
NхР NхР

надпочечник
синокаротидная зона


Виды действия лекарственных средств.


1. В зависимости от локализации фармакологического эффекта.

1. Местное действие

Проявляется на месте нанесения (введения) лекарственного средства.

2. Резорбтивное действие


Наступает в результате поступления лекарственного средства в общий ток крови и затем в ткани.

2. По механизму возникновения эффектов.

3. Прямое действие

Реализуется в месте контакта вещества с тканями.

4. Рефлекторное действие

Является разновидностью косвенного действия, в котором наибольшее значение имеют рефлекторные нервные связи.

5. Обратимое действие

Если изменения в органах и тканях исчезают после прекращения применения ЛС.

6. Необратимое действие

Если изменения, после действия ЛС не исчезают (прижигающие, коагулирующие, цитостатические средства).

3. По клиническим проявлениям.

7. Главное действие

Лечебное положительное, желаемое действие ЛС, ради которого оно было создано.

8. Сопутствующее действие

Действие лекарственного вещества, также оказывающее терапевтический эффект

9. Побочное действие (аллергическое и неаллергическое)

Нежелательное действие ЛС, которое может быть причиной осложнений.

10. Токсическое действие

Возникает при передозировке (выше максимальной терапевтической дозы) лекарственных средств списков А и Б.

11. Канцерогенное действие

Способность лекарственных веществ вызывать развитие злокачественных опухолей.

12. Фетотоксическое действие

Неблагоприятное действие ЛС, принимаемых в более поздние сроки беременности и проникающих через плацентарный барьер в ткань плода (поражение слуховых нервов, нарушение развития костной ткани).

13. Эмбриотоксическое действие

Неблагоприятное действие лекарственных веществ на плод в начале беременности, приводящее к гибели плода и выкидышу.

14. Тератогенное действие

При приеме ЛС в первом триместре беременности (первые 12 недель) может быть нарушение внутриутробного развития плода и появление врожденных уродств (заячья губа, отсутствие конечностей и др.).


Виды ятрогении.

1. Психогенная

Проявляется в виде различных расстройств психики: неврозов, психозов, фобий, тревоги, депрессии

2. Лекарственная

Вызывается действием лекарств: побочные эффекты, в том числе аллергические, лекарственная непереносимость, зависимость, психозы, реакции на прививки

3. Травматическая

Возникает под действием медицинских инструментов и приборов.

4. Инфекционная

Инфекционные заболевания, заражение которыми произошло в результате оказания любых видов медицинской помощи

5. Смешанная

Комбинации вышеизложенных видов ятрогении в любом сочетании.



Инструкция по применению лекарственного препарата.

Фармакологическая характеристика

1. Общая характеристика

А) Название

Б) Описание лекарственной формы

В) Состав

Г) Фармакологическая группа

2. Фармакологические свойства

А) Фармакодинамика

  • Фармакодинамические свойства всех активных компонентов

  • Механизм (первичная фармакологическая реакция) главного фармакологического (терапевтического ) действия и возможных нежелательных эффектов

  • Токсикологическая характеристика (включая тератогенность, мутагенность канцерогенность и др.)

  • Зависимость особенностей действия от возраста, пола, у беременных, кормящих, при нарушениях функций различных органов (жкт, ссс, печени, почек…)

Б) Фармакокинетика

3.Показания к применению

4.Способ применения и дозы

5.Побочное действие

  • Все возможные нежелательные явлен6ия и осложнения, которые можно прогнозировать на основании токсикологических экспериментов

  • Возможность индивидуальной непереносимости, повышенной чувствительности, изменение эффективности при многоразовом применении

6.Противопоказания

7.Взаимодействие с другими лекарственными препаратами

  • Сведения о возможных отрицательных формах взаимодействия

  • Фармацевтические взаимодействия

  • Фармакологические – динамические и кинетические взаимодействия

8. Передозировка

  • Предполагаемые признаки острого и хронического отравления

  • Методы оказания помощи

  • Способы предупреждения отравлений

9. Особые указания

10.Форма выпуска

11. Условия хранения

12. Срок годности

13.Организация разработчик
План-хронокарта проведения занятия


п/п

Этапы занятия

Время

Действия

преподавателя

Действия

учащихся

1

Вводная часть

  • Организационный момент

  • Мотивация

  • Цели занятия


3 мин
4 мин

3 мин

Объявление темы

Мотивация

Объявление плана занятия, целей и

задач.

Воспринимают

Задают вопросы

2

Основная часть занятия

  • Актуализация опорных знаний (контроль исходного уровня знаний)

  • Формирование новых знаний, умений и навыков (работа с инструкциями лек. препаратов, таблицами), применение их на практике



25 мин

20 мин

Организует

обсуждение

публичных

выступлений,

объясняет правила работы с инструкцией на препарат, разъясняет значение фармакодинамики препаратов.

Ответы на контрольные вопросы, отработка практических навыков

3

Заключительная часть

  • Заключительный контроль

  • Подведение итогов

  • Домашнее задание



20 мин
10 мин

5 мин

Подводит итоги

занятия

Рекомендует для

самостоятельного изучения материал

Задают

вопросы по

теме занятия


Контрольные вопросы по теме «Фармакодинамика»

1. Дайте определение понятию «фармакодинамика», назовите основные механизмы действия лекарственных средств.

2. Перечислите виды действия лекарственных средств.

3. Какие виды доз Вам известны? Какая существует зависимость между дозой лекарственных веществ и весом больного, между дозой и возрастом больного?

4. Что такое терапевтическая широта действия?

5. В чем отличие побочного действия лекарственных веществ от токсического?

6. Какие реакции организма может вызвать повторное применение лекарственных средств?

7. Какие группы аллергических реакций различают?

8. Охарактеризуйте кумуляцию. В чем ее опасность?

9. Чем отличается привыкание организма к лекарственным средствам от ее зависимости?

10. Виды комбинированного действия лекарственных средств и их значение.

11. Какое значение имеет синергизм?

12. Назовите виды антагонизма. В каких случаях в медицине используются явления антагонизма?

13. Раскройте понятие о тератогенном, эмбриотоксическом, фетотоксическом действии лекарственных средств при беременности.

14. Охарактеризуйте понятие ятрогении. Назовите виды ятрогении. Дайте характеристику каждому виду.

15. Назовите виды лекарственной терапии.
Литература:

Основная


№ п/п

Наименование

Автор (ы)

Год, место

издания,

страницы

1

2

3

4

1.


2.


3.
4.


Учебник «Фармакология»


Учебник «Фармакология в рисунках и схемах»

Лекция «Введение в фармакологию»

Лекция «Нежелательные побочные реакции на лекарственные средства»


Н.И. Федюкович, Э.Д. Рубан

В.В. Годован


Е.В. Слободенюк, С.В.Дьяченко

Е.В. Слободенюк, С.В.Дьяченко

2015, Ростов-на-Дону, «Феникс»,  702 с
2009, Одесса, Одесский государственный мед. университет, том 1, 227 с

2013, Москва, «КНОРУС»,544 с
2013, Хабаровск, Дальневосточный государственный мед. университет,

186с
2013, Хабаровск, Дальневосточный государственный мед. университет, 297с



Дополнительная литература


№ п/п

Наименование

Автор (ы)

Год, место

издания,

страницы

1

2

3

4

1.

2.

3.

https://studsell.com/view/156138/30000

Cборник тестовых заданий по фармакологии
Учебное пособие «Основы фармакологии с рецептурой»

«Фармакология. Руководство к практическим занятиям».




Л.И. Сарсон

В.А.Астафьев

Р.Н. Аляутин, Н.Г. Преферанский, Н.Г. Преферанская



2005, Пушкинский мед. колледж
2016г, Москва, ООО «Издательство КноРус», 500 с
2010, ГЭОТАР-Медиа, 608 с



Самостоятельная работа студента и краткие рекомендации по ее выполнению.
1. Написание рефератов по теме «Фармакодинамика»:

1. Лекарственные ятрогении.

2. Комбинированное применение лекарственных средств: синергизм, антагонизм, несовместимость.

3. Токсическое и эмбриотоксическое действие лекарственных средств.
Реферат должен удовлетворять следующим требованиям:

  • правильно отражать основное содержание реферируемой научной темы;

  • изложение основных вопросов должно быть сжатым (в виде краткого пересказа), высказывания понятными;

  • содержать критические замечания и собственные выводы.

Структура реферата

1.Титульный лист.

Титульный лист оформляется по единым требованиям. Он содержит:

            -  название образовательного учреждения;

            -  тему реферата;

            - сведения об авторе;

            - сведения о руководителе;

            - наименование населенного пункта;

            - год выполнения работы.

2.Оглавление – излагается название составляющих глав реферата, указываются страницы.
I. Введение ………………………………………………………….стр.

II. Основная часть………………………………………………….. стр.

III. Заключение.……………………………………….…………….стр.

IV. Список литературы……………………………………………..стр.

V. Приложения……………………………………………………...стр.

3.Введение – формируется суть исследуемой проблемы и ее актуальность, обосновывается выбор темы. Указывается цель и задачи. Объем введения составляет 1-2 страницы. Иллюстрации в раздел «Введение» не помещаются.

4.Основная часть.

Имеет заглавие, выражающее основное содержание реферата, его суть. Главы основной части реферата должны соответствовать оглавлению реферата (простому или развернутому) и указанным в оглавлении страницам реферата. В этом разделе должен быть подробно представлен материал, полученный в ходе изучения различных источников информации (литературы). Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. Объем самого реферата – не менее 15 листов. Нумерация страниц реферата и приложений производится в правом верхнем углу арабскими цифрами без знака «№». Титульный лист считается первым, но не нумеруется. Страница с планом, таким образом, имеет номер «2».  

Основная часть должна включать в себя также собственное мнение учащегося.

5.Заключение – подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, указывается что интересно, что спорно, предлагаются рекомендации.

Объем заключения 1-2 страницы.

6.Список литературы.

Имеются в виду те источники информации, которые имеют прямое отношение к работе и использованы в ней. При этом в самом тексте работы должны быть обозначены номера источников информации, под которыми они находятся в списке литературы, и на которые ссылается автор. Эти номера в тексте работы заключаются в квадратные скобки, рядом через запятую указываются страницы, которые использовались как источник информации, например: [1, с.18]. В списке литературы скобки не ставятся. Оформляется список использованной литературы со всеми выходными данными. Он оформляется по алфавиту и имеет сквозную нумерацию арабскими цифрами.    

7. Приложения (карты, схемы, графики, диаграммы, рисунки, фото и т.д.).

Для иллюстраций могут быть отведены отдельные страницы. В этом случае они (иллюстрации) оформляются как приложение и выполняются на отдельных страницах. Нумерация приложений производится в правом верхнем углу  арабскими цифрами без знака «№».

Оформление реферата:

Реферат выполняется на стандартных страницах белой бумаги формата А-4 (верхнее, нижнее и правое  поля – 1,5 см; левое – 2,5 см).

Текст печатается обычным шрифтом  Times New Roman (размер шрифта – 12 кегель). Заголовки – полужирным шрифтом Times New Roman (размер шрифта – 14 кегель).

Интервал между строками – полуторный.

Текст оформляется на одной стороне листа.

Формулы, схемы, графики вписываются черной пастой (тушью), либо выполняются на компьютере.

Допускается рукописное оформление реферата.

Рекомендуемая литература по темам рефератов:

1. Харкевич Д. А. Фармакология с общей рецептурой. Учебник для мед. колледжей и училищ. М.: ГЭОТАР - медиа, 2009г. 464 с.,

2. Федюкович Н.И., Рубан Э.Д. Фармакология. Издание 12-ое. Ростов н/Д.: Феникс, 2015 г. 702 с., 3. Годован В.В. Фармакология в рисунках и схемах. Учебник . Одесса, 2009, Одесский государственный мед. университет, том 1, 227 с.

3. Астафьев В.А. Учебное пособие «Основы фармакологии с рецептурой». Москва: ООО «Издательство КноРус»2016г, 500 с.

4. Федеральный Закон от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (принят Государственной Думой 24 марта 2010 года, одобрен Советом Федерации 31 марта 2010 года).

Задания №1 в тестовой форме.

Выберите один правильный ответ.
1. Фармакодинамика изучает:

А) всасывание ЛС

Б) пути выведения ЛС

В) механизм действия ЛС

Г) распределение ЛС в организме
2. Как называется эффект, при котором один препарат усиливает действие другого:

А) антагонизм

Б) синергизм

В) привыкание

Г) кумуляция
3. Системное действие наступает:

А) на месте нанесения лекарственного средства

Б) в месте контакта вещества с тканями

В) после поступления ЛС в общий ток крови и в ткани

Г) при действии ЛС на чувствительные рецепторы и дальнейшем изменении состояния органов
4. Минимальная доза ЛС – это:

А) доза, которую нельзя превышать

Б) доза, при которой появляется терапевтический эффект

В) наиболее используемая доза

Г) наиболее безопасная доза
5. Действие лекарственных средств, начинающееся при раздражении (возбуждении) рецепторов определенной области тела называется:

А) избирательным

Б) местным

В) резорбтивным

Г) рефлекторным
6. Тахифилаксия – это:

А) усиление действия ЛС при повторном введении

Б) тяжелый симптомокомплекс, возникающий при отмене ЛС

В) быстрое привыкание

Г) лекарственная зависимости

7. Как называется процесс накапливания ЛВ в организме:

А) привыкание

Б) кумуляция

В) синергизм

Г) антагонизм

8. Тератогенное действие – это:

А) появление врожденных уродств при приеме некоторых ЛС

Б) гибель плода и выкидыш при приеме некоторых ЛС

В) способность ЛС вызывать развитие злокачественных новообразований

Г) нежелательное действие ЛС

9. Привыкание – это:

А) накопление лекарственного вещества в организме

Б) непреодолимое стремление к приему ЛС

В) пониженная реакция организма на повторное введение препарата в той же дозе

Г) нежелательное действие ЛВ при его применении в терапевтических дозах
10. Сумма фармакологических эффектов при применении нескольких лекарственных средств называется:

А) антагонизм

Б) полипрагмазия

В) потенцирование

Г) синергизм
11. Ятрогения – это:

А) несовместимость ЛС

Б) ухудшение состояния здоровья, вызванное неосторожным действием и словом медицинского работника

В) это изменение здоровья к худшему под действием ядов

Г) комбинированное действие ЛС

Правильные ответы: 1-В, 2-Б, 3-В, 4-Б, 5-Г, 6-В, 7-Б, 8-А, 9-В,10-В, 11-Б
Оценка результатов тестирования:

Студент сделал 0 ошибок - оценка «5»;

Студент сделал 1,2 ошибки – оценка «4»;

Студент сделал 3,4 ошибки – оценка «3»;

Студент сделал 4 ошибок и более – оценка «2».

Задание №2: заполните схему.
Дорисуйте на схеме расположение медиаторов (сверху) и соответствующих им рецепторов (снизу).


ЭФФЕРЕНТНЫЕ (ЦЕНТРОБЕЖНЫЕ) НЕРВЫ

ВЕГЕТАТИВНАЯ ИННЕРВАЦИЯ
внутренние ганглий

органы

парасимпатическое

волокно

внутренние ганглий

органы

симпатическое

волокно

СОМАТИЧЕСКАЯ ИННЕРВАЦИЯ


поперечно-полосатая мышца

двигательное

волокно

надпочечник
синокаротидная зона


Правильный ответ:
ЭФФЕРЕНТНЫЕ (ЦЕНТРОБЕЖНЫЕ) НЕРВЫ


ВЕГЕТАТИВНАЯ ИННЕРВАЦИЯ
внутренние ганглий

органы

АцХ АцХ парасимпатическое

МхР NхР волокно

внутренние ганглий

органы

НА АцХ симпатическое

NхР волокно

АдР

СОМАТИЧЕСКАЯ ИННЕРВАЦИЯ

поперечно-полосатая мышца

АцХ двигательное

NхР волокно
NхР NхР

надпочечник
синокаротидная зона

Задание №3: подберите соответствия.

К каждой букве подберите соответствующую цифру.
1. медиаторы нервные окончания

А) ацетилхолин 1) ГАМКергические

Б) норадреналин 2) холинергические

В) адреналин 3) адренергические

Г) серотонин 4) серотонинергические

Д) ГАМК
2. виды терапии и ятрогении соответствие

А) этиотропная 1) терапия

Б) патогенетическая 2) ятрогения

В) лекарственная

Г) инфекционная

Д) травматическая

Е) симптоматическая

Ж) превентивная
3. виды действия ЛС определение

А) рефлекторное 1) на месте нанесения ЛС

Б) системное 2) опосредуется влиянием на рецепторы

В) прямое 3) стойкие изменения структуры молекул

Г) местное 4) действие ЛС, также оказывающее

терапевтический эффект

Д) лечебное 5) в месте контакта ЛС с тканями

Е) обратимое 6) основное действие ЛС

Ж) сопутствующее 7) действие ЛС исчезает при окончании

его применения

З) необратимое 8) в результате поступления ЛС в общий

ток крови и затем в ткани
4. реакции при длительном приеме, отмене ЛС, комбинированном применении ЛС:
реакции определение

А) привыкание 1) реакции, обусловлены длительным

Б) антагонизм приемом и отменой ЛС

В) лекарственная зависимость 2) комбинированное действие ЛС

Г) несовместимость ЛС

Д) синдром отмены

Е) синергизм

Ж) абстинентный синдром

З) тахифилаксия

И) кумуляция

Правильные ответы: 1. А-2; Б-3; В-3; Г-4; Д-1 2. А-1; Б-1; В-1,2; Г-2; Д-2; Е-1;

Ж-1 3. А-2; Б-8; В-5; Г-1; Д-6; Е-7; Ж-4; З-3 4. А-1; Б-2; В-1; Г-2; Д-1; Е-2; Ж-1; З-1; И-1.

Оценка результатов задания:

Студен сделал 0-1 ошибок - оценка «5»;

Студент сделал 2-5 ошибок – оценка «4»;

Студент сделал 6-8 ошибок – оценка «3»;

Студент сделал 9 и более ошибок – оценка «2».


Задание №5: решите ситуационные задачи.
Задача №1.

У больного сердечной недостаточностью, длительно принимавшего сердечные гликозиды в терапевтических дозах, появились признаки отравления.

Назовите действие, которое стали оказывать препараты наперстянки и с каким явлением в организме связана данная ситуация.
Задача №2.

Пациенту с интенсивными послеоперационными болями неоднократно вводили наркотические анальгетики. После выписки из стационара в удовлетворительном состоянии бывший пациент неоднократно вызывал скорую помощь и обращался к лечащему врачу, симулируя болевые приступы. Объясните с каким явлением связано такое поведение.
Задача №3.

Лекарственный препарат (наркотический анальгетик) фентанил обычно дает хорошо выраженный, но кратковременный обезболивающий эффект. При одновременном введении его с дроперидолом ( препарат группы нейролептиков) время и сила действия фентанила увеличивается, что позволяет проводить небольшие по объему хирургические вмешательства без применения средств для наркоза. Объясните этот эффект в данной ситуации.

Задача №4. Женщина обратила внимание, что ее 6-месячная дочь не реагирует на звуки. При обследовании у девочки выявлена глухота. Из расспроса женщины выяснено, что во время беременности ей по поводу острого бронхита был назначен курс лечения гентамицином (антибиотик аминогликозид). Объясните действие гентамицина в данном случае.
Задача №1.

Правильный ответ: Действие препарата на организм токсическое, связано с кумуляцией (накоплением) препарата, так как он медленно инактивируется в печени и медленно выводится.
Задача №2.

Правильный ответ: Данное поведение связано с развитием у пациента синдрома лекарственной зависимости.
Задача №3.

Правильный ответ: Усиление эффекта фентанила под действием дроперидола называется синергизмом.
Задача №4.

Правильный ответ: В данном случае действие гентамицина – фетотоксическое.

Похожие:

Методические рекомендации к практическому занятию ( для студентов II курса обучения ) по теме: «фармакодинамика» icon Методические рекомендации для студентов к практическому занятию по...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет»...
Методические рекомендации к практическому занятию ( для студентов II курса обучения ) по теме: «фармакодинамика» icon Методические рекомендации к практическому занятию для студентов VI...
Методы лабораторной диагностики гл: биохимический, иммунологический, вирусологический, оценка свертывающей системы крови. Их диагностическая...
Методические рекомендации к практическому занятию ( для студентов II курса обучения ) по теме: «фармакодинамика» icon Методические рекомендации к практическому занятию для студентов V...
Занятие №8 часть 2 «Инфекционно – воспалительные заболевания органов мочевой системы у детей. Пиелонефрит первичный и вторичный....
Методические рекомендации к практическому занятию ( для студентов II курса обучения ) по теме: «фармакодинамика» icon Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 1...
Методические рекомендации предназначены для студентов, изучающих курс «Русский язык и культура речи». Методические рекомендации включают...
Методические рекомендации к практическому занятию ( для студентов II курса обучения ) по теме: «фармакодинамика» icon Методические рекомендации к практическому занятию для студентов VI...
Мочевой синдром при гл, дифференциальный диагноз с острыми гломерулонефритами, интерстициальным нефритом, инфекционно-воспалительными...
Методические рекомендации к практическому занятию ( для студентов II курса обучения ) по теме: «фармакодинамика» icon Методические рекомендации к практическому занятию для студентов VI...
Занятие №8 «Синдром ангины у детей. Этиологическая структура. Кокковые и вирусные ангины. Дифтерия зева. Ангина при гематологических...
Методические рекомендации к практическому занятию ( для студентов II курса обучения ) по теме: «фармакодинамика» icon Методические рекомендации к практическому занятию для студентов VI...
Характеристика вакцинных препаратов. Прививочные реакции и осложнения. Синдром ангины у детей. Этиологическая структура. Кокковые...
Методические рекомендации к практическому занятию ( для студентов II курса обучения ) по теме: «фармакодинамика» icon Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по...
Содержание работы врача дошкольно-школьного отделения детской поликлиники
Методические рекомендации к практическому занятию ( для студентов II курса обучения ) по теме: «фармакодинамика» icon Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по...
Содержание профилактической работы врача педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому
Методические рекомендации к практическому занятию ( для студентов II курса обучения ) по теме: «фармакодинамика» icon Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по...
Содержание профилактической работы врача педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому
Методические рекомендации к практическому занятию ( для студентов II курса обучения ) по теме: «фармакодинамика» icon Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по...
Содержание профилактической работы врача – педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому
Методические рекомендации к практическому занятию ( для студентов II курса обучения ) по теме: «фармакодинамика» icon Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по...
Содержание профилактической работы врача – педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому
Методические рекомендации к практическому занятию ( для студентов II курса обучения ) по теме: «фармакодинамика» icon Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по...
Содержание профилактической работы врача педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому
Методические рекомендации к практическому занятию ( для студентов II курса обучения ) по теме: «фармакодинамика» icon Методические рекомендации к практическому занятию для студентов VI...
Этиология вирусных диарей. Патогенез, клиническая характеристика. Диагноз и дифференциальная диагностика (холера). Принципы терапии....
Методические рекомендации к практическому занятию ( для студентов II курса обучения ) по теме: «фармакодинамика» icon Методические рекомендации к практическому занятию для студентов VI...
Патронаж новорожденного и грудного ребенка (с патронажной сестрой или участковым педиатром). Понятие о недоношенности, задержке внутриутробного...
Методические рекомендации к практическому занятию ( для студентов II курса обучения ) по теме: «фармакодинамика» icon Методические рекомендации для студентов при подготовке к практическому...
Занятие №8 «Заболевания органов мочевой системы у детей в условиях поликлиники. Структура, ранняя диагностика и дифференциальная...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск