«Рассмотрен» «Утвержден»
Коллегия контрольно- Председатель контрольно-счетной
счетной палаты города Новосибирска палаты города Новосибирска
от «14» октября 2015 года.
_______________ Г.И. Шилохвостов
«16» октября 2015 года
СТАНДАРТ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
«Общие правила проведения контрольного мероприятия по использованию бюджетных средств на выполнение строительно-монтажных и ремонтных работ»
Новосибирск
2015 год
Содержание
|
|
Стр.
|
1.
|
Общие положения
|
3
|
2.
|
Содержание контрольного мероприятия
|
3
|
3.
|
Организация контрольного мероприятия
|
4
|
4.
|
Подготовительный этап контрольного мероприятия
|
4
|
5.
|
Проведение контрольного мероприятия – основной этап
|
5
|
6.
|
Оформление результатов проверок
|
12
|
1. Общие положения
1.1. Стандарт финансового контроля «Общие правила проведения контрольного мероприятия по использованию бюджетных средств на выполнение строительно-монтажных и ремонтных работ» (далее - Стандарт) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», с учетом Общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований , утвержденных Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 17.10.2014 № 47К (993).
1.2. Стандарт предназначен для методологического обеспечения реализации задач Контрольно-счетной палаты города Новосибирска по определению эффективного и целевого использования средств городского бюджета города Новосибирска, выделяемых из бюджета для строительства и ремонта объектов государственного заказа города Новосибирска.
1.3. Целью Стандарта является установление общих правил и требований при осуществлении контрольных мероприятий.
1.4. Задачами Стандарта являются:
- определение содержания и порядка организации контрольного мероприятия;
- определение общих правил и требований при проведении этапов контрольного мероприятия.
2.Содержание контрольного мероприятия
2.1 Контрольное мероприятие является организационной формой финансового контроля, осуществляемого Контрольно-счетной палатой города Новосибирска.
2.2. Предметом контрольного мероприятия является использование средств бюджета города Новосибирска.
Предмет контрольного мероприятия отражается в его наименовании.
3. Организация контрольного мероприятия
3.1. Контрольное мероприятие проводится на основании плана работы Контрольно-счетной палаты города Новосибирска на текущий год, где указываются сроки исполнения и ответственные должностные лица. Решение о включении контрольного мероприятия в план принимаются в порядке, установленном в Контрольно-счетной палате города Новосибирска.
3.2. Организация контрольного мероприятия включает следующие этапы:
- подготовительный этап контрольного мероприятия;
- основной этап контрольного мероприятия;
- заключительный этап контрольного мероприятия.
Срок исполнения мероприятия устанавливается с учетом проведения всех указанных этапов.
4. Подготовительный этап контрольного мероприятия
4.1. Проведению контрольного мероприятия, как правило, предшествует подготовительный этап для предварительного изучения объектов проверки с учетом специфики и предполагаемого объема контрольного мероприятия.
4.2. Проводимое контрольное мероприятие должно преследовать ясные и четкие цели, а также решать конкретные задачи, на основании которых можно делать соответствующие выводы. Поэтому проверяющим необходимо четко следует сконцентрировать внимание главным образом на тех, проблемах проверки, которые могут дать наибольший результат.
4.3. На данном этапе осуществляются следующие мероприятия:
- изучение документов, являющихся основанием для проведения контрольного мероприятия, что позволит определить предмет проверки;
- составление программы контрольного мероприятия по типовой форме, указанной в регламенте Контрольно-счетной палаты города Новосибирска утверждение данной программы председателем Контрольно-счетной палаты города Новосибирска;
Программа контрольного мероприятия должна содержать четкий перечень объектов и вопросов проверки, определяющих масштаб ее проведения.
4.4. До начала основного этапа контрольного мероприятия аудитором Контрольно-счетной палаты города Новосибирска направляется уведомление (поручение) о проведении контрольного мероприятия.
В уведомлении (поручении) указываются наименование контрольного мероприятия, основание его проведения, сроки проведения контрольного мероприятия на объектах, состав участников мероприятия.
К уведомлению (поручению) прилагаются документы:
- копия утвержденной программы проведения контрольного мероприятия (или выписка из программы);
- перечень документов, которые должностные лица объекта контрольного мероприятия должны подготовить для предоставления участникам контрольного мероприятия.
5. Проведение контрольного мероприятия – основной этап
На данном этапе проводятся документальные проверки главных распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, муниципальных заказчиков на основании плановых, финансовых и бухгалтерских документов, проектно-сметной и договорной документации, документов строительных организаций и строек, в которых фиксируются виды, объемы и стоимость выполненных работ.
5.1. В соответствии с п. 1. ст. 59 Федерального закона 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» размещение заказа на выполнение работ по строительству, ремонту объектов капитального строительства для муниципальных нужд осуществляется путем проведения аукциона.
Анализу и проверке подлежат следующие вопросы:
Соблюдение требований Федерального закона от 05.04. 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и постановления мэрии города Новосибирска от 28.06.2011 № 5473 «Об организации муниципального заказа»:
- нормативная правовая основа размещения муниципального заказа, согласования (уведомления) заключения муниципального контракта;
- общие сведения об уполномоченном органе по размещению муниципального заказа, согласования (уведомления) заключения муниципального контракта, его функции, полномочия, организационная структура;
- заявки заказчиков на проведение процедур по размещению муниципального заказа (путем проведения торгов, без проведения торгов);
- формирование комиссии по размещению муниципального заказа;
- опубликование информации о проведении процедур по размещению муниципального заказа;
- конкурсная (аукционная и т.д.) документация (наличие, соответствие требованиям, установленным законодательством о закупках товаров, работ и услуг для муниципальных нужд);
- сбор, вскрытие и оценка заявок;
- проведение процедур размещения муниципального заказа;
- подведение итогов процедур размещения муниципального заказа.
5.2. Муниципальный контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ с учетом положений Федерального закона от 05.04. 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Анализу и проверке подлежат следующие вопросы:
- при заключении муниципальных контрактов (договоров подряда) учтены ли взаимные обязательства и ответственность сторон в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а именно главы 37 «Подряд» (§1 «Общие положения о подряде», §3 «Строительный подряд», § 4 «Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ», §5 «Подрядные работы для государственных и муниципальных нужд»);
- при заключении муниципальных контрактов (договоров подряда) на выполнение строительно-монтажных и ремонтных работ, в том числе на разработку проектно-сметной документации, для муниципальных нужд учтены ли требования Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- проверка формирования стоимости работ (договорных цен) в муниципальных контрактах (договорах подряда), способы оплаты выполненных работ.
5.3. При новом строительстве осуществляется возведение комплекса объектов основного, подсобного, обслуживающего назначения вновь создаваемых предприятий, зданий и сооружений, которые после ввода в эксплуатацию будут находиться на самостоятельном балансе.
Новое строительство, как правило, осуществляется на свободных территориях в целях создания новых производственных мощностей. После принятия решения о строительстве нового здания или сооружения, прежде всего, необходимо оформить документы на земельный участок, так как в соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ в случае создания здания (сооружения) на земельном участке, не отведенном для этих целей, построенное здание может быть признано самовольной постройкой, подлежащей сносу. Кроме этого, согласно п.2 ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» (с изменениями и дополнениями) строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
Проверке подлежит следующий вопрос:
- получено ли «Заказчиком» разрешение на строительство объектов и сооружений капитального строительства.
5.4. Согласно ст. 743 Гражданского кодекса РФ объем, и содержание выполняемых работ определяются в соответствии с технической документацией и сметой. Основным нормативным документом, подробно регламентирующим вопросы, связанные с технической документацией для строительных работ, является «Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации», утвержденная Приказом Госстроя РФ от 29.10.2002 № 150 (СНиП 11-04-2003).
Проектно-сметная документация при строительстве хозяйственным способом оформляется в порядке, аналогичном порядку, применяемому при строительстве подрядным способом. Ее подготовка должна быть возложена на специализированную проектную организацию.
«Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства» утвержден приказом Министерства регионального развития РФ от 01.04.2008 № 36, а состав разделов проектной документации и требования к их содержанию утверждены постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87.
Сметная документация оформляется в установленном порядке независимо от метода осуществления строительства - подрядным или хозяйственным способом. Цена строительных работ определяется на основании сметы (ст. 743 Гражданского кодекса РФ). Смета представляет собой перечень работ с указанием их стоимости и единиц измерения объемов работ. Смета составляется по форме, приведенной в приложении 2 к МДС 81-35.2004
В соответствии с ч. 11 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и порядок ее взимания устанавливаются Правительством РФ. В настоящее время данный порядок регламентирован Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий».
После получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации сметная стоимость строительства подлежит утверждению руководителем учреждения, что будет являться основанием для начала финансирования.
Согласно п.2 ст.51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция в РФ осуществляются на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости совершить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения или сооружения.
Анализу и проверке подлежат следующие вопросы:
- наличие, соблюдение установленного порядка утверждения и соответствия по содержанию проектно-сметной документации, разрешение на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства.
5.5. При проверке актов выполненных работ и сметной документации необходимо установить были ли факты завышения стоимости работ, вызванные:
- неправильным применением сметных норм и расценок, коэффициентов (индексов) пересчета сметной стоимости работ в уровень текущих цен, размеров лимитированных и прочих затрат, норм накладных расходов, сметной прибыли и других нормативов, формирующих договорную цену строительной продукции;
- неправильным применением правовых актов, разработанных региональным центром по ценообразованию в строительстве по Новосибирской области;
- включением в расчетные документы работ и затрат, фактически не выполненных или ранее уже оплаченных работ;
- включением в акты приемки выполненных работ формы № КС-2 затрат, не предусмотренных сметной документацией и не относящихся к строительно-монтажным и ремонтным работам;
- необоснованным включением в расчетные документы физических объемов работ, превышающих объемы, предусмотренных в проектно-сметной документации;
- необоснованным увеличением стоимости монтажных работ за счет завышения количества единиц и веса оборудования;
- повторным предъявлением к оплате отдельных элементов прямых затрат, накладных расходов, учтенных в составе комплексных норм, цен и расценок или входящих в состав лимитированных начислений (временные здания и сооружения, зимние удорожания и др.);
- сокрытием фактически выполненных объемов работ и предъявлением их к оплате с применением более высоких коэффициентов (индексов) перехода в текущий уровень цен;
- включением в акты приемки выполненных работ затрат, входящих в состав накладных расходов или в нормы дополнительных затрат, связанных с производством работ в зимнее время;
- завышением установленной нормы накладных расходов и сметной прибыли;
- отсутствием должного оформления свободных (договорных) цен на материалы, изделия, конструкции и тарифов на услуги (протоколы согласования, договоры);
- неполным или несвоевременным возвратом подрядной организацией заказчикам стоимости материалов и конструкций, полученных от разборки сносимых и переносимых зданий и сооружений, в размере, определенном сметной документацией;
- приемкой работ до заключения муниципального контракта (договора подряда);
- приемкой работ после подписания акта приемки законченного строительством (ремонтом) объекта;
- арифметическими ошибками;
- другими причинами завышения объемов и стоимости работ.
В ходе проведения проверок особое внимание уделяется не только расчету стоимости работ по актам формы № КС-2, но и достоверности принятых к оплате объемов работ. Соответствие принятых к оплате объемов работ фактически выполненным объемам работ можно установить только в результате проведения контрольного обмера выполненных работ.
5.6. Для установления фактически выполненных объемов строительно- монтажных и ремонтных работ проводятся контрольные обмеры представителями проверяемой организацией (заказчика) и подрядчика, в присутствии сотрудников Палаты.
При проведении контрольного обмера выполняется следующий объем работ:
- проверка достоверности объемов выполненных строительно-монтажных и ремонтных работ должна быть произведена путем инструментального обмера их в натуре, исчисления объемов работ в соответствии с правилами СНиП и сопоставления с учетными данными объемов выполненных работ у заказчика и подрядной организации и данными, содержащимися в проектно-сметной документации;
- при отсутствии на законченном строительством объекте учета выполненных работ, о чем делается запись в акте, контрольный обмер производится путем замера выполненных работ в натуре и сопоставления их с утвержденной проектно-сметной документацией;
- правильность оплаты выполненных работ по конструкциям, обмер, которых затруднен, подтверждается проверкой соответствия фактически выполненных работ рабочим чертежам и спецификациям при условии установки конструкций в проектное положение. Кроме того, используются имеющиеся на стройке первичные документы, обосновывающие объемы и состав выполненных работ, включая журналы производства работ и акты на скрытые работы;
- проверка объемов скрытых работ (засыпанные фундаменты, конструкции полов, автомобильные дороги, траншеи с уложенными в них трубопроводами и другие) должна производиться по актам на скрытые работы. При отсутствии таких актов объемы выполненных работ подсчитываются по рабочим чертежам, а в необходимых случаях путем вскрытия работ в установленном порядке;
- незаконченные части конструктивных элементов и видов работ, по которым не допускается раздельная оплата отдельных операций, входящих в состав единичных расценок, а также стоимость строительных материалов и конструкций, завезенных на объект строительства и не уложенных в дело, но включенных в акты выполненных работ, относятся к завышению стоимости работ;
- при выявлении контрольным обмером замены материалов и конструкций на более дешевые для установления разницы в стоимости работ и материалов должны включить в ведомость пересчета к акту контрольного обмера стоимость фактически уложенных в дело материалов, деталей и конструкций.
Разница в стоимости работ и материалов является завышением стоимости выполненных работ. При этом следует учитывать, что если удешевление произошло в результате внедрения рационализаторского предложения, мероприятия подрядной организации или изобретения, оформленного в установленном порядке, то разница в стоимости выполненных работ с учетом стоимости материалов завышением не является.
- если контрольным обмером установлено, что подрядная организация произвела замену материалов и конструкций (облицовочные и отделочные материалы, электрооборудование, осветительная арматура и др.) на более дорогие, без соответствующих согласований, то в ведомость перерасчета стоимости работ к акту контрольного обмера включается стоимость материалов и конструкций, предусмотренных сметой, а удорожание их стоимости относится к завышению;
- если контрольным обмером выявлено, что за счет бюджетных средств города выполнено строительство или ремонт, на которые денежные средства не выделялись и работы оплачены за счет других статей сметы, то указанные затраты считаются нецелевым использованием средств.
К завышениям объемов и стоимости работ, выявляемым непосредственно контрольным обмером, относятся:
- включение в расчетные документы работ и затрат, фактически не выполненных или ранее оплаченных;
- неправильное применение расценок, норм и цен;
- необоснованное увеличение стоимости монтажных работ за счет завышения количества единиц и веса оборудования;
- некачественно выполненные работы;
- повторное предъявление к оплате отдельных элементов прямых затрат, накладных расходов, учтенных в составе комплексных норм, цен, расценок или входящих и оплаченных в составе процентных начислений (временные здания и сооружения, зимнее удорожание);
- неполный или несвоевременный возврат подрядной организацией заказчику стоимости материалов и конструкций от разборки;
- стоимость работ по монтажу и демонтажу строительных машин и механизмов;
- стоимость работ по устранению брака и переделкам
некачественно выполненных строительных и ремонтных работ;
- работы по текущему ремонту основных средств;
- другие завышения объемов и стоимости работ.
Немало важное внимание уделяется проведению инвентаризации приобретенного и установленного оборудования. Инвентаризация оборудования производится в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 года № 49.
Целями инвентаризации являются:
- выявление фактического наличия оборудования;
- сопоставление с данными бухгалтерского учета актов приемки выполненных работ формы КС-2. При этом проверяется: не числится ли в составе затрат незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;
- оценка степени использования установленного оборудования по объектам, введенным в эксплуатацию.
До начала проверки фактического наличия оборудования необходимо получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей, результаты проведенных ранее инвентаризаций, определить остатки по учетным данным.
По результатам инвентаризации приобретенного и установленного оборудования составляются сличительные ведомости, в которых отражается соответствие (расхождение) данных бухгалтерского учета, инвентарных карточек (инвентарной книги) данным инвентаризационных описей.
Основными нарушениями, выявленными при данном способе проверки, являются следующие:
- недостача приобретенного оборудования;
- на объектах, введенных в эксплуатацию, не эксплуатируется приобретенное оборудование;
- часть оборудования передана другой организации.
5.7. В соответствии с п.2 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ ввод построенного здания или сооружения осуществляется на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
(п. 1 ст. 55 Градостроительного Кодекса РФ).
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается застройщику на основании заявления органов местного самоуправления.
Проверке подлежат следующие вопросы:
- принят ли объект в эксплуатацию;
- в соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ проведена ли регистрация на право собственности на вновь принятый объект строительства.
5.8. После завершения контрольного мероприятия на объекте контрольного мероприятия участниками контрольного мероприятия составляется акт.
При составлении акта должны соблюдаться следующие требования:
- объективность, краткость и ясность при изложении результатов контрольного мероприятия на объекте;
- четкость формулировок содержания выявленных нарушений и недостатков;
- логическая и хронологическая последовательность излагаемого материала;
- изложение фактических данных только на основе соответствующих документов, при наличии исчерпывающих ссылок на них.
При отражении выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений и недостатков в акте следует указывать:
- законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, требования которых нарушены;
- виды и суммы выявленных нарушений (в разрезе проверяемых периодов, видов средств, объектов, форм их использования и других оснований);
- причины допущенных нарушений и недостатков, их последствия;
- виды и суммы возмещенных в ходе контрольного мероприятия нарушений;
- принятые в период проведения контрольного мероприятия меры по устранению выявленных нарушений и их результаты.
Акт подписывают участники контрольного мероприятия, проводившие контрольное мероприятие на данном объекте.
Акты, составленные в ходе или по завершении контрольных мероприятий, доводятся до сведения руководителей объектов контрольных мероприятий.
В случае несогласия руководителя объекта контрольного мероприятия с фактами, изложенными в акте, акт подписывается с указанием на наличие замечаний.
Руководителем (аудитором) контрольного мероприятия готовится заключение на замечания, представленные руководителем объекта контрольного мероприятия, в порядке и сроки, установленные регламентом Контрольно-счетной палаты города Новосибирска.
6. Оформление результатов проверок
6.1. Контрольное мероприятие завершается подготовкой результатов, выводов и предложений (рекомендаций) которые оформляются в отчете и других документах, подготавливаемых по результатам проведенного контрольного мероприятия.
6.2. На основе выводов подготавливаются представления (рекомендации) по устранению выявленных нарушений и недостатков в адрес объектов контрольного мероприятия, организаций и должностных лиц, в компетенцию и полномочия которых входит их выполнение.
Представления (рекомендации) должны быть:
- направлены на устранение причин выявленных нарушений и недостатков и при их наличии на возмещение ущерба, причиненного местному бюджету;
- ориентированы на принятие объектами контрольного мероприятия конкретных мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, выполнение которых можно проверить, оценить или измерить;
- конкретными, сжатыми и простыми по форме и по содержанию.
6.3. Сбор информации о принятых мерах по представлениям, и об исполнении предписаний Палаты осуществляет аудитор, проводивший соответствующее контрольное мероприятие, и отражается в отчете о результатах работы аудиторской группы за отчетный период.
Исполнитель
Т.И. Рохлина
|